Последствия теневой экономики в России




Теневые финансовые процессы на современном этапе развития экономики как на микро-, так и на макроуровне характеризуются тенденцией к росту. По оценкам экспертов, доля теневых процессов в российской экономике составляет от 20% до 50% ВВП. Например, ведущие экономисты GFI Дев Кар и Сара Фрейтас в 2012 году оценивали размер теневой экономики России в 46% ВВП в год. Особенно актуальным противодействие теневым процессам в России представляется в настоящее время, что связано с введенными санкциями по отношению к Российской Федерации и нестабильной экономической ситуацией в стране, [26].

Современная российская экономика обладает сложной структурой, отличающей ее от иных национальных экономик. Так, в настоящее время экономике России присущи новые рыночные механизмы, «унаследованные» постсоветские элементы командно-административной системы и элементы теневой экономической деятельности.

Теневые финансовые процессы присущи экономике любого государства в той или иной мере, однако в Российской Федерации их доля и тенденция к росту объемов теневых процессов превратились в национальную проблему.

Столь масштабные размеры теневой экономики и возрастающий объем теневых финансовых процессов компаний связан с незавершенностью реформирования российской экономики. На современном этапе отсутствует четкая спецификация и закрепление прав частной собственности, отмечаются факты нарушения со стороны государства прав других субъектов экономики, права собственности закреплены законом лишь формально. Кроме того, множество вопросов финансовой деятельности не регулируются законодательством государства либо регулируются в слабой мере, в частности, налоговое законодательство полно пробелов, что ведет к массовому сокрытию доходов компаниями. Необходимо также отметить, что во многом некорректное формирование правовой базы является причиной роста объемов теневых финансовых процессов.

Кроме несовершенства, в частности, налогового законодательства, акселератором (коэффициент, показывающий, насколько увеличиваются инвестиции при росте дохода) роста теневых финансовых процессов компаний выступает чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки. Отдельно необходимо отметить, что налоговая нагрузка организаций планировалась к снижению согласно поручениям Президента РФ Путина В.В. еще с 2014 года. Однако к концу 2015 года налоговое бремя бизнеса составило 49%.

Также одним из элементов импортозамещения и наращивания экспортного потенциала являлась поддержка российских компаний, в том числе оптимизация законодательства. В настоящее время наблюдается лишь усугубление положения. В частности, малые компании ранее не являлись плательщиками налога на имущество, но с 1 января 2015 г. они его уплачивают, причем с кадастровой стоимости имущества; жилье, не учитываемое на балансе в качестве основного средства, облагается налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости; введен торговый сбор. Таким образом, в сущности, налоговое бремя не только не стало меньше, а, напротив, приняты реальные законы в области налогообложения, которые негативно влияют на бизнес. Подобные условия провоцируют компании к осуществлению теневых финансовых процессов.

Кроме того, структура налоговых изъятий компаний распределена неравномерно. Иными словами, налоговые изъятия не соответствуют доходам компаний в различных отраслях экономики. Повышение налогового бремени в настоящее время связано с неспособностью государства обеспечить реальный сбор налогов, в связи, с чем увеличиваются налоговые ставки в целях компенсации сокращения налоговой базы. Рост налоговой нагрузки, как отмечалось ранее, провоцирует компании на реализацию теневых финансовых процессов, что, в свою очередь, вновь сокращает налоговые платежи государству и увеличивает налоговое бремя «честных» компаний. Затем процесс возобновляется на новом уровне.

Специфика теневых процессов компаний в современной России также связана с вытеснением бизнеса государственным сектором. Так, большая часть выручки принадлежит компаниям, контролируемым государством либо с государственной долей. Согласно «рейтингу РБК 500. Крупнейшие компании России», из 500 компаний – 393 частных, 87 государственных, 19 компаний с государственным участием и одна иностранная компания. Несмотря на незначительную долю компаний с государственным участием в какой-либо степени, выручка подобных компаний составляет 43,7% суммарной выручки всех компаний рейтинга. Причем, 7 компаний топ-10-ти с государственным участием, топ-20-ти – 12 компаний. Следует также отметить, что на долю компаний, контролируемых государством, относящихся к крупному бизнесу, в 2014 году приходилось 40%, на долю частных компаний – 48%, а на компании с иностранным участием 12%. Таким образом, наблюдается экспансия государственного участия в бизнесе, если не по количеству компаний, то по объему выручки, [25].

Усиление теневых финансовых процессов связано с некорректной политикой государства, как отмечалось ранее. На современном этапе в условиях снижения цен на нефть и введения санкций снижается ликвидность. Последнее связано с корректировками Центральным банком РФ ключевой ставки, на основе которой определяются процентные ставки по кредитам и так далее. Так, с целью снижения роста инфляции ЦБ РФ повысил ключевую ставку, что повлияло на процентные ставки банков по выдаваемым кредитам. Кроме того, введенные санкции ограничили привлечение российскими банками средств из зарубежных стран, сократили участие на мировом финансовом рынке банков и компаний и так далее. Таким образом, привлечение средств компаниями стало затруднительным в связи с высокими ставками по кредитам в России, а также ограничением количества зарубежных банков, не поддерживающих санкции. Следует также отметить, что санкции сократили объем инвестиций не только зарубежных инвесторов, но и российских.

В то же время, отсутствует коммуникация регулятора с рынком, влияние политических решений на бизнес не учитывается, многие операции на финансовом рынке не регулируются законодательством. Вмешательство ЦБ РФ в торги на финансовом рынке провоцирует рост теневых финансовых операций, так как создаваемые высокие риски для бизнеса могут быть компенсированы лишь высокой доходностью, [25].

При этом, в условиях полного отсутствия регулирования большинства операций на финансовом рынке, а также в условиях наличия пробелов в законодательстве, регулирующем взаимодействие бизнеса и государства, проводится работа по ужесточению законодательства по отношению к бизнесу. Так, за пятнадцать лет было принято более 18 тысяч законов и нормативных правовых актов, регулирующих коммерческую деятельность организаций. Многие из них в разной степени противоречат друг другу, а также направлены на ужесточение налогового бремени организаций и условий реализации финансовой деятельности.

В подобных условиях именно теневые процессы выравнивают экономические условия реализации финансово-хозяйственной деятельности. Благодаря теневым финансовым процессам компаний создаются рабочие места, что способствует занятости населения и сокращению социального и экономического падения уровня жизни. Несмотря на принятие законов о деофшоризации (проведение государством комплекса мероприятий в различных областях, для снижения или исключения вовлеченности резидентов под видом иностранных лиц или с использованием иностранных правовых конструкций, преследующих преимущественно незаконные или недобросовестные цели) наблюдается тенденция по выведению денежного оборота в теневой сектор, что несколько смягчает низкую ликвидность. Рост теневых финансовых операций компаний по уклонению от налогов связан с проблемами сбыта продукции и услуг, вызванных санкциями против России и ужесточением законодательства. Помимо отмеченного, еще одним акселератором теневых финансовых процессов выступает политика государства, направленная на поддержку сырьевых отраслей в ущерб иным отраслям экономики.

Однако положительные эффекты теневой деятельности не сглаживают все негативные, вызываемые ее реализацией. Особого внимания требует тот факт, что объем теневой финансовой деятельности компаний, а также в целом доля теневой экономики в России, приближаются к показателям развивающихся стран, в которых, по мнению специалистов, сосредоточена основная доля мировой теневой финансовой деятельности.

Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует систему разделения труда, увеличивает издержки производства и осуществления рыночных сделок, отрицательно отражается на качестве товаров и услуг. В нелегальном секторе опасность разоблачения играет решающую роль. В большинстве случаев, работающие нелегально выбирают работать одному, несмотря на то, что могли бы получить больше выгоды при организации совместного труда. Опасность разоблачения также мешает росту организаций и использованию преимуществ современной технологии и крупного производства. Нелегальный сектор не может пользоваться легальными каналами маркетинга и рекламой в газетах.

Крупные нелегальные суммы, проникая в мировую экономику, деформируют структуру платежного баланса государств, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют цены и отрицательно влияют на доходы частных фирм.

Важной тенденцией в деформации структуры потребления является возрастание объема товаров и услуг, направленных на удовлетворение и эксплуатацию деструктивных потребностей и влечений. К таковым относятся: наркорынок, эксплуатация проституции, нелегальный игорный бизнес и другие.

Результаты влияния на режим конкуренции нелегальной экономики зависят от взаимосвязей нелегальных и легальных организаций, и от того, являются ли они конкурирующими.

Практически все считают необходимость борьбы с развитием теневой экономики, однако есть разногласия в определении целей и инструментов этой борьбы. Прежде всего, обыденное представление о желательности достижения цели полной ликвидации теневой экономики является ошибочным. Так как, последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Что касается методов борьбы с теневой экономикой, то по этому поводу мнения специалистов расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития теневой экономики считать более важными. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) можно объяснить недостатками государственного регулирования – бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т. д. Даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее.

В настоящее время общепризнано, что победить теневую экономику в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Интернациональные организации, такие как Организация Объединенных наций, Всемирный банк и др., активно стимулируют борьбу с теневой экономикой. Например, Конвенция ООН «Против Коррупции», Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ» и т. д.

К сожалению, теневая экономика в России «развивается» на почве государственного контроля, бюрократической системы, сложности налогового и связанного с ним законодательства. Увеличение её объемов нельзя связывать с неэффективностью деятельности правоохранительных органов. Источник явления следует искать в причинах и условиях его возникновения, а именно в социально-экономической политике государства. Только рациональная и адекватная политика способна противостоять теневой экономике, а именно её возникновению и дальнейшему росту.

Перейдем к следующей главе и разберем анализ возможного противодействия теневой деятельности, изучим подходы к решению проблем теневой экономики, а также законодательные методы борьбы с ней.

3. Пути ограничения роста теневой деятельности в экономике России

 

3.1 Подходы к решению проблем теневой экономики

 

Тема, вынесенная на обсуждение, является чрезвычайно важной. В её изучении к ней задействованы лучшие профессиональные кадры ученых и практиков.

Теневая экономика и коррупция неразделимы и порождают друг друга. Теневой сектор является благодатной почвой для разрастания коррупции, потому что находится вне поля правовой защиты. Теневая экономика создает устойчивый спрос на коррупционные услуги и программирует необходимое ей число коррумпированных чиновников. Коррупционная деятельность – сама по себе часть теневой экономики. Таким образом, борьба с коррупцией неэффективна без одновременной борьбы с теневой экономикой

В сфере теневой экономики мы выделяем две основные проблемы, которые требуют безотлагательного вмешательства.

Первая проблема, связана с так называемыми «коррупционными услугами», означающая совпадение предмета коррупционной деятельности с предметом теневой экономической деятельности. Материальный эффект от коррупционной деятельности является частью теневого дохода.

Вторая проблема, которая также требует решения в теневой экономике в связи с борьбой с коррупцией, – это, прежде всего макроэкономические финансовые решения государства, продуцирующие теневую экономику. Речь идет о налоговой политике государства, продуцирующие теневую экономику. Речь идет о налоговой политике государства, которая ведет к масштабному уклонению от налогов, к наличному обороту, снижение потенциала безналичных расчетов, неоправданным административным барьерам, заставляющим бизнес уходить в тень.

В настоящее время теневые процессы в экономике заполнили Россию, на

данном этапе развития страны, безусловно, страну излечить невозможно.

Существуют два подхода решения проблемы теневой экономики:

Первый подход – радикально-либеральный, осуществимый с конца 1991 – начала 1992 г. и связанный с мотивированными установками на высокие темпы изначального скопления денежных средств. Критические масштабы теневой экономики с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, – с другой. Не случайно у некоторых политических деятелей начали возникать идеи провести абсолютную легализацию всей нелегальной экономики и начать жизнь «с чистейшего листа».

Второй подход – репрессивный – подход появился как типичная реакция на социальные негативы первого подхода. Он подразумевает: расширение и повышение определенных подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, а также Министерство финансов РФ; всеобщее усиление законодательства, направленного против теневой экономики, усиление мер наказания. Этот подход можно рассмотреть на примере принятие Государственной Думой законопроекта «О государственном контроле над соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Идея проекта заключается в том что: государство не удается зарегистрировать доходы, в первую очередь необходимо поставить под контроль расходы граждан и, во-первых, обнаружить доходы состоятельных граждан, во-вторых, принудить их раскрыть источники скрытых средств, в-третьих, собрать до конца невыплаченные налоги. По мнению многих политических деятелей, реализация этого законопроекта только ужесточит эту систему. Под оборот попадут, как маленькие, так и средние предприниматели.

Эти подходы характеризуются не системностью, размытостью, слабой прогнозируемостью окончательного итога, фрагментарностью влияния на общественно-финансовую ситуацию, не оптимальностью достижения определенной цели. Поэтому, прежде всего, необходимо привести в устойчивое состояние всю экономическую систему России: именно экономическое равновесие предопределяет стабильность всего общества.

К основным управленческим решениям по противодействию теневой экономики относят:

1. Указ Президента РФ «Об утверждении Государственной концепции противодействия коррупции и теневой экономике».

2. Кодекс поведения лиц замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ, государственных и муниципальных служащих РФ.

3. Тарифно-квалификационный кодекс РФ.

4. Федеральный закон «О паспортном контроле».

5. Федеральный закон «О нормотворчестве».

6. Указ президента РФ «Регламент Администрации президента РФ».

7. Постановление Правительства РФ «О полномочиях органов государственной власти в области безопасности дорожного движения».

8. И т.д.

Сегодня теневые процессы в экономике захлестнули Россию. И естественно, что «ни отдельным специальным постановлением», ни репрессивными подходами излечить нашу страну от этой болезни невозможно. Необходимы законодательные методы борьбы с данным негативным явлением, основанные на сочетании экономических, юридических и административных мер, направленных на преодоление причин криминальных и теневых процессов, которые мы рассмотрим в следующем параграфе.

 

3.2 Законодательные методы борьбы с теневой экономикой

 

Для эффективной борьбы с теневой экономикой необходимо знать истинные масштабы и структуру. Особый интерес представляет распределение теневого сектора экономики России по ее регионам и отраслям народного хозяйства. Подобного рода информация позволила бы службе налоговой инспекции более взвешенно оценивать и направлять деятельность своих территориальных органов.

Сегодня в России борьба с легализацией преступных доходов, включающая их выявление, изъятие и конфискацию, является одним из важнейших стратегических направлений обеспечения экономической безопасности страны.

Говоря о возможных методах борьбы с указанными выше явлениями, необходимо отдавать себе отчет, что в сегодняшних условиях практически все трудоспособное население в той или иной мере участвует в различных формах коррупции и теневом секторе, поэтому одним из основных методов борьбы может стать легализацией отношений.

К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести:

- ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями «легальных» предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.);

- выявление и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере экономики;

- привлечение к уголовной ответственности участников организованных преступных формирований за «фоновые» преступления (ношение оружия, хранение наркотиков и пр.).

Для повышения эффективности работы правоохранительных органов следовало бы расширить возможности применения поощрительных мер к лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью в сфере экономики, в частности:

- ввести в законодательство институт «сделки с преступником», т.е. освобождение от уголовной ответственности и его защита за предоставление доказательств преступной деятельности активных участников и организаторов преступных групп и преступных сообществ;

- предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности за участие в преступной организации в связи с деятельным раскаянием (активное содействие правоохранительным органам в раскрытии преступной деятельности формирования).

Наряду с перечисленными было бы целесообразным предусмотреть в УПК РФ:

- возможность выступления в суде сотрудников правоохранительных органов в качестве «свидетеля со слов»;

- возможность допроса свидетелей в закрытом судебном заседании;

- возможность допроса свидетелей без раскрытия их анкетных данных;

- институт «главного свидетеля»;

- проведение допросов в качестве свидетелей лиц, установленных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, до момента возбуждения уголовного дела, а также проведение экспертиз до возбуждения уголовного дела.

Теневая экономика стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику.

При использовании подобного комплекса мер, не отрицая необходимости силовых мер, первоочередной задачей необходимо считать изменение общих условий хозяйствования, совершенствование законодательства, ликвидация правовых недостатков, делающих невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность. В основу такого комплекса мер могла бы быть положена идея интеграции теневой и легальной экономики, допускающей в определенных пределах такие меры, как налоговая амнистия, применение финансовых индульгенций, репатриацию капиталов.

Российскому обществу нужна ясная и жизнеспособная политическая доктрина противодействия теневой экономике, отвечающая заявленным амбизициозным целям социально-экономическую развития России, – Концепция государственной политики противодействия теневой экономике в России, утверждаемая указом Президента РФ.

В целях борьбы с коррупцией и теневой экономикой нами предлагаются следующие ключевые решения:

 

 


Рис. 6 – Ключевые решения борьбы с коррупцией

Основополагающими из них являются: политическая воля и публичное политическое решение. Необходимо на уровне политического руководства страны системно заниматься этим явлением, а не только обозначать его существование. Выход из логической ловушки состоит в поэтапной заданной нормативной программе, которая постепенно будет охватывать разные категории государственных служащих и властно-политических лиц. И в добровольном «колпаке» – ограничении части конституционных прав представителей руководящих должностей государственной службы РФ.

Остановимся на последнем решении, данную проблему представляется возможным решить при помощи создания специального антикоррупционного механизма, позволяющего противодействовать совершению коррупционных преступлений. В качестве указанного механизма введем «колпак» для указанных лиц.

Существо данного ограничения конституционных прав подразумевает добровольное согласие должностного лица государственной гражданской службы категории «руководитель» при поступлении на государственную службу на проведение в отношении ряда проверочных мероприятий. Полномочия по контролю такого рода представляется целесообразным возложить на органы Федеральной службы безопасности РФ в связи с тем, что у них имеется опыт проведения подобных мероприятий, и борьба с коррупцией находится в сфере компетенции этих органов.

Таким образом, с одной стороны, введение такого механизма позволит предотвращать коррупционные преступления, избавит от соблазна коррупционных деяний, с другой стороны, контролируемые должностные лица получат средство для эффективной защиты своей чести и достоинства в случае предъявления им необоснованных обвинений в коррупционной деятельности.

Безусловно, теневую экономику ликвидировать как экономическое явление, даже самыми эффективными методами, невозможно. Во-первых, потому что это неотъемлемая составляющая любой рыночной экономической системы во всех странах мира. Во-вторых, в России теневая экономика укоренилась, институционализировалась и стала привычным для большинства населения явлением. В- третьих, а стоит ли вообще искоренять теневой сектор? Ведь в кризисные периоды именно теневой сектор сыграл роль некоего стабилизатора. Тогда может быть целесообразней, будет просто поддерживать динамическое равновесие между легальной экономикой и экономикой вне закона? А задача правоохранительных органов будет сводиться к сдерживанию теневой экономики в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Так или иначе, но проблема теневой экономики в нашей стране будет еще долгое время оставаться актуальной. Трудно ожидать, что в ближайшие годы теневые механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание нецивилизованных норм.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе освещены теоретические основы теневой экономики, рассмотрены сущность, функции теневой деятельности. Также оценка масштабов теневой экономики, факторы её развития и последствиям теневой экономики. Рассмотрены законодательные методы борьбы теневой экономики, а также существующие подходы к решению этой проблемы.

Во всех странах с рыночной структурой экономики теневая экономика была, есть и будет существовать. Масштабы ее могут быть различными, но, к сожалению, ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это равноправно тому, что преступность, масштабы которой можно уменьшить, но ликвидировать вовсе – практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая и многие другие – но суть этого явления не меняется. Теневая экономика – это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.

Вот почему данные процессы, происходящие в обществе каждого государства, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению. В своей работе я попыталась осветить основные причины возникновения и методы измерения теневой экономики.

В развитых странах, в том числе и в России, продолжается коррумпирование высших правительственных кругов. Подобные тенденции, разумеется, неизбежны, однако, особое опасение вызывает наше государство, где доля теневого сектора экономики продолжает стремительно расти.

К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика – будет и скрытая. Это заложено в натуре человека. Другое дело, что снизить ее объемы всё-таки возможно.

Но для этого России необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан. Если не учитывать это, бороться с теневой экономикой бесполезно. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела – задача, достойная истинных реформаторов.

Таким образом, в процессе выполнения данной курсовой работы, мною была изучена одна из наиболее интересных областей научного исследования, как теневая экономика. В заключение замечу, что от масштабов процессов теневезации будет зависеть, куда пойдёт Россия далее: начнётся ли оздоровление её экономики и общественной жизни, или, напротив будет усиливаться стагнация (стагнация – состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода времени). При расширении масштабов теневезации в стране можно ожидать дальнейшего спада производства, роста конфликтности в обществе и радикализации политического режима. При постепенном ослаблении теневых процессов можно ожидать противоположных перемен.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Нуралиев, С.У., Нуралиева, Д.С. Экономика / Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 432 с.

2 Латов, Ю.В., Ковалев, С.Н.Теневая экономика / под ред. проф. Кикотя, В.Я.; проф. Казиахмедова, Г. М. – М.: Норма, 2006. – 336 с.

3 Эриашвили, Н.Д., Артемьева, Н.В. / Теневая экономика // М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2015. – 448 с.

4 Бродский, Б.Е. Лекции по макроэкономике / Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – 228 с.

5 Волконский, В.А., д.э.н. проф. Корягина, Т.И. Экономика и математические методы / 2000. – Том 36. – № 4.

6 Кормишкина, Л. А., Лизина, О.М. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 136 с.

7 Бекряшев, А.К., Белозеров, И.П. Теневая экономика и экономическая преступность / – Омск 2011. – 459 с.

8 Латов, Ю.В. Социальные функции теневой экономики в институциональном развитии постсоветской России / – Тюмень 2008. – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/327/566/1238/avtoref_Latov.pdf

9 Буров, В.Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства / – Чита 2012. – 441 с.

10 Библиотека бухгалтерских и налоговых документов / – Москва 2014. – Режим доступа: https://www.naloglib.net/003/faktory-obuslovlivayushchie-razvitie-tenevoi-ekonomiki?page=0,2

11 Тимченко, В.А. – 2010. / Статья – Особенности функционирования теневой экономики

12 Андрюшин, С.А. Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований; Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению / Финансовая академия при Правительстве РФ. – 2015.

13 Привалов, К.В. Теневая экономика: сущность и структура. – СПб 2012.

14 Национальные счета России в 2007 – 2015 годах./ Стат. сб./ Н35 Росстат. – Москва 2015. – 303с.

15 Лизина, О.М. / Статья – Модификация функций теневой экономики в современной России. – 2015.

16 Сулакшин, С.С. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономики в России / Материалы Всероссийской научной конференции – М.:Научный эксперт, 2007. – 760с.

17 Дж. Блэк Экономика / Толковый словарь.М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир" // Общая редакция: д.э.н. Осадчая – 2000.

18 Райзберг, Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..Современный экономический словарь.2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М.1999.

19 Попов, Ю.Н. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: учебник/ Ю.Н. Попов, М.Е. Тарасов – М.: Дело, 2014. – 240 с.

20 Толковый словарь. – М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. 2012. – 199 с.

21 Словарь по экономике / Издательство – Экономическая школа. Общая редакция: Пасс К., Лоуз Б., Дэвид Л. 1998. – 203 с.

22 Эриашвили, Н.Д., Казиахмедов, Г.В. Экономика и право. Теневая экономика / М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – 449 с.

23 Лавренко, С. В. Феномен коррупции в России: причины возникновения и существования. – 2011. – 342 с.

24 Кондратьева, Е.А. Финансовые аспекты теневого бизнеса / Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – М., 2015. – №12 – 49с.

25 «Рейтинг крупнейших компаний России RAEX-600» России / – Москва 2016. – Режим доступа: http: //www.raexpert.ru

26 Теневой сектор экономики России / – Москва 2016. – Режим доступа: http: //www.rbc.ru/economics

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: