Разберем причины плохой адаптации детей и пути решения проблем адаптации детей к дошкольному учреждению. Можно выделить три блока причин плохой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Первый блок причин связан с особенностями детей. Плохо адаптируются дети, имеющие следующие особенности:
• нервно-психические нарушения;
• эмоциональную чувствительность и впечатлительность, выраженную, тревожную зависимость от матери;
• соматическую ослабленность (соматизация выступает как психологическая защита);
• проблемы с едой, сном и туалетом;
• флегматический темперамент;
• выраженное левшество;
• проблемы общения.
Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые дети, а также дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой. При эмоциональной неустойчивости дети чаще испытывают трудности в адаптации к дошкольному учреждению.
Ниже вы сможете рассмотреть таблицу для быстрой диагностики и коррекции наиболее выраженных проблем у детей, возникающих в период адаптации. В таблице «Нервно- психические нарушения у детей дошкольного возраста» указаны не только характерные признаки нарушений, но и возможные пути решения проблемы
Таблица 1 Нервно-психические нарушения у детей дошкольного возраста
Признаки | Пути решения проблемы |
Нервная и соматическая ослабленность у ребенка в детском саду и дома | |
1. Беспокоен, эмоционально переживает, повышенно чувствителен, раним. Настроение может меняться по непонятной причине | 1. Организация психологической работы с родителями в виде профилактики и коррекции проблем в семейных отношениях |
2. Легко потеет, краснеет, бледнеет. Кружится, болит голова, легко возникает рвота. Плохо реагирует на изменение погоды | 2. Укрепление нервной и иммунной системы ребенка |
3. Плохо и мало для своего возраста спит. Засыпает с большим трудом, спит чутко, просыпается, плохое настроение после сна | 3. Чтение сказок перед сном и (или) слушание специально подобранных музыкальных произведений. Тактильный контакт взрослого с ребенком в виде успокаивающих поглаживаний |
4. Утомляется и отвлекается быстрее сверстников. Плохо переносит качели, поездки в автомобиле, жару, духоту | 4. Организация оздоровительных и спортивных мероприятий |
5. Плохо и мало для своего возраста ест. Различного характера диатезы, аллергии | 5. Организация питания детей с учетом выборочного принятия пищи. Сажать таких детей за стол со сверстниками, имеющими хороший аппетит |
6. Часто болеет, заболевания легко приобретают статус хронических. Ослаблен иммунитет | 6. Использование закаливающих мероприятий, которые нужно начинать летом, когда организм ребенка достаточно укреплен |
7. Вес меньше или гораздо больше возрастной нормы, бледный, вялый | 7. Предоставление ребенку возможности отдыха в детском саду тогда, когда у него возникает в этом необходимость. Дозирование времени пребывания ребенка в детском саду |
Невротические реакции у детей в детском саду и дома, которые могут перерасти в невротическое состояние и в невроз как заболевание | |
1. Сильно переживает и расстраивается по поводу и без повода | 1. Своевременное проявление эмоциональной отзывчивости по отношению к ребенку. Обучение способам выражения своих чувств, проблем и переживаний |
2. Раздражителен, с трудом сдерживается и не может терпеть | 2. Проявление гибкости в общении с ребенком, отказ от излишней принципиальности |
3. Неадекватно реагирует на справедливые замечания, обижается. «На сердитых воду возят, а на дутых — кирпичи» | 3. Демонстрирование и обучение моделям бесконфликтного поведения |
4. Не уверен ни в себе, ни в других. Боязлив и заражен страхами. «Пуганая ворона куста боится» | 4. Вера в возможности ребенка, внушение ему этого, «заражение» своей уверенностью |
5. Неадекватно ведет себя: когда надо сдержаться, он, наоборот, возбуждается, а когда надо проявить активность — тормозит | 5. Повышение самооценки ребенка, похвала даже за малые достижения |
6. Невнимателен и быстро отвлекается | 6. Тренировка внимания. Обучение способам расслабления и снятия напряжения |
7. С ребенком трудно договориться о чем-либо | 7. Психологическая коррекция семейных отношений |
Второй блок причин плохой адаптации детей связан с особенностями родителей. Основные особенности родителей, которые мешают детям адаптироваться к детскому саду:
|
|
• конфликтность;
• проблемы взаимоотношений;
• дефекты воспитания;
• недостаточно сформированный навык общения;
• хроническое чувство усталости;
• тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений.
У матерей неадаптированных девочек выявлены следующие особенности (по данным А. И. Захарова, 1997):
• нетерпимость к чужому мнению;
• чрезмерная настойчивость в осуществлении своих желаний (настырность);
|
• подозрительность и настороженность в контактах, склонность к предвзятым оценкам и категоричным суждениям;
• неуверенность;
• тревожно-мнительные черты характера.
У матерей неадаптированных мальчиков отмечаются следующие особенности (по данным А. И. Захарова, 1997):
• большое количество жалоб;
• хроническое чувство усталости и недомогания;
• тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений;
ипохондрический настрой, который выражается в том, что мать считает ребенка нездоровым.
Дети дошкольного возраста усваивают особенности поведения родителей. Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера родителей осложняет отношения со сверстниками и затрудняет адаптацию к дошкольному учреждению.
Третий блок причин связан с особенностями личности педагогов и с особенностями всего дошкольного учреждения. Основные особенности:
• негибкий режим дошкольного учреждения;
• частая сменяемость воспитателей;
• большое количество детей в группе;
• высокий шумовой фон в группе детского сада;
• левополушарная направленность воспитания и обучения;
«Мне трудно жить!»
Ваня, 4,5 года, средняя группа. Мальчик волнуется в связи с тем, что надо идти в детский сад, и жалуется на тошноту по утрам перед детским садом: «Я не хочу идти в детский садик! Мне трудно жить!» Часто плачет в детском саду и приговаривает: «Что мне делать с этой системой — мне дети не нравятся!» Ваня сторонится сверстников, особенно сверстников своего пола — шумных, резких и подвижных мальчиков он предпочитает обходить стороной.
Одной из причин такого поведения является то, что мальчик воспитан исключительно среди взрослых, не имеет абсолютно никакого опыта взаимодействия со сверстниками. Со старшими детьми и благожелательно настроенными взрослыми Ваня общается без затруднений. Педагогов настораживают и совсем не детские интересы малыша: например, он всегда в курсе политических событий, происходящих в стране. Причем особый интерес вызывают у Вани события трагические, конфликтные и скандальные, их он готов обсуждать часами.
Ваня отказывается идти на физкультурные занятия: «Я не смогу на физкультуре!» Мальчик плохо развит физически, физическим упражнениям предпочитает интеллектуальные игры и беседы. Когда в детский сад приехал театр и дети собрались в зале, то Ваню пришлось увести в группу, поскольку он начал волноваться, переживать, говорить, что очень боится театра. Оказалось, что год назад Ваня с отцом был на новогодней елке и сильно испугался Бабы Яги. С тех пор театр стал запретным местом для Вани — он его панически боится.
С родителями Ваня общается исключительно на интеллектуальном уровне: беседы, рассуждения, диспуты и т. п. Ваня (поздний, единственный и долгожданный ребенок) появился на свет тогда, когда при другом жизненном сценарии у родителей Вани могли бы быть уже и внуки. В семье Вани не принято проявлять искренние, непосредственные чувства, а уж баловству и шумным играм нет места и подавно. Неудивительно, что самым хорошим и приятным, что Ване запомнилось, является тот случай, когда «папа носил на себе!».
Много времени мальчик проводит со своей бабушкой и ее сестрой. Эти две уже немолодые женщины и смотрят вместе с мальчиком все передачи про события в стране и в мире. Выбирая для просмотра передачи, которые еще сложно усвоить дошкольнику, и обсуждая в присутствии мальчика особо страшные истории, бабушки поспособствовали заражению мальчика страхами. На ситуацию пожара в соседней квартире (загорелась лоджия) бабушки отреагировали таким паническим страхом, что с тех пор Ваня стал бояться не только пожара, но и любых шорохов на лестнице.
Можно посочувствовать мальчику Ване в этой ситуации. Ведь ему действительно трудно жить, поскольку и сверстники кажутся опасными, и на физкультуру надо ходить, и театр приехал — это все страшные, опасные, незнакомые Ване ситуации. А когда в детском саду объявили о том, что дети будут ходить в бассейн, то это объявление стало катастрофой для Вани. Заявление дошкольника: «Мне трудно жить!» звучит как крик о помощи: «Помогите мне!»
Этому мальчику оказывалась психолого-педагогическая помощь в течение всего его пребывания в детском саду. Особое внимание было уделено психологической коррекции страхов и нейтрализации последствий психической травмы: пожара. Однажды Ваня сочинил историю про крота, который неожиданно встречается с опасностями. Эта история очень помогла мальчику, поскольку Ваня стал сначала придумывать разнообразные продолжения этой истории, а потом и проигрывать ее с педагогом. К игре подключились сверстники мальчика, и вскоре у Вани появилась подружка Ася. Сначала в своей истории про крота Ваня был вторым колесом от машины, и только спустя некоторое время стал брать роль героев, с которыми встречался крот.
«Вдруг их подменили?»
Даша, 4,5 года. В группе среди сверстников скована, зажата, играет одна. Острый период адаптации к детскому саду протекал в течение месяца с нарушениями аппетита и дневного сна. Несмотря на то что аппетит наладился и отношение к дневному сну стало положительным, Даша продолжала говорить и родителям и педагогам, что в детском саду ей не нравится, в детском саду плохо, неинтересно и т. п. Для рисования девочка выбирает только черный и красный цвета. На занятиях Даша тревожится и переживает о том, что у нее не получится (нарисовать, вылепить и т. п.), предполагает заранее, что сделает плохо, и просит воспитательницу ей помочь. Помимо этого, девочка боится не успеть куда-то (одеться на физкультурное занятие, на прогулку, например) или что-то сделать (например, нарисовать рисунок на занятии).
У Даши, как мы видим, выражена социальная тревожность, которая, как оказалось, подогревается страхами бабушки. Бабушка Даши любит поговорить с внучкой о болезнях и об опасностях, считая, что тем самым убережет ее от неприятностей. Неудивительно, что девочка была буквально заражена страхами. Она боится «людей, которые выглядят как бандиты» и боится рыцарей («вдруг их подменили»). Даша считает, что Баба Яга и другие сказочные персонажи могут ее забрать. Девочка боится родителей и наказания со стороны родителей, боится находиться в маленькой комнате («Комната может меня раздавить»). Мама и папа Даши (оба бывшие военные — ожидали, что у них родится мальчик) относятся к дочери строго, подчеркнуто правильно и сдержанно выражают свои эмоции. Мама конфликтует с Дашей по поводу уборки в комнате дочери. В этом вопросе мама Даши готова проявлять особую принципиальность. И как выяснилось из разговора с мамой, такое излишне принципиальное поведение не случайно, ведь сама мама терпеть не может убирать в доме (мама проецирует на Дашу свои не желаемые качества).
Можно отметить ряд проблем, над которыми необходимо работать вместе с родителями Даши:
1. Нарушения в эмоциональной сфере ребенка (об этом говорит выбор черного и красного цветов для рисования и большое количество страхов).
2. Социальные страхи (не успеть, сделать плохо). Такими страхами «заражаются» обычно дети излишне принципиальных родителей.
3. Наличие нерешенных психологических проблем у родителей Даши, решаемых за счет девочки. У мамы Даши это проекция своего нежелания заниматься уборкой — если смотреть шире, то женской работой, быть женщиной. Не случайно Даша боится именно комнаты, ведь комната стала камнем преткновения в ее семье, эту комнату ее заставляют убирать. Более того, необходимо помнить о том, что заставлять что-то сделать ребенка — это не единственно верный рычаг в воспитании. Дух протеста от того, что ребенка заставляли что-то делать, а он не хотел, оставляет свой негативный след и может прорываться сквозь годы уже во взрослую жизнь.
Из Литературы «Как помочь ребенку?» Е.Е.Алексеева
В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом. (Иоганн Вольфганг Гете)
Изотерапия - лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства(лепка, рисование). Она эффективна в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми имеющими различные проблемы: задержку психического развития, речевые трудности, нарушения слуха, умственная отсталость, нарушение вербально общения(Медведева Е.А., 2001).
Рисование -это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить чувства сопереживания. Во время художественного творчества в сознании детей происходит отражение и моделирование социальной действительности, формируется отношение к ней. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций(Дубровская Н.В.,2004;Кожохина С.К. 2002).
Игра «Волшебство линий» рекомендуемый возраст (4-7 лет)
Упражнение1 «Волшебство»
Цель: развивать эмоциональную сферу, познавательные процессы и творческие способности, снять эмоциональное напряжение.
Ребенку предлагается выразить слово «волшебство»: в цвете, в форме, линии, звуке (пропеть и нарисовать звук), в запахе(рисование запаха, возможно, аромата какого-либо фрукта или ягоды), в предмете или в виде волшебного, несуществующего животного.
Работа выполняется на одном листе бумаги, разделенном на шесть частей.
В каждой из шести частей листа необходимо выразить с помощью цветных карандашей(фломастеров, красок - по выбору) свое чувственное отношение к слову «волшебство».
- В 1-м квадрате необходимо с помощью цвета (нескольких цветов) формально выразить, «какого цвета волшебство» (рисуем без конкретного изображения чего-либо – только цветом).
- Во 2-м квадрате с помощью линии (карандаш, фломастер) показываем, какова форма волшебства (замкнутая линия, имеющая какую-то определенную «волшебную» форму).
- В 3-м квадрате фломастером или карандашом рисуем волшебную линую.
- В 4-м надо попытаться описать словесно и пропеть «волшебную музыку».
- В 5-м изобразить «волшебный запах».
- В 6-м нарисовать волшебный предмет или волшебное, фантастическое, несуществующие животное.
Упражнение 2 «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»
Цель: развивать эмоциональную сферу и познавательные процессы, снять психическое напряжение, формировать знания о порядке цветов в спектре.
Для того, чтобы запомнить порядок следования цветов издавна пользуются фазой: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», по первым буквам которой легко вспомнить, как располагаются цвета в спектре. Давай вместе повторим эту фразу…Молодец! А теперь закрой глазки и представь себе тучку, из которой дет дождик. Вдруг из-за тучки выглянуло солнышко. Солнышко и дождик обрадовались друг другу. Их радость превратилась в разноцветный праздник, в радугу. А вот я забыла как располагаются цвета в разноцветной радуге-дуге? Давай еще раз повторим волшебную фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Молодец! А теперь давай возьмем кисти и нарисуем радугу!»
Краски (или карандаши) берут в той же последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Упражнение 3
Цель: закрепить новый опыт и положительные эмоции, повысить самооценку, развивать позитивные личностные качества, в том числе уверенность в себе.
Из рисунков взрослого и ребенка делается выставка, проводится обсуждение, анализ каждой работы. Родитель спрашивает какие чувства испытывал ребенок, делится какие испытывал чувства сам, что было трудно, а что давалось легко, как изменилось внутреннее состояние ребенка.
Игра «Сапожок»
рекомендуемый возраст(3-4 года)
Цель игры – помочь взрослому найти общий язык с ребенком.
Игра развивает у детей волевые качества, такие как собранность и самостоятельность, а также такие нравственные качества, как внимание к окружающим, умение считаться с ними. Игра является подвижной и развивает у детей навыки бега, прыгания и приседаний.
Для игры потребуется разместить игровое поле: провести длинную черту (на нее будут вставать все игроки), а затем, отступив от нее 22-25 шагов, провести вторую.
Суть игры состоит в последовательном воспроизведении движений вслед за взрослыми, которое облечено в образную форму, что придает всей игре вид небольшого, но увлекательного путешествия. Перед игрой взрослый предлагает ребенку совершить небольшое путешествие и объясняет, что начнется оно от стартовой черты, а закончится – у второй, финишной. Взрослый объясняет, что сейчас он будет показывать движения которые нужно будет повторить за ним, одновременно произнося следующие слова:
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке
(Бежать по направлению к финишу).
А бежали мы лесочком,
Прыгали через пенечки.
(Выполнить четыре прыжка вперед).
Прыг-скок! Прыг-скок!
Потеряли сапожок!
(сесть на корточки и, приставить ладонь ко лбу, смотреть вправо влево, ища «потерянный сапожок»).
После этого взрослый говорит: «Нашли сапожок! Беги домой!» (сымитировали надевание сапожка) Ребенок бежит к первой черте, после чего игру можно повторить.
КТО ЗНАЕТ, ТОТ И ПРОДОЛЖАЕТ
рекомендуемый возраст 4,5-5 лет
Цель игры: учить детей обобщениям понятий по признакам. Игра развивает речь и учит их находить сходства даже среди внешне разных предметов.
Правила этой игры просты. Ведущий (кто-то из родителей) перечисляет слова, обозначающие предметы одной и той же тематики. Задача игроков – назвать слово, которое обобщает все остальные. Например, ведущий перечисляет слова: учитель, водитель, строитель, продавец, воспитатель и т.д. Ясно, что обобщающим для всех этих названий является слово «профессия». Тот игрок, который первым отгадал это слово, поощряется ведущим, после чего последний проговаривает новую цепочку слов.
Примеры заданий:
1) Картофель, помидор, огурец, баклажан (овощ);
2) Дуб, береза, сосна, клен (дерево);
3) Шкаф, диван, кровать, стол (мебель);
4) Тарелка, чашка, ложка, вилка (посуда);
5) Корова, коза, овца, лошадь (домашнее животное);
6) Мед, печенье, конфеты, торт (сладости);
7) Красный, желтый, зеленый, оранжевый (цвет) и т.д.