ПРОГРАММНЫЙ ВОПРОСНИК
- Сквозные темы барокко: «мир как сон», «мир как театр», «мир как лабиринт». Кажимость и реальность в произведениях барокко. (Лекции, учебник, + подборка стихов поэтов 17 века, отражающая эти темы. Этому вопросу уделяется большое внимание)
- Отражение барочного мировоззрения в драмах Кальдерона «Жизнь есть сон» и «Дама-невидимка» // Лекц, учебник
3. «Поэтическое искусство» Н. Буало - манифест классицизма. // Учебник + книга Обломиевского «Французский классицизм», глава о Буало, материалы семинара
4. Сценография классицизма. Отражение миропонимания классицизма в особенностях сценического устройства театра // Лекции, учебник, статья Бахмутского «Театр слова»
5. Трагическая коллизия в «Сиде» и ее разрешение, образная система, система персонажей. Этапы развития конфликта.// Лекц, учебник + книга Обломиевского «Французский классицизм», глава о Корнеле
6. Корнель и Расин. «Греческий» характер и греческая тематика расиновских пьес в противовес пьесам Корнеля. // Лекц, учебник + книга Кадышева «Расин», материалы семинара
7. Разум и страсть в трагедиях Расина («Федра», «Андромаха»)// Лекции, учебник + книга Кадышева «Расин»
8. Отражение эстетических представлений классицизма в комедиях Мольера (анализ одной из пьес на выбор студента). // учебник, книга Обломиевского «Французский классицизм», глава о Мольере, материалы семинара
- Историческое значение западноевропейского Просвещения и развитие литературного процесса XVIII века. Противоречивое понимание термина «Просвещение» в европейской гуманитарной науке. // лекции, учебник, доп. - статья Пахсарьян «Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»?// Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. Учебное пособие. – М., 2001. Вопросу уделяется большое внимание и на тестировании, и на экзамене
- Споры о литературных направлениях XVIII века: классицизм, рококо, сентиментализм, реализм. // лекции, учебник, доп. - статья Пахсарьян «Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»?// Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. Учебное пособие. – М., 2001. Вопросу уделяется большое внимание и на экз., и на тестировании
- Основные философские концепты в культуре 18 века: естественность, эволюция и ее направление (естественный и исторический человек), утопичность и идилличность,дети и «детское», воспитание, бог,разум и споры о разуме, разум и сердце, их противоречие, и т.д.// лекции, учебник, доп. - статья Пахсарьян «Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»?// Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. Учебное пособие. – М., 2001.
- Английская литература Просвещения. Общая характеристика. (обзорно, по учебнику и лекции. Сужаю вопрос: требуется осветить творчество таких романистов, как Дефо, Свифт, Ричардсоне, Филдинг и Стерн. Вопрос может пониматься шире, но для ответа на экзамене хватит и указанного аспекта.
- Художественное своеобразие «Робинзона Крузо» Д. Дефо. Философское наполнение образа главного героя // учебник, материалы семинара
- Жанровые и философские особенности романа Свифта «Путешествия Гулливера». «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта как обобщенная сатирическая картина общества. // учебник
- Творчество Ричардсона как творца эпистолярного романа. Особенности жанра, проявившиеся в текстах Ричардсона// материалы к семинарам, Елистратова
- Творчество Г. Филдинга. Эстетика и поэтика комической эпопеи Филдинга - романа «История Тома Джонса, найденыша». Художественное новаторство Филдинга. «История…» как «комическая эпопея в прозе», смысл авторского обозначения жанра.// учебник, материалы контр
- Религиозно-философские, социально-политические и эстетические взгляды Вольтера. Философские повести Вольтера. Анализ философской повести «Кандид». // Учебник, материалы семинара
- Творчество Руссо. Социально-политическое и эстетическое взгляды. Антитезы «естественного» (природного человека) и «противоестественного» (общества) в трактатах и в романе «Юлия, или Новая Элоиза». Роман «Юлия, или Новая Элоиза». Жанровое своеобразие, эпистолярная форма. Психологизм романа.// лекции, учебник, материалы семинара по эпистолярному роману
- Творчество Гете. Периодизация, характеристика периодов. «Страдания молодого Вертера» как сентименталистский роман. Особенности романного повествования (эпистолярная форма и ее трансформация.). // лекции, учебник, материалы семинара по эпистолярному роману
- И.В. Гете «Фауст». Творческая история. Духовные искания Фауста. Философская проблематика трагедии. Композиция «Фауста». Роль прологов в концепции произведения. Основные образы трагедии. //учебник, материалы и вопросы семинара.