ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.
Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:
· четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;
· отхлопывать ритм «песен» каждого звука;
· «дирижировать» - демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;
· имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;
· использовать наглядный материал для «записи» и «чтения песен» звуков.
При этом следует показывать:
· протяжный звук - ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;
· отрывистый звук - резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;
· повышение звука - подниманием руки вверх;
· понижение звука - опусканием руки вниз.
Звук средней продолжительности
Длительный звук
Краткий (отрывистый) звук
Высокий звук и низкий звук
Пример ритмического рисунка «песни» звука «О»
После чтения сказки детям следует задать вопросы по текcту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.
|
Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.
Первая часть сказки дает возможность:
· познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков
· формировать понятие «гласный звук»
· развивать слуховое внимание
· развивать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную «песенку», в какой последовательности пели звуки, какие «песенки» могут спеть звуки [у], [и] и так далее)
· познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв
· закреплять у детей различие понятий «звук - буква»
Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач, позволяет:
· формировать понятие «согласный звук»
· познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами
СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»
Жил-был звук «a».
Он любил петь, широко открывая рот: «a__».
Иногда звук «a» пел очень тихо: «a, a, a».
Иногда - очень громко: «a, a, a».
Когда звуку «a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__».
Бывали времена, когда звук «a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa».
А еще звук «a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
a
\
A
a
\
a
a
\
a__a__a
a
\
a
a
\
a
a
\
a
Всем вокруг нравился звук «a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
|
Вопросы и задания
· О каком звуке эта сказка?
· Что любил делать звук «a»? (Петь).
· Когда звук «a» пел, как он открывал рот? (Широко). Покажи, как пел звук «a» (Открывал рот).
· Как умел петь звук «a»? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко.
· Какую песню пел звук «a», когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука «a» («a__a__a__a__a__a__a__»).
· На каком инструменте играл звук «a»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «a» играл на барабане («aaaaa, aaaaa»).
· Какие песни звук «a» пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука «a»:
a
\
a
a
\
a__a__a
· За что всем нравился звук «a»? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).