Каждый день мы пользуемся транспортными услугами, услугами здравоохранения и образования. Приобретаем товары сельского хозяйства, легкой промышленности и фармакологии. Просим соседку оказать небольшую услугу, и рассказываем подруге, что в любимом магазине на некоторые товары объявлены скидки. При этом никогда не задумываемся, что означают такие привычные слова, и при этом такие непонятные экономические термины, как «товар» или «услуга».
Товар - это продукт труда, произведенного для обмена (продажи). Он должен удовлетворять те потребности человека, для которых был создан.
Услуги - это продукт труда, предназначенный для удовлетворения в основном духовных и умственных потребностей человека. Услуга тоже может продаваться или обмениваться. Так как же различить, что мы покупаем – товар или услугу. Например, мы пришли на почту, чтобы отправить посылку. Там мы покупаем специальную коробку для упаковки наших вещей. За нее мы заплатили деньги. Упаковав посылку, мы просим оператора почты отправить ее и тоже платим деньги. Но в первом случае мы оплачиваем товар, а во втором – услугу.
Значит, товар – осязаем, он имеет материальную оболочку. Его можно потрогать, рассмотреть.
Все товары в зависимости от их назначения, сроку службы и других параметров могут быть подразделены на следующие виды:
Основание для классификации | Виды товаров |
Цель использования | а) потребительские товары (для, личного некоммерческого использования); б) товары производственного назначения. |
Длительность и особенности использования | а) товары длительного использования (бытовая техника, мебель, автомобили и т.д.); б) товары краткосрочного использования (продукты питания, журналы, газеты, косметика и т.д.); |
Особенности подхода к выбору и покупке | а) товары повседневного спроса, которые приобретаются без длительного изучения рынка и цен (еда, канцелярские принадлежности, бытовая химия и т.д.); б) товары тщательного выбора, которые предполагают длительное использование, а потому подбираются более внимательно (бытовая техника, автомобили, одежда, обувь и т. д.); в) престижные товары, которые покупаются обычно только в силу особого имиджа или особого, уникального качества (экзотические фрукты, модная одежда, дорогая косметика). |
|
Внутри каждого вида товаров можно также выделить несколько групп. Например, товары производственного назначения могут включать рабочие машины и механизмы, транспортные средства (буксиры, баржи), химическое оборудование и т.д.
Товар изготавливается по определенным технологиям, имеет установленный порядок производства и, довольно часто, должен соответствовать государственным стандартам. Если мама каждый день посылает вас в магазин с просьбой купить упаковку сока яблочного конкретной фирмы – изготовителя, то вы приносите каждый день домой одинаковые упаковки. Товар, в отличие от услуги, можно запатентовать, установить на него право собственности.
Потребитель, как правило, не присутствует при процессе изготовления товара. Товар производится и предлагается покупателю в разных местах и в разное время.
А услуга – неосязаема. Это некий процесс, который нельзя потрогать, почувствовать и, естественно, невозможно положить на склад.
|
Услугу невозможно два раза представить совершенно одинаково. Даже если она из раза в раз предоставляется одной и той же компанией или человеком, то результат может быть разным. Вы хотите узнать какими свойствами обладает тот или иной товар и обращаетесь с этой просьбой к продавцу-консультанту. Один консультант подробно расскажет вам обо всех функциях товара, о производителе, гарантии, цене. А второй ограничится информацией только о технических характеристиках данного товара.
Услуга предполагает непосредственное участие потребителя в процессе «производства» и влияние его пожеланий и требований на конечный результат. Услуга, в отличие от товара, обладает свойством одновременности ее производства и потребления.
Товар и услугу можно продать, обменять, подарить. Чтобы можно было выполнить все эти операции товар и услуга должны иметь цену.
Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара (услуги). По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара (услуги) на деньги.
В основе цены товара (услуги) лежит себестоимость, под которой подразумеваются собственные затраты производителя. В состав этих затрат включают стоимость израсходованных материалов, полуфабрикатов, заработную плату работников, занятых изготовлением этого товара и другие расходы, связанные с изготовлением и продажей данного товара. Кроме того, для формирования цены товара производитель должен учесть отдельные налоги, которые согласно законодательству, включаются в цену, а также процент собственной прибыли.
|
Другими словами, цена – это денежное выражение стоимости товара, которая определяется и устанавливается в зависимости от расходов на изготовление, реализацию товара, обязательные платежи в бюджет. Также учитывается чистый доход, который нужен для того, чтобы предприятие приносило прибыль владельцу.
Цена = (Себестоимость + Прибыль) + Налоги
Аналогичным образом складываются цены на услуги, хотя этот процесс несколько сложнее, чем установление цены на товар.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
Задание 1. Определите себестоимость единицы продукции, если в отчетном периоде организация выпустила 1500 единиц, при этом ее собственные затраты составили 420 тыс. руб., плановый процент прибыли – 15 %, обязательные налоговые платежи – 20 %.
Задание 2. Определите стоимость услуги по ремонту телевизора, если в мастерской вместо вышедших из строя деталей поставили новые стоимостью – 1040 руб. Рабочий, который занимался ремонтом, затратил 3,5 часа. Его часовая тарифная ставка 150 руб. за месяц мастерская оплатила счет на оплату аренды и коммунальных платежей 5100 руб. (В месяце 170 рабочих часов). Плановый процент прибыли 10 %, а размер налоговых платежей 20 %.