Основателем дифференциальной психологии считается Уильям Штерн.




Основы дифференциальной психологии.

Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.

Задачи дифференциальной психологии

Задачи дифференциальной психологии направлены в основном на:

· Разработку теоретической базы психодиагностики.

· Определение закономерностей и принципов возникновения различий между людьми.

· Изучение особенностей их проявления.

· Анализ особенностей образования типов в различных топологиях. В качестве примера можно привести типологию темперамента.

· Изучение особенностей вариабельности измеряемых признаков.

· Анализ группового распределение признаков.

 

Методы дифференциальной психологии

Методы, которые применяются в дифференциальной психологии, можно условно разделить на несколько групп:

  • общенаучные;
  • психогенетические;
  • исторические;
  • психологические.

 

Основателем дифференциальной психологии считается Уильям Штерн.

 

Штерн стал одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий. Он доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он как раз и называл индивидуальный темп психического развития, который проявляется и в скорости обучения. Нарушение этого индивидуального темпа может привести к серьезным отклонениям, в том числе к неврозам.

В конце XIX века в развитии возрастной психологии соединились два направления, которые до этого времени развивались параллельно и независимо друг от друга – исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, и этнографические исследования детства и языка, главным образом, изучение детских игр и сказок.

В это же время детская психология начала наконец, осознаваться учеными в качестве самостоятельной области психологической науки. Объективными предпосылками ее формирования были: а) требования педагогической практики; б) разработка идеи развития в биологии; в) появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.

Развитие детской психологии в конце XIX – начале XX века было тесно связано с педологией – наукой о детях, созданной американским психологом Стоили Холлом (1844-1924).

В своей лаборатории Холл исследовал подростков и юношей, разработав для них специальные опросники, целью которых было изучение различных сторон их психики. Анкеты и опросники для подростков, учителей и родителей давали возможность составления комплексной характеристики детей, анализа их проблем с точки зрения как взрослых, так и самих подростков.

Созданная Холлом педология – комплексная наука о ребенке, основывается на идее педоцентризма. Ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов-психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение клетям. Таким образом, данная наука объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, но сама педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины XX века. Эта популярность педологии была связана главным образом с ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус и образование их родителей. Именно эти задачи и помогала решать педология, развивая комплексный подход к исследованию детей.

Таким образом, С.Холл реализовал носившуюся в воздухе идею создания экспериментальной детской психологии, соединив воедино требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии.

Маргарет Мид: этнопсихология детства. Большое влияние на развитие генетической психологии оказали работы этнопсихологов, исследовавших особенности психики детей, воспитывающихся в разных культурных и социальных условиях, – прежде всего труды американской исследовательницы М.Мид (1901-1978).

Основное внимание М. Мид уделяла проблемам социализации детей в разных культурах, причем объектом ее изучения были не современные, а традиционные общества, традиционная, замкнутая культура, сохранившаяся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки. В своих работах "Взросление на Самоа" (1928), "Как растут на Новой Гвинее" (1930), "Пол и темперамент в трех примитивных обществах" (1935) Мид исследовала особенности происхождения возрастных кризисов (прежде всего подросткового) в разных социальных условиях, развитие половой идентификации у детей, а также влияние дето-родительских отношений на интеллект и личностные качества ребенка. Доказывая ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей, Мид показала, что особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки зависят в первую очередь от культурных традиций данного народа, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Она ввела в психологию новый термин "инкультурация".

М.Мид показала, что существует ограниченный набор типов темперамента, каждый из которых характеризуется определенным сочетанием врожденных качеств и способов поведения (в частности, выражения эмоций). При этом социально одобряемое поведение (в том числе и в первую очередь половое) стилизуется культурой в соответствии с контрастирующими моделями темперамента. Поэтому те люди, чей темперамент несовместим с типом социальных эмоций, требуемым данной культурой, оказываются в уязвимом положении и их отчуждение от общества является, с точки зрения Мид, вполне закономерным и прогнозируемым.

Стремление исследовать механизмы передачи культурных ценностей от поколения к поколению привело М.Мид к изучению динамики формирования национального характера, этических и половых стандартов поведения, взаимоотношений между различными поколениями. Она выделила три типа культур в истории человечества: постфигуративные (дети учатся у своих предков), конфигуративные (дети и взрослые учатся в основном у своих сверстников) и префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей).

Немецкий психолог Вильгельм Максимилиан Вундт в 1879 году открывает первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге, а позже, в 1881 году, Институт психологии.

Немецкий психолог считает, что главными элементами сознания человека являются его ощущения, чувства и представления. Также он отмечает, что основные процессы психики – это результат творческого синтезирования, который дает возможность сознанию открыть такие процессы, как апперцепция и перцепция.

Что же такое апперцепция? Это процесс, с которым сознание реализует свой потенциал к самоорганизации, он противостоит принципу ассоциации, приводя к осмыслению и расстановке в правильном порядке всех психологических элементов. Проводя разные исследования Вундт наблюдал за реакциями, за восприятием и временем, продолжительностью этого всего. Он предполагал, что измеряя часовые характеристики реакций, можно продемонстрировать три этапа реакций на раздражитель: восприятие его, апперцепцию и проявление вольных мышечных движений. Эти эксперименты и кропотливая работа заложила основы психологии и ориентировалась на экспериментальный общенаучный метод.

 

Большой вклад в исследование вопросов психологии народов внесли немецкие мыслители X. Штейнталь, М. Лацарус. Направление социальной психологии психология народов впервые стало рассматриваться Хейманом Штейнталем (1823–1899) и Морицом Лацарусом (1824–1903).

Основной вывод, сформулированный Г. Штейнталем и М. Лацарусом, заключался в том, что в своем проявлении в духовном мире отдельных индивидов, дух народа способен формировать их эмоциональный настрой, образ мыслей и волю.

Сам вопрос влияния исторически сформировавшейся духовности народа на духовный мир включенных в него людей, наравне с проблемой взаимодействия духовной жизни личности с обществом в целом, весьма актуален на сегодняшний день. Это обусловлено тем, что все люди в своей деятельности и при общении с окружающими выступают как носители духовности собственной народности, выражая в своем эмоциональном и интеллектуальном настрое ее психический склад и национальное самосознание. Потребность в глубоком осмыслении этой проблемы определила актуальность исследований и трудов этих мыслителей.

Конец XIX в. ознаменовался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объективную психологию, какие методы должны стать ведущими при исследовании психического. На рубеже веков еще казалось, что эти споры приведут к единому мнению и выстроится методология новой, позитивной психологии. Общей тенденцией был переход от психологии, изучающей феномены сознания, к психологии, исследующей целостную систему организм-среда. Однако логика развития первых школ показала, что существует несколько путей строительства такой психологии, которые кардинально отличаются друг от друга не только в понимании приоритетов и задач психологической науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики. Разным был и подход к динамике психического развития, его закономерностей и условий, способствующих или препятствующих ему.

Первая мировая война вскрыла такие негативные, асоциальные пласты человеческой психики (агрессию, жестокость, иррационализм), которые нуждались в научном объяснении. Эти факты связывались и с идейным кризисом рубежа XIX-XX вв., который наиболее полно отразился в ведущих философских школах того времени. Подобные мысли были близки и российской психологии, становление которой в то время проходило в русле европейской науки. Особенно отчетливо эти идеи были выражены в концепции В. Соловьева и его последователей.

Рубеж веков ознаменовался для психологии первым разделением прежде единой психологии на ряд школ. Однако в тот момент это еще было связано с отказом от единого подхода к пониманию предмета психологической науки и методов исследования психики. Речь шла, скорее, о разных аспектах в изучении психики, отождествляемой главным образом с сознанием. При этом в центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием места данных процессов в общей картине психической жизни. Главные же разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения

Бихевиоризм:

Бихевиоризм: поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики. Личность человека, с точки зрения представителей бихевиоризма, таких как Дж.Уотсон, Б.Скиннер есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному индивиду. Личность рассматривается как совокупность устойчивых форм поведения и способов мышления, которые определяют приспособления индивида к среде.

 

Альберт Бандура разработал свою знаменитую теорию социального или викарного научения, также называемую теорией социального когнитивизма или концепцией научения через моделирование.

Согласно Альберту Бандуре, та картина действительности, на базе которой мы действуем, является результатом нашего опыта, полученного от других людей (викарный опыт).

И таким образом мы обучаемся ежедневно. У каждого из нас есть люди, являющиеся примером для подражания в различных жизненных сферах: наши родители, преподаватели, коллеги по работе, друзья, публичные люди и «звёзды», которые нас вдохновляют и т.д.

Мы повторяем поведение других людей, практически не отдавая себе в этом отчёт. Тем не менее, это не происходит автоматически. Мы выбираем модель для подражания, внимательно наблюдаем, запоминаем, оцениваем, имеет ли смысл подражать или нет и т.д.

Альберт Бандура выделил четыре процесса, которые задействованы в социальном или викарном научении:

Внимание

Необходимо, чтобы внимание наблюдающего было сфокусировано на модели, за которой он наблюдает. Любой отвлекающий фактор прервёт задание.

Сохранение

Важнейшую роль играет память. Человек должен сохранить в своей памяти новый тип поведения для того, чтобы воспроизвести его в дальнейшем.

Воспроизведение

Кроме реализации на практике определённого вида поведения человек должен быть способен воспроизвести это поведение символически. Другими словами, даже если ребёнок будет много наблюдать за игрой любимого теннисиста, он не сможет так же бить по мячу, как он, поскольку для этого нужны определённые моторные навыки. Ребёнок может воспроизводить тип движения и действия, однако для корректного вопроизведения нужны повторение и тренировка.

Кроме того, необходимы определённые когнитивные способности, чобы суметь привести в действие все механизмы. Другими словами, ребёнок должен дойти до определённого уровня когнитивного развития.

Мотивация

Даже если человек запоминает наблюдаемое им поведение, для того чтобы повторить его, нужно желание это сделать. Мотивы у нас могут быть самые разные, например:

§ Полученное подкрепление/наказание: на основе теории бихевиоризма или поведенческого подхода. Когда мы уже воспроизвели какой-то тип поведение и получили за это что-то хорошее (подкрепление). Это означает, что мы снова будем повторять данный вид поведения, чтобы получить это же подкрепление.

§ Будущие подкрепления/наказания: ожидания того, что мы хотим достичь. Мы представляем последствия.

§ Викарное подкрепление/наказание: то, что получила или достигла модель, за поведением которой мы наблюдали.

 

Экзистенциально-гуманистическое психология — связана с еще одним расширением предмета психологии — нравственностью и экзистенциальными проблемами бытия в мире.

Психология наконец сфокусировала свое внимание на тех проблемах, которые были естественно вплетены в общинный стиль жизни и ответы на которые были приоритетными для этико-нравственного компонента религии и духовных традиций. Психология выбрала в качестве предмета исследования проблемы времени, жизни и смерти, свободы, ответственности и выбора, общения, любви и одиночества, смысла и бессмысленности существования, поиска этого смысла, нравственные нормы и ценностные системы личности, сострадание, содействие, соучастие, помощь и поддержку, гуманизм.

А. Маслоу, Р. Мэй, В. Франкл опредметили новое смысловое поле психологии, связанное с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого помогающего поведения и сняли противопоставление альтруизма и эгоизма, предполагающее либо унижающую жертвенность, либо корыстное себялюбие.

Вслед за этическими ценностями мировых религий и духовных традиций Востока, мистических учений философии и эзотерики Европы, в 50-е годы психология возвратила человека как главную ценность и мерило всех вещей и признало главным предметом личность — как сложную уникальную целостную систему, представляющую собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации.

Тезис «Бог внутри тебя » трансформировался в веру в расцвет каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать и направлять свою судьбу, а этический принцип «любви к ближнему» (христианство), Любящей Доброты (буддизм) — в оптимистический взгляд «мира и любви».

Таким образом, в экзистенционально-гуманистической психологии мы можем увидеть новую нравственную психологию, которая противопоставила себя бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, считая, что главное в ней — устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (особенно творческих), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я».

 

 

Тема 2: Современные научные направления в психологии

Рассмотрим основные тенденции в развитии современной мировой психологии.

Бихевиоризм как теоретическая концепция и направление психологических исследований во второй половине XX в. стал менее популярен среди психологов. Объективность изучения поведения была безусловным достоинством этой парадигмы. Но то, что психические компоненты исключались из анализа поведения, а познавательные процессы игнорировались, противоречило сущности психологии как науки о внутренних психических явлениях. Это привело многих психологов к разочарованию в бихевиористской концепции психологии. В современной психологии число сторонников бихевиоризма уже невелико. Многие стремятся соединить бихевиоральный и когнитивный подходы как в науке, так и в практике психотерапии.

Гуманистическая психология, основанная на философии экзистенциализма, гуманизма и жизнетворчества, стала привлекательной альтернативой для многих современных психологов, разочаровавшихся в бихевиоризме и психоанализе. Она привлекает исследователей и практиков направленностью па целостную личность и индивидуальность, верой в гуманистические побуждения и собственные силы человека. Центральными понятиями этого психологического направления являются "Я-концепция" и самоуважение, удовлетворение базисных потребностей, высшие ценности, смысл, самоактуализация, творчество. Гуманистическая психология способствовала развитию теорий личности, практики психотерапии, психологического консультирования, образования. Именно благодаря практической направленности она приобретает в настоящее время значительное влияние и получает широкое распространение.

Когнитивная психология стала одним из ведущих направлений научной психологии во второй половине XX в. Изучение познавательных процессов человеческого мозга по аналогии с операциями, которые происходят в вычислительной машине, оказалось очень увлекательной идеей для научных исследований и дало много новых знаний для понимания механизмов психической деятельности человека. В начале XX в. когнитивная психология стала активно использовать новые методы исследования мозга, благодаря чему сделала новый шаг в изучении процессов восприятия, внимания, мышления и речи.

 

Психология жизненного пути – это область знания, которая описывает, изучает и объясняет те причины и закономерности, что влияют на протекание жизненного пути человека. Психология жизненного пути – наука об индивидуальной жизни; наука, раскрывающая психический мир индивида в становлении и развитии, в непосредственной связи с индивидуальным содержанием его жизненного процесса. Эта область знания призвана объяснить, почему жизнь человека складывается определенным образом, а не иначе, что влияет на течение его жизненного пути; как человек может (и всегда ли может?) распорядиться временем своей жизни и даже смерти, это наука о разнообразии и типологии человеческих жизней. Психология жизненного пути – дисциплина интегративная. Она тесно граничит, более того, вобрала в себя и переработала данные возрастной психологии, психологии развития, психологии личности, экзистенциальной психологии. Смысловое пространство. В психологии жизненного пути, описывающей индивидуальное развитие помимо понятия «жизненный путь» используются такие понятия, как «время жизни» и «жизненный цикл».

Историческая психология – одна из вспомогательных и/или специальных дисциплин (в зависимости от предмета и объекта исследования) в системе межотраслевого гуманитарного знания и прежде всего отраслевой исторической науки. Историческая психология оказывает прямое или опосредованное воздействие на историографический процесс, сущностные субъектно-объектные характеристики историографических практик, включая системообразующие в рамках дисциплинарных и междисциплинарных полей исторического знания; она способствует пониманию специфики зависимости исторической мысли от индивидуального и массового сознания, превращая таким образом «Я» + «Я Другого» или «Эго» в основополагающий фактор «истории-описания» (историографии, истории исторической науки).

Историческое описание в большей мере, чем любое иное, обусловлено уровнем развития самосознания и самооценки ученого (Историка) как Субъекта исторического и историографического процесса, а также его интересом к уровню развития психологических знаний.

 

Постсоветская психология достаточно быстро и в целом адекватно интегрировалась в рыночные отношения современного общества. При исследовательских институтах открылись вузовские подразделения, помимо них возникло множество частных вузов и прикладных центров, оказывающих населению и компаниям различные психологические услуги на коммерческой основе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: