Доклад на тему: Государственная политик занятости на примере Омской области
Специальности 081100 Государственное и муниципальное управление
Выполнила:
Куцанова Олеся Александровна
Направление подготовки:
081100 Государственное и муниципальное управление
Форма обучения: заочная, 5 курс
Оценка:
____________________________
____________________________
Подпись Фамилия И.О.
“____”________________2017 г.
Омск, 2017
Актуальность темы исследования определяется тем, что изменение общественного устройства государства и развитие основ рыночной экономики обусловливают необходимость поиска соответствующих механизмов регулирования занятости.
Масштабы преобразований в социально-трудовой сфере современной России предопределены процессом формирования многоукладной, смешанной экономики. Это находит свое выражение, в частности, во всестороннем развитии рыночных отношений в сфере труда и социальной поддержки населения.
Объект данной работы: процесс государственного регулирования занятости населения на примере Омской области.
Предмет данной работы: государственная политика занятости населения
Цель данной работы: разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики занятости населения на примере Омской области.
Для достижения цели данной работы, были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы государственной политики в сфере труда и занятости населения
2. Выявить особенности реализации государственной политики занятости населения в Омской области
3. Разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере занятости
ОСНОВЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
Развитие рынка в Российской Федерации показывает, что необходимо создание государственной политики занятости, которая будет предусматривать все особенности развития экономики, национальные своеобразие, традиции и менталитет страны.
На основании действующего законодательства о занятости населения государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:
· развитие и улучшение трудовых ресурсов, увеличение и защита рынка труда;
· предоставление прав гражданам Российской Федерации в осуществлении на добровольный труд и свободный выбор занятости;
· предоставление условий, которые будут обеспечивать достойную жизнь и поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан;
· гарантия социальной защиты в области занятости населения, проведение мероприятий, которые способствуют обеспечению занятости граждан, которые нуждаются в социальной защите и испытывают трудности с поиском работы;
· поощрение работодателей, которые сохраняют действующие и создают новые рабочие места в первую очередь для тех людей, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают проблемы с поиском работы;
· деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
· международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм
Основные функции службы занятости населения:
- осуществления государственного наблюдения и контроля за соблюдением работодателя трудового законодательства;
- основные принципы трудового права, с поддержкой различных ревизий, проверок, осмотров а так же выдачи неотъемленных предписаний по устранению нарушений;
- формирования протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов документов о привлечении виновных к ответственности на основании федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации;
- осведомление о ситуации на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
- осуществление федеральных программ в области занятости населения, в том числе программы оказания помощи переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую область для работы или обучения;
- исполнение мер активной политики занятости населения, кроме мер, которые отнесены к компетенциям Российской Федерации, предоставленные для реализации органам государственной власти субъектов РФ;
- осуществление наблюдения и контролирования за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
- исполнение контролирования за расходованием органами исполнительной власти субъектов РФ средств, которые предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий, в пределах своей компетенции
Проблема занятости населения одна из острейших проблем всех регионов Омской области с которым столкнулось население.
Министерство труда и социального развития Омской области проводит мониторинг трудовых ресурсов. Показатели занятости и безработицы в Омской области, наиболее остро сконцентрированы вопросы в муниципальных районах, а так же в городских и сельских поселениях. Можно выделить следующие проблемы:
- формирование и использования трудовых ресурсов муниципальных районов Омской области;
- снижение численности трудовых ресурсов муниципальных районов Омской области.
Негативное влияние на рынок труда оказывает и территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Наличие вакансий в городе Омске, в то время как основная доля безработных сосредоточена в муниципальных районов Омской области.
В Министерстве труда и социального развития Омской области разрабатывается концепция развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020г., которая содержит следующие направления:
1. обеспечение экономики Омской области кадрами в необходимом количестве и требуемой профессионально-квалификационной структурой;
2. привлечение высококвалифицированных ресурсов в Омскую область;
3. создание целостной системы профессиональной ориентации населения;
4. обеспечение прав и законных интересов граждан при осуществлении государственной политики в сфере занятости населения;
5. интеграция в трудовую деятельность категории населения, обладающих недостаточной конкурентно способности на рынке труда, инвалиды, выпускники учреждений профессионального образования, граждане освободившиеся из мест лишения свободы, граждане пред пенсионного возраста;
6. улучшение условий труда и повышение оплаты труда, создание высокопроизводительных рабочих мест;
7. повышение качества рабочих мест, снижение рисков несчастных случаев на производстве.
Прежде чем рассмотреть анализ деятельности органов местного самоуправления в сфере занятости населения, необходимо дать общую характеристику рассматриваемой территории. Омская область является дотационным. Уровень общей безработицы к трудоспособному населению составляет 32%., к экономически активному 55%. Данный показатель переходит порог социально-допустимого уровня безработицы (20%), что позволяет назвать Омскую область территорией с критической ситуацией на рынке труда. Анализ ситуации на регистрируемом рынке труда области за 2016 год показал, что по сравнению с 2015 годом увеличилось количество сельских граждан, обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства с 828 человек до 1359 человек. Зарегистрировано безработных 608 человек, что выше прошлого года на 210% (289 человек). Такая депрессивная ситуация в сфере занятости населения Омской области обусловлена такими проблемами как:
- плохой транспортной доступностью до возможных рабочих;
-небольшим выбором предприятий, находящихся на территории населенных пунктов, куда можно было бы трудоустроиться;
- непривлекательными, тяжелыми условиями труда для молодежи;
- невысокой заработной платой;
- отсутствием учебных заведений, где сельские жители могли бы получать специальности, пользующиеся спросом на рынке труда;
- отсутствием финансовых средств на предприятиях для частичного финансирования активной политики занятости.
Анализ рынка труда показал, что самая актуальная проблема, как в Омской области – это структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Основными видами деятельности центра занятости Омской области являются:
- регистрация ищущих работу;
- сбор сведений о вакантных рабочих местах;
- консультирование безработных о состоянии рынка труда, его перспективах в данном регионе;
- содействие поиску подходящей работы;
- оценка трудового потенциала безработного, в том числе уровня его профессиональной квалификации и навыков, соответствия этих характеристик спросу на рынке труда;
-профориентационная работа (профессиональная информация, профессиональное консультирование, профессиональный отбор (для предприятий — профессиональный подбор кадров), психологическая поддержка);
- направление на профессиональное обучение, переподготовку и др.;
- квотирование рабочих мест для слабо защищенных групп населения (молодежи, инвалидов, демобилизованных военнослужащих);
- территориальное перераспределение работников;
- помощь в развитии предпринимательства и самозанятости;
- осуществление компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений;
- предоставление другого рода информации, в том числе и об имеющихся и подходящих данному гражданину программах содействия занятости, и другие виды социальных услуг.
Таким образом, реализация программных мероприятий позволит, во-первых, достичь такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевых трудовых ресурсов, создаст предпосылки для повышения эффективности экономики Омской области. В-третьих, реализация Программы содействия занятости будет способствовать скорейшему формированию оптимального механизма, регулирования занятости населения области.
Приведенный в работе анализ ситуации в сфере занятости в целом по России и конкретно на территории Омской области в предшествующие годы показывает, что способность рынка труда к саморегулированию практически отсутствует. Для урегулирования ситуации на рынке труда Омской области органами местного самоуправления должна проводится политика, направленная на:
- обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
- переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
- достижение сбалансированности предложения рабочей силы, числа рабочих мест и соответствия их качественных характеристик;
- предупреждение массовой безработицы на местном рынке труда;
- создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
- развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- рост мобильности трудовых ресурсов;
- необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости. Важнейшим элементом активной политики занятости – является профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения, необходимость которой диктуется возникающей локальной потребностью в работниках, утерей частью безработных способности трудиться по имеющейся специальности, или отсутствием спроса на нее в месте проживания. Цель этой программы – создать необходимые условия для занятости населения области и обеспечить предприятия трудовыми ресурсами, повысить качество рабочей силы. Основной задачей, реализуемой органами местного самоуправления Омской области в рамках Программы содействия занятости, является, в первую очередь содействие в трудоустройстве, в том числе ориентация незанятого населения в сферу малого бизнеса и самозанятости.