Правовую основу государственного и муниципального бюджетного контроля составляют [2, с.100]:
· Конституция
· Бюджетный кодекс
· Закон о Счетной палате
· Нормативные правовые акты Правительства РФ
· Конституции (уставы) субъектов РФ
· Бюджетное законодательство субъектов РФ
· Уставы муниципальных образований и нормативные правовые акты органов местного самоуправления регулирующие бюджетные отношения.
Конкретные субъекты бюджетного контроля:
· Счетная Палата РФ
· Центральный банк РФ
· Министерство финансов РФ
· Федеральное казначейство
· Федеральная служба страхового надзора
· Федеральная налоговая служба
· Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
· Федеральная таможенная служба
· Федеральная антимонопольная служба
Так например, один из субъектов бюджетного контроля Центральный банк Российской Федерации является органом валютного регулирования и валютного контроля, а также органом банковского регулирования и банковского надзора.
Правовые основы деятельности Центрального банка установлены Конституцией РФ, Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности».
Основными целями Центрального банка являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы[5].
К числу контрольных функций, которыми наделен Банк России, можно отнести:
· Принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций;
· Выдачу, приостановление, отзыв лицензии на осуществление банковских операций;
· Осуществление банковского надзора;
· Организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля;
· Установление правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации. В целях финансового контроля Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила ведения бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных органов, представительных органов местного самоуправления на:
· получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
· получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
· утверждение (не утверждение) отчета об исполнении бюджета;
· создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
· вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
В иерархии специальных государственных органов, осуществляющих функции по финансовому контролю, Счетная палата РФ как конституционный орган финансового контроля стоит на первом месте.
Правовые основы деятельности Счетной палаты закреплены Конституцией РФ и Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Счетная палата должна руководствоваться, прежде всего Конституцией, затем законами, если они не противоречат Конституции России. В практической деятельности при проведении финансового контроля Счетная палата учитывает все источники финансового законодательства.
Счетная палата организует и осуществляет контроль над своевременным исполнением федерального бюджета.
Счетная палата осуществляет финансовый контроль на основе принципов: законности, объективности, независимости, гласности.
К числу основных задач Счетной палаты относятся [17]:
· Организация и осуществление контроля над своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
· Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
· Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
· Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
· Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
· Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках;
· Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Анализ задач и полномочий Счетной палаты показывает, что, несмотря на ее наивысший статус среди контролирующих органов, данный орган является специальным, осуществляющим контроль лишь в сфере бюджетных отношений.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что бюджетный контроль - вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.
Практическая часть
1.Правление коммерческого банка «Конто» не представило в установленный срок Центральному банку Российской Федерации бухгалтерскую отчетность. Такая задержка была допущена коммерческим банком в 3-й раз, несмотря на соответствующие предписания Центрального банка Российской Федерации. Какие меры воздействия в праве применить Центральный банк Российской Федерации в данном случае?
Решение:
В соответствии со ст. 57 Закона «Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и отчётности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчётности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами».
Надзорный орган может ограничить на срок до шести месяцев проведение кредитной организацией отдельных операций в случае нарушения (невыполнения) кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации.
Отзыв лицензии на совершение банковских операций у кредитных организаций осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Решению об отзыве лицензии по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», как правило, предшествует применение к кредитной организации предусмотренных Инструкцией предупредительных и/или принудительных мер воздействия.
Решение об отзыве лицензии по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», может быть принято без предварительного применения иных мер воздействия в случаях, когда дальнейшее проведение кредитной организацией банковских операций создает реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков), а применение иных мер в сложившейся ситуации признано Банком России нецелесообразным.
Ответ:
В соответствии со ст. 74 ФЗ №86-ФЗ от 10.07.2002 предусмотрен штраф в размере 1% от величины оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального уставного капитала за невыполнение требований о соблюдении сроков предоставления отчетности более двух раз в течение последних двенадцати месяцев.
2. На основе норм федерального законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и по произвольным условиям, составьте проект паспорта внешнеэкономической сделки. Данные примера определяются каждым студентом индивидуально, с условием недопущения аналоговых данных.
В соответствии с ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ(ред. от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле»
Статья 20. Паспорт сделки:
1. При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:
1) номер и дата оформления паспорта сделки;
2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;
3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);
4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета, в котором осуществляются расчеты по сделке;
5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.
Пример проект паспорта внешнеэкономической сделки:
КОНТРАКТ № 89-10
от 21 мая 2017 г.
Индивидуальный предприниматель Афанасьев В.С., в лице Афанасьева Виктора Сергеевича, город Смоленск, Россия, именуемый в дальнейшем Покупатель и компания ОАО «Кристалл», Германия, именуемое в дальнейшем Продавец, в лице господина Александра Пауль, с другой стороны, заключили настоящий Контракт о нижеследующем:
Предмет контракта
Продавец продаёт, а покупатель приобретает оборудование: 4 крутильные машины мод. T2TR-99, с быстро изнашивающими запасными частями, после капитального ремонта.