Пример выполнения лабораторной работы





ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ЦЕЛЬ: формирование умений выполнения контент-анализа (на материале методики незавершенных предложений Б. Форера).

Работа проходит в два этапа. На первом необходимо обследовать испытуемого с помощью детского варианта методики «Незаконченные предложения» Б. Форера (цит. по Горбатов, 2003).

Инструкция: «Перед тобой ряд предложений. Все они не окончены. Продолжи каждое той мыслью, которая первой придет тебе в голову. Долго не раздумывай. Пожалуйста, постарайся завершить все предложения».

После предъявления инструкции испытуемому дается бланк с предложениями и лист бумаги для записей ответов. Высказывания испытуемого может записывать и исследователь.

На втором этапе осуществляется контент-анализ. Его результаты вносятся в следующую таблицу:

 

Категории анализа Единицы анализа (номера предложений) Частоты выявленных отношений
положительное отрицательное. нейтральное.
         

Затем составляется общая характеристика системы отношений испытуемого.

Бланк

1. Когда он оставался один, он...

2. Он часто мечтал, что может...

3. Это казалось невыполнимым, поэтому он...

4. Он чувствовал себя виноватым, когда...

5. Когда она отказала ему, он...

6. Я чувствую, что у меня не получается из-за...

7. Он гордился, что он...

8. Когда я был маленьким, я больше всего боялся...

9. Мой отец всегда...

10.Идеальный мужчина...

11.Всякий раз, когда я должен что-то учить, я...

12.Он чувствовал, что уйдет, если...

13.Когда я увидел его, я...

14.Когда она отказала мне, я...

15.Его новые одноклассники были...

16.Большинство отцов...

17.Иногда он мечтал, что он...

18.Он чувствовал себя совершенно ненужным, когда...

19.Я бываю очень злым/злой, когда...

20.Его самое раннее воспоминание о матери было...

21.Идеальная девушка...

22.Когда другие смеялись над ним, он...

23.Когда он встречает своего руководителя, он...

24.Когда я вспоминаю прошлое, мне больше всего стыдно...

25.Если я чувствую, что задание очень трудное, я...

26.Когда она пригласила меня, я...

27.Он мало достиг из-за...

28.Он чувствовал себя плохим всякий раз, когда...

29.Его самым большим желанием было...

30.Большинство мужчин...

31.Когда я принимаю решение, я...

32.Школа - это...

33.Мое самое раннее воспоминание об отце...

34.Не люблю людей, которые...

35.Большинство матерей...

36.Исполнять требования...

37.Была бы моя воля, я бы...

38.Когда они смотрели на меня, я...

39.Большинство девочек...

40.Он чувствовал, что его не признают, потому что...

41.Если я не могу получить то, что я хочу, я...

42.Когда мне делают замечание, я...

43.Он чувствовал, что поступил плохо, когда он...

44.Он знал, что не сможет добиться успеха, потому что...

45.Ему хотелось убежать, когда...

46.Когда они не пригласили меня, я...

47.Он боялся, когда...

48.Когда он обнаружил, что неправильно выполнил задание, он...

49.Люди думают, что я...

50.Когда он спросил меня, я...

51.После того как они сильно толкнули его, он...

52.Больше всего мне хотелось бы быть...

53.Моим самым большим недостатком является...

54.Он чувствовал угрызение совести, когда...

55.Он мог бы убить того человека, который...

56.Иногда он беспокоился о...

57.Он сделал не так, как надо, потому что...

58.Я хотел бы, чтобы школа...

59.Когда он обращался ко мне, я...

60.Моя мама всегда...

61.Они не любили его, потому что...

62.Когда они спрашивали мое мнение, я...

63.Всякий раз, когда у него не получалось, он...

64.Он бросил учебу потому, что...

65.Я проиграл, потому что...

66.Среди людей я обычно чувствую...

67.Когда я увидел(-а) ее, я...

68.Когда мне давали поручение, я...

69.Я чувствую себя виноватым за то, что...

70.Когда мой отец приходил домой, я...

71.Когда она обращалась ко мне, он...

72.Когда мама наказывала его, он...

73.Человек, которого уважают, это...

74. Я часто мечтаю о...

75. Он психует, когда...

76. Когда моя мама приходит домой, я....

77. Когда они говорят ему, что он должен делать, он...

78. Самый большой недостаток школы в том, что она...

79. Больше всего он боялся...

80. Когда папа наказывал его, он...

81. Большинство девушек поступает так, как будто...

82. Когда я чувствую, что не нравлюсь другим, я...

83. Больше всего на свете ему хотелось...

84. Когда он находится среди ребят, он...

85. Когда подошла его очередь говорить, он...

86. Я могу рассердиться, если...

87.Я боюсь...

88.Всякий раз, когда он был со своим отцом, он чувствовал...

89.Парень может ударить девушку, которая...

90.Когда ему сказали, чтобы он ушел, он...

91.Иногда мне кажется, что мой учитель...

92.Когда я переходил(-а) в следующий класс, я..,

93.Всякий раз, когда его знакомят с людьми, он...

94.Когда он бывает со своей мамой, он чувствует...

95.Большинство мальчишек поступает так, как будто...

96.Я хочу, чтобы мой отец...

97.Он хотел все бросить, когда...

98.Если бы я был королем/королевой, я бы...

99.Я хочу, чтобы моя мама...

100.Мне хочется куда-нибудь скрыться, когда...

 

Пример выполнения лабораторной работы

Лабораторная работа была выполнена студентом Б.О.В.

Цель исследования:Целью данной работы является формирование умений выполнения контент-анализа (на материале методики незавершенных предложений Б. Форера).

Материал и оборудование исследования:Инструкция для испытуемого, бланк с предложениями, технические средства регистрации данных, таблица для контент-анализа.

Процедура исследования:Исследование проводится в два этапа. На первом этапе испытуемому предлагается заполнить бланк, дополняя каждое из незаконченных предложений. Перед тем, как испытуемый приступит к заполнению, исследователь должен ознакомиться его со следующей инструкцией: «Перед тобой ряд предложений. Все они не окончены. Продолжи каждое той мыслью, которая первой придет тебе в голову. Долго не раздумывай. Пожалуйста, постарайся завершить все предложения».

После предъявления инструкции испытуемому дается бланк с предложениями и лист бумаги для записей ответов. Высказывания испытуемого может записывать и исследователь. На втором этапе осуществляется контент-анализ. Его результаты вносятся в таблицу. Затем составляется общая характеристика системы отношений испытуемого.

Испытуемая:Ученица 4 класса средней школы А.Б., 11 лет.

Ситуация исследования:Москва, квартира.

Результаты исследования:В заполненном испытуемой бланке варианты окончаний предложений выделены курсивом. Ниже также приводится таблица, в которой зафиксированы категории анализа. В таблице также выделена колонка с единицами анализа, и колонка, в которую вносятся отношения к единицам анализа. Отношения к единицам анализа помечаются следующим образом:

«+» - положительное отношение;

«-» - отрицательное отношение;

«0» - нейтральное отношение.

Заполненный бланк

1. Когда он оставался один, он... смотрел YouTube.

2. Он часто мечтал, что может... стать лётчиком.

3. Это казалось невыполнимым, поэтому он... спрашивал совет у других.

4. Он чувствовал себя виноватым, когда... забывал что-то.

5. Когда она отказала ему, он... обиделся.

6. Я чувствую, что у меня не получается из-за... моей ленивости.

7. Он гордился, что он... умный.

8. Когда я был маленьким, я больше всего боялся... пауков.

9. Мой отец всегда... ездит за продуктами.

10.Идеальный мужчина... добрый и справедливый.

11.Всякий раз, когда я должен что-то учить, я... засыпаю.

12.Он чувствовал, что уйдет, если... провалит экзамен.

13.Когда я увидел его, я... выразил восхищение его героическим поступком.

14.Когда она отказала мне, я... разозлилась.

15.Его новые одноклассники были... вредные.

16.Большинство отцов... любят своих детей.

17.Иногда он мечтал, что он... может летать.

18.Он чувствовал себя совершенно ненужным, когда... о нем забывали.

19.Я бываю очень злой, когда... меня оскорбили.

20.Его самое раннее воспоминание о матери было... как она его кормила.

21.Идеальная девушка... которая редко ходит по магазинам.

22.Когда другие смеялись над ним, он... становился красным.

23.Когда он встречает своего руководителя, он... нервничает.

24.Когда я вспоминаю прошлое, мне больше всего стыдно... за мою вредность.

25.Если я чувствую, что задание очень трудное, я... прошу помочь.

26.Когда она пригласила меня, я... обрадовалась.

27.Он мало достиг из-за... травмы.

28.Он чувствовал себя плохим всякий раз, когда... его ругали.

29.Его самым большим желанием было... уехать.

30.Большинство мужчин... долго разговаривают.

31.Когда я принимаю решение, я... думаю.

32.Школа - это... ужас, тюрьма и место, где тратишь своё драгоценное время.

33.Мое самое раннее воспоминание об отце... он дает мне манго.

34.Не люблю людей, которые... вредные, жадные и эгоистичные.

35.Большинство матерей... заботятся о детях.

36.Исполнять требования... утомительно.

37.Была бы моя воля, я бы... скушала что-нибудь из Макдональдс.

38.Когда они смотрели на меня, я...смущалась и краснела

39.Большинство девочек... любит посплетничать на переменке.

40.Он чувствовал, что его не признают, потому что... он говорит что-то не то.

41.Если я не могу получить то, что я хочу, я... всё равно добиваюсь ответа «ДА»!

42.Когда мне делают замечание, я... пытаюсь больше так не делать (но не всегда получается).

43.Он чувствовал, что поступил плохо, когда он... обидел человека.

44.Он знал, что не сможет добиться успеха, потому что... он ленивый.

45.Ему хотелось убежать, когда... пришел хулиган.

46.Когда они не пригласили меня, я... обиделся.

47.Он боялся, когда... его ругал директор.

48.Когда он обнаружил, что неправильно выполнил задание, он... начал выполнять его заново.

49.Люди думают, что я... знаю, чего хочу.

50.Когда он спросил меня, я... скукожился.

51.После того как они сильно толкнули его, он... продемонстрировал им свои боксерские навыки.

52.Больше всего мне хотелось бы быть... стилистом.

53.Моим самым большим недостатком является... лень.

54.Он чувствовал угрызение совести, когда... он нагрубил.

55.Он мог бы убить того человека, который... оскорбит его.

56.Иногда он беспокоился о... здоровье.

57.Он сделал не так, как надо, потому что... у него не было выхода.

58.Я хотел бы, чтобы школа... избавилась от всех злыдней.

59.Когда он обращался ко мне, я... дрожал.

60.Моя мама всегда... готовит обед.

61.Они не любили его, потому что... он всем портил настроение во время игры.

62.Когда они спрашивали мое мнение, я... говорил то, что думаю.

63.Всякий раз, когда у него не получалось, он... становился нервным.

64.Он бросил учебу потому, что... хотел быть футболистом.

65.Я проиграл, потому что... не старался.

66.Среди людей я обычно чувствую... себя весело или неуютно, зависит от людей.

67.Когда я увидел ее, я... поздравил ее с успешным окончанием школы.

68.Когда мне давали поручение, я... выполнял его.

69.Я чувствую себя виноватым за то, что... сделал плохо.

70.Когда мой отец приходил домой, я... получал что-нибудь вкусное.

71.Когда она обращалась ко мне, он... старался привлечь к себе ее внимание.

72.Когда мама наказывала его, он... чувствовал себя виноватым.

73.Человек, которого уважают, это... тот, который не врёт и не грубит и всегда готов помочь.

74.Я часто мечтаю о... каникулах.

75.Он психует, когда... не может найти свои носки.

76.Когда моя мама приходит домой, я.... бегу к ней.

77.Когда они говорят ему, что он должен делать, он... внимательно слушает.

78.Самый большой недостаток школы в том, что она... ничему не учит.

79.Больше всего он боялся... самолётов.

80.. Когда папа наказывал его, он... плакал.

81.Большинство девушек поступает так, как будто... они самые умные.

82.Когда я чувствую, что не нравлюсь другим, я... показываю язык.

83.Больше всего на свете ему хотелось... славы.

84.Когда он находится среди ребят, он... нервный, замкнутый.

85.Когда подошла его очередь говорить, он... забыл слова.

86.Я могу рассердиться, если... меня накажут ни за что.

87.Я боюсь... бешеных собак.

88.Всякий раз, когда он был со своим отцом, он чувствовал... что хочет его обнять.

89.Парень может ударить девушку, которая... напала на него.

90.Когда ему сказали, чтобы он ушел, он... помахал всем рукой и ушел.

91.Иногда мне кажется, что мой учитель... тайно ненавидит свою профессию.

92.Когда я переходил в следующий класс, я.. был рад наступившим каникулам.

93.Всякий раз, когда его знакомят с людьми, он... быстро дружится с ними.

94.Когда он бывает со своей мамой, он чувствует... свободу.

95.Большинство мальчишек поступает так, как будто... они психи.

96.Я хочу, чтобы мой отец... побыстрее приехал из командировки.

97.Он хотел все бросить, когда... понял, что нечего не получится.

98.Если бы я был королем, я бы... сделал много чего.

99.Я хочу, чтобы моя мама... всегда была рядом.

100.Мне хочется куда-нибудь скрыться, когда... мне стыдно.

Категории анализа Ед. анализа (№ вопроса) Законченные предложения Частоты выявленных отношений
  + -  
1. Отношение к своим недостаткам
  Я чувствую, что у меня не получается из-за... моей ленивости.    
  Я бываю очень злой, когда... меня оскорбили.      
  Когда я вспоминаю прошлое, мне больше всего стыдно... за мою вредность.     -
  Когда мне делают замечание, я... пытаюсь больше так не делать.    
  Моим самым большим недостатком является... лень.    
  Я проиграл, потому что... не старался.   -  
2. Отношение к матери
  Его самое раннее воспоминание о матери было... как она его кормила.    
  Большинство матерей... заботятся о детях. +    
  Моя мама всегда... готовит обед.    
  Когда моя мама приходит домой, я.... бегу к ней. +    
  Когда он бывает со своей мамой, он чувствует... свободу. +    
  Я хочу, чтобы моя мама... всегда была рядом. +    
3. Отношение к отцу
  Мой отец всегда... ездит за продуктами.    
  Большинство отцов... любят своих детей. +    
  Мое самое раннее воспоминание об отце... он дает мне манго. +    
  Когда мой отец приходил домой, я... получал что-нибудь вкусное.      
  Когда папа наказывал его, он... плакал.   -  
  Всякий раз, когда он был со своим отцом, он чувствовал... что хочет его обнять. +    
  Я хочу, чтобы мой отец... побыстрее приехал из командировки. +    
4. Отношение к школе, учебе
  Его новые одноклассники были... вредные.     -  
  Большинство девочек... любит посплетничать на переменке.    
  Школа - это... ужас, тюрьма и место, где тратишь своё драгоценное время.   -  
  Всякий раз, когда я должен что-то учить, я... засыпаю.   -  
  Я хотел бы, чтобы школа... избавилась от всех злыдней.   -  
  Когда мне давали поручение, я... выполнял его.      
  Я часто мечтаю о... каникулах.    
  Самый большой недостаток школы в том, что она... ничему не учит.   -  
  Иногда мне кажется, что мой учитель... тайно ненавидит свою профессию.   -  
  Когда я переходил в следующий класс, я.. был рад наступившим каникулам.    
  Большинство мальчишек поступает так, как будто... они психи.   -  
5. Отношение к будущему
  Он часто мечтал, что может... стать лётчиком. +    
  Больше всего мне хотелось бы быть... стилистом. +    
  Он бросил учебу потому, что... хотел быть футболистом.   -  
  Больше всего на свете ему хотелось... славы.    
  Если бы я был королем, я бы... сделал много чего.    
6. Отношение к взрослым
  Идеальная девушка... которая редко ходит по магазинам.   -  
  Когда он встречает своего руководителя, он... нервничает.   -  
  Большинство мужчин... долго разговаривают.    
  Не люблю людей, которые... вредные, жадные и эгоистичные.   -  
  Когда они спрашивали мое мнение, я... говорил то, что думаю.    
  Среди людей я обычно чувствую... себя весело или неуютно, зависит от людей.    
  Когда они говорят ему, что он должен делать, он... внимательно слушает. +    
  Большинство девушек поступает так, как будто... они самые умные.   -  
  Я могу рассердиться, если... меня накажут ни за что.    
  Парень может ударить девушку, которая... напала на него.   -  
7. Оценка способностей других людей
  Он гордился, что он... умный. +    
  Он знал, что не сможет добиться успеха, потому что... он ленивый.   -  
  После того как они сильно толкнули его, он... продемонстрировал им свои боксерские навыки. +    
  Когда я увидел ее, я... поздравил ее с успешным окончанием школы. +    
  Он хотел все бросить, когда... понял, что нечего не получится.   -  
8. Тревожность, страхи
  Когда я был маленьким, я больше всего боялся... пауков.    
  Ему хотелось убежать, когда... пришел хулиган.   -  
  Он боялся, когда... его ругал директор.   -  
  Когда он спросил меня, я... скукожился.   -  
  Иногда он беспокоился о... здоровье.    
  Когда он обращался ко мне, я... дрожал.      
  Когда она обращалась ко мне, он... старался привлечь к себе ее внимание.   -  
  Больше всего он боялся... самолётов.   -  
  Когда он находится среди ребят, он... нервный, замкнутый.   -  
  Когда подошла его очередь говорить, он... забыл слова.   -  
  Я боюсь... бешеных собак.   -  
9. Чувство вины
  Он чувствовал себя виноватым, когда... забывал что-то.    
  Он чувствовал себя совершенно ненужным, когда... о нем забывали.   -  
  Он чувствовал себя плохим всякий раз, когда... его ругали.   -  
  Он чувствовал, что поступил плохо, когда он... обидел друга.   -  
  Он чувствовал угрызение совести, когда... он нагрубил.    
  Он сделал не так, как надо, потому что... у него не было выхода.    
  Я чувствую себя виноватым за то, что... сделал плохо.   -  
  Когда мама наказывала его, он... чувствовал себя виноватым.   -  
  Мне хочется куда-нибудь скрыться, когда... мне стыдно.   -  
10. Отношение к достоинствам людей
  Человек, которого уважают, это... тот, говорит правду, не грубит и всегда готов помочь. +    
  Когда я увидел его, я... выразил восхищение его героическим поступком. +    
  Всякий раз, когда его знакомят с людьми, он... быстро дружится с ними. +    
11. Решение сложных задач
  Это казалось невыполнимым, поэтому он... спрашивал совет у других. +    
  Если я чувствую, что задание очень трудное, я... прошу помочь. +    
  Когда я принимаю решение, я... думаю. +    
  Исполнять требования... утомительно.   -  
  Он мог бы убить того человека, который... оскорбит его.   -  
  Он психует, когда... не может найти свои носки.    
  Когда я чувствую, что не нравлюсь другим, я... показываю язык.   -  
12. Настойчивость
  Когда он обнаружил, что неправильно выполнил задание, он... начал выполнять его заново. +    
  Люди думают, что я... знаю, чего хочу.    
  Он хотел все бросить, когда... понял, что нечего не получится.   -  
  Его самым большим желанием было... уехать.    
  Если я не могу получить то, что я хочу, я... всё равно добиваюсь ответа «ДА»! +    
  Люди думают, что я... знаю, чего хочу.    
13. Отношение к досугу
  Когда он оставался один, он... смотрел YouTube.    
  Они не любили его, потому что... он всем портил настроение во время игры.   -  
  Была бы моя воля, я бы... скушала что-нибудь из Макдональдс. +    
14. Отношение к успеху
  Когда она пригласила меня, я... обрадовалась.   +  
15. Отношение к неудачам
  Когда она отказала ему, он... обиделся.   -  
  Он чувствовал, что уйдет, если... провалит экзамен.   -  
  Когда она отказала мне, я... разозлилась.   -  
  Когда другие смеялись над ним, он... становился красным.   -  
  Он мало достиг из-за... травмы.    
  Он чувствовал, что его не признают, потому что... он говорит что-то не то.    
  Когда они не пригласили меня, я... обиделся.   -  
  Он мог бы убить того человека, который... оскорбит его.      
  Всякий раз, когда у него не получалось, он... становился нервным.   -  
  Когда ему сказали, чтобы он ушел, он... помахал всем рукой и ушел.    

Выводы

Проанализировав результаты, мы можем сделать вывод о том, что испытуемая способна к конструктивной самокритике, она признает наличие недостатков в себе, но относится к ним достаточно спокойно. Отрицательное восприятие преобладает в сфере отношения к своим неудачам. Наряду с этим ей свойственна настойчивость в решении задач. Отрицательное восприятие доминирует в таких сферах как тревожность, чувство вины, отношение к школе и к взрослым.

Вместе с этим отношение к отцу и матери положительное, также можно предположить, что вне школы испытуемая имеет положительный опыт общения с другими людьми, так как она положительно отзывается об их достоинствах и способностях, а также готова обратиться к ним за помощью, если что-либо не получается. Отношение к будущему у испытуемой в целом позитивное, оно вызывает, в основном, или положительные или неопределенно-нейтральные эмоции.

Причиной возможных неточностей в данном исследовании может быть не вполне корректная разбивка на категории. Также единицы анализа не всегда могут быть однозначно отнесены к той или иной категории.





Читайте также:
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.043 с.