Общая характеристика интеграционных тенденций в Африке.




Работа

по предмету «Международные экономические отношения»

 

На тему: «Интеграционные мероприятия в Африке. Примеры и специфика»

 

 

 

г. Петрозаводск


Содержание.

Введение. 3

Общая характеристика интеграционных тенденций в Африке. 4

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС). 7

Сообщество по развитию стран Южной Африки. 9

Восточноафриканское сообщество. 11

Заключение. 15

Список литературы: 16


Введение.

 

В настоящее время развитие регионального экономического сотрудничества государств, совершенствование его форм приобретает актуальное значение, потому что его участники заявляют о своем стремлении к экономической интеграции. Кроме того, экономическое сотрудничество и интеграция все в большей степени становятся внутренней потребностью и внутренним фактором социально-экономического развития развивающихся стран и в немалой мере стран с переходной экономикой.

С окончанием холодной войны радикально изменилась роль Африки в международных отношениях. Перестав быть ареной конфронтации Востока и Запада, этот регион утратил свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке. Были предприняты шаги с целью преодоления чрезвычайно затратного характера помощи, оказываемой африканским государствам на двусторонней и многосторонней основе.

Окончание колониального периода в истории африканских государств не принесло немедленного подъема их экономики, но заметно оживило интеграционные процессы в различных областях общественной жизни. Эти процессы сплачивали группы по интересам, порождали новые идеи по объединению африканских стран и народов. Общность целей национально-освободительной борьбы и экономическая необходимость подтолкнули африканских лидеров к поиску путей объединения.

Темпы экономического возрождения и перспективы политической стабилизации в Африке во многом зависят от развития интеграционных процессов в различных регионах континента. Возобновление существовавших ранее и заключение новых соглашений, направленных на обеспечение свободного передвижения товаров, людей и капиталов, улучшение транспортной инфраструктуры и разработку планов введения единой валюты, несомненно, будут содействовать становлению внутренних рынков африканских стран и конкурентоспособности их экспорта. А успешное экономическое развитие станет основой преодоления и многих политических разногласий.

 


Общая характеристика интеграционных тенденций в Африке.

 

Стремление к объединению африканских стран берет начало с рубежа 1950-1960-х гг., то есть с периода получения этими странами политической независимости. Именно в этот период стали создаваться первые интеграционные группировки, которые рассматривались как ключевое направление экономического развития освободившихся от колониальной зависимости стран и как инструмент реформирования и интеграции национальных экономик в мировое хозяйство. Но первый интеграционный проект так и оставшийся самым успешным на африканском континенте появился в колониальный период в 1910 г. - Таможенный союз стран Южной Африки (South African Custom Union - SACU). В его состав вошли Южная Африка, Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд. После достижения политической независимости договор был подписан вновь в 1969 г., но уже не колониальными властями, а суверенными государствами. Группировка является практически полным таможенным союзом со свободным перемещением товаров и свободным транзитом через территорию Южной Африки, во главе с лидером - Южной Африкой, оказывающей существенное влияние на определение основ общей торговой политики. 4 страны (за исключением Ботсваны) входят в общую валютную зону южноафриканского ранда.

Важную роль в создании интеграционных соглашений сыграла Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА), призвавшая страны проводить политику импортозамещения в целях сокращения зависимости от внешнего мира и опоры на собственные силы, ускорения экономического развития. С учетом рекомендаций ЭКА в основу Устава Организации африканского единства (1963 г.) был положен принцип регионализма и определена стратегическая цель создания общего африканского союза: образование сначала зоны свободной торговли африкан­ских государств, а затем введение общего внешнего тарифа для защи­ты молодой национальной промышленности. Предполагалось также со­здание общего фонда стабилизации цен на сырье, координация нацио­нальных программ и введение единой системы расчетов по платежам.

В ходе решения этих проблем выявились непреодолимые трудности на пути формирования зоны свободной торговли. В большинстве африканских стран внешнеторговые сборы формируют значительную, а где то и основную часть (30-60%) бюджетов, и их отмена снижает и без того низкие госу­дарственные доходы, а внешняя торговля континента ориентирова­на на бывшие метрополии и другие развитые страны.

Другая особенность африканского региона состоит в том, что объе­динения франкоговорящих или англоговорящих колоний были в свое вре­мя созданы метрополиями. Соответственно, образование интеграцион­ных объединений независимых государств началось на базе колониаль­ных союзов. Восточноафриканские страны Кения, Танганьика и Уганда были объединены еще в 1920-е гг. английской администрацией; они имели общую валюту и фактически были общим рынком. В 1967 г. было под­писано соглашение о Восточноафриканском сообществе в составе Ке­нии, Танзании и Уганды, которое в конце 1970 х гг. распалось. Его воз­рождение началось в 1990-х гг.

Следующим этапом можно считать Лагосский план действий (1980г.) по формированию Панафриканского общего рынка к 2000 г. на основе постепенного перехода от зоны свободной торговли, общего рынка к экономическому союзу в трех субрегионах континента: в Восточной и Южной Африке, Центральной Африке и Западной Африке. В качестве стержней объединения были избраны ведущие группировки: Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) и Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭККАС).

В 1991 г. главы африканских государств подписали Договор Абуджа о создании Панафриканского экономического сообщества (Fan African Economic Community - PAEC) за счет активизации интеграционных проектов на субре­гиональной основе как более легкого пути торговой и инвестиционной либера­лизации в регионе. Панафриканское экономическое сообщество должно быть создано в течение 34 лет, начиная с 1994 г. на основе реализации таких мер, как

• Ликвидация таможенных пошлин во взаимной торговле и формирование зоны свободной торговли;

• Устранение или гармонизация нетарифных барьеров и введение общего таможенного тарифа в рамках таможенного союза;

• Достижение свободного перемещения товаров и факторов производства в рамках общего рынка;

• Гармонизация экономической, социальной и экологической политики и создание экономического союза или сообщества.

Один из последних африканских планов экономического развития - Новое партнерство для развития Африки - НЕПАД (New Partnership for Africa's Devel­opment - NEPAD), нацеленное на содействие взаимным торговым и инвестиционным связям, на координацию национальной экономической политики.

Основу НЕПАД составляют две программы - Программа партнерства по оживлению экономического развития Африки в новом столетии (Millennium Partnership for the African Recovery Programe - MAP) и План Омега (Omega Plan). Первая упомянутая программа нацелена на разрешение межафриканских конфликтов, привлечение инвестиций, финансовой помощи и решение проблемы внешнего долга. План Омега исходит из приоритета развития сельского хозяйства, образования, здравоохранения и инфраструктуры. Слияние двух программ привело к разработке единой программы под названием Новая Африканская Инициатива (New African Initiative - NAI), одобренной в июле 2001г. на саммите глав государств и правительств стран-членов Организации африканского единства. Окончательный вариант Новой Африканской Инициативы появился в октябре 2001г. и получил новое название НЕПАД.

В основу программы положены такие принципы, как лидерство, широкое участие всех слоев общества, национальных и зарубежных предпринимателей. Ее цели к 2015 году:

• Сокращение в два раза численности населения, живущего за чертой бедности (менее 1 долл.США в день);

• Обучение в начальной школе всех детей школьного возраста;

• Достижение равенства между полами в прохождении начального и среднего общего образования;

• Сокращение уровня детской смертности на 2/3;

• Разработка национальных стратегий устойчивого развития с сохранением сложившихся экосистем и имеющихся экологических ресурсов.

Для реализации этих стратегических целей необходим экономический рост в среднем ежегодно в 7% в течение 15 лет, а также такие меры, как поддержание мира и безопасности на континенте, сокращение разрыва в уровнях развития инфраструктуры, развитие людских ресурсов, сельского хозяйства и экологии, привлечение зарубежных инвестиций и обеспечение доступа на рынки.

В период до 90-х гг. созданные интеграционные группировки в основном были нацелены на взаимное экономическое сотрудничество, на формирование более крупного рынка, повышение роли государства в экономическом развитии огромной группы государств. 90-е гг., нередко называемые периодом «нового регионализма», отличаются ростом внимания к оживлению либерализационных мер в рамках ранее созданных группировок, а также формированием новых группировок. Главной движущей силой стал эффект «домино» западноевропейской интеграции и динамичные интеграционные процессы в других регионах, в том числе развивающегося мира.

Интеграционные группировки Африки создавались в условиях крайне низкого уровня экономического развития стран, низкой доли взаимной торговли, монокультурной и однотипной товарной структуры экспорта, больших различий в уровнях развития и доходах в расчете на душу населения, наличия немалых политических разногласий между правительствами стран-партнеров, невысокого объема налоговых поступлений (что, например, сужает возможности налаживания действенных компенсационных механизмов). Эти и другие дезинтегрирующие факторы определяют нередко формальный характер интеграционных процессов, низкий динамический и статический эффект «создания торговли», а большинство группировок отличаются эффектом «отклонения торговли». В подобных условиях региональная интеграция рассматривается как инструмент торговой либерализации: таможенные пошлины дают порядка 30% доходной части национальных бюджетов, что тормозит проведение либерализации на национальном уровне, а членство в группировке налагает определенные обязательства и позволяет изыскать другие источники поступлений вместо пошлин.

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС).

Ведущей группировкой Западной Африки является Экономическое сообщество стран Западной Африки - ЭКОВАС (Economic Community of West African States - ECOWAS), созданное в 1975 г. в составе 16 стран - Бенина, Буркина Фасо, Кабо Верде, Кот д'Ивуара, Гамбии, Ганы, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Либерии, Мали, Нигера, Нигерии, Сенегала, Сьерра-Леоне, Того и Мавритании (вышедшей из состава группировки в 1999 г.)

Цель ЭКОВАС - формирование сообщества с целью повышения экономического и социального развития стран, роста уровня благосостояния населения. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: поэтапное создание таможенного союза и общего рынка; развитие экономического сотрудничества в субрегионе, в том числе в промышленности, транспорте, связи, энергетике, сельском хозяйстве, природных ресурсах, валютно-финансовой сфере; развитие социально-культурных связей между странами.

Направления реализации интеграционных планов:

• гармонизация промышленной и аграрной политики в рамках производственной кооперации;

• создание объектов инфраструктуры;

• расширение емкости внутренних рынков;

• обеспечение свободного перемещения лиц;

• обеспечение мира, стабильности и безопасности в регионе;

• развитие денежно-кредитного и валютно-финансового сотрудничества в целях расширения взаимной торговли.

Институциональная структура включает: высший орган - Конференцию глав государств; в период между сессиями действует Верховный орган глав государств и правительств (встречи проводятся не менее одного раза в год). Его функции - руководство деятельностью ЭКОВАС; определение основных направлений интеграции; суд последней инстанции (хотя есть договоренность о Высшем суде); назначение на высшие посты в группировке, в том числе Исполнительного секретаря и комиссара по финансовым делам. В торговой сфере страны устранили пошлины на необработанную продукцию, лишь Бенин также ликвидировал пошлины на промышленные товары.

Достигнутая либерализация взаимной торговли стран минимальна по объему и вызвана такими причинами, как: узость производственной базы, представленной в основном добычей природных ресурсов и производством ограниченного круга потребительских товаров (тогда как в импорте до 70% приходится на промышленную продукцию); нежелание многих стран устранить взаимные тарифные и нетарифные барьеры; трудности в стандартизации и гармонизации таможенных процедур; отказ стран устранить пошлины на обработанную продукцию и изделия традиционных ремесел; неудачи в системе преференциального обложения промышленной продукции; отсутствие правил происхождения товаров на необработанную и промышленную продукцию; отсутствие согласия в отношении размера взносов в общий компенсационный фонд; сохранение пограничных формальностей. В 1992 г. страны подписали новое соглашение по оживлению интеграционных усилий, главным образом, в производственной и аграрной сферах, в транспорте и освоения природных ресурсов, в торговле и валютно-финансовой сфере. В перечисленных сферах достигнуты основные успехи, прежде всего, в развитии инфраструктуры и природных ресурсов. Одна их проблем функционирования интеграционной группировки связана с членством многих стран (10 из 15) в других группировках - Сообществе стран Западной Африки (СЕАО), Союзе стран реки Мано (МРУ), ВАЕМУ, которые имеют много общих проектов, институтов по промышленному и сельскохозяйственному развитию, развитию людских ресурсов. Другие проблемы - огромное количество поставленных целей и направлений деятельности, а также громоздкая институциональная структура, которая мешает налаживанию взаимного сотрудничества.

В целом, несмотря на сохраняющиеся немалые объективные и субъективные препятствия ЭКОВАС является одной из эффективных интеграционных группировок в Африке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: