История развития правовой психологии




Почти 100 лет назад Л. И. Петражицким была создана так называемая «психологическая школа права», в которой автор сделал радикальную попытку психологически раскрыть связь личности и права. Он, в частности, утверждал, что право — категория психологическая: «…право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически». Последовавшая критика слабых мест теории привела к тому, что «вместе с водой выплеснули и ребенка». Практика современной аналитической теории права практически не опирается на данные психологической науки.

Юрист Н. М. Коркунов в «Лекциях по общей теории права» (1886) рассматривал общество как «психическое единение людей», а право — как инструмент обеспечения определенного порядка при возникновении конфликтов в межличностных отношениях.

П. И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

Далее правовая психология существовала в рамках других разделов юридической психологии. Лишь около 20 лет назад российским ученым В. В. Лазаревым предпринималась теоретически оригинальная и полемически острая попытка обосновать необходимость правовой психологии.

Руководитель раздела «Правовая психология» — Н. В. Богданович, кандидат психологических наук

ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ — совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний, привычек, в которых отражается отношение людей к праву. Правосознание связанно с переживаниями людей, их чувствами и эмоциями по отношению к действующему законодательству и практическому применению законов. Правовое осознание действительности (правосознание) формируется вследствие правовой потребности и правового интереса — осознанной личностью необходимости использовать правовые средства для удовлетворения существующих потребностей, т.е. совершения социально-правовых (правомерных) действий. Соответственно, элементами правовой психологии выступают: правовой мотив — оценочное отношение личности к правовой ситуации с позиций актуализированной потребности; правовая установка — особое состояние психологического склада личности, предрасполагающее к определенной активности с позиций определенной потребности и личностного интереса; ценностно-правовые ориентации — совокупность качеств личности (чувство правового долга, ответственности, законности, уважения к праву, солидарность с его требованиям и др.), определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, его институтам, отдельному предписанию; правовая сплоченность — особая социально-психологическая форма организованности, высшая степень духовного единства людей, проявляющегося во взаимодействии друг с другом в правовой сфере общественной жизни.

 

3. Криминальная психология  

Криминальная психология (от латинского criminalis — преступный) — область юридической психологии, которая изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и распада преступных групп. С. В. Познышев, один из основоположников юридической и криминальной психологии в России, так писал о криминальной психологии: «Криминальная психология изучает все те психические состояния личности, которые оказывают то или иное влияние на уголовную ответственность, и предмет криминальной психологии составляет не отдельные психические процессы в возможном мысленном их обосновании, а личность в известном круге ее проявлений, относящихся к области преступления или борьбы с ним» [Познышев С. В. Криминальная психология. М., 1926.].

Отечественные исследования по криминальной психологии стали интенсивно проводиться в 20-х гг. ХХ века. Исследования были посвящены изучению психологии преступников и заключенных, быта преступного мира, закономерностей формирования свидетельских показаний и причин появления в них ошибок, теории и методике судебно-психологической экспертизы. Были проведены оригинальные опыты по обнаружению психологическими методами следов преступления.

Задача современной криминальной психологии — выделить внутренние личностные предпосылки (личностные качества), которые во взаимодействии с определенной внешней ситуацией могут создать криминогенную ситуацию. В рамках криминальной психологии устанавливаются специфические особенности личности, которые являются причиной криминогенных предпосылок личности (дефекты правосознания, нравственности, культуры, эмоций и т. д.), и устанавливается причинная связь между личностными особенностями и склонностью к совершению определенной категории преступлений. Кроме того, криминальная психология исследует механизм иммунитета личности к криминогенной ситуации и разрабатывает рекомендации по профилактике преступности.

Аналогичные задачи, но с другой стороны, в криминогенной ситуации решает психология потерпевшего. Психология потерпевшего изучает факторы формирования личности потерпевшего, его поведение в генезисе преступления. Психология потерпевшего тесно связана с уголовным правом, криминологией, социальной психологией и психологией личности. Психологические исследования личности потерпевшего и его деятельности способствуют изучению причин и условий преступлений, более всестороннему расследованию уголовных дел, обнаружению новых доказательств и т.д.

Криминальная психология и психология потерпевшего изучают также проблему формирования преступного умысла. В особом разделе криминальная психология исследует психологические аспекты неосторожной преступности, в том числе бытовую и профессиональную неосторожность.

Еще один раздел криминальной психологии — криминальная психология несовершеннолетних, которая исследует антисоциальное поведение несовершеннолетнего и влияние на него факторов внешней микросреды, а также особенности личности подростка, которые обусловливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи», и разрабатывает рекомендации, направленные на профилактику детской и юношеской преступности.

С криминальной психологией тесно связана психология девиантного (отклоняющегося) поведения. Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся делинквентное (преступное), аддиктивное (зависимое) поведение (злоупотребление алкоголем, наркотическими и одурманивающими веществами), суицидальное и некоторые другие виды отклоняющегося поведения.

Особое ответвление криминальной психологии — судебно-психологическая экспертиза (СПЭ). СПЭ не решает вопросы юридического содержания (достоверность показаний, мотивы и цели преступления, форма вины и т. п.). Предметом СПЭ является диагностика непатологических психических особенностей отдельных участников уголовного процесса, имеющих существенное значение для установления истины.

Наконец, криминальная психология исследует социально-психологические механизмы группового преступления: причины объединения правонарушителей, условия, содействующие этому объединению, социальные позиции отдельных членов группы, иерархию межличностных ролей, групповую динамику и т. д.

Все проблемы криминальной психологии связаны с изысканием эффективных путей и средств предупреждения преступности.

 

4.криминалистическая психология. область прикладной психологии, исследующая – как вообще, так и в отдельном конкретном случае – душевную жизнь и жизнь в целом у человека, заслуживающего наказания, и у преступника с целью установления психических причин преступления. При этом учитываются как индивидуальные (напр., наследственная склонность, влияние наркотиков, темперамент), так и социальные факторы (напр., экономическое положение, среда, дурной пример). Вместе с психологией свидетеля, защитника, прокурора и судьи криминалистическая психология образует судебную психологию. криминалистическая психология – эта та часть юридической психологии, которая обеспечивает своими разработками, достижениями, знаниями и возможностями поисково-познавательную деятельность (следоведческий аспект) в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования соответствующих уполномоченных на то законом должностных лиц правоохранительных органов и спецслужб, профессионально ведущих борьбу с преступностью. Достижения психологии, возможности использования психологических знаний, инструментария и опыта специалистов данного профиля в оперативно-разыскной и следственной практике издавна привлекали внимание отечественных и зарубежных криминалистов. Однако долгие годы профессиональное взаимодействие психологов и криминалистов носило эпизодический и далеко не повсеместный характер. Ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону с конца 60-х годов двадцатого столетия. С этого времени в ответ на насущные потребности практической криминалистики психологические знания стали вовлекаться в уголовное производство целенаправленно и все более масштабно. На базе крепнущего и углубляющегося взаимодействия криминалистов и психологов начался процесс разработки принципиально новой специфической научной продукции, изначально рассчитанной на оптимизацию оперативно-разыскной и следственной практики. Создаваемые для детективов и следователей методы, приемы, рекомендации психологического характера не подменяют и не отменяют традиционный криминалистический арсенал. Показав свою эффективность, они органично вписались в систему прикладной криминалистики, существенно обновив ее стратегию, тактику и методику, заметно увеличив ее потенциал и открыв прежде неизвестные перспективы. Тем самым были заложены объективные предпосылки для возникновения и развития криминалистической психологии как важнейшей отрасли юридической психологии. Ее назначение – помогать практическим следоведам, юристам более успешно выявлять и раскрывать преступления, изобличать виновных, снимать подозрение с ошибочно заподозренных, не причастных к преступлениям лиц. Итак, криминалистическая психология – это психология выявления и раскрытия преступлений.

5.судебная психология. Судебная психология представляет собой раздел юридической психологии, в котором изучаются психологические проблемы, связанные с судопроизводством. Следственно-оперативная психология как раздел судебной психологии изучает психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений; различные аспекты психологического обеспечения следственно-оперативной деятельности: различные по эффективности стратегии допроса (подозреваемых, свидетелей, потерпевших), психология опознания, очной ставки и следственного эксперимента, исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности; психологические аспекты профессиограммы сотрудника следственных органов, разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации и профотбору, проблемы «профайлинга» и составление проспективного (психологического) портрета преступника в частности, психологические особенности жертвы криминальной агрессии, психология виктимного поведения (виды виктимности, виктимные качества, психические состояния, образ жизни).В рамках судебной психологии разрабатываются проблемы судебно-психологической экспертизы, среди которых можно выделить: юридически значимые эмоциональные состояния как предмет экспертного исследования, юридическая (психологическая) составляющая вменяемости, психологические аспекты исследования беспомощного состояния потерпевших от сексуальных насильственных действий, юридически значимые психические явления как предмет экспертного психологического исследования, сравнительный анализ категорий «аффект» и «сильное душевное волнение» (широта и возможности исследования), правовые основания деятельности эксперта-психолога, алгоритм судебно-психологического экспертного исследования, методическое обеспечение деятельности психолога-эксперта, психологические аспекты возрастной вменяемости, категория «моральный ущерб» с позиции судебной психологии, возможности применения психологических знаний в комплексных и однородных судебных экспертизах.

6. Пенитенциарная психология. Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией.Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.Пенитенциарная психология изучает проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в условиях лагерного и тюремного режимов, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных. Исправительная психология исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщение их к нормальному существованию в обычной социальной среде, динамику личности осужденного и факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также, разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.Существенное влияние на становление и развитие пенитенциарной психологии в России оказали отечественные писатели (Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, Г. А. Медынский, А. и др.); юристы (М. Н. Гернет, С. В. Познышев, Б. С. Утевский, и др); педагоги (А. С. Макаренко, Л. А Высотина, Тюгаева и др.); психотерапевты и психиатры (В. М. Бехтерев, П. Б. Ганнушкин) и, естественно, психологи (А. Ф. Лазурский, А. Г. Ковалев, А. Д. Глоточкин, В. Ф. Пирожков, И. П. Башкатов,и др). В современной пенитенциарной науке феномен наказания в виде лишения свободы рассматривается в трехракурсном плане: кара, исправление и профилактика совершения осужденными новых преступлений.В настоящее время все более настойчиво проявляются попытки внедрять в практику исправительных учреждений психологически обоснованные технологии ресоциализации осужденных. В число основных направлений ресоциализующей деятельности входят:— психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов общей и правовой социализации личности, а также дефектов в психической регуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств; — разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных и поэтапная их реализация; — осуществление в специально созданных центрах необходимых мер психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими проявлениями, неадекватными методами психологической защиты и личностными акцентуациями; — разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления и предоставляющих возможности для личностного роста; — всемерное восстановление нарушенных у осужденных лишением свободы социальных и других связей, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентации и норм поведения, психологической готовности к правопослушному поведению после освобождения.Традиционно предметом исследований пенитенциарных психологов являются конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Выявленные психологами закономерности и механизмы развития данных негативных явлений учитываются в проведении сотрудниками учреждений различных форм профилактической работы, а также в специальных мероприятиях по разложению или нейтрализации влияния криминальных группировок. В пенитенциарной психологии наиболее глубоко изучено влияние лишения свободы на содержание и динамику психических состояний осужденных.Отечественными пенитенциарными психологами в последние годы разработаны научно обоснованные рекомендации по воздействию на негативные социально-психологические явления в среде осужденных, создан ряд специальных методик для изучения элементов криминальной субкультуры.

7. Методы юридической психологии Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей. Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования.

По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы:

Методы научного исследования. С их помощью изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т. д.

Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

К своеобразным методам юридической психологии относится психологический анализ уголовного дела. Актуальным является и метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.

Применительно к способам исследования юридическая психология располагает следующими методами.

Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий: 1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют; 2) составить программу наблюдения; 3) правильно фиксировать результаты исследования; 4) определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц. Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применять фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большое значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может быть наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения». Главное достоинство этого метода - его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, чем в анкетах.

Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно для исследования личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и способствует вступлению в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели - получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей внешних стимулов, действующих на испытуемого. Эксперимент строится таким образом, что внешняя стимуляция изменяется по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешней ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент в основном применим к научным исследованиям, а также используется при проведении судебно-психологической экспертизы. К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использования техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и нивелируются при использовании метода естественного эксперимента.

В целом, системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.

8. Личностный подход в психологии понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненны планы; сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

§ постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

§ умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;

§ постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

§ своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

§ максимально опирался на собственную активность личности;

§ сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

§ развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

9.Общая характеристика субъекта деятельности. Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

 

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т.е. определяет ее цели и задачи.

Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача – это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, которой надо достичь; условия, т.е. известный компонент постановки задачи; искомое – неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т.е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т.е. решить ряд задач практической деятельности.

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей

 

10. Темперамент и система его проявления

Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельностичеловека. Говоря о темпераменте, мы подразумеваем:

· динамические, а не содержательные аспекты психической деятельности;

· те индивидуальные особенности, которые в наибольшей мере зависят от врожденных (природных) свойств нервной системы психики.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

От темперамента человека зависят:

· скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

· пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;

· темп и ритм деятельности;

· интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

· направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

 

11. Разделы юридической психологии

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;

исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы я социальной адаптации освобожденных;

психология гражданско-правового регулирования — состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел;

12. Виды судебно-психиатрической экспертизы

 

Суде́бно-психиатри́ческая эксперти́за (СПЭ) — это вид судебной экспертизы, проводимый с использованием специальных знаний в области психиатрии. Судебно-психиатрическая экспертиза бывает: амбулаторной, стационарной, посмертной[1].

· Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза производится по решению суда или постановлению следственных органов.

· Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза производится по решению суда.

· Посмертная судебно-психиатрическая экспертиза производится на основании определения суда.

Различают виды судебно психиатрической экспертизы в зависимости от состава экспертов:

· судебно-психиатрической экспертизы (один эксперт психиатр),

· комиссионная судебно-психиатрической экспертизы (двое и более экспертов психиатров),

· комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза,

· комплексная судебная сексолого-психиатрическая экспертиза,

· комплексная судебная нарколого-психиатрическая экспертиза,

· комплексная судебная психолого-сексолого-психиатрическая экспертиза.

По итогам судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ) составляется Заключение в письменном виде за подписью всех проведших ее экспертов и скрепляется печатью учреждения, в котором она проводилась. Срок составления экспертного заключения — не более 10 дней после окончания экспертных исследований и формулирования экспертных выводов.

Заключение состоит из трех частей: вводной, исследовательской (включающей анамнестический раздел, описание соматического, неврологического и психического состояния, при комплексной экспертизе-психологического, сексологического состояния подэкспертного), выводов. Заключение судебно психиатрической экспертизы для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

13 Границы компетенции судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза - это «система психологических исследований личности и деятельности подследственного и осужденного для уточнения сведений, помогающих следствию, суду, и перевоспитанию свидетельствуемых». Она осуществляется специалистами-психологами.

Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе:

установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, полностью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями;

установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

диагностика наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления физиологического аффекта и иных непатологических эмоциональных состояний, способных существенно влиять на сознание и деятельность человека;

установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасилованиях (в первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;

установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях психических состояний (растерянности, потери ориентировки и т.д.) и экспертную оценку их влияния на качество выполнения профессиональных функций в авиации, на железнодорожном и автомобильном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем и т.п.;

диагностика индивидуально-психологических особенностей (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, импульсивности, подражательности, ригидности и т.п.), способных существенно влиять на поведение субъекта;

установление ведущих, упрочившихся мотивов (в психологическом значении этого понятия) поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

установление наличия или отсутствия у умершего в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству, и причин возникновения этого состояния.

Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве:

установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать достаточно обоснованные решения;

выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;

установление психологической совместимости детей с родителями, с усыновителями, с опекунами;

установление психологической совместимости супругов;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: