СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»




ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

 


Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.


Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:

· четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;

· отхлопывать ритм «песен» каждого звука;

· «дирижировать» - демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;

· имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;

· использовать наглядный материал для «записи» и «чтения песен» звуков.


При этом следует показывать:

· протяжный звук - ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;

· отрывистый звук - резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;

· повышение звука - подниманием руки вверх;

· понижение звука - опусканием руки вниз.



Звук средней продолжительности



Длительный звук



Краткий (отрывистый) звук



Высокий звук и низкий звук



Пример ритмического рисунка «песни» звука «О»

 

После чтения сказки детям следует задать вопросы по текcту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.

Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.


Первая часть сказки дает возможность:

· познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков

· формировать понятие «гласный звук»

· развивать слуховое внимание

· развивать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную «песенку», в какой последовательности пели звуки, какие «песенки» могут спеть звуки [у], [и] и так далее)

· познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв

· закреплять у детей различие понятий «звук - буква»

Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач, позволяет:

· формировать понятие «согласный звук»

· познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами

 


СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»

 

Жил-был звук «a».
Он любил петь, широко открывая рот: «a__».
Иногда звук «a» пел очень тихо: «a, a, a».
Иногда - очень громко: «a, a, a».
Когда звуку «a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__».
Бывали времена, когда звук «a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa».
А еще звук «a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
a
\
A

a
\
a

a
\
a__a__a

a
\
a

a
\
a

a
\
a


Всем вокруг нравился звук «a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

· О каком звуке эта сказка?

· Что любил делать звук «a»? (Петь).

· Когда звук «a» пел, как он открывал рот? (Широко). Покажи, как пел звук «a» (Открывал рот).

· Как умел петь звук «a»? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко.

· Какую песню пел звук «a», когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука «a» («a__a__a__a__a__a__a__»).

· На каком инструменте играл звук «a»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «a» играл на барабане («aaaaa, aaaaa»).

· Какие песни звук «a» пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука «a»:
a
\
a

a
\
a__a__a

· За что всем нравился звук «a»? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: