ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ




Разберем причины плохой адаптации детей и пути решения проблем адаптации детей к дошкольному учреждению. Можно выделить три блока причин плохой адаптации детей к дошкольному образо­вательному учреждению.

Первый блок причин связан с особенностями детей. Плохо адаптируются дети, имеющие следующие особенности:

• нервно-психические нарушения;

• эмоциональную чувствительность и впечатлитель­ность, выраженную, тревожную зависимость от ма­тери;

• соматическую ослабленность (соматизация высту­пает как психологическая защита);

• проблемы с едой, сном и туалетом;

• флегматический темперамент;

• выраженное левшество;

• проблемы общения.

Не испытывают затруднений в адаптации эмоцио­нально устойчивые дети, а также дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой. При эмоциональной неустойчивости дети чаще испыты­вают трудности в адаптации к дошкольному учреждению.

Ниже вы сможете рассмотреть таблицу для быстрой диагностики и коррекции наиболее выраженных проблем у детей, возникающих в период адаптации. В таблице «Нервно- психические нарушения у детей дошкольного возраста» указаны не только характерные признаки нарушений, но и возможные пути решения проблемы


 

Таблица 1 Нервно-психические нарушения у детей дошкольного возраста

Признаки Пути решения проблемы
Нервная и соматическая ослабленность у ребенка в детском саду и дома
1. Беспокоен, эмоционально переживает, повышенно чувствителен, раним. Настроение может меняться по непонятной причине 1. Организация психологической работы с родителями в виде профилактики и коррекции проблем в семейных отношениях
2. Легко потеет, краснеет, бледнеет. Кружится, болит голова, легко возникает рвота. Плохо реагирует на изменение погоды 2. Укрепление нервной и иммунной системы ребенка
3. Плохо и мало для своего возраста спит. Засыпает с большим трудом, спит чутко, просыпается, плохое настроение после сна 3. Чтение сказок перед сном и (или) слушание специально подобранных музыкальных произведений. Тактильный контакт взрослого с ребенком в виде успокаивающих поглаживаний
4. Утомляется и отвлекается быстрее сверстников. Плохо переносит качели, поездки в автомобиле, жару, духоту 4. Организация оздоровительных и спортивных мероприятий
5. Плохо и мало для своего возраста ест. Различного характера диатезы, аллергии 5. Организация питания детей с учетом выборочного принятия пищи. Сажать таких детей за стол со сверстниками, имеющими хороший аппетит
6. Часто болеет, заболевания легко приобретают статус хронических. Ослаблен иммунитет 6. Использование закаливающих мероприятий, которые нужно начинать летом, когда организм ребенка достаточно укреплен
7. Вес меньше или гораздо больше возрастной нормы, бледный, вялый 7. Предоставление ребенку возможности отдыха в детском саду тогда, когда у него возникает в этом необходимость. Дозирование времени пребывания ребенка в детском саду
Невротические реакции у детей в детском саду и дома, которые могут перерасти в невротическое состояние и в невроз как заболевание
1. Сильно переживает и расстраивается по поводу и без повода 1. Своевременное проявление эмоциональной отзывчивости по отношению к ребенку. Обучение способам выражения своих чувств, проблем и переживаний
2. Раздражителен, с трудом сдерживается и не может терпеть 2. Проявление гибкости в общении с ребенком, отказ от излишней принципиальности
3. Неадекватно реагирует на справедливые замечания, обижается. «На сердитых воду возят, а на дутых — кирпичи» 3. Демонстрирование и обучение моделям бесконфликтного поведения
4. Не уверен ни в себе, ни в других. Боязлив и заражен страхами. «Пуганая ворона куста боится» 4. Вера в возможности ребенка, внушение ему этого, «заражение» своей уверенностью
5. Неадекватно ведет себя: когда надо сдержаться, он, наоборот, возбуждается, а когда надо проявить активность — тормозит 5. Повышение самооценки ребенка, похвала даже за малые достижения
6. Невнимателен и быстро отвлекается 6. Тренировка внимания. Обучение способам расслабления и снятия напряжения
7. С ребенком трудно договориться о чем-либо 7. Психологическая коррекция семейных отношений

Второй блок причин плохой адаптации детей связан с особенностями родителей. Основные особенности ро­дителей, которые мешают детям адаптироваться к дет­скому саду:

• конфликтность;

• проблемы взаимоотношений;

• дефекты воспитания;

• недостаточно сформированный навык общения;

• хроническое чувство усталости;

• тревожно-мнительная фиксация болезненных ощу­щений.

У матерей неадаптированных девочек выявлены сле­дующие особенности (по данным А. И. Захарова, 1997):

• нетерпимость к чужому мнению;

• чрезмерная настойчивость в осуществлении своих желаний (настырность);

• подозрительность и настороженность в контактах, склонность к предвзятым оценкам и категоричным суждениям;

• неуверенность;

• тревожно-мнительные черты характера.

У матерей неадаптированных мальчиков отмечают­ся следующие особенности (по данным А. И. Захарова, 1997):

• большое количество жалоб;

• хроническое чувство усталости и недомогания;

• тревожно-мнительная фиксация болезненных ощу­щений;

ипохондрический настрой, который выражается в том, что мать считает ребенка нездоровым.

Дети дошкольного возраста усваивают особенности поведения родителей. Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера родителей осложняет от­ношения со сверстниками и затрудняет адаптацию к до­школьному учреждению.

Третий блок причин связан с особенностями лич­ности педагогов и с особенностями всего дошкольного учреждения. Основные особенности:

• негибкий режим дошкольного учреждения;

• частая сменяемость воспитателей;

• большое количество детей в группе;

• высокий шумовой фон в группе детского сада;

• левополушарная направленность воспитания и обу­чения;

«Мне трудно жить!»

Ваня, 4,5 года, средняя груп­па. Мальчик волнуется в связи с тем, что надо идти в детский сад, и жалуется на тошноту по утрам перед детским садом: «Я не хочу идти в детский са­дик! Мне трудно жить!» Часто плачет в детском саду и пригова­ривает: «Что мне делать с этой системой — мне дети не нравятся!» Ваня сторонит­ся сверстников, особенно сверстников своего пола — шумных, резких и подвижных мальчиков он предпо­читает обходить стороной.

Одной из причин такого поведения является то, что мальчик воспитан исключительно среди взрослых, не имеет абсолютно никакого опыта взаимодействия со сверстниками. Со старшими детьми и благожелательно настроенными взрослыми Ваня общается без затруд­нений. Педагогов настораживают и совсем не детские интересы малыша: например, он всегда в курсе полити­ческих событий, происходящих в стране. Причем осо­бый интерес вызывают у Вани события трагические, конфликтные и скандальные, их он готов обсуждать часами.

Ваня отказывается идти на физкультурные занятия: «Я не смогу на физкультуре!» Мальчик плохо развит фи­зически, физическим упражнениям предпочитает интел­лектуальные игры и беседы. Когда в детский сад приехал театр и дети собрались в зале, то Ваню пришлось увести в группу, поскольку он начал волноваться, переживать, говорить, что очень боится театра. Оказалось, что год на­зад Ваня с отцом был на новогодней елке и сильно испу­гался Бабы Яги. С тех пор театр стал запретным местом для Вани — он его панически боится.

С родителями Ваня общается исключительно на ин­теллектуальном уровне: беседы, рассуждения, диспуты и т. п. Ваня (поздний, единственный и долгожданный ребенок) появился на свет тогда, когда при другом жиз­ненном сценарии у родителей Вани могли бы быть уже и внуки. В семье Вани не принято проявлять искренние, непосредственные чувства, а уж баловству и шумным играм нет места и подавно. Неудивительно, что самым хорошим и приятным, что Ване запомнилось, является тот случай, когда «папа носил на себе!».

Много времени мальчик проводит со своей бабуш­кой и ее сестрой. Эти две уже немолодые женщины и смотрят вместе с мальчиком все передачи про события в стране и в мире. Выбирая для просмотра передачи, ко­торые еще сложно усвоить дошкольнику, и обсуждая в присутствии мальчика особо страшные истории, бабуш­ки поспособствовали заражению мальчика страхами. На ситуацию пожара в соседней квартире (загорелась лоджия) бабушки отреагировали таким паническим страхом, что с тех пор Ваня стал бояться не только по­жара, но и любых шорохов на лестнице.

Можно посочувствовать мальчику Ване в этой си­туации. Ведь ему действительно трудно жить, посколь­ку и сверстники кажутся опасными, и на физкультуру надо ходить, и театр приехал — это все страшные, опас­ные, незнакомые Ване ситуации. А когда в детском саду объявили о том, что дети будут ходить в бассейн, то это объявление стало катастрофой для Вани. Заявление до­школьника: «Мне трудно жить!» звучит как крик о по­мощи: «Помогите мне!»

Этому мальчику оказывалась психолого-педагоги­ческая помощь в течение всего его пребывания в дет­ском саду. Особое внимание было уделено психологиче­ской коррекции страхов и нейтрализации последствий психической травмы: пожара. Однажды Ваня сочинил историю про крота, который неожиданно встречается с опасностями. Эта история очень помогла мальчику, поскольку Ваня стал сначала придумывать разнообразные продолжения этой истории, а потом и проигрывать ее с педагогом. К игре подключились свер­стники мальчика, и вскоре у Вани появилась подруж­ка Ася. Сначала в своей истории про крота Ваня был вторым колесом от машины, и только спустя некоторое время стал брать роль героев, с которыми встречался крот.

«Вдруг их подменили?»

Даша, 4,5 года. В группе среди сверстников скова­на, зажата, играет одна. Острый период адаптации к детскому саду протекал в течение месяца с нару­шениями аппетита и дневного сна. Несмотря на то что аппетит наладился и отношение к дневному сну стало положительным, Даша продолжала говорить и родителям и педагогам, что в детском саду ей не нравится, в детском саду плохо, неинтересно и т. п. Для рисования девочка выбирает только черный и красный цвета. На занятиях Даша тревожится и переживает о том, что у нее не получится (нарисо­вать, вылепить и т. п.), предполагает заранее, что сделает плохо, и просит воспитательницу ей помочь. Помимо этого, девочка боится не успеть куда-то (одеться на физкультурное занятие, на прогулку, на­пример) или что-то сделать (например, нарисовать рисунок на занятии).

У Даши, как мы видим, выражена социальная тре­вожность, которая, как оказа­лось, подогревается страхами бабушки. Бабушка Даши любит поговорить с внучкой о болезнях и об опасно­стях, считая, что тем самым убережет ее от неприятно­стей. Неудивительно, что девочка была буквально зара­жена страхами. Она боится «людей, которые выглядят как бандиты» и боится рыцарей («вдруг их подмени­ли»). Даша считает, что Баба Яга и другие сказочные персонажи могут ее забрать. Девочка боится родителей и наказания со стороны родителей, боится находиться в маленькой комнате («Комната может меня раздавить»). Мама и папа Даши (оба бывшие военные — ожидали, что у них родится мальчик) относятся к дочери строго, подчеркнуто правильно и сдержанно выражают свои эмоции. Мама конфликтует с Дашей по поводу уборки в комнате дочери. В этом вопросе мама Даши готова про­являть особую принципиальность. И как выяснилось из разговора с мамой, такое излишне принципиальное по­ведение не случайно, ведь сама мама терпеть не может убирать в доме (мама проецирует на Дашу свои не желаемые качества).

Можно отметить ряд проблем, над которыми необ­ходимо работать вместе с родителями Даши:

1. Нарушения в эмоциональной сфере ребенка (об этом говорит выбор черного и красного цветов для рисования и большое количество страхов).

2. Социальные страхи (не успеть, сделать плохо). Та­кими страхами «заражаются» обычно дети излишне принципиальных родителей.

3. Наличие нерешенных психологических проблем у родителей Даши, решаемых за счет девочки. У мамы Даши это проекция своего нежелания за­ниматься уборкой — если смотреть шире, то жен­ской работой, быть женщиной. Не случайно Даша боится именно комнаты, ведь комната стала камнем преткновения в ее семье, эту комнату ее застав­ляют убирать. Более того, необходимо помнить о том, что заставлять что-то сделать ребенка — это не единственно верный рычаг в воспитании. Дух протеста от того, что ребенка заставляли что-то де­лать, а он не хотел, оставляет свой негативный след и может прорываться сквозь годы уже во взрослую жизнь.

 

Из Литературы «Как помочь ребенку?» Е.Е.Алексеева


В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом. (Иоганн Вольфганг Гете)

Изотерапия - лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства(лепка, рисование). Она эффективна в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми имеющими различные проблемы: задержку психического развития, речевые трудности, нарушения слуха, умственная отсталость, нарушение вербально общения(Медведева Е.А., 2001).

Рисование -это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить чувства сопереживания. Во время художественного творчества в сознании детей происходит отражение и моделирование социальной действительности, формируется отношение к ней. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций(Дубровская Н.В.,2004;Кожохина С.К. 2002).

 

Игра «Волшебство линий» рекомендуемый возраст (4-7 лет)

Упражнение1 «Волшебство»

Цель: развивать эмоциональную сферу, познавательные процессы и творческие способности, снять эмоциональное напряжение.

Ребенку предлагается выразить слово «волшебство»: в цвете, в форме, линии, звуке (пропеть и нарисовать звук), в запахе(рисование запаха, возможно, аромата какого-либо фрукта или ягоды), в предмете или в виде волшебного, несуществующего животного.

Работа выполняется на одном листе бумаги, разделенном на шесть частей.

В каждой из шести частей листа необходимо выразить с помощью цветных карандашей(фломастеров, красок - по выбору) свое чувственное отношение к слову «волшебство».

- В 1-м квадрате необходимо с помощью цвета (нескольких цветов) формально выразить, «какого цвета волшебство» (рисуем без конкретного изображения чего-либо – только цветом).

- Во 2-м квадрате с помощью линии (карандаш, фломастер) показываем, какова форма волшебства (замкнутая линия, имеющая какую-то определенную «волшебную» форму).

- В 3-м квадрате фломастером или карандашом рисуем волшебную линую.

- В 4-м надо попытаться описать словесно и пропеть «волшебную музыку».

- В 5-м изобразить «волшебный запах».

- В 6-м нарисовать волшебный предмет или волшебное, фантастическое, несуществующие животное.

Упражнение 2 «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»

Цель: развивать эмоциональную сферу и познавательные процессы, снять психическое напряжение, формировать знания о порядке цветов в спектре.

Для того, чтобы запомнить порядок следования цветов издавна пользуются фазой: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», по первым буквам которой легко вспомнить, как располагаются цвета в спектре. Давай вместе повторим эту фразу…Молодец! А теперь закрой глазки и представь себе тучку, из которой дет дождик. Вдруг из-за тучки выглянуло солнышко. Солнышко и дождик обрадовались друг другу. Их радость превратилась в разноцветный праздник, в радугу. А вот я забыла как располагаются цвета в разноцветной радуге-дуге? Давай еще раз повторим волшебную фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Молодец! А теперь давай возьмем кисти и нарисуем радугу!»

Краски (или карандаши) берут в той же последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Упражнение 3

Цель: закрепить новый опыт и положительные эмоции, повысить самооценку, развивать позитивные личностные качества, в том числе уверенность в себе.

Из рисунков взрослого и ребенка делается выставка, проводится обсуждение, анализ каждой работы. Родитель спрашивает какие чувства испытывал ребенок, делится какие испытывал чувства сам, что было трудно, а что давалось легко, как изменилось внутреннее состояние ребенка.

Игра «Сапожок»

рекомендуемый возраст(3-4 года)

Цель игры – помочь взрослому найти общий язык с ребенком.

Игра развивает у детей волевые качества, такие как собранность и самостоятельность, а также такие нравственные качества, как внимание к окружающим, умение считаться с ними. Игра является подвижной и развивает у детей навыки бега, прыгания и приседаний.

Для игры потребуется разместить игровое поле: провести длинную черту (на нее будут вставать все игроки), а затем, отступив от нее 22-25 шагов, провести вторую.

Суть игры состоит в последовательном воспроизведении движений вслед за взрослыми, которое облечено в образную форму, что придает всей игре вид небольшого, но увлекательного путешествия. Перед игрой взрослый предлагает ребенку совершить небольшое путешествие и объясняет, что начнется оно от стартовой черты, а закончится – у второй, финишной. Взрослый объясняет, что сейчас он будет показывать движения которые нужно будет повторить за ним, одновременно произнося следующие слова:

Наши ножки, наши ножки

Побежали по дорожке

(Бежать по направлению к финишу).

А бежали мы лесочком,

Прыгали через пенечки.

(Выполнить четыре прыжка вперед).

Прыг-скок! Прыг-скок!

Потеряли сапожок!

(сесть на корточки и, приставить ладонь ко лбу, смотреть вправо влево, ища «потерянный сапожок»).

После этого взрослый говорит: «Нашли сапожок! Беги домой!» (сымитировали надевание сапожка) Ребенок бежит к первой черте, после чего игру можно повторить.

КТО ЗНАЕТ, ТОТ И ПРОДОЛЖАЕТ

рекомендуемый возраст 4,5-5 лет

Цель игры: учить детей обобщениям понятий по признакам. Игра развивает речь и учит их находить сходства даже среди внешне разных предметов.

Правила этой игры просты. Ведущий (кто-то из родителей) перечисляет слова, обозначающие предметы одной и той же тематики. Задача игроков – назвать слово, которое обобщает все остальные. Например, ведущий перечисляет слова: учитель, водитель, строитель, продавец, воспитатель и т.д. Ясно, что обобщающим для всех этих названий является слово «профессия». Тот игрок, который первым отгадал это слово, поощряется ведущим, после чего последний проговаривает новую цепочку слов.

Примеры заданий:

1) Картофель, помидор, огурец, баклажан (овощ);

2) Дуб, береза, сосна, клен (дерево);

3) Шкаф, диван, кровать, стол (мебель);

4) Тарелка, чашка, ложка, вилка (посуда);

5) Корова, коза, овца, лошадь (домашнее животное);

6) Мед, печенье, конфеты, торт (сладости);

7) Красный, желтый, зеленый, оранжевый (цвет) и т.д.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: