Справка дана студентке ____________________ в том, что она проходила педагогическую практику в МОУ Ильичевская СОШ на рабочем месте социального педагога с «____» ____ 2012 по «___» ____2012 г.
Во время практики студентом была проведена работа по ознакомлению с основным содержанием работы учреждения и службы социальной помощи и поддержки ребенка, а также с особенностями профессиональной деятельности специалистов различного профиля, работающих в данных учреждениях.За время практики студентка показала себя трудолюбивым, добросовестным, в целом, знающим свое дело работником.
Оценка работы в период практики - отлично.
Руководитель предприятия ________________ __________
(Ф.И.О.) (подпись)
М.П.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Тема: «Решение социальных проблем в развитии ребенка»
Основной задачей специалистов в области проекта является то, что с момента выявления проблем ребенка, необходим полный контроль за процессом его развития, выявление проблем в ходе диагностики или получении сигналов о наличии трудностей в результате обращения учеников, учителей, родителей.
Карта индивидуального сопровождения заводится на детей «группы риска» и пополняется данными диагностики, проводимой на определенных этапах обучения.
Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы.
Помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывается на уровнях: помощь со стороны ближайшего окружения ребенка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель); специалисты других организаций и служб города.
Задача специалистов на этапе сопровождения детей заключается в организации и координации усилий всех заинтересованных лиц, направленных на преодоление проблемы. Сопровождение может быть направлено на основного носителя проблемы, на кого-либо из его окружения, на всю систему в целом.
Процесс индивидуального сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов: проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей; информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему; обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения; оказание первичной помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах реализации плана действий.
Методы сопровождения: диагностический, информационный, проектировочный, консультативный.
Этапы процесса сопровождения: диагностика сущности проблемы; построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; распределение ролей и функциональных обязанностей; реализация программы; анализ качества программы индивидуального сопровождения.
Целью диагностического этапа является осознание сути проблемы, определение ее носителей и потенциальных возможностей решения.
Сбор информации предполагает поиск различных источников информации о возможных в данной ситуации путях преодоления проблемы. На этом этапе преподаватели обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения, выявляют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности. На данном этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок/подросток. Стимулирование самостоятельной активности носителя проблемы - одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения школьника.
На этапе разработки программы сопровождения в результате анализа полученной информации о путях и способах решения проблемы, создаются условия для осознания проблемы самим сопровождаемым, распределяются обязанности по реализации плана действий, определяется последовательность шагов, уточняются сроки исполнения и возможность корректировки программы.
На этапе реализации программы особенно важной является первичная помощь ребенку/подростку, всем участникам проблемной ситуации в реализации плана действий со стороны специалистов-преподавателей. Необходимо фиксировать любые, даже минимальные, успехи на пути к поставленной цели.
Оценочные этапы. Сопровождение предполагает выделение двух этапов оценки: промежуточной, которая позволяет выявить общую целесообразность выбранного плана решения проблемы и итоговой, которая позволяет оценить, приобрел ли сопровождаемый опыт решения подобных проблем. Этот этап может стать заключительным в отношении программы индивидуального сопровождения, а может стать стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и решения проблем, типичных для значительных групп учащихся.
Содержание данной программы включает в себя обучение подростка самостоятельному осознанному выбору адекватных стратегий поведения в различных социальных ситуациях. Основной метод, используемый в работе по данным программам - сопровождение становления и саморазвития личности учащегося, которое предполагает:
1) обучение поиску альтернативных вариантов решения любой проблемы (выбора в отношении употребления или неупотребления алкоголя, наркотиков, курения; совершения или несовершения правонарушений и т.д.)
2) обучение осознанному самостоятельному выбору позитивного варианта решения любой проблемы.
Программой заложено пять ступеней, ведущих к переориентированию негативного поведения. Необходимо:
. Установить и сохранить отношения взаимного уважения.
. Определить цель или причину негативного поведения подростка.
. Помочь подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.
. Создать ученику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.
. Поощрив ученика, предоставьте ему возможность: совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство; объединить его усилия с усилиями других и признать, что совместным трудом можно добиться большего; принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов; сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия; научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.
Выявление и сопровождение учащихся «группы риска».
В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.
Существует ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:
. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.
. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.
. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).
Взаимодействие классного руководителя, учителей, социального педагога обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе, миграции и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития.
После выявления «группы риска» классный руководитель и сотрудники службы сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов.
Сбор, анализ информации с целью выявления у учащихся социально-эмоциональных, а также других проблем заканчивается разработкой программы индивидуального сопровождения. Примерная схема сбора информации: беседа с учителями и с классным руководителем; беседа с родителями; изучение особенностей развития; сбор информации о состоянии здоровья совместно с медицинским работником; изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем; изучение особенностей коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса); анализ социального портрета класса.
Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам сопровождения в случаях: наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение); появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.); пропуска без уважительных причин; употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ; кризисной ситуации в семье; резкого ухудшения состояния здоровья; в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.
На основе анализа полученной информации социальный педагог, и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».
Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.
Программа индивидуального сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя:
1. взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим, умение управлять своими эмоциями;
2. организацию досуга подростка;
3. помощь в преодолении учебных затруднений;
4. помощь в профессиональном самоопределении;
5. сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
6. организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
7. обращение в городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
8. защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.
Итак, задача, стоящая перед классным руководителем и социальным педагогом в данной области - как предупреждение попадания ребенка в «группу риска», отслеживание «потенциальной группы риска», так и работа по оказании помощи школьникам, попавшим в трудную социальную ситуацию.