Глава 3. Механизм ЕВС и его функционирование




 

3.1Механизм работы ЕВС

Европейская валютная система (ЕВС) – принятая рядом стран, входящих в Европейское сообщество, форма организации валютных отношений и валютного обмена, облегчающая экономические отношения между странами, стимулирующая интеграцию их экономик, способствующая стабилизации валют. Начало действия ЕВС с 1 июня 1979 г.

Механизм ЕВС образован на трех элементах: европейской валютной единице – ЭКЮ; режиме совместных колебаний валютных курсов “суперзмея”, Европейском фонде валютного сотрудничества.

ЭКЮ(₠,ECU) – европейская валютная единица. Представляет собой составную валюту, которую поддерживает корзина национальных валют стран ЕС. Условная стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины, включающей валюты 12 стран ЕС. Доля валют в корзине ЭКЮ зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств - членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки. Поэтому самым высоким компонентом ЭКЮ – примерно 1/3 – являлась марка ФРГ. Квоты были распределены в следующем порядке:

 

¾ 32,7 % Немецкая марка

¾ 20,8 % Французский франк

¾ 11,2 % Английский фунт

¾ 10,2 % Голландский гульден

¾ 7,2 % Итальянская лира

¾ 8,7 % Бельгийский и Люксембургский франк

¾ 4,2 % Испанская песета

¾ 2,7 % Датская крона

¾ 1,1 % Ирландский фунт

¾ 0,7 % Португальское эскудо

¾ 0,5 % Греческая драхма

 

Действующий механизм обменных курсов в странах ЕС сдерживал изменения валют в пределах 2,25% одна относительно другой и в диапазоне не более 15%.

В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использовала его в качестве реальных резервных активов. Во-первых, эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом.

Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС и ЕФВС (Европейский фонд валютного сотрудничества). Центральные банки внесли в фонд более 2,66 тыс.тонн золота (в МВФ 3,2 тыс. тонн). Платежи совершались в виде возобновляемых трехмесячных сделок «своп», сохраняя права собственности стран на золото. ЭКЮ, полученные в обмен на золото, зачислялись в официальные резервы. В-третьих, Евросоюз ориентировался на рыночную цену золота, определяющую для стран ЕС взносы в золотой фонд, и, кроме того, регулирующую эмиссию и объем резервов в ЭКЮ.

При формировании ЕВС предусматривались следующие функции ЭКЮ:

1) основа для расчетов в рамках механизма, определяющего валютные курсы;

2) основа для определения показателя отклонений курса какой–либо из денежных единиц, входящих в эту систему от среднего показателя по странам-членам ЕЭС;

3) средство осуществления валютных интервенций, заключения сделок и предоставления кредитов;

4) средство расчетов между центральными банками стран-членов, а также между валютными органами ЕЭС;

5) реальный резервный актив.

Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний (±2,25% от центрального курса, для некоторых стран, в частности Италии, ±6% до конца 1989 г., затем Испании, с учетом их нестабильного валютно-экономического положения. С августа 1993 г. вследствие осложнения валютного состояния ЕС, рамки колебаний расширены до ±15%).

ЕВС осуществляет межгосударственное региональное валютное регулирование, предоставляя центральным банкам кредиты для покрытия временного дефицита платежных балансов, и связанных с валютной интервенцией расчетов.

В результате, создание ЕВС является закономерным. Данная валютная система возникла на базе западноевропейской интеграции с целью создания собственного валютного центра. Однако, будучи подсистемой мировой валютной системы, ЕВС испытывает отрицательные последствия нестабильности последней и влияние американского доллара. Сравнительная характеристика ЭКЮ и СДР (англ. Special Drawing Rights, SDR, SDRs -Специальные права заимствования) выявляет их общие черты и различия. Общей чертой служит природа данных международных счетных валютных единиц - как прообраз мировых кредитных денег. Они не имеют материальной формы в виде банкнот, зачисляются на специальные счета соответствующих стран и используются в форме безналичных перечислений по ним. Их условная стоимость определяется по методу валютной корзины, но с разным набором валют, а хранение их на счетах сверх лимита вынуждает эмитента выплачивать сторонам проценты.

Новый этап в развитии западноевропейской интеграции – программа создания валютного и экономического союза, была разработана комитетом Ж. Делoра в апреле 1989 года.

План «Делора» предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия. На основе плана «Дeлора» к декабрю 1991 был выработан Маaстрихтский догoвор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование вaлютно-экoномического союза.

Сроки введения единой валюты были одобрены главами государств или правительств 15 стран ЕС на заседании Европейского совета в Мадриде в декабре 1995 г. Тогда же было принято решение o ее названии ("евро").

В мае 1998 года главы государств и правительств 15 стран - участниц, отталкиваясь от экономических показателей за 1997 г., приняли решение o том, какие из них удовлетворяют критериям конвергенции для вступления в Валютный союз:

¾ уровень инфляции не может превышать 1,5% от уровня трех стран с наименьшими темпами инфляции,

¾ дефицит госбюджета не должен превышать 3%,

¾ совокупный государственный долг — 60% стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) соответствующего государства,

¾ доходные процентные ставки могут лишь на 2% превышать процентные ставки по госзаймам в трех странах с самыми стабильными ценами,

¾ национальные валюты должны в течение двух лет — без больших колебаний курса — быть частью европейской валютной системы.

С 1 января 1999 г. начался процесс введения единой валюты в странах, отвечающих критериям конвергенции:

¾ были установлены не подлежащие пересмотру курсы валют стран-участниц (взаимные и по отношению к "евро");

¾ "евро" стал полноправной валютой и официальная "корзина" валют, по которой исчисляется ЭКЮ, прекратила свое действие;

¾ была выработана и начала применяться единая денежная политика со стороны Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), в которую входят центральные банки стран-участниц и Европейский центральный банк; страны-участницы стали исчислять размер своего нового государственного долга в "евро";

¾ финансовые рынки также были переведены на "евро".

На завершающем этапе с 2002 года начался выпуск наличных банкнот и монет евро. Они печатаются Европейским Центральным Банком (ЕЦБ) и национальными центральными банками следующих достоинств: 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро. На банкнотах изображены архитектурные ансамбли Европы различных эпох. Производство монет осталось прерогативой национальных правительств, хотя объем выпуска будет подлежать предварительному согласованию с ЕЦБ.

Таблица 2. Курсы конвертации национальных валют в ЕВРО

Немецкая марка 1.95583
Французский франк 6.55957
Финская марка 5.94573
Голландский гульден 2.20З71
Австрийский шиллинг 13.7603
Итальянская лира 1936.21
Испанская песета 166.386
Португальский эскудо 200.482
Ирландский фунт 0.787564
Бельгийский/Люксембургский франк 40.3399

 

Единая европейская валюта стала важным фактором стабильности ЕС, облегчив борьбу с инфляцией, повысив конкурентоспособность товаров и услуг государств ЕС. Введение евро привело к тому, что рынок этой валюты стал важнейшим сегментом мирового валютного рынка. Новая денежная единица позволила также ликвидировать значительные расходы, связанные с переводом одной валюты в другую между странами Европы.

3.2.Юридический статус Евро и его функции

Договор, предусматривающий поэтапное продвижение к Валютному союзу (ЭВС – Экономический и валютный союз), подписан 11 странами в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 года.

В январе 1994 года был создан Европейский валютный институт во Франкфурте-на-Майне (ФРГ), главной целью которого являлась подготовка к организации Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и к эмиссии единой валюты - евро.

Эти и другие решения, принятые на уровне исполнительного органа - Комиссии Европейских сообществ (КЕС), предусматривали определенные критерии для стран - участниц ЭВС, а также сроки и принципы для единой валюты - евро.

Большой интерес представляют, прежде всего, установленные критерии для допуска стран к участию в ЭВС, которые можно рассматривать и как показатели "финансового здоровья".

Также уже действуют меры для соблюдения этих критериев и после образования ЭВС. В частности, страна, допустившая чрезмерный дефицит госбюджета (свыше 3% ВВП), должна будет в первый год внести на специальный счет КЕС депозит в размере 0,2% своего ВВП плюс 0,1% за каждый процент дефицита, превышающий установленный лимит. Если эта ситуация сохраняется второй год, уплачивается только дополнительная часть депозита (но не более 0.5% ВВП). В дальнейшем, если положение не исправляется, депозит превращается в штрафы, которые поступают в распоряжение "хороших" участников, соблюдающих бюджетную дисциплину.

Роль ЕВРО в процессе трансформации мировой валютно-финансовой системы во многом будет обусловлена масштабами интернационализации ЕВРО, тем, насколько полно и эффективно новая европейская валюта будет выполнять функции второй резервной валюты. Существуют два уровня процесса интернационализации ЕВРО – официальный и частный.

На официальном межгосударственном уровне использование денег в качестве резервной валюты предполагает выполнение следующих функций:

¾ Международный резервный актив. Большинство экспертов сходятся во мнении, что в среднесрочной перспективе роль ЕВРО в этой функции будет выше, чем значение простой механической суммы отдельных европейских валют до введения единой европейской валюты.

¾ Инструмент валютных интервенций и якорная валюта. Эти две функции ЕВРО в официальном обороте тесно связаны как с предыдущей функцией, так и между собой. Объемы и характер проведения интервенций в определенной валюте обусловлены необходимостью центральных банков третьих стран поддерживать в той или иной форме установленные курсовые соотношения своих денежных единиц с этой валютой.

¾ В частном международном обороте резервная валюта призвана выполнять функции: средств международного инвестирования и финансирования; средств платежа в международной торговле и обращения на валютных рынках; валюты цены и котировок на международных товарных и валютных рынках.

¾ Средство международного инвестирования и финансирования. Расширение объема финансовых операций на территории еврозоны способствует увеличению ликвидности рынка ценных бумаг, номинированных в ЕВРО, до так называемого критического уровня. При этом старое равновесие, обеспечивавшее доминирующие позиции доллара на мировом финансовом и валютном рынках, становится неустойчивым. Происходит сдвиг в сторону нового равновесия, в сторону увеличения роли ЕВРО как резервной валюты в международной валютной системе.

¾ Средство платежа в международной торговле и обращения на валютном рынке. Возможности выполнения ЕВРО данной функции определяются уровнем спроса на него со стороны участников внешнеэкономической деятельности и валютных рынков.

¾ Функция валюты цены и валюты платежа международных контрактов. Роль ЕВРО в данной функции во многом обусловлена его возможностями выполнять функцию средства обмена в международной торговле и на валютных рынках.

 

3.3.Роль Европейской системы центральных банков в ЕВС

Неотъемлемая часть создания ЕВС - образование межправительственной системы банков с правовым регулированием и контролем евро. С этой целью в Евросоюзе образуется орган межправительственного финансового регулирования, объединяющий Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов ЕС:

¾ Национальный банк Бельгии (Banque Nationale de Belgique), управляющий Гай Куаден (Guy Quaden);

¾ Бундесбанк, управляющий Аксель Вебер (Axel A. Weber);

¾ Банк Греции, управляющий Николас Гарганас (Nicholas C. Garganas);

¾ Банк Испании, управляющий Мигель Фернандес Ордоньес (Miguel Fernández Ordóñez);

¾ Банк Франции (Banque de France), управляющий Кристиан Нуайе (Christian Noyer);

¾ Валютный институт Люксембурга.

Итак, настоящую систему частью можно характеризовать как схожую с Федеральной резервной системой в США, которая состоит во главе с The Bank of New-York, выполняющего роль центрального, из 14 банков.

Главная цель организации Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), исходя из статьи 2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, характеризуется поддержанием стабильного курса евро и цен в зоне евро. Понятие «стабильность цен» определяется количественным выражением. Для достижения основной цели ЕСЦБ решает следующие конкретные задачи:

¾ Определение и проведение единой денежно-кредитной политики. Совет управляющих ЕЦБ определяет единую денежно-кредитную политику, которую Национальные центральные банки внедряют децентрализованным и гармоничным образом. Оперативные рамки единой денежно-кредитной политики должны удовлетворять следующим принципам: соответствие рыночным условиям, равноправный режим для всех, простота, поиск наилучшего соотношения эффективности и стоимости, децентрализация, непрерывность, согласование и соответствие управленческим решениям ЕСЦБ.

В основном для проведения денежно-кредитной политики используются те процедуры и инструменты, которые использовались большинством центральных банков до становления Европейского экономического и валютного союза.

¾ Хранение и управление ЕСЦБ официальными валютными резервами стран-участниц ЭВС, а также осуществление валютных операций.

 

Главные функции ЕЦБ:

1. Выработка и осуществление валютной политики зоны евро;

2. Содержание и управление официальными обменными резервами стран зоны евро;

3. Эмиссия банкнот евро;

4. Установление основных процентных ставок.

5. Поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2%.

3.4.Цели создания ЕВС

Создание Валютного союза и введение "евро" призвано логически завершить экономическую интеграцию в ЕС.

Основные цели создания валютного союза и введения евро следующие:

¾ Создание крупнейшего мирового экономического и финансового центра, ключевым инструментом которого становится новая валюта евро. По замыслу своих создателей ЕВС является мощным стимулом для ликвидации барьеров между западноевропейскими финансовыми рынками и должен способствовать их интеграции. В результате в Европе должен возникнуть крупнейший в мире финансовый рынок, и евро в перспективе будет претендовать на место ведущей мировой валюты.

¾ Облегчение обменов: нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе.

¾ Создание зоны экономической стабильности. При исключении фактора риска, связанного с обменными курсами предприятия получат уверенность при произведении расчетов, следствием этого явится наличие большей транспарентности и более острой конкуренции. В условиях все более жесткой глобальной конкуренции это создаст предпосылки для более низких процентных ставок, стабильности цен и тем самым — для обеспечения надежных рабочих мест.

¾ Согласование экономических политик.

¾ Создание противовеса влиянию США, долларизации мировой экономики.

¾ Усиление политических позиций ЕС на мировой арене.

 

 

Заключение

В данной курсовой работе была всесторонне рассмотрена тема Европейская валютная система. По проделанной работе можно сделать следующие выводы.

Важным шагом на пути к европейской интеграции была предпринятая в конце 1979 г. попытка стабилизировать обменные курсы с помощью ЕВС. Эта система оказывала ощутимое воздействие на экономику лишь до августа 1993 г., когда из механизма обменного курса вышли итальянская лира и британский фунт. ЕВС в целом успешно выполняла свою основную функцию, заключавшуюся в стабилизации обменного курса. Но до 1987 г. частым явлением был пересмотр валютных курсов внутри системы, однако научные исследования показывают, что в целом обменные курсы между странами-участницами ЕВС были в значительно меньшей степени подвержены колебаниям, чем курсы валют других развитых экономик, которые на тот момент не состояли в подобных структурах. Второе главное достижение ЕВС состояло в снижении инфляции в таких странах, как Франция и Италия. Но это не сказалось серьезно на долгосрочном росте. Третьим положительным результатом деятельности ЕВС является создание возможностей и перспектив для нового валютного союза.

Поставленные задачи курсовой работы, а именно:

1)определение сущности валютной системы и валютной интеграции;

2)исследование европейской интеграции и предпосылок создания Европейского валютного союза;

3)изучение содержания и механизма ЕВС;

4)изучение значения и целей единой валюты Евро;

5)исследование целей и функций ЕВС;

выполнены.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: