Забайкальского края 14 февраля 2019 г.




Итоговая коллегия Министерства

Образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края 14 февраля 2019 г.

Уважаемые руководители регионального правительства, уважаемые коллеги!

Разрешите вас приветствовать от имени Забайкальской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования.

Сегодня на коллегии мы хотели бы подвести некоторые итоги взаимодействия краевого комитета Профсоюза с Министерством образования Забайкальского края в вопросах регулирования социально-трудовых отношений работников образования. Это тема не новая, за последние годы мы с Вами достигли, пусть не совершенного, но определенного уровня взаимоотношений.

Все эти годы крайком Профсоюза следует принципам равноправия и развития социального партнерства в сфере трудовых отношений в образовании. Именно на этих принципах, начиная с 1992 года, краевая организация Общероссийского Профсоюза образования и профильное Министерство строят свои взаимоотношения. За этот период было заключено 12 отраслевых Соглашений, это говорит о системной работе, направленной на регулирование социально-трудовых отношений работников образования. В отчетном году продолжало действовать Региональное отраслевое соглашение, подписанное в 2016 году.

2018 стал годом подведения итогов его выполнения. На пленарном заседании краевого комитета Профсоюза в ноябре прошлого года были заслушаны доклады Министерства образования и крайкома Профсоюза, в которых было отмечено, что Соглашением были предусмотрены меры по обеспечению стабильного финансирования образовательных учреждений, регулированию трудовых отношений, улучшению условий труда, сохранению социальных гарантий и льгот, обеспечению гарантий профсоюзной деятельности.

Вместе с тем, было отмечено, что Министерству образования в отчетном периоде не удалось выполнить обязательства в полном объеме. Не решен вопрос в региональной системе образования, как и во всей бюджетной сфере, внесения в бюджетную классификацию отдельной статьи расходов на охрану труда. Затраты для финансирования мероприятий по охране труда не включаются в состав нормативных затрат на выполнение муниципальных и государственных заданий. Практически все учреждения и муниципальные, и государственные испытывают нехватку средств на проведение обучения по охране труда, проведение периодических медицинских осмотров, специальной оценки условий труда, ремонта зданий и т.д. В связи с этим на заседании была достигнута договоренность ежегодно рассматривать на совместных заседаниях коллегии Министерства и президиума краевого комитета Профсоюза ход выполнения 7-го раздела Соглашения («Условия и охрана труда») с целью принятия мер по улучшению условий труда и уменьшения травматизма.

В течение всего периода действия Соглашения наиболее актуальными были вопросы, связанные с оплатой труда. Только в 2018 году по вопросам совершенствования системы оплаты труда педагогических работников состоялось три заседания обновленного состава Отраслевой трехсторонней комиссии. Предметом обсуждения на этих заседаниях были вопросы мер, предпринимаемых Министерством по реализации майских (2012 года) указов Президента РФ, порядка расчета размеров единовременных выплат, направляемых в районы на доведение среднемесячной начисленной заработной платы до целевых показателей. Осуществлялся обмен мнениями и выработка согласованных позиций по изменениям, регулирующим условия оплаты труда работников сферы образования, вносимым в нормативные правовые акты. На заседаниях Рабочей группы по отдельным спорным моментам мы находили компромиссные решения, по каким-то позициям мнения не совпадали, и тогда приходилась обращаться в различные инстанции, вплоть до краевой прокуратуры. Так было с 25% надбавкой руководителям сельских образовательных организаций. Сегодня эта норма закреплена законодательно.

После неоднократных обращений краевого комитета Профсоюза к региональной власти в 2018 году, наконец, узаконена надбавка к окладу в размере 5% за наличие ведомственного почетного звания «Почетный работник образования», соответствующие изменения были внесены в Закон Забайкальского края № 964.

Не смотря на то, что региональное отраслевое Соглашение, которое мы заключаем, распространяется только на подведомственные Министерству образовательные организации, мы стараемся сделать его таким правовым документом, который бы помог муниципальным органам управления образованием и местным организациям Профсоюза в подготовке своих территориальных отраслевых соглашений, а в отдельных случаях и всем образовательным организациям – при разработке коллективных договоров.

По отдельным вопросам и возникающим социально-значимым проблемам проводились консультации, правда, в основном по нашей инициативе. В отдельных ситуациях приходилось напоминать нашим социальным партнерам об обязательствах обмена информацией и учете мнения профсоюзной стороны при издании приказов и распоряжений, затрагивающих социально-экономические интересы работников отрасли.

К сожалению, не все руководители, как образовательных организаций, так и муниципальных органов управления образованием, следуют принципам социального партнёрства.

Именно несоблюдение работодателями Трудового кодекса РФ стало причиной проведения в прошлом году краевой тематической проверки на тему «Соблюдение работодателем порядка учета мотивированного мнения профкома при принятии локальных нормативных актов». Всего в крае силами внештатных правовых инспекторов профсоюза было проверено 287 образовательных организаций, выявлено 916 нарушений ст.372 ТК РФ, когда не соблюдается сама процедура согласования по вопросам утверждения графиков отпусков, тарификации педагогических работников и в большей части положений об оплате труда.

Поэтому совсем не мудрено, что педагоги ничего не знают о своей заработной плате.

На наш сайт ежедневно поступают десятки писем с вопросами и просьбами разъяснить порядок и размер единовременных выплат (так называемых премиальных), которые носят не регулярный характер, а также вопросы повышения заработной платы педагогам. И так каждый день до 10 звонков и письменных обращений.

Почему на эти вопросы педагогам не могут ответить сами руководители образовательных организаций, которым, как нам кажется, необходимо тоже разобраться, что такое целевые показатели, как они формируются в своем районе, что такое средняя начисленная заработная плата?

Создается впечатление, что руководителю, наверное, удобнее, когда педагог пишет, звонит в крайком Профсоюза, министру, губернатору или Президенту. Всё - таки, уважаемые коллеги, необходимо направить все усилия, чтобы этой разъяснительной работой занимались руководители образовательных организаций именно в коллективах.

Уважаемые коллеги!

Еще одна проблема возникла (и до сих пор продолжает волновать педагогические коллективы) в связи с резким увеличением размера МРОТ. На этом фоне возникла необходимость принятия мер по обеспечению дифференциации в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда. Эта проблема сегодняшнего дня, которую нам вместе с Министерством образования, Министерством финансов и Министерством труда и социальной защиты населения предстоит решать, причем, чем скорее, тем лучше. Я бы даже сказала, решать безотлагательно.

Нельзя сегодня мириться с непонятной системой «вбрасывания» финансовых средств на доведение средней заработной платы до целевых показателей, отказавшись от индексации окладов, хотя бы в рамках постановления правительства Забайкальского края №382. А ведь именно индексация зарплат бюджетников продекларирована как на федеральном, так и на региональном уровнях. И педагоги, и Профсоюз ждут ответа от нашей краевой власти.

Позиция Общероссийского Профсоюза образования по вопросам оплаты труда доведена до сведения всех коллективов, размещена на сайте краевой организации, и сегодня мы предлагаем Вам ознакомиться с ней (в раздаточном материале у каждого из Вас имеется). Пользуясь присутствием на коллегии высших должностных лиц края, я еще раз хочу подчеркнуть, что дифференциация в оплате труда педагогов или индексация их окладов должна быть адекватна увеличению МРОТ, и мы не намерены отступать от своих требований.

Уважаемые коллеги! К сожалению, мы приходим к выводу о том, что взятый нами совместный курс на совершенствование социального партнерства, повышение его эффективности не поддерживается коллегами на местах, вопреки Распоряжению Правительства Забайкальского края от 28.08.2017 года №382 «О дополнительных мерах по повышению эффективности социального партнерства в сфере труда на 2017-2020 годы». Не подтолкнуло к сотрудничеству с Профсоюзом на местах и наше совместное с Андреем Александровичем письмо, направленное еще в декабре 2017 года, в адрес руководителей органов управления образованием края, председателей местных организаций Профсоюза о необходимости повышения эффективности социального партнерства.

Для многих руководителей образовательных организаций и органов управления образованием ни наше отраслевое Соглашение, ни рекомендации Российской и региональной трехсторонних комиссий не стали «путеводной звездой» в урегулировании социально-трудовых отношений.

Возвращаясь к вопросу о Региональном отраслевом Соглашении, мы сообщаем Вам, что в декабре 2018г. было подписано 12-ое Соглашение между Министерством образования Забайкальского края и краевой организацией Профсоюза. В 2018 году в ходе переговоров по заключению данного соглашения на новый срок нам удалось обойтись без протокола разногласий. По всем пунктам, по которым расходились позиции сторон, были найдены компромиссные формулировки. Я не буду останавливаться подробно, вы найдете их при тщательном изучении Соглашения. Но хочу обратить ваше внимание на новый раздел в соглашении «Работа с молодежью», в котором закреплены согласованные позиции сторон по комплексному решению социальных вопросов и усилению социальной защищенности молодых педагогов. Рекомендовано при заключении коллективных договоров и территориальных соглашений предусматривать положения по закреплению наставников, установлению им доплаты за проводимую работу, определению мер социальной поддержки молодым педагогам, введению дополнительных мер поддержки и поощрения молодых работников, добившихся высоких результатов в работе и активно участвующих в жизни образовательного учреждения и профсоюзной организации и др.

Впервые в рамках соглашения договорились об объединении ведомственного и общественного профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.

Уважаемые руководители, я обращаюсь к вам от имени краевого комитета Профсоюза с призывом о том, чтобы данное Соглашение, стало тем правовым документом, на который можно опереться при заключении вашего территориального Соглашения и коллективных договоров, направленных на снижение социальной напряжённости и предоставление социальных гарантий для работников образования. А сегодня приходится констатировать тот факт, что в нарушение ст.45 Трудового кодекса РФ отсутствуют соглашения на муниципальном уровне в Каларском, Калганском, Кыринском, Краснокаменском, Приаргунском, Ононском, Красночикойском, Забайкальском районах и г.Петровск-Забайкальский. В 43 муниципальных и государственных образовательных организациях обходятся без коллективного договора, нарушая ст. 40 Трудового кодекса РФ.

В очередной раз приходится напоминать, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ и социальной политикой государство все меньше берет на себя обязательств по установлению социальных гарантий. Решение этих вопросов передается непосредственно сторонам трудовых отношений – работодателю и работникам. Наша с Вами задача абсолютно на всех уровнях – пересмотреть свое отношение к социальному партнерству как к конституционному принципу гражданского общества.

Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: