Понятие и сущность конкуренции




ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра экономической теории и регионального развития

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»

Монополии и конкуренция в мировой экономике

 

Специальность 38.05.01 Экономическая безопасность

Специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»

 

 

Научный руководитель: доцент кафедры экономической теории и регионального развития Веселова Ольга ________________ Владимировна «___»____________2017 г.
Курсовую работу выполнил: студент группы ЭЭБ-201, курс 2-й очной формы обучения Гуцал Ксения ________________ Олеговна «___»____________2017 г.
  Дата защиты «___» ___________2017 г.   Оценка ________________________

 

Челябинск

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1 Монополия в современной мировой экономике 4

1.1 Понятие и сущность монополии 5

1.2 Признаки и формы монополии 7

1.3 Виды монополии на международных рынках 11

2. Конкуренция и её роль в мировой экономике 17

2.1 Понятие и сущность конкуренции 17

2.2 Виды и функции конкуренции 19

2.3 Развитие конкуренции в современных условиях 26

3 Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика 29

3.1 Антимонопольная политика в Российской Федерации 29

3.2 Антимонопольное законодательство за рубежом 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день изучение проблемы монополии и конкуренции является наиболее актуальным. Как показывает теория и практика, наиболее эффективной на современном этапе развития общества является рыночная экономика. Ее неотъемлемый элемент – конкуренция, которая, в свою очередь, является катализатором эффективности общественного производства. В процессе развития цивилизации и общества усиливается разделение труда, и, как следствие, усложняются конкурентные отношения. Они приобретают новые формы, такие как конкуренция между рынками, отраслями, регионами, странами, транснациональными компаниями. Однако эти процессы ведут к увеличению числа факторов, влияющих на степень несовершенства конкуренции. Например, усложняются барьеры для входа в отрасль, инструменты ведения конкурентной борьбы; увеличивается потребность в получении более сложной, многогранной информации, необходимой для выживания в постоянно меняющихся условиях. Несовершенство конкуренции негативно сказывается на эффективности всей экономики.

Таким образом, становится очевидным, что конкуренция является закономерностью, присущей рыночной экономике. Она пронизывает всю экономическую систему, и, в частности, находит свое отражение внутри хозяйствующих субъектов, что делает её изучение необходимым.

Объект исследования – монополия и конкуренция.

Предмет исследования – антимонопольное регулирование, которое вводится с целью сохранения баланса конкурентных и монопольных сил.

Цель курсовой работы выявить современное состояние монополии и конкуренции в Российской Федерации и за рубежом.

Назначенная цель требует решения следующих задач:

1. Дать характеристику монополии как экономической категории;

2. Рассмотреть конкуренцию как экономическую категорию;

3. Провести исследование антимонопольного законодательства.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи работы. Первая глава посвящена изучению структуры монополии её признаков, форм и видов. Во второй главе изучение конкуренции, определены основные виды, типы, а также ее развитие в современной мировой экономике. В третьей главе проведен анализ возможного антимонопольного законодательства в Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, в которых достаточно глубоко и обстоятельно исследовались вопросы монополии и конкуренции, а также использовались достижения российских и зарубежных ученых в области мировой экономики, методологии современных экономических исследований.

Методологической основой исследования стала совокупность современных методов анализа и синтеза (системный и диалектический подходы, экономико-статистический анализ, методы аналогий, сравнительных и экспертных оценок и др.), которые опираются на комплекс экономических и управленческих дисциплин.

 

1 Монополия в современной мировой экономике

 

1.1 Понятие и сущность монополии

 

Монополия – (от греч. mono – один, poleo – продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. Обращаясь к монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара. [6]

Монополизм проявляется в том, что отдельный экономический субъект, участник хозяйственного оборота занимает особое, преобладающее положение на рынке определённого вида товаров и услуг, используя ситуацию или не давая возможности потенциальным конкурентам участвовать в производстве и реализации тех же или аналогичных видов товаров или услуг. Монополизм ставит тем самым одного из хозяйствующих субъектов в выгодные условия по сравнению с другими, вследствие чего практически он оказывается вне зоны соперничества, возвышаясь над ней.

Можно выделить характерные черты чисто монополистического рынка:

1. На рынке существует только единственный продавец.

2. Продукт фирмы уникален, у него не существует близких заменителей. По этой причине у покупателей отсутствует выбор продавца.

3. Продавец контролирует цену, устанавливает её рынку. Он способен сохранить и даже увеличить цену и при падении спроса, уменьшив объём производства.

4. Для проникновения на рынок существуют непреодолимые или крайне труднопреодолимые барьеры.

Как экономическое явление монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. С конца XIX столетия они получили широкое распространение.

В России появление монополий и их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте.

История монополий неразрывно связана с развитием трех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности; новая роль банков и развитие системы участия; монополистические слияния, как способ централизации капитала; эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение и развитие современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.

В централизованной государственной эко­номике монополизм возникает неизбежным образом как следствие принятого в ней способа организации управления и построения организационных структур. Монополия на политическую и государственную власть, единение, переплетение, а иногда и слияние партийной, законодательной, исполнительной, судебной власти, наблюдавшиеся в течение многих лет, не могли не привести к экономической монополии. Это­му способствовала также экономическая политика, в качестве одного из основных лозунгов которой была провозглашена концентрация и специализация производства, вылившаяся в создание гигантов индустрии, монополизировавших целые подотрасли общественного производства.

Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. [1]

Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. От концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменения экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.

Таким образом, мы изучили более подробно монополю, рассмотрели её определения, а так же её сущность.

 

1.2 Признаки и формы монополии

 

Любая монополия в экономике имеет ряд специфических черт, которые отличаются ее от всех видов конкуренции и объясняют ее особое положение на рынке. Монополия может быть естественной или искусственной, но в любом случае она должна соответствовать нескольким особым признакам:

К основным признакам монополии следует относить:

1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы – монополиста аналогично поведению отрасли в целом;

2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него;

3. Фирма – монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену»(price - searcher);

4. Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и др. барьеры вступления в отрасль.

Существуют ограничения в доступности информации. Например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.

В монополии различают четыре основных форм монополистических объединений картель, синдикат, трест, концерн. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты. [13]

В таблице 1.1 представлены признаки различных форм монополии:

Таблица 1.1 – Формы монополии

Формы монополии Признаки  
Картель 1. Договорный характер объединения; 2. Сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность; 3. Объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли; 4. Совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство; 5. Наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.  
Продолжение таблицы 1.1
Формы монополии Признаки
Синдикат 1. Являются предпринимательскими объединениями монопольного характера; 2. Входящие в состав синдиката участники не утрачивают юридической самостоятельности, а синдикат не приобретает права юридического лица; 3. Имеют целью организацию сбыта продукции участников и зачастую снабжения их материально-техническими ресурсами; 4. В состав синдиката в силу специфики его снабженческо-сбытовых функций, как правило, входят хозяйствующие субъекты одной отрасли;
Трест 1. При этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий; 2. Объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность; 3. Все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями; 4. Трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;
Концерн 1.Единство собственности входящих фирм, предприятий, банков; 2. Самая жесткая после трестов форма функциональной интеграции; 3.Держателем контрольного пакета акций является материнская производственная компания; 4. Головная компания концерна организуется в виде холдинговой компании (управляющая компания, владеющая контрольными пакетами и паями дочерних компаний для реализации конкретных целей); 5. Номинальная самостоятельность входящих в концерн предприятий, компаний как юридических лиц при фактическом подчинении единому хозяйственному руководителю;

 

Точные определения каждой из формы монополии:

1. Картель– (франц. cartel, от итал. cartelio) форма монополистического союза предпринимателей или их объединений, как правило, одной отрасли, заключающих соглашение о ценах, объемах производства, рынках сбыта. В отличие от других форм монополистических союзов предприятия и компании, входящие в Картель, сохраняют свою хозяйственную самостоятельность. Картели возникли в конце XIX в. в результате концентрации производства и централизации капитала. В ряде стран, Картеля запрещены антимонопольным законодательством, но продолжают существовать в скрытом виде. В России антимонопольное законодательство не разрешает злоупотребление доминирующим положением на рынке посредством ограничения или прекращения производства, изъятия товара из обращения, создания искусственного дефицита. [20]

2. Синдикат– это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но утрачивают коммерческую самостоятельность. В синдикатах сбыт товаров производит общая сбытовая контора. В современных условиях синдикаты существуют преимущественно в сфере торговли, а отдельные – и в сфере производства. [20]

Более сложные формы монополистических объединений появляются, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. Возникает необходимость объединения в пределах одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств нескольких отраслей промышленности, то есть вертикальной интеграции, или комбинирования. Так образуются тресты.

3. Трест– это объединения ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого объединяют производство, сбыт, финансы, управление. На сумму вложенного капитала владельцы отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли. [15]

4. Концерн – монополистическое объединение предприятий для осуществления совместной деятельности с добровольной централизацией функций: научно-технических, производственных, инвестиционных, финансовых, внешнеэкономических, природоохранных и иных. [20]

Различают вертикальные и горизонтальные концерны.

Вертикальный концерн – объединение предприятий, компаний разных отраслей, связанных технологической последовательностью процесса производства продукции (горнодобывающие, металлургические, машиностроительные). Горизонтальный концерн – объединение предприятий, компаний одной отрасли, производящих однородную продукцию. [15]

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что монополия становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

 

1.3 Виды монополии на международных рынках

 

Теперь следует изучить виды монополии на международных рынках. Прежде всего, международные монополии – частные, крупнейшие капиталистические фирмы с активами за рубежом или союзы фирм разной национальной принадлежности, устанавливающие господство в одной или нескольких сферах мирового капиталистического хозяйства с целью извлечения максимальных прибылей.

Существуют две разновидности международных монополий:

 
 

 

 


Рис.1.1 – Виды международной монополии

Транснациональные монополии – хозяйственные системы, представляющие крупнейшие фирмы с огромными активами за рубежом, занимающие главенствующее положение в производстве конкретных товаров и реализации услуг, действующие в международном масштабе. [3]

Возникновение монополий такого рода относится к началу XX в. Крупнейшие монополии империалистических держав в борьбе за захват источников сырья не только в своих, но и в других странах начали создавать зарубежные производственные филиалы. Тенденция к их созданию и повышению роли в мировом капиталистическом хозяйстве усиливается в период после второй мировой войны, когда в условиях НТР крупнейшие корпорации развитых капиталистических стран, стремясь использовать свое техническое превосходство для монополизации производства определенных товаров в мировом масштабе, стали активно создавать предприятия во многих странах капиталистического мира.

В настоящее время в руках таких монополий находится значительная часть мирового капиталистического производства, они являются участниками экономического раздела мира.

Экономической основой создания транснациональных монополий является концентрация производства и капитала предприятий, специализирующихся на производстве определенного вида продуктов или предоставлении определённого вида услуг. Важное условие возникновения и развития транснациональных фирм связано с интернационализацией хозяйственной жизни и конвертируемости национальных валют. Развитие таких монополий регулируется законодательством об иностранных инвестициях на территории стран, определяющим возможности создания филиалов зарубежных фирм, порядок их налогообложения, форм взаимодействия с национальным капиталом. Главное отличие транснациональных монополий в том, что они национальны по капиталу.

К крупнейшим транснациональным монополиям относятся американские монополии-гиганты нефтяной, автомобильной, электротехнической, химической и других отраслей, создавшие широкую сеть предприятий в странах Западной Европы, Канаде, ряде развивающихся стран. Например, американский автомобильный концерн «Форд» имеет филиалы в 30 странах. Масштабы деятельности указанных монополий настолько велики, что суммы их продаж (например, у «Дженерал моторс», «Экссон», «Форда») превышают валовой национальный продукт таких стран, как Дания, Австрия, Норвегия, и приближаются к величине ВНП Бельгии и Швейцарии.

Деятельность транснациональных монополий ведет к усилению международной специализации и кооперирования, углублению международного капиталистического разделения труда, так как между их предприятиями вне зависимости от места нахождения развиваются глубокие производственные связи. Весь механизм маневрирования капиталами, использования техники, сырья, кадров и т. д. подчинен задаче получения сверхприбылей в масштабе всего капиталистического мира.

Многонациональные монополии – корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах. [4]

Многонациональные монополии – это монополии, которые имеют международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д.

В свою очередь международные монополии делятся на две группы:

- монополии отдельных стран, получившие международный характер;

- соглашения между монополиями или объединениями монополий различных стран;

Международные монополии первой группы включают в себя:

 
 

 

 


 

Рис 1.2. – Международные монополии первой группы

Международный трест – это монополия, объединяющая значительное число потерявших фактическую самостоятельность предприятий одной отрасли или смежных отраслей экономики в нескольких капиталистических странах. [11]

В настоящее время все наиболее крупные национальные тресты носят международный характер. Например, американские нефтяные, автомобильные, химические и другие тресты, имеющие значительное число филиалов и дочерних обществ за пределами США, давно уже превратились в международные тресты. Иногда международные тресты образуются на основе совместного участия конкурирующих финансовых групп.

Международный концерн – это монополия, объединяющая значительное число подчиненных одному финансовому центру и потерявших фактическую самостоятельность предприятий различных отраслей хозяйства в ряде капиталистических стран, в том числе банков, промышленных, сельскохозяйственных, торговых и транспортных предприятий, страховых обществ и т. д. Примером международного концерна может служить англо-голландский концерн «Юнилевер». В настоящее время концерн имеет более 400 дочерних компаний и 800 фабрик в различных странах капиталистического мира – в Англии, Голландии, в африканских странах, в США и т.д.

Вторая группа международных монополий – международные монополистические соглашения – включает:

 
 

 


Рис 1.3. – Международные монополии второй группы

Международный синдикат – это монополистическое соглашение, объединяющее сбыт продукции ряда национальных монополий. Синдикат ограничивает торговую самостоятельность своих участников. Самостоятельно продавать свои товары на внешнем рынке члены международного синдиката не могут. Они обязаны продавать свои товары специальному акционерному обществу (синдикату), которое затем сбывает продукцию на международном рынке. Международные синдикаты не получили широкого распространения. Это объясняется невыгодами, которые вытекают для участников из потери ими коммерческой самостоятельности на мировом рынке. [18]

Примерами международных синдикатов могут служить Европейский клеевой синдикат, Международная конвенция по зеркальному, стеклу, Испано-итальянский синдикат по сбыту ртути и другие.

Международный картель – это монополистическое соглашение, объединяющее монополии различных капиталистических стран в какой-либо отрасли, но не ограничивающее коммерческую самостоятельность участников. Участники картеля имеют право продавать свою продукцию на международном рынке в пределах тех квот, которые установлены по картельному соглашению. [18]

Международные картели предусматривают установление цен, по которым участники могут продавать товары на международном рынке. Картели могут устанавливать как минимальные, так и максимальные цены. Наиболее распространенными в картельных соглашениях являются условия о минимальных ценах, ибо картели имеют своей непосредственной целью взвинчивание цен на международном рынке, установление высоких монопольных цен на товары. Картели предусматривают штрафы, которые накладываются на участников в случае нарушения квот, цен и других условий, предусматриваемых картельными соглашениями.

Межправительственные монополистические соглашения – это такие международные монополистические соглашения, формальными участниками которых являются не частные монополии, а капиталистические правительства или правительственные организации различных стран. [22]

Итак, виды монополии на международных рынках помогают разно-национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположения штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны.

В этой главе мы определились с теоретическими основами монополии, как в нашей стране, так и за рубежом. А теперь перейдем к анализу конкуренции и её роль в мировой экономики.

 

 

2 Конкуренция и её роль в мировой экономике

 

Понятие и сущность конкуренции

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок. [8]

Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны конкуренции.

Положительные стороны конкуренции:

- конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

- конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

- конкуренция стимулирует повышение качества товара;

- конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

- конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

- конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

- конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

- конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

- при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

- многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и которые не могут управляться организацией.

Прежде всего подчеркнем: жесткость, конфликтность конкурентного взаимодействия между предпринимателями вовсе не уменьшилась в связи с широким развертыванием интеграционных процессов в зарубежной экономике. Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества – с победителями и побежденными – субъектов рыночной экономики. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей. Другими словами, конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Неизбежность конкуренции между предпринимателями вызвана приоритетом покупателей

над продавцами на современном рынке. В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителей предприниматели реализуют собственный экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей.

 

2.2 Виды и функции конкуренции

 

Определив понятие и сущность конкуренции, перейдем к её изучению видов и функций. Виды конкуренции крайне многообразны и разноплановы, как многообразна и разнопланова сама эта деятельность

Существуют следующие виды конкуренции, представленные на рисунке 2.1.

 

 
 

 


Рис. 2.1 – Виды конкуренции

В зависимости по отраслевой принадлежности:

1. Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. [9]

2. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой. [9]

В зависимости от метода осуществления конкуренция бывает:

1. Ценовая – возникает в условиях «демпинга» - искусственного занижения цен на товары и услуги. Она предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли;

2. Неценовая – возникает посредством улучшения качества производства и производимой продукции, системы менеджмента на предприятии и т.д. Основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

В зависимости от степени свободы на рынке конкуренция бывает:

1. Совершенная конкуренция – характерна свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров;

2. Несовершенная конкуренция – основывается на пренебрежении предпосылками «конкурентного равновесия» и характеризуется неполной самостоятельностью производственных предприятий, дифференциацией производимой продукции (по различным отраслям экономики) и контролем за сегментами рынка. В ней механизмы саморегуляции действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы.

Также конкуренция подразделяется на следующее виды:

- индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем – выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

- местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

- отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

- межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

- национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

- глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

В зависимости от спроса, предложения и их соотношения. Этот вид конкуренции зависит от определённых показателей состояния рынка, (см. таблица 2.1). Основными показателями являются:

- количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

- характер производимой продукции;

- контроль над ценой;

- свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

Таблица 2.1 – Конкуренция в зависимости от спроса и предложения

Характерная черта Число фирм Тип продукта Контроль над ценой Условия (барьеры) входа/ выхода на рынок
Вид рынка
Чистая конкуренция Очень большое Стандартизированный Отсутствует Очень легкие, барьеры отсутствуют
Чистая монополия Одна Уникальный Значительный Вход/ выход блокирован
Монополистическая конкуренция Много Дифференцированный Есть, но в довольно узких рамках Сравнительно легкие
  Олигополия   Несколько Стандартизированный или дифференцированный   Ограниченный взаимозависимостью, значительный при тайном сговоре     Наличие существенных препятствий

 

Изучим подробней по каждому виду рынка.

1. Чистая конкуренция, если бы она вообще существовала, означала бы, что имеется большое количество продавцов, ни один из которых не может оказать существенное влияние на цену или поставки.

- Продукция была бы однородной, и имелось бы полное знание рынка и беспрепятственный выход на рынок;

- Ближайшим к идеальной конкуренции примером может служить нерегулируемый рынок сельскохозяйственной продукции;

- Очень мало специалистов по маркетингу работает в условиях чистой конкуренции;

- Рынок каждого предприятия при данном типе конкуренции невелик, спрос эластичен. Легко внедриться на этот рынок.

2. Чистая монополия имеет место тогда, когда предприятие выпускает продукцию, для которой нет замены.

- В силу того, что предприятие не имеет конкурентов, оно полностью контролирует поставки этой продукции и, в качестве единственного продавца, может создавать барьеры для потенциальных конкурентов;

- В реальном мире монополии, которые существуют до настоящего времени, – это некоторые организации по оказанию коммунальных услуг, такие, как электричество и кабельная передача информации, они в значительной степени регулируются правительственными органами. Существование естественных монополий допускается, так как для их развития и эксплуатации требуются гигантские финансовые ресурсы; небольшое число организаций может сконцентрировать такие ресурсы, чтобы, к примеру, составить конкуренцию местной электрической компании;

- Главная цель маркетинга в условиях монополии – контролировать рынок и поддерживать уникальность товара.

3. Монополистическая конкуренция имеет место тогда, когда потенциальные конкуренты фирмы пытаются разработать дифференциальную маркетинговую стратегию для того, чтобы захватить часть рынка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: