Продолжается развитие фонетики, но звуки начинают связываться со смыслом (освоение значимых единиц языка). Первое место принадлежит слову.
Освоение лексико-семантического уровня
Между лепетом и речью нет четкой границы. Чужую речь понимают с 5 месяцев, до начала своей речи понимают от 50 до 100 слов. Первых слова – в конце первого года: 11-12 месяцев; девочки 8-9 месяцев.
Особенности первых слов:
1) слово соответствует ситуации. Это слова-предложения, слова-тексты, голофразы. Поэтому первые слова нельзя однозначно соотнести с частями речи. Например, гав-гав = 1) собачка 2) ее лай 3) лаять 4) пушистый.
2) многозначность: например, ребенок 12–14 месяцев произносит: мяу!. В зависимости от ситуации + интонация, жесты, мимика это может быть: ‘смотри, вон кошка сидит’; ‘хочу погладить кошку’; ‘какая кошка красивая’; ‘давай возьмем кошку к себе’; ‘боюсь кошки’ и т.д. И взрослый в каждом случае понимает, что именно стоит за этим мяу.
Потом формируется понятийная сторона слова. Этапы:
1) ситуативная закрепленность (слово обозначает конкретный предмет в конкретной ситуации); слово = свойство вещи
2) слово = обозначение конкретного предмета вне зависимости от ситуации (предметная соотнесенность); слово = имя собственное: кукла – только вот эта кукла
3) слова = группа однородных предметов (понятийная соотнесенность): кукла – любая кукла;
4) слова = группа предметов с общим назначением: игрушки, посуда.
Овладение морфемикой и правилами словообразования
После двух лет – период детского словотворчества: освоение морфемики и словообраз.
Основных принципа, по которым дети образуют новые слова:
1) использование «осколков слов»: лепь (Мы лепим-лепим и получилась лепь),
|
2) прибавление к корню чужого аффикса: пургинка (Пурга кончилась, остались только пургинки), помогание, правдун, страшность, мояшечка, плохун, плохайка.
3) синтетические слова (слово состоит из двух слов): мапин = мамин+папин.
4) сложные слова (сложение основ): рыбежирная ложка.
«Детская этимология» – перестройка звуковой формы слова с целью прояснения значения слова: лампажур, пальчатки, копатка.
В 5 лет словотворчество начинает угасать, так как к этому возрасту ребенок уже прочно усваивает те обороты речи, которые используют взрослые.
Освоение фонетического уровня
Основные закономерности:
1) Раньше всего овладевают звуками, кот. соответствует рефлекторным реакциям (дыханию, сосанию, глотанию, крику). Из гласных звуков – это звук [а]. Потом те, кот. противопоставлены друг от друга [и] и [у]. Затем «промежуточные»: [э] и [о]. Наибольшая трудность –[ы].
Согласные: 1) губные [б], [п], [м] и заднеязычные согласные. Наибольшую трудность вызывают звуки [р, [л], [г], все шипящие и свистящие. В норме овладевает всеми звуками к 6 годам.
2) усвоение произносительных норм связано с особенностями фонетической структуры родного языка. В русском языке слова имеют тактовый характер – группы слогов объединяются вокруг ударных гласных. Поэтому ребенок лучше произносит ударный слог. Из-за этого, кстати, появляются слого-слова: «ку» вместо «курочка».
Освоение ребенком грамматики
1) Вспомним: голофразы. Они делятся на 3 группы (что соответствует определ. типам):
1) привлечение внимания (побудит.): Ди! (иди), Дай! На!
2) сообщение (повествовательные предложения): Киса, би-би
|
3) запрос о чем-либо (вопросительные предложения): тиси? папа?
Освоение ребенком различных частей речи
1. Глагол и сущ. – первые и ч. р.: гавкать – гaвка (собака), мяукать – мяушка (киса, мурлыка)
Позже в высказываниях детей разделяются наименования предмета и наименование действия: тикать – тик-тик (часы), гавкать – гавка (собака).
2. Прилаг. для маленьких детей – чуждая ч. р.: равнодушен к свойствам предметов. Интерес возникает лишь в возрасте 14–18 месяцев. Однако дети и теперь еще не знают слов-прилаг. и пользуются сущ. Напр.: называет шубу кисой, т.е. она мягкая, пушистая. Сперва усваиваются отн. прилаг. (молоконная кастрюля, рыбижирная ложка). В 2 года осваивается кач. прилаг. (более отвлеченные).
После того как ребенок освоил языковое наименование действий, предметов и признаков, его высказывания становятся более расчлененными, а потому более понятными.
Синтаксический строй детской речи
В 2 с небольшим лет начинают связывать две языковые единицы. Появляются высказывания типа: Кукла тут. Там машина. Туда идти. Стакан чай. Дай киса. Такие высказывания очень продуктивны, т. к. это самый простой и доступный вид грамм. связи – соположение, т.е. единицы не меняют начальную форму. Здесь один компонент – опорный: там, тут, туда, дай, другой – переменный. Постепенно класс переменных слов пополняется, это создает условие для удлинения цепочек слов в предложении.
Появляются распространенные предложения (3–4 слова), формируются первые сложные предложения (бессоюзные → союзные). Так, например, союз «и » на первых порах является единственным лингвистическим средством для выражения трех типов отношений: соединительных, противительных, сопоставительных.
К 6–7-летнему возрасту в целом завершается овладение языком как системой фонетических, грамматических и лексических норм. Ребенок получает возможность с помощью языка порождать многообразные речевые произведения. Н.И. Жинкин: ребенок «выходит в открытый текст, как космонавт в космос».