Петербург и Москва в романе




ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

Высшая знать Петербурга

Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” начинается с описания великосветского общества, собравшегося в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер. Это “высшая знать Петербурга, люди самые разные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили...”. Здесь все фальшиво и напоказ: улыбки, фразы, чувства. Эти люди рассуждают о родине, патриотизме, политике, в сущности не интересуясь этими понятиями. Их волнует лишь личное благополучие, карьера, спокойствие.

Ключевой фигурой петербургского общества является князь Василий Курагин. Считая себя политическим деятелем, весомой фигурой, он занят только мыслями о том, как пристроить в Вену своего недалекого сына Ипполита, выгодно женить Анатоля и выдать замуж красавицу дочь. Князь Василий беспринципен. Он готов продать собственную дочь, боясь лишь прогадать в цене. В погоне за наследством князь Курагин готов похитить завещание Безухова; нет такой низости, которую бы он не совершил ради выгоды. Порочность отца передалась и детям. До идиотизма глуп Ипполит. Развращен, нагл и циничен Анатоль. Он живет для того, чтобы удовлетворять свои желания. Чувства других людей в расчет Анатолем не принимаются. Так же хитра и развратна его сестра Элен. “Где вы, там разврат, зло”,— говорит ей Пьер, узнав характер своей жены.
Столичному свету близка по “духу” и верхушка московского дворянства. Толстой показывает, что они мечтают о богатстве и карьере, чтобы достигнуть своей цели, эти люди способны на любую подлость и низость. Борис Друбецкой, увлекаясь Наташей Ростовой, женится на богатой, немолодой Жюли Карагиной в надежде, что богатое приданое поможет ему достигнуть высокого положения. Полковник Берг — воплощение мещанского благоразумия, бездушия и недальновидности. Он стремится, чтобы дом его был “как у всех”. Накануневступления французов в Москву, когда патриоты пытаются уехать, чтобы не остаться в городе, занятом врагом, Ростовы, бросив вещи, вывозят на своих подводах раненых защитников России, а Берг выгодно покупает “шифоньерку и туалет” и просит у графа Ростова лошадь, чтобы перевезти покупки. Князь Андрей этих людей называет “лакеями и идиотами”. Писатель показывает, что в 1812 году решалась судьба России, многие люди жертвовали жизнями ради ее спасения, большинство же светского общества живет своими мелкими и корыстными интересами, стараясь из всего извлечь выгоду.

В романе “Война и мир” Толстой “со строгостью судьи и гражданина” вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России. Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда. Нравственность, как считает писатель, — это умение почувствовать свое “я” как часть общечеловеческого “мы”. И любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своей совестью.
Совсем иное отношение у писателя к высшему свету — “завистливому и душному для сердца вольного и пламенных страстей”, по выражению Лермонтова. С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со сливками этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль или чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке.

Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к “приличьем стянутым маскам”, к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы; сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом. Пьер почув ствовал себя мальчиком в игрушечной лавке. Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой “веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели”. Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков вроде идиота Ипполита Курагина, намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества.

В этом «свете», как рисует Толстой, “кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные”. Вспомним искаженные лица “скорбной” Друбецкой и “благостного” князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая “военная операция”, тщательно продуманная Шерер и князем Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых — мышеловка захлопнулась.

Начинается осада Марии Болконской, богатой невесты для шалопая Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту операцию. О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету?

С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой “объяснение в любви” Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец не любит ее, однако требует за свое богатство объяснения в любви по всей форме. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, что он жену будет видеть редко. Все приемы хороши, чтобы добиться “славы, денег и чинов”. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства. А на самом деле такие, как Борис Друбецкой, вступали в это общество с одной целью — завести выгодные знакомства. Пьер же, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений! И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы. Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Даже красота и молодость представителей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой. Лгут, играя в патриотизм, Жюли Курагина, ставшая наконец-то Друбецкой, и ей подобные. Весь их патриотизм проявился в отказе от французской кухни и французского театра. Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий восхищается, говоря с гордостью пророка: “Что я говорил про Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона”. А когда до придворных дошло известие о сдаче Москвы французам, то князь Василий непререкаемо говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика”.
Толстому особенно ненавистна императорская “игра в войну”. Для Александра I действительное поле сражения и парад на Царицынском Лугу — это одно и то же (вспомним его спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением). В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветают карьеризм, служба “лицам, а не делу”, боязнь личной ответственности за принятое решение. Вот почему так невзлюбили многие офицеры честного и принципиального Андрея Болконского. Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба были обеспокоены не столько его результатом, сколько заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за флюгером царской милости. С суровой беспощадностью Толстой “срывал все и всяческие маски” с представителей высшего света, обличая антинародную сущность их идеологии — идеологии разъединения, эгоизма, тщеславия и презрения к людям.

Петербург и Москва в романе

"Война и мир" – роман-эпопея, раскрывающий нам широкую картину жизни русской нации в один из ответственнейших моментов, когда испытывались силы этой нации. "Война и мир" вместе с тем является глубоким художественным исследованием тех законов, по которым живет человечество, – законов мира и войны, жизни и смерти, любви и ненависти. Толстой занят выявлением глубинной сущности каждого явления жизни, ее простых, настоящих ценностей, того истинного, несомненного, что есть в человеческой жизни в отличие от ложного, ненастоящего.

Слова и понятия Москва и Петербург в этом художественном исследовании получают особое все усложняющееся значение. В самом первичном значении Москва и Петербург – места, города, где живут многие герои, происходят многие события, которые со временем станут решающими.

 

Действие романа начинается в Петербурге, в гостиной Анны Павловны Шерер, которую Толстой сравнивает с механической мастерской, в бездушной и лживой атмосфере которой такой естественный человек, как Пьер, выглядит чужеродным существом. С первых страниц романа возникает образ Петербурга, города, где господствует светская условность и ложь. Именно здесь князь Василий Курагин ведет свои интриги, пытаясь сначала отнять наследство у Пьера, а затем принуждая его жениться на своей дочери. Именно в этом мире томится князь Андрей, и желание покинуть его – одна из причин его отъезда на войну.
Далее действие переносится в Москву, и мы сразу попадаем не просто в другой город, а в другой мир. Это прежде всего мир дома Ростовых, открытый для каждого, с его особой любовной атмосферой, с тем высшим накалом радости жизни, радушия, гостеприимства, которые всегда будут характерны для этого дома и которые в полной мере проявятся и тогда, когда Ростовы приедут в Петербург. Москва хлебосольна и гостеприимна. Именно Москва чествует героя Шенграбена и Аустерлица – князя Багратиона и именно граф Илья Андреевич Ростов со свойственной ему щедростью, широтой души организует это чествование.
С описанием жизни в Москве Толстой сразу же связывает исследование вечных проблем жизни и смерти. Глава, в которой описывается высшее проявление радости в семье Ростовых, предшествует изображению смерти старого графа Безухова. И именно в этот момент вечно лгущий и плетущий интриги Василий Курагин испытывает потрясение при виде смерти. Это единственный момент в романе, когда им владеет чувство, далекое от материальных расчетов. Так постепенно создается не понятие места, а образ Москвы – большого, богатого, хлебосольного русского города с его особой, отличной от Петербурга атмосферой.
По мере приближения к 1812 г. образ Москвы усложняется, делается все более обобщенным. Москва начинает олицетворять собой всю Россию, все ее созидательные силы. То понятие мира, как любовного единения, которое характеризовало Ростовых, теперь расширяется. становится тесно связанным с московской жизнью. В первый день войны Наташа с особым чувством слышит слова: "…миром господу помолимся". "Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью будем молиться", – думает она. За этим следуют сцены, описывающие приезд царя, собрание сословий – дворянства и купечества, общее патриотическое одушевление, создание ополчений. Именно Москва, к которой так неудержимо стремится в это время Наполеон, олицетворяет для него Россию. В Петербурге же в это время идет борьба партий, спокойная, роскошная, озабоченная самой собой жизнь.
События, происходящие в Москве, тесно связаны с народной войной, всеобщим единением. Вот Наполеон ждет на Поклонной горе делегации русских бояр с ключами от города, которая так и не появилась, – Москва была пуста. Почему русские в большинстве своем уезжали из Москвы? – спрашивает Толстой и сам же отвечает: "Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве? Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего". Поэтому Москва и не осталась цела – жители ее не подносили хлеба-соли, а выехали из нее. Москва, покинутая жителями – это "обезматочившийся" улей. Москва представлена символом России во время войны 1812 г. Когда Пьер перед Бородинским сражением захочет понять, что объединяет, "сопрягает" разнородные явления и события, свидетелем которых он стал, он услышит от ополчения: "Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва". Москва представлена в "Война и мир" русским городом, оказавшимся в центре решающих для России событий, символом народного одушевления и сопротивления нашествию; городом, события в котором сыграли огромную роль в жизни многих героев.
Петербург в романе – холодный и официальный город, не имеющий корней в народной жизни. Жизнь этого города искусственна. Обитатели города, люди высшего света представленные в романе, погружены в заботы о собственном преуспевании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: