Комментарии Шри Шанкарачарьйи




1.

ВИШВАМ – Все. То, что Упанишады обозначают высказыванием «Йятагха сарванэи бху:та:ни », как причину образования, поддержания и исчезновения вселенной. Оно есть Брахман, Не-двойственное Высшее Существо. Термин Вишвам имеющий значение «все или целая проявленная вселенная» служит признаком (определением) Его, относительно его положения как внутри вселенной так и снаружи. Следствием этого можно считать причину того, что Он называется именем Вишвам – проявленная Вселенная, имеющая свое начало (исток) в Нем, а также созданная Его действиями.

Или наоборот, так как вселенная не существует отдельно от Него, Он может быть назван Вишвам, Вселенной. Подтверждение этого сформулировано в Упанишадах: «Брахма еве:дам вишвам идам варищтэам – эта вселенная есть истинно высший Брахман. » (Му. Уп. 2-2-11). «Пуруща еве:дам вишвам – вся эта вселенная есть Сама Пуруща. »(Му. Уп. 2-1-10).

Соответственно, под коренным значением Вишвама также можно подразумевать Брахму или Высшее Существо. Его корень вишати означает войти или наполнить собою. Брахман заполняет собою все, согласно утверждению Упанишад: «Тат сруштва: тад ева:нупра:вищат – спроектировав вселенную, Он вошел в нее.» А также: «Йят прайя:нтьйя абхисанвишанти – то, что проникает во всех существ во время их исчезновения (в Нем).» Поэтому Брахман входит внутрь их своим воздействием, Вселенной, и Вселенная входит и исчезает в Нем. Таким образом оба этих значения есть Вишвам.*

* Это только краткий Комментарий Санкары, который в значительной степени переработан из цитат из различных других источников, подтверждающих вышеупомянутые ссылки.

2.ВИЩНЭУАГХА – Когда возникает вопрос что есть то Все, чем становится Вишвам, дается ответ, что это Вищнэу. Так как Он наполняет собой все, вевещтэи, Он называется Вищнэу. Термин Вищнэу происходит от корня Вищ, указывающего на присутствие всюду и соединенного с суффиксом нук. Как говорит Вишнэу Пура:нэа (3.1.45):

ЙЯСМА:ДВИЩТЭАМИДАМСАРВАМТАСЙЯШАКТЬЙЯ: МАХА:ТЬАНАГХАТАСМА:ДЕВО:ЧЙЯТЕВИЩНЭУРВИШЕРДА:ТОАГХАПРАВЕШАНА:Т

– «Сила, с которой Высшее Существо входит внутрь вселенной. Корень Вищ означает «идти внутрь».

Следующая Мантра из Ригведы так подтверждает поклонение Вищнэу в достижении духовного просветления:

ТАМУ СТОТА:РАГХА ПУ:РВЬЙЯМ ЙЯТХАВИДА

РУТАСЬЙЯ ГАРБХАМ ДЖАНУЩА: ПИПАРТАНА

А:СЬЙЯ ДЖА:НАНТО НА:МА ЧИДВИВАКТАНА

МАХАС ТЕ ВИЩНЭО СУМАТИМ БХАДЖА:МАХЕ

Это означает: «О, Славный! Положи конец своему проявлению вновь рожденным, достижением подлинного знания, что Древнейшая Сущность, вездесуща и истинна. Понимающий такие имена Вишнэу, повторяет их всегда. Позволь другим людям повторять или не повторять Его святые имена; мы, О Вищнэу, будем поклоняться Ему, очарованные его сиянием.»

3. ВАЩАТЭКА:РАГХА – Он в отношении, что Ващат – это выполненный (совершенный) в Йяджнясе. Ващат есть восклицание издаваемое Хотру жрецом в Йяджне в конце жертвенных стихов, слушая которые Адхварьяу жрец бросает жертву для божества в огонь. Так Ващатэ, поэтому неизменно предшествует жертвоприношению, которое есть важнейший ритуал Йяджни, саму Йяджню можно называть ващатэ-ка:рагха. О Йяджне, отожествляемой с Вищнэу в Ведах говорится: «Йяджнё ваи Вищнэуагха.» (Таи. Сам. 1.7.4)

4. БХУ:ТА-БХАВЬЙЯА-БХАВАТ-ПРАБХУАГХА – Мастер прошедшего, будущего и настоящего. Так как Он есть вне колебаний времени в его трех аспектах, Он есть Вечное (неизменное) существо, и поэтому Его величие вне сомнений. Он, следовательно, есть подлинный Прабху – Господь.

5. БХУ:ТАКХРУТ(БХУ:ТАКРУТЕ:) – Создатель и разрушитель всех существ во вселенной. Содержащий в себе Раджагунэы, Он как Брахма есть производитель всех вещей. Имя может поэтому также обозначать того, кто также, как Рудра, разрушает миры, содержащие в себе Гунэы Тамаса.

6. БХУ:ТАБХРУТ – Он тот, кто утверждает или поддерживает, или обуславливает вселенную. Содержащий в себе Саттва Гунэы, Он поддерживает миры.

7. БХА:ВАГХА – Полнейшее существование. Его можно также назвать как то, что ясно проявляет Само Себя как вселенную.

8. БХУ:ТА:ТМА: – Существование всех жизней. Он есть постоянное пребывание, Антарьйяа:мин, все создания, отдельно или совокупно существующие. «Еща та атм’а:тарьйяа:мйя амрутагха – эта А:тма: всеохватывающа и бессмертна.» (Бр. Уп. 3.7.3.22)

9. БХУ:ТАБХА:ВАНАГХА – Он тот, кто дает начало и развитие всем элементам.

10. ПУ:ТА:ТМА: – Тот, чья природа чиста или тот, кто есть чистота и сущность всех вещей. Согласно Шрути: «Кевало нигунэаш ча» – Он есть не-двойственное существование, неподвластное Гунэам. Швe. Уп. (6.11). Пуруща только допускает связь с Гунэами Пракрути, но Его сущностная природа не затронута ими. Поэтому Он всегда чист.

11. ПАРАМА:ТМА: – Он тот, кто верховный единый и А:тман. Он не приходит в результате взаимоотношения причины и следствия, но Он по природе всегда свободен, чист и пробужден.

12. МУКТА:НА:Н ПАРАМА:ГАТИАГХА – Главная цель – только одно освобождение. Для того, кто добивается Его, тот также не рождается снова, не добивается любых других вещей, не имея ничего важнее, чем достижение Его.

13. АВЬЙЯАЙЯ:ЙЯАГХА -Он, тот, который нетленный. Он описан в Шрути, как «аджаро’маро’вьйяайяагха » – нестареющий, бессмертный, нераспадающийся.

14. ПУРУЩА:ГХА -Тот, кто постоянно поддерживается в теле или пура. Маха:бха:ратаШанти (21.37) говорит:

НАВАДВА:РАМ ПУРАМ РУНЬЙЯАМ ЕТАИР БХА:ВАИХЭ САМАНВАТИТАМ

ВЬЙЯА:ПАЙЯ ШЕТЕ МАХА:ТМА ЙЯХЭ ТАСМА:Т ПУРУЩА УЧЬЙЯАТЕ.

– «Великое существо живет, наполняя собой большой дом тела, обладающий всеми свойствами, описанными раньше и снабженный девятью воротами; вследствие этого Он называется Пуруща.» Или толкуя такие слова, как пура: а:сит, им можно дать значение «тот, кто существует всегда». Или оно может означать того, кто есть пу:рна, законченный (идеальный); или того, кто делает все вещи, как пу:рита т. е., выполняющий, наполняя их.

Маха:бха:ратаУдьйога (7.11) говорит: «Пу:ранэа:т садана:т тато’сау пурущаоттамахэ » – Он называется Пурущаттама, потому что он наполняет все и поддерживает их всех.

15. СА:КЩИ: – Тот, кто свидетельствует все снаружи и поддерживает или приводит в жизнь, будучи добродетелью только Ему присущей природы.

16. КЩЕ:ТРАДЖНЯАГХА – Знающий поле или тело. «Бхагавад-ги:та: говорит: «Кщетраджнян ча:’пи ма:м виддхи » – знающий Меня знает Кщетру или поле, т.е. тело.» Как говорит Ша:нти Парва (351.6): «Эти тела являются полями, на которых посеяны совместно человеческие хорошие и плохие дела, поэтому урожай с них принесет плоды как удовольствий так и страданий. Когда обитель духа есть Знающий все это, Он называется Кщетраджня.

17. АКЩАРАГХА ева чагха – Он тот, кто вне разрушения, т.е. Высший Дух. Слово образовано присоединением суффикса щара в конце корня аш. Ева и ча в тексте указывают соответствие, что согласно великому изречению «Тат твам аси » Кщетраджня и Акщара являются тождественными метафизически и что их различать уместно исключительно сравнительно.

18. ЙО:ГАГХА -Тот, кто достиг [освобождения] благодаря Йоге. А Йога определяется, как следующее:

Джня:нэндрийя:нэисарва:нэинирудхьйяаманаса: саха

екатвабха:вана: йогагха кщетраджняпарама:тманоагха.

Что означает: «Созерцание единства Джива:тма: и Парама:тма:, вместе с органами познания [органами чувств: глаз, ухо, нос, язык, тело, ум] и удержанием ума [остановленной мыслью], есть Йога.»

19. ЙО:ГАВИДА:Н НЕ:ТА:ГХА -Мастер – тот, который укрепился в вышеупомянутой Йоге. Ибо Господь говорит в Бхагавад Ги:те: (9.22)

ТЕЩА:Н НИТЬЙЯА:БХИЙЯУКТА:НА:Н ЙОГАКЩЕМАН ВАХА:МАЙЯ АХАМ.

– «В том, кто всегда соединен со Мною в общность, я рождаю их Йога-кщему – охраняющую их в земных и духовных интересах.»

20. ПРАДХА:НА-ПУРУЩЕ:ШВАРА:ГХА – Мастер Прадха:ны, иным способом узнавший что Пракрути и Ма:йя:, также есть источник, как Пуруща или Джива.

21. НА:РАСИМХАВАПУЩЕ:АГХА – Тот, в котором объединены тела человека и льва. Здесь упоминается перевоплощение [Его] как человека-льва или Нрусимхи.

22. ШРИ:МА:Н(ШРИ:МАТЕ:) – Тот, в чьей груди всегда находится божество Шри.

23. КЕ:ШАВА:ГХА – Тот, чья Кеша или волосы [в пучке]прекрасны. Или тот, кто есть троица – кагха (Брахма:), агха (Вищнэу:) и и:ша: (Шива). Или тот, кто уничтожил Асура Кеши во время перевоплощения как Крущнэа.

24. ПУРУЩО:ТТАМА:ГХА – Самый великий из всех Пуруща:с – духов. Или тот, кто больше, чем отдельные духи. В Гите об этом сказано:

ЙЯСМА:ДКЩАРАМАТИТЁХАМАКЩАРА:ДАПИЧЁТТАМАГХА

АТЁСМИ ЛОКЕ ВЕДЕ ЧА ПРАТХИТАГХА ПУРУЩОТТАМАГХА

– «Так как Я превосхожу Кщару (непостоянство) и Акщару (неизменчивость), Я называюсь Пурущоттама в Ведах и в простом языке.»

25. САРВА:ГХА – Всеведущий источник всех существ, о котором Маха:бха:ратаУд. (70.11) говорит:

АСАТАШЧАСАТАШЧА:ИВАСАРВАСЙЯАПРАБХАВА:ПЬЙЯАЙЯА:Т

САРВАСЬЙЯА САРВАДА: ДЖНЯ:НА:Т САРВАМЕНАМ ПРАСАКЩАТЕ.

– «Такой, как Он являющийся источником всех вещей массивных и едва различимых, и Он, как знающий все вещи во всех временах Его называется Сарва ».

26. ШАРВА:ГХА – Разрушитель. Он разрушает целую вселенную во время Пралайяи или исчезновения космоса.

27. ШИВА:ГХА – Тот, кто чист. Ибо Он есть не пораженный тремя Гунэа:миПракрути – Саттвой, Раджасом и Тамасом. Каивальйяа Упанишад говорит: «Са Брахма: са Шивагха. – Он рожден как Брахма и как Шива.» В свете этого утверждения отсутствия различий между Шивой и Вищнэу, он есть сам Вищнэу, который есть возвышенно превозносимый и почитаемый Шива.

28. СТХА:НЭУАГХА – Он тот, кто устойчивый, непоколебимый и неизменный.

29. БХУ:ТА:ДЙАГХА – Источник всех элементов или существующих вещей.

30. АВЬЙЯАЙЯ:АГХА НИДХИАГХА[НИДХИРАВЬЙЯАЙЯАГХА] – Неизменное и неразрушимое Существо в которое вселенная сливается и пребывает в зародышевом состоянии во время Пралайяи или исчезновения космоса.

31. САНБХАВАГХА – Тот, кто рождается из Него своею волей как воплощенный. Ги:та: (4.8) говорит: «Дхарма-санстха:пана:ртха:йя самбхава:ми йуге йуге – для учреждения Дхармы Я рождаюсь (самбхава:ми) в каждую эпоху».

32. БХА:ВАНАГХА – Он тот, кто производит плоды Карм всех Джив для своего наслаждения. Брахма Су:тра (3.2.28) говорит: «Пхаламатагха упапаттеагха – Господь как дарует плоды всех действий Джив.»

33. БХАРТРА: – Он тот, кто поддерживает вселенную как ее фундамент.

34. ПРАБХАВАГХА – Он тот, из кого все великие элементы имеют свое рождение. Или он тот, кто превозносит рождения, как перевоплощения.

35. ПРАБХУАГХА -Он тот, кто сведущ во всех ритуалах.

36. И:ШВАРАГХА – Он тот, кто имеет беспредельное господство или власть над всеми вещами. «Еша сарвешварагха » – говорит МандэУп. (6).

37. ШВАЙЯНБХУ:АГХА – Он тот, кто существует Сам, без иной какой бы то ни было причины. Ману сказал (1.7): «Са ева свайяамудбабхау: – Он проявил Себя:» Он называется так, потому что Он существовал раньше всех и над всеми. Он есть величайший.

38. ШАНБХУАГХА – Он тот, кто дарует счастье знающим тайну набожным людям.

39. А:ДИТЬЙЯАГХА – Золотоцветная личность в солнечных небесных светилах. В Ги:те: о них говорится: «А:дитьйяна:махам ахам Вищнэуагха – среди Адитьйяас Я являюсь Вищнэуагха. » Здесь есть двенадцать Адитьйяас, а Вищнэу, тот, кто в них. Или он может заключать в себе значение, что точнее: как солнце, отражается во множестве в различных сосудах с водой, он есть единый Дух, что отражается во множестве Джив, в многочисленных телах-умах.

40. ПУЩКАРА:КЩАГХА – Он тот, кто имеет глаза, подобные лепесткам Пущкары или лотоса.

41. МАХА:СВАНАГХА – Он тот, из кого возник великий источник – Веда. Вот что Веды сообщают: «Асьйяа махато бху:тасьйяа нишаваситам етад ругведо йяджур-ведагха – Ругведа и Йяджур-веда есть дыхание той великой Сущности.» Бхад. Уп. (2.4.10)

42. АНА:ДИ-НИДХАНАГХА – Единая Сущность, которая как не рождается, так и не умирает.

43. ДХАТА: – Единый, кто есть опора вселенной.

44. ВИДХА:ТА: – Он тот, кто порождает Кармы и их плоды.

45. ДХА:ТУРУТТАМАГХА – Первая и последняя опора любой вещи. Или Он, который существует как Чаитаньйяа или Чистое Сознание, есть наставник для всех других Дха:тус или существ [субстанций]. Или это можно объяснить следующим образом: Он есть Дха:ту, потому что Он родитель всего, и Он также есть Уттама, продолжение всех существ.

46. АПРАМЕ:ЙЯАГХА – Единый, кто не измерим или не мыслим каким-либо общепринятым способом познания, подобным чувственному восприятию, предположению и т.д. Даже священные писания не могут показать Его непосредственно. То, что делают священные писания, только освещают проявленную вселенную, которая есть присутствие Его на интуитивном пути [познания]. Или [они могут доказывать]не существование [Его, как] объекта, но только конечным свидетельствованием или знанием, ибо Он вне сферы всех способов познания, которыми можно обнаружить только вещи реального [вещественного] мира.

47. ХРУЩИ:КЕ:ШАГХА – Мастер чувств (Хрущикас); или Он тот, под чьим контролем находятся чувства. Другими словами, Он тот, чьи кеша (волосы) спадают лучами солнца и луны, давая радость (харща) миру. Шрути говорит: «Су:рьйяа-рашмир Харикешагха пураста:т – лучи солнца, которые есть Харикешагха (волосы Хари)».

48. ПАДМАНА:БХАГХА – Он, в чьей середине[пупке] (на:бхиагха) находится лотос (падма), источник вселенной. Шрути говорит: «Аджасьйяа на:бхэа:вадхьйяекам арпитам – в пупке Нерожденного Единого, помещается лотос».

49. АМАРА-ПРАБХУАГХА – Мастер Амарас или одних бессмертных, т.е. Богов.

50. ВИШВАКАРМА: – Он, чья Карма (действие) имеют результат во всех, которые есть существованиях (Вишвам). Или Он тот, чья сила созидания уникальна и удивительна.

51. МАНУАГХА – Он тот, кто думает. О нем говорится (Бр. Уп.. 3.7-23): «На:ньйяо:то:сти манта: – Здесь не думают, иначе чем Он.» Или: Он называется Ману, потому что Он проявляется в форме Мантры и Ману (Патриарх).

52. ТВАЩТЭАГХА – Он тот, кто сжимает все существа (тану:каранэа) во время исчезновения космоса.

54. СТХАВИЩТЪЭАГХА – Он тот, кто выделяется среди всего большими размерами и прочностью.

55. СТХАВИРАГХА ДХРУВАГХА – Вечный Единый, бывший наиболее древним. Он владеет также, как простым языком, именами всей линии с их определениями.

56. АГРА:ХЬЙЯАГХА – Он тот, кто не может быть охвачен органами познания или постигнут умом. К этому заключению Шрути добавляет: «Йято ва:со тшвартанте апра:пьйяа манаса: саха – Это вне осознания умом, повернутым обратной стороной, который говорит сам с собой» Таи. Уп.(13.1).

56. ША:ШВАТАГХА – Единый, кто существует во все времена (Шашват). Шрути говорит: «Ша:шватам шивам асьйяутам – Он постоянный, благоразумный и неухудшающийся.» (На:р. Уп. 13.1)

57. КРУЩНЭАГХА – Сущность-Познавшая-Блаженство. Как сказано в Маха:иха:ратаУдьйога-парве (70.5):

КРУЩИРБХУ:ВА:ЧАКАГХАШАБДОНЭАШЧАНИРВРУТИВА 6ЧАКАГХА

ВИЩНЭУС ТАД-БХА:ВА-ЙОГА:Ч ЧА КРУЩНЭО БХАВАТИ ША:ШВАТАГХА

– «Слог кру означает сущность. Слог нэа означает блаженство. Вищнэу есть эти оба. Таким образом Он всегда есть Крущнэа.»

58. ЛЭО:ХИТА:КЩАГХА – Единый, чьи глаза имеют красный [золота?] оттенок.

59. ПРАТАРДАНАГХА – Разрушитель всего во время исчезновения космоса.

60. ПРАБХУ:ТАГХА – Великий, потому что обладает уникальными качествами подобно, как всемогущество, всеведение и т.е.

61. ТРИ-КАКУБ-ДХА:МА – Он тот, кто поддерживает (дха:ма) три сферы наверху, внизу и в середине.

62. ПАВИТРАМ – Тот, который все очищает.

63. МАНГАЛЭАМ ПАРАМ – Величайший благоразумный. Вищнэу Пура:на говорит:

АШУБХА:НИ НИРА:ЧАЩТЭЕ ТАНОТИ ШУБХА-САНТАТИМ

СМРУТИ МА:ТРЕНЭА ЙЯАТ ПУНСА:М БРАХМА ТАН МАНЭГАЛАМ ВИДУАГХА

– «Тот, чья истинная память удаляет неблагоприятное и вмещает благоприятное в изобилии – тот Брахман называется манэгалам, благоразумный». С определением парам, величайший, манэгалам образует одно целое имя.

64. И:ША:НАГХА – Он тот, кто все контролирует и регулирует.

65. ПРА:НЭАДАГХА – Единый, кто одаряет или оживляет Пра:ной, жизненной энергией. О ней говорится в Таит. Уп. (2.7): «Ко хйя ева:нйяа:т, кагха пра:нэйяа:т – если там не находится Господь, кто тогда оживляет Пра:нэой?» Это может также быть объяснено, как единый, кто уничтожает (дьйяати) Пра:нэой. Таким образом имя может означать Единого, кто дает Пра:нэу при рождении и разрушает Пра:ной [при смерти].

66. ПРА:НЭАГХА – Верховное Существо. ШрутиБр. Уп. (4.4.18) говорит: «Пра:нэасьйяа пра:нэагха – Жизненная сила после жизненной силы.» Вторая жизненная сила есть Джива, живое воплощение духа. Верховное Существо есть та же самая последующая жизненная сила. В таком контексте Он называется Мукхйяа Пра:нэа (главная Пра:нэа). Его также применяют в таком выражении жизненной энергии, которую потребляют при вдохе и выдохе.

67. ДЖЬЙЯЕ:ЩТЪЭАГХА – Самый старший из всех, вследствие этого, здесь не было никого прежде Него.

68. ШРЕ:ЩТЪЭАГХА – Единый, достойный возвышенного восхваления (прашамса:). «Пра:нэо ва:ва джьйяещтъэаш ча шрещтъэаш ча – Пра:на исключительно самый старший и великий.» – Чх. Уп. (5.1.1) [ Пра:на ] упоминается здесь – есть в смысле Мукхьйяа-пра:нэа. Или: существует первая причина и поэтому самый старший из всех, Он есть Джьйяащтъэагха, и так как существует высшее Существо, превосходящее других, Он есть Шрещтъэагха.

69. ПРАДЖА:ПАТИАГХА – Мастер всех живущих существ, потому что он есть Ишвара.

70. ХИРАНЭЬЙЯА-ГАРБХАГХА – Единый, кто есть Атман равный Брахме: творец, тот, кого по-другому знают как Хиранэаьйяа-гарбхагха – сияющее небесное тело, которое вмещает целую вселенную в зародышевой форме (Брахма:нэдэа). Руг Веда (10-121.1) говорит: «Хиранэьйяа-гарбхагха самавартатэа:гре – в начальном Хиранэьйяа-гарбхе единое существование.»

71. БХУГАРБХАГХА – Единый, кто имеет ослепительный мир внутри Себя.

72. МА:ДХАВАГХА – Супруг «Ма:» или Маха:лакщми. Или Единый, кто снабжает знанием через Мадху – Видьйяе:. «Мауна:д дхьйяа:на:д ча йога:с виддхи Бха:рата Ма:дхавам – О, Бха:рата! Знание Ма:дхавы [имеют]через мауну (молчание), дхьйяну (медитацию) и Йогу.» Маха:. Удьйо (70.4)

73. МАДХУСУ:ДАНАГХА – Истребитель демонов Мадху.

74. И:ШВАРАГХА – Всемогущее Существо.

75. ВИКРАМИ: – Смелый Единый.

76. ДХАНВИ: – Единый, вооруженный луком. Ги:та: (10.31) говорит: «Ра:магха шастрабхрута:м ахам – Я – Ра:ма среди тех, кто носит оружие.

77. МЕ:ДХА:ВИ – Он тот, кто имеет великий ум способный охватить все тексты.

78. ВИКРАМАГХА – Он тот, кто перешел (Краманэа), т.е. переступил пределы самса:ры. Или единый, кто имеет «Виагха», птицу, т.е. Гаруду как Его сидение.

79. КРАМАГХА – Вищнэу называется «Крамагха », потому что Он сделавший Краманэу или святой, перешедший океан самса:ры, или потому что из Него все Крамы или проявления вселенной имеют место воздействия.

80. АНУТТАМАГХА – Он так велик, чем кто бы то ни было другой. Сказано в На:р. Уп. (12.3): «Йяасма:т парам на:парам асти кинэсид – Он тот, кого никто не превзойдет.» Гита: (11.4) говорит: «На тват само:стйя:абхьйяадхикагха куто:ньйяагха – никого не приравнять Ему. Где можно быть некто сколько-нибудь более великий?»

81. ДУРА:ДХАРЩАГХА – Единый, кого никто (Асурас) не может победить.

Е. Кто знает все относительно того, что было выполнено j.

91. САНВАТСАРАГХА – Так как Время есть форма Вищнэу, Он называется Санватсара или год.

92. ВЬЙЯА:ЛЭАГХА – Существо не сжимающее, подобно змее, Он называется Вьйяа:лэагха.

93. ПРАТЬЙЯАЙЯГХА – Единый, кто есть природа Прати:ти или Праджня: (сознание): «праджня:нам БрахмаБрахман есть Праджня:на или чистое сознание.» Аит. Уп. (3.5.3)

94. САРВА-ДАРШАНАГХА – Единый, с глазами повсюду. Так как Господь содержит в себе все формы, глаза-зрение всех существ, Он есть. Швет. Уп. (3.3) характеризует Его, как «Вишваташ чакщугха – Единый с

82. КРУТАДЖНЯАГХА – Единый, кто знает все относительно того, что было выполнено (Крута) для Джив. Также он тот, кто нравится одинаково всем, кому предлагают простые подношения, такие, как листья, цветы, плоды и воду, как сказано в Ги:те:.

83. КРУТИАГХА – Слово означает того, кто достигает через все человеческие усилия и труды. Господь есть означающий это слово, потому что Он настоящая опора всех опор, поддерживающий все действия.

84. А:ТМАВА:Н – Единый, упрочившийся в его собственной величественности, т.е. не нуждающийся в поддержке кого бы то ни было другого. «Са бхагавагха касмин зкфеищтъэхита ити, све махимни – что есть то, в чем, О, Бхагаван, тот есть упрочившийся? В Его собственной величественности.» Чх. Уп. (7.24.1)

85. СУРЕ:ШАГХА – Господь сузрас или богов. Оно может также означать великого, того, кто дарует добро.(Сурагха может быть разбито на суагха =добро и ра:= дарующий дар.)

86. ШАРАНЭАМ – Единый, кто убирает печаль у всех, кто страдает (а:рхта:гха).

87. ШАРМА – Единый, кто есть природа высочайшего блаженства.

88. ВИШВА-РЕ:ТА:ГХА – зерно вселенной.

89. ПРАДЖА:БХАВА:ГХА – Он, в ком все существа имеют начало.

90. АХАГХА – Единый проливающий свет.глазами повсюду.» На:р.Уп. (13.1) говорит о нем: «Вишва:кшам – Единый наделенный всеми чувствами.»

95. АДЖАГХА – Единый, кто не имел рождений. Шрути говорит: «На джа:то, на джанищьйяате – Единый, кто есть не рожденный и не бывший никогда рожденным.»

96. САРВЕ:ШВАРАГХА – Бог всех Богов, или верховный Бог. Ма:. Уп. (6) говорит: «Еща сарвешварагха – Он есть бог всех.»

97. СИДДХАГХА – Единый навсегда упрочившийся в единой своей собственной природе.

98. СИДДХИАГХА – Единый, кто есть природа Сознания во всем. Или единый, чья форма превосходит какие ни есть все другие. Или единый, кто есть плод всех стремлений.

99. САРВА:ДИАГХА – Единый тот, кто есть первая причина всех элементов.

100. АЧЬЙЮТАГХА – Единый, кто никогда не теряется и воля его никогда не утрачивает ему присущую природу и силу. На:р. Уп. (13.1) говорит: «Са:шватам шивам ачьйютам – единый, кто всегда существует, имеет благоприятную природу и не гибнущую форму Ему свойственной природы.» К тому же она указывает: «Йясьа:н на чьйюта-пу:рво: хам ачьйютас тена карманэа: – Так как Я никогда не гибну (чьйюти), Я есть Ачьйюта [не гибнущий].»

Это 100 имен Сахасранамы, перечисленные выше.

101. ВРУЩА:КАПИАГХА – Единый, кто орошает все объекты желаний. Другое значение: Врущагха означает Дхарма; и Кам значит вода. Апа:т означает поднятие. В Вара:ха:вата:ра (Воплощенный в кабане) Вищнэу поднимает земную форму до вод Пралайи. Поэтому Он есть природа Дхармы (Вруща) и Капи (Ва:ра:ха или Хряк). – говорит Мах. Бх. Ша:нти (342-89):

КАПИРВАРА:ХАГХАШРЕЩТХАШЧАДХАРМАШЧАВРУЩАУЧЬЙЯТЕ

ТАСМА:Т ВРУЩА:КАПИМ ПРА:ХА КА:ШЬЙЯПО МА:М ПРАДЖЯПАТИАГХА

– «Капи значит Вара:ха (хряк) и также «Старейший Единый (Шрещтъэхагх а)». Поэтому Ка:шьйяпа-Праджапати назвал Его Вруща:-капи.»

102. АМЕ:ЙЯ:ТМА: – Единый, чьи форма или природа не могут быть измерены и установлены.

103. САРВАЙО:ГА-ВИНИАГХАСРУТАГХА – Единый, кто всецело стоит отдельно от всех зависимостей. Бр.Уп. (4.3.15) говорит: «Асанъэго хи айям пурущагха – пуруща вне какой либо привязанности.» Или это может означать единого, кто знает в совершенстве все Йоги или духовные дисциплины, изучаемые по священным писаниям.

104. ВАСУАГХА – Единый, в ком находятся все существа и единый, кто находится во всех существах. Или, как говорит Гита: (10.23): «Васу:на:м па:вакаш чэа:сми – Среди Васус Я есть огонь[вдохновения] (Па:вака).»

105. ВАСУМАНА:ГХА – Термин Васу означает изобилие или богатство. Здесь он указывает на величественность. Также он означает единого, обладающего великим умом, т.е. умом, свободным от привязанностей, гнева и других вредных качеств.

106. САТЬЙЯАГХА – Единый, природа которого есть Соответствие. Таит. Уп. (2.1.1) говорит: «Сатьйяам джня:нам анантам БрахмаБрахман есть Соответствие, Знание и Множественность.» Кроме того, Таит. Уп. (2.6.1.) говорит: «Сач ча тьйяач – где сат означает присутствие какого-либо действия и тьйяач означает отсутствие причинного условия. Таким образом, так как Он есть все, что существует в действии или при условиях бездействия, Он называется Сатьйяагха, Соответствие. Согласно Аит.А:ран. (2.1. 5.6.): «Сад ити пра:нэа:с ти:тьйяаннам йяам итьйя аса:ва:дитьйяагха – сат означает Пра:нэас, ти означает анна (пища) и Йяам означает Солнце (Су:рьйяа). Также Он есть природа Пра:нэы, Анна, и Адитьйяа.»

107. САМА:ТМА: – Единый, чей ум есть Сама, вне пристрастий или раздражения, а поэтому он одинаков относительно всех существ. Или согласно Шрути «Сама а:тмэети видьйяатэ – Он присутствует одинаково во всех существах.»

108. САММИТА:ГХА – Это имя и предыдущее (сама:тма:) идущие подряд, могут быть в двух соотношениях – как сама:тма + саммитагха, и как сама:тма: + асаммитагха. В предшествующем случае оно означает «обуславливающий [ограничивающий] все живущие существа» и в последующем – «беспредельное бытие любых существ.»

109. САМАГХА – Единый невозмутимый [его нельзя взволновать] всех времен. Или Единый соединенный с ма: (Маха:лакщми:, Супруга Вищнэу).

110. АМО:ГХАГХА – Единый, почитание кого не пройдет напрасно, но всегда принесет обильные плоды. Это Единый, кто есть: «Сатьйяа-санкалпагха – Тот, чье решение всегда является правильным.» Бх. Уп. (8.7.1)

111. ПУНДЭАРИ:КА:КЩАГХА – Единый, кто имеет проход, т. е. осуществивший [проход] внутрь себя, лотос сердца. Или Он, чьи глаза похожи на лепестки лотоса.

112. ВРУЩАКАРМА: – Единый, чьи действия соответствуют Вруща, т.е. Дхарме.

113. ВРУЩА:КРУТИАГХА – Единый, кто создал форму ради Вруща или Дхармы. Ги:та: (4-8) говорит: «Дхарма-санстха:пана:рха:йяа санбхава:ми йюге – Я есть тело Меня самого, из-за чего от эпохи (юги) к эпохе сохраняется Дхарма.»

114. РУДРАГХА – Единый, кто создал все существа молитвой во время исчезновения космоса. Или единый, кто дает руд или речь. Или единый, кто отводит далеко ру или печаль. Шива-пура:нэа (6.9-14) говорит:

РУРДУАГХАКХАМДУАГХАКХА -ХЕТУМВА:

ТАД ДРА:ВАЙЯТИ ЙЯАГХА ПРАБХУАГХА |

РУДРА ИЕЬЙЮЧЬЙЯТЕ ТАСМА:Т

ШИВАГХА ПАРАМАКА:РАНЭАМ

– «Ру означает печаль. Как Господь удаляет все печали; а их причины удаляет Шива, то удаляющий конечную причину, называется Рудра.»

115. БАХУШИРАГХА – Единый с бесчисленными головами. Пуруща Сукта говорит: «Сахасра-ширща: пурущагха – Пуруща с бесчисленными головами.»

116. БАБХРУАГХА – Единый, кто правит миром.

117. ВИШВАЙО:НИАГХА – Единый, кто есть причина мира.

118. ШУЧИШРАВА:ГХА – Единый, чьи имена и слава являются истинно святыми и очищающими слух.

119. АМРУТА:ГХА – Единый, кто бессмертен. «Аджяро’марагха – нестареющий и бессмертный.» Бр. Уп. (4.4.25).

120. ША:ШВАТА-СТХА:НУАГХА – Единый, кто рожден вечным и укрепился основательным, неизменным.

121. ВАРА:РО:ХАГХА – Он, чье восхождение (а:рохам) дает благословение. Или Он достигший того, что есть великая благая удача. Ибо Джива тот, кто делает счастливым того, кто знает способ не рождаться снова в низших мирах. Чх.Уп. (8.15.1) говорит: «На ча пунара:вартате – они уходят без возврата.» А Ги:та: (15.6) говорит: «Йяд гатва: на нивартанте тад дха:ма парамам мама – Мое высочайшее положение делает счастливыми тех, которые твердо хотят никогда не возвращаться.»

122. МАХА:ТАПАГХА – Прочно соединенный с мирозданием, которое есть природа знания (Джнянамайяам тапагха), он есть великое могущество. Поэтому он есть Маха:тапа:гха. «Йясьйяа Джня:намайям тапагха – чей Тапас есть природа знания.» Му. Уп. (1.1.9) Или он может знать, что Его Тапас, который использует природу Всемогущества, есть величие и очищение.

123. САРВАГАГХА – Единый, кто охватывает все существа природы из-за их вещественной причины. Или Он тот, кто распространен везде.

124. САРВАВИД-БХА:НУАГХА – Единый, кто всеведущий и все освещающий. Катх. Уп. (2.2.15) говорит: «Там ева бха:нтам анубха:ти сарвам – все другие светят потому что Оно светит.» Также Ги:та: (15.12) говорит: «Йяд а:дитьйяагатам еуджо джагат бха:сайяате’кхилам – это блеск, который возникает в солнце (А:дитьйяа), освещает весь мир.»

125. ВИЩВАКСЕ:НАГХА – Он впереди всех, кто достиг разгрома армий (сена:гха) Асуров.

126. ДЖАНА:РДАНАГХА – Единый, кто налагает испытания на злого человека. Или Он, у кого все набожные люди вымаливают земное счастье и освобождение.

127. ВЕ:ДАГХА – Он тот, кто есть форма Вед. Или Единый, кто помещает Джня:ну в Дживы. Ги:та: (10.11) говорит:

Теща:мев ’а:нуканп ’а:ртхамахамаджня:наджамтамагха

На:шайяа:мйя а:тма-бха:вастхо джня:на-ди:пена бха:свата:

– «Без жалости к ним, Я, как находящаяся глубоко внутри Душа, уничтожаю мрак невежества светом знания.»

128. ВЕ:ДАВИТ – Единый, кто знает Веду и ее значение. Ги:та: (15.15.) говорит: «Веда:нтакрут ведавид ева ча:’хам – Я создатель Веда:нты и знаток Веды.»

129. АВЬЙЯАНГАГХА – Единый, кто само – наполнен знанием и другими великими определениями и свободен от всяких недостатков. Или единый, кто не обнаруживает чувств. Говорит Ги:та: (2.25): «Амьйяакто’йяам – Он есть не проявляющий чувств или ума.»

130. ВЕ:ДА:НГАГХА – Он, в ком Веды помещаются, как органы.

131. ВЕ:ДАВИТ – Единый, кто знает все Веды.

132. КАВИАГХА – Единый, кто все видит. Брх. Уп. (3.7.23) говорит «На:ньйяо’то’сти дращтэа: – здесь нет провидца другого, чем Он.» Иша. Уп. (8) говорит: «Кавир мани:щи – Он есть все знающий и понимающий.»

133. ЛЭО:КА:ДХЬЙЯАКЩАГХА – Он, кто служит доказательством всей вселенной. Это есть единый, кто видит все, как заключенное в Прадха:не или Пракрути (Природе).

134. СУРА:ДХЬЙЯАКЩАГХА – Единый, кто есть верховный владыка, охраняющий Божества всех религий.

135. ДХАРМА:ДХЬЙЯАКЩАГХА – Единый, кто прямо видит заслуженное (Дхарма) и незаслуженное (Адхарма) существ, награждая своими надлежащими воздаяниями всех существ.

136. КРУТА:КРУТАГХА – Единый, кто влияет на формы миров и в то же время не влияет на их причину.

137. ЧАТУРА:ТМА: – Единый, кто ради творения, поддержки и разрушения сотворяет формы, в каждой из которой есть четыре группы:

БРАХМА: ДАКЩА:ДАЙЯАГХА КА:ЛАС

ТАТХА’ИВА:’КХИЛА-ДЖАНТАВАГХА |

ВИБХУ:ТАЙО ХАРЕР ЕТА:ГХА

ДЖАГАТАГХА СРУЩТИ-ХЕТАВАХ.

ВИЩНЭОР МАНВ’А:ДАЙЯАГХА КА:ЛАГХА

САРВАБХУ:ТА:НИ ЧА ДВИДЖА |

СТХИЕР НИМИТТА-БХУ:ТАСЙЯА

ВИЩНЭОР ЕТА: ВИБХУ:ТАЙЯАГХА.

РУДРАГХА КА:Л’ОНТКА:ДЙЯА:Ш ЧА

САМАСТА:Ш ЧА’ИВА ДЖАНЕТАВАГХА |

САТУРДХА: ПРАЛАЙЯА:ЙЯА’ИТА:

ДЖАНА:РДАНА-ВИБХУ:ТАЙЯАГХА

– «Брахма:, Праджа:патис равной Дакще, Ка:ле (времени) и Дживам – это силы Вищнэу, направленные на сотворение. Вищнэу, Манус, Ка:ла (время) и живые существа – это силы Вищнэу, направленные на поддерживание. Рудра, Время, Смерть (Мрутьйю) и живые существа – это силы Вищнэу, направленные на разрушение.» Вищнэу. Пу. И. (22-31-33)

138. ЧАТУРВЬЙЯУ:ХАГХА – Единый, кто принимает четырехкратное проявление (Вьйю:хас). Вьйя:са сказал:

Вьйю:ха:тма:нам чатурдха ваи Ва:судев’а:диму:ртибхиагха

Срущетьйяа:дин пракаро’тьйяеща вишрут’атма: джана:рданагха.

– Все-известен Джана:рдана, сам принявший четыре проявления, известные как Вьйю:хас, подобно Ва:судеве, Санкарщанэа, Прадьйюме и Анируддхе, выполнивший работу создателя в таких формах.»

139. ЧАТУР-ДАНЩТЭРАГХА – Единый с четырьмя клыками в Его Перевоплощении как Нрусимха (человеколев).

140. ЧАТУР-БХУДЖАГХА – Единый с четырьмя руками.

141. БХА:ДЖИЩНЭУАГХА – Единый тот, кто есть чистый яркий свет.

142. БХО:ДЖАНАМ – Пракрути или Майя: называется Бходжанам или то, что является наслаждением Господа. Но, так как Господь сам есть Пракрути, Он также называется Бходжанам или объектом наслаждения.

143. БХО:КТА: – Так как Он, как и Пуруща, являются наслаждением Пракрути, Он называется услаждением или Бхоктой.

144. САХИЩНЭУАГХА – Так как Он подавил Асуров подобно Хиранэьйяа:кще, Он есть Сахищнэу.

145. ДЖАГАДА:ДИДЖАГХА – Единый, кто проявляется как Хиранэьйяа-гарбха, находясь сам в начале творения.

146. АНАГХАГХА – Безгрешный Единый. Чха.Уп. (8.7.1) говорит: «Анахата па:пма: – Он есть без грехов.»

147. ВИДЖАЙЯАГХА – Единый, кто имеет господство над всей вселенной, действующий добродетелями его шести особых выдающихся качеств подобно всемогуществу, всеведению и т.д., известен как Бхагас.

148. ДЖЕ:ТА: – Единый, кто есть естественный победитель над существами, т.е. превосходящий всех других существ.

149. ВИШВАЙО:НИАГХА – Источник вселенной.

150. ПУНАРВАСУАГХА – Единый, кто оживает снова и снова в телах как Дживас.

151. УПЕ:НДРАГХА – Единый, рожденный как младший брат Индры. Или единый, кто величественнее чем Индра. Харивамша (2.19.46) сказал:

МАН’ОПАРИ ЙЯАТХЕНДРАС ТВАМ СТХА:ПИТО ГОБХИР ИШВАРАГХА!

УПЕНДРА ИТИ КРУЩНА ТВА:М ГА:СЬЙЯАНТИ БХУВИ ДЕВАТА:ГХА!!

– «Смиренный укоренивший Тебя высшего во мне, как моем мастере. Поэтому, О, Крущна, Боги проявляются звуками вокруг Тебя, направленными к Тебе, как Упендра.»

152. ВА:МАНАГХА – Единый, кто в форме Ва:мана (карлика), пришел служить к Бали. Или Единый, кто имеет благочестивого почитателя. Катха Уп. (2.5.3.) сказал: «Мадхьйяе ва:манам а:синам вишве дева: ипа:сате – Вишве – божество благочестиво почитаемое Ва:мана, как укоренившийся в середине[сердце].»

153. ПРА:НШУАГХА – Единый великий ростом. Появившийся, как карлик в первом раз перед Махабали, Он увеличился в росте превысив все миры. Как говорит Харивамша (3.71.43-44):

ТОЬЙЯЕ ТУ ПАТИТЕ ХАСТЕ ВА:МАНО’ИХУД АВА:МАНАГХА

САРВА-ДЕВА-МАЙЯАМ РУ:ПАМ ДАРШАЙЯА:МА:СА ВАИ ПРАБХУАГХА

БХУ:АГХА ПА:ДАУ ДЬЙЯУАГХА ШИРАШ Ч’А:СЬЙЯА ЧАНДР’А:ДИЕЬЙЯАУ ЧА ЧАКЩУЩИ:

– «Тот час же после этого Бали вылил воду в его руки с намерением (дать дар напрашиваться на неприятности), но карлик (Ва:мана) стал противоположностью карлика (Ава:мана). Господь тогда показал Его форму, которая содержит в себе все небесные создания. Он показал Его космическую форму, имеющую землю Его ногами, небо Его головой, а солнце и луну Его глазами.»

154. АВО:ГХАГХА – Единый, чьи действия не делаются напрасно.

155. ШУЧИАГХА – Единый, кто очищает тех, кто поклоняется и восхваляет Его. Так есть священный текст о таком воздействии: «Асьйяа спаршас ча маха:н шучиагха – Его истинное прикосновение есть очищение.»

156. УРДЖИТАГХА – Единый в безграничной численности.

157. АТИ:НДРАГХА – Единый, кто превосходит Индру, имея Его неотъемлемые признаки подобно всемогуществу, всеведению и т.е.

158. САНГРАХАГХА – Единый, кто приводит всех к их тонкому состоянию или способности понимания Его Самого внутри них.

159. САРГАГХА – Единый, кто есть тонкая форма вселенной, в которой находится создатель. Или единый, кто есть причина создания.

160. ДХРУТА:ТМА:ГХА – Единый, кто есть всегда в Нем неотъемлемой формой или природой, вне изменений, включающих в себя рождение и смерть.

161. НИЙЯМАГХА – Единый, кто определяет Его творения в разных местах.

162. ЙЯМАГХА – Единый, кто упорядочивает все, пребывающее внутри него.

163. ВЕДЬЙЯАГХА – Единый, кого должны знать те, кто стремится к Мокща [освобождению].

164. ВАЙДЬЙЯАГХА – Единый, кто знает всех Видьйяас или линии знающих.

165. САДА:ЙО:ГИ – Единый, кто всегда познает, будучи всегда существующим.

166. ВИ:РАГХА: – Единый, кто уничтожает геройских Асуров для защиты Дхармы.

167. МА:ДХАВАГХА – Единый, кто Господь или Мастер «Ма: » или знающий. Харивамша (3.8.49) говорит:

МА:ВИДЬЙЯА ЧА ХАРЕАГХА ПРОКТА: ТАСЬЙЯА: ШЩА ЙЯАТО БХАВА:Н!

ТАСМА:Н МА:ДХАВА-НА:МА:СИ ДХАВАГХА СВА:М’ИТИШАБДИТАГХА!!

– «Видьйя а или знающий Хари, означает Ма:. Ты искусный Мастер, который есть Видьйяа. Поэтому ты получил имя Ма:дхава. Ибо суффикс дхава означает Мастер.»

168. МАДХУГХА – Мед, потому что Господь дает радость, точно подобную меду.

169. АТИ:НДРИЙЯГХА – Единый, кто не знает чувств. Ка. Уп. (3.15) сказал: «Ашабдам аспаршам – вне или сверх звуков и прикосновений.»

170. МАХА:МА:ЙЯАГХА – Единый, кто может причиной иллюзии даже при других великих иллюзиях. Ги:та: (7.14) говорит: «Мама ма:йяа: дуратьйяайяа: – Моя Ма:йяа: есть тяжелое испытание [крест].»

171. МАХО:ТСА:ХАГХА – Единый, кто всегда занят работой созидания, поддержания и разрушения.

172. МАХА:БАЛЭАГХА – Сильнейший среди всех, кто имеет силу.

173. МАХА:БУДДХИАГХА – Мудрейший среди мудрых.

174. МАХА:ВИ:РЬЙЯАГХА – Самый могущественный единый, потому что Невежество, которое есть причина Самса:ры, есть Его великая сила.

175. МАХА:ШАКТИАГХА – Единый с огромными з<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: