Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
Образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский
Государственный университет им.Н.ИЛобачевского»
Арзамасский филиал
Направление подготовки «Экономика»
Курсовая работа
По дисциплине «Финансовый менеджмент»
На тему «Управление распределением прибыли предприятия»
Выполнил студент 4 курса очной формы обучения (гр. 8112ОБ-1ФК)
Мишанов А.С.
Проверила:
Моровова И.М.
Арзамас
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. | |
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…….........................……………………….… | |
1.1 Экономическая сущность прибыли, ее виды и функции…... | |
1.2 Порядок формирования и распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия……………….………….... | |
1.3 Управление формированием и распределением прибыли в организации......................................................................................... | |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………….…………………………. | |
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Магнит».…………….. | |
2.2 Оценка эффективности работы предприятия ОАО «Магнит»……………………………………………………………….. | |
2.3 Формирование и распределение прибыли предприятия ОАО «Магнит»………………………………………………………… | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….. | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……. |
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Прибыль является основным источником финансовых ресурсов предприятия. Ее величина во многом определяет перспективы хозяйственного развития, возможности наращивания объемов хозяйственной деятельности. Прибыль создает заинтересованность предпринимателей и участников хозяйственной деятельности в совершенствовании различных сторон своей деятельности. Прибыль служит критерием экономической эффективности хозяйственной деятельности, выступает главным результативным показателем при расчете эффективности использования всех видов экономических ресурсов предприятия. И наконец, прибыль выступает важнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней, поскольку часть ее изымается у предприятий в виде налогов.
|
В современных условиях тема формирования, использования и распределения прибыли очень актуальна, так как от нее зависит финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обыкновению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства.
Вопросам управления и распределения прибыли в Российской Федерации в последнее время уделяется достаточное количество научных работ. Среди основных можно выделить труды российских авторов, таких как Гуреев И.В., Дуканич Л.В., Кондраков Н.П. и зарубежных исследователей Колас Б., Эрхардта М. и др.
Цели курсовой работы – определить сущность прибыли, провести ее анализ и разработать проект совершенствования планирования прибыли на предприятии.
|
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть значение прибыли организации;
- определить роль прибыли в деятельности предприятия;
- провести анализ показателей прибыли;
- разработать план мероприятий по совершенствованию планирования прибыли.
Предметом исследования курсовой работы является процесс формирования и распределения прибыли организации.
Теоретической основой курсовой работы являются нормативно-правовые акты по данной тематике, труды отечественных и зарубежных ученых экономистов (монографии, учебники, статьи из периодических изданий). В литературе изучаемая тема освещена достаточно широко и находится в центре экономических исследований, что доказывает ее актуальностью в современных условиях хозяйствования.
Информационной основой курсовой работы явилась официальная статистическая информация опубликованная в СМИ, материалы периодических изданий и глобальной сети Интернет, а также нормативная и локальная отчетность ОАО «Магнит»
При проведении исследования применялись: диалектический и формально-логические методы; анализ и синтез; индукция и дедукция; системный и структурно-функциональный подходы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Экономическая сущность прибыли, ее виды и функции
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.
|
Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли характеризуют степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства [6, С.87].
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями [7, С.109].
Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется прибылью до налогообложения. Она включает прибыль от продаж продукции (работ, услуг), прибыль от прочей деятельности (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Состав прибыли до налогообложения
Прибыль (убыток) от продаж продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к продаже продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от продаже продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство [5, С.20]. Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые являясь косвенными налогами поступают в бюджет. Из выручки также исключаемая сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции.
Финансовые результаты от прочей деятельности - это прибыль (убыток) по операциям, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с продажей продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Состав прочих финансовых результатов
Финансовый результат от прочих операций определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по прочим операциям.
После формирования прибыли предприятие производит уплату налогов, а оставшаяся часть прибыли в распоряжении предприятия, т.е. после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью. Чистая прибыль, представляет собой разность между прибылью до налогообложения и налоговыми платежами за счет нее. Эту прибыль предприятие может распределять по собственному усмотрению (на производственное и социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям), остальная часть прибыли, оставаясь в распоряжении предприятия, направляется на увеличение собственного капитала фирмы.
Таким образом, прибыль является основным источником финансовых ресурсов предприятия. Ее величина, во многом, определяет перспективы хозяйственного развития, возможности наращивания объемов хозяйственной деятельности. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть прибыли до налогообложения называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия. Получение чистой прибыли организации зависит, в первую очередь, от суммы прибыли до налогообложения, определяемой как прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг), прочей деятельности.
1.2 Порядок формирования и распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой организации и государства в целом. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.
В связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятия получают от продажи товарной продукции (работ, услуг), этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от продажи продукции (работ, услуг). Эти факторы подлежат детальному изучению и анализу.
Механизм формирования показателей прибыли согласно форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» представлен на рис. 1.3.
| |||
Рис. 1.3. Механизм формирования показателей прибыли согласно форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
Под распределением прибыли понимается порядок ее направления, определяемый законодательством. Конкретные формы и методы использования прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и предприятием по поводу использования прибыли порождает новые формы и методы этого использования [9, С.354].
Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого использования в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно. Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строится на основе налогообложения прибыли.
На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из этой прибыли так же уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции. Использование прибыли предприятием зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоение новых видов продукции и новых технологий предприятие крайне нуждается в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь собственники. Однако это не означает, что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный капитал.
Использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия.
Схема распределения и использования прибыли предприятия приведена на рис. 1.4.
Рис. 1.4. Формирование и использование прибыли предприятия
Распределение и использование прибыли основывается на соблюдении трех принципов:
- обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах;
- накопление собственного капитала;
- выполнение обязательств перед государственным бюджетом [8, С.124].
В резервный фонд можно направить не более 50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение - для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различные фонды предприятия. Существование резервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли.
Для дивидендов, на которых полностью отражаются колебания прибыли, характерна неустойчивость. Если акции акционеров общества котируются на фондовой бирже, одним из важнейших ограничителей распределения прибыли становится их курс. Существенные изменения в размерах выплаченных дивидендов немедленно отражаются на курсе акций.
Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину полученной прибыли, можно говорить об устойчивости финансовой направленности средств на развитие предприятия.
Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль, направленная на капиталовложения, способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления.
В фондах специального назначения аккумулируется значительная часть прибыли, резервированная или направленная на образование источников финансирования, затрат на создание нового имущества предприятия производственного назначения и социальной инфраструктуры. Фонды специального назначения четко разграничивают средства, направленные предприятием на производственное развитие и на потребительские нужды. В этой связи образуются две самостоятельные группы фондов: фонды накопления и фонды потребления.
Фонды накопления объединяют ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая направлена на строительство и приобретение основных фондов, т.е. на создание нового имущества предприятия.
Средства фондов потребления предназначены для финансирования расходов на социальные нужды и материальное стимулирование коллектива предприятия. За счет средств фондов работникам выплачиваются премии, не связанные с производственными результатами, различного вида поощрения, социальные и компенсационные выплаты, материальная помощь, лечение и отдых, приобретение медикаментов [7, С.326].
Таким образом, прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Базой расчетов служит прибыль до налогообложения – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителем.
1.3 Управление формированием и распределением прибыли в организации
Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность фирмы.
Информационной базой анализа формирования и распределения прибыли являются следующие источники:
- данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток»;
- форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
- данные финансового плана.
Анализируются учредительные документы, протоколы собраний учредителей, приказы, распоряжения, учетные регистры по счетам 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» и др., главная книга.
Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.
Планируется прибыль раздельно по видам: от продажи товарной продукции, от продажи прочей продукции и услуг нетоварного характера, от продажи основных фондов и т.д.
Основными аналитическими и управленческими задачами анализа формирования и распределения прибыли являются:
- оценка прибыльности производственной и коммерческой деятельности предприятия, поскольку прибыль является основным показателем хозяйственной деятельности;
- оценка деятельности предприятия в динамике, что достигается путем сопоставления данных предыдущего и отчетного периодов;
- оценка выполнения плана, реализуется при сравнивании плановых показателей с фактическими;
- выявление и количественное измерение влияния факторов формирования показателей прибыли и оценка ее качества;
- изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;
- планирование прибыли на предстоящий период;
- выявление резервов роста прибыли;
- разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия [11, С.421].
В инструментарий механизма формирования и регулирования прибыли предприятия входят следующие элементы:
- методика оперативной диагностики затрат как инструмент управления прибылью через центры прибыли, затрат, ответственности;
- регулирование прибыли путем анализа соотношения постоянных и переменных затрат и использования операционного анализа;
- система оптимизации моделей принятия основных управленческих решений с целью максимизации прибыли с учетом ограничивающих факторов на основе применения методов линейного программирования.
Важнейший аспект планирования и регулирования прибыли - сопоставление фактических расходов с нормативами. Разность между фактическими и нормативными расходами называется отклонением. Необходимо рассчитывать отклонения отдельно по каждому объекту учета затрат: центру ответственности, виду продукции, заказу и др. Цель анализа отклонений - определение и детальная оценка каждой причины, каждого фактора, которые привели к их возникновению, установление причин и ответственных за перерасход фактических расходов над нормативными. При этом отклонением может быть как экономия, так и перерасход ресурсов.
Анализ использования прибыли проводится в следующем порядке:
1) дается оценка изменений суммы и удельного веса средств по каждому направлению использования прибыли по сравнению с планом и базисным периодом;
2) проводится факторный анализ образования фондов;
3) проводится анализ движения специальных фондов;
4) дается оценка эффективности использования фондов в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала. В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
Анализ формирования и использования фондов должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась общая сумма средств отчислений в фонды. Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменение суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды. Для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа. Затем рассчитывается влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия.
Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам. Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д. Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).
В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект [9, С.384].
Таким образом, подводя итоги теоретическим аспектам темы исследования, можно выделить следующие основные моменты.
Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Базой расчетов служит прибыль до налогообложения - основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет прибыль называется чистой. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия. Из чистой прибыли в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителем. Прибыль организации должна не только покрывать расходы на производство и продажу товаров (проведение работ, оказание услуг), но и быть настолько весомой, чтобы обеспечивать расширенное воспроизводство, а также решение стоящих перед предприятием задач.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Магнит»
«Магни́т» — крупнейшая российская сеть продовольственных магазинов-дискаунтеров. Головная компания сети — Закрытое акционерное общество «Тандер». Штаб-квартира — в городе Краснодаре.
Сеть «Магнит» - лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России — 58 филиалов, более 3228 магазинов в более чем 1048 городах и населенных пунктах. В настоящее время открывается несколько десятков магазинов в месяц.
ОАО «Магинт» в основном осуществляет розничную торговлю, на долю оптовой торговли приходится менее 5% всего оборота предприятия.
Более 75745 сотрудников, которые своим трудом обеспечивают покупателям возможность приобретения качественных товаров повседневного спроса по доступным ценам.
В среднесрочной перспективе компания собирается сохранять высокие темпы расширения сети: планируется открыть не менее четырехсот тридцати «магазинов у дома» в текущем году, и до трехсот ежегодно – в последующие два-три года.
Региональная структура оборота розничной торговли России отличается существенной неравномерностью: 49% оборота розничной торговли приходится на 10 субъектов РФ (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республика Татарстан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области). При этом доля крупнейших субъектов РФ снижается (на 1.5-2% в год), что обусловлено более низкими, чем в других регионах темпами роста розничного товарооборота в Москве и Санкт-Петербурге. Компания управляет собственной логистической системой, насчитывающей 9 современных дистрибуционных центров, три из которых расположены в городах Кропоткин, Батайск и Славянск-на-Кубани, Южный Федеральный округ, два – в Приволжском регионе, в городах Энгельс и Тольятти, три распределительных центра находятся в Центральном Федеральном округе, в городах Тверь, Орел и Иваново, один – в городе Челябинск, Уральский Федеральный округ.
Компания располагает автоматизированной системой управления запасами и автопарком, состоящим из 1,165 автомобилей.
В перспективе 2-3 лет Общество планирует сохранять высокие темпы роста бизнеса, открывая ежегодно не менее 300 магазинов традиционного формата в городах с населением до 500 тыс. человек.
Ключевыми территориями присутствия для Обществ остаются Южный, Приволжский и Центральный регионы, планируется увеличение числа торговых точек на Урале. В долгосрочной перспективе менеджмент сети не исключает выход на рынки Сибири и Дальнего Востока
В результате деятельности в 2014 году менеджментом Компании были достигнуты результаты, отраженные в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты деятельности ОАО «Магнит»
Показатели | Отклонение в 2014 г. от 2013 г. | |||
выручка, тыс. руб. | ||||
численность магазинов, шт | ||||
количество покупателей, млн чел. | 860,34 | 1013,44 | 153,1 | |
доля продаж товаров под собственной торговой маркой, % | 12,12 | 12,08 | 12,28 | 0,2 |
количество наименований товаров под собственной торговой маркой | -170 | |||
объем товаров, доставляемых через распределительные центры, % | ||||
среднесписочное количество сотрудников, чел | ||||
средняя заработная плата, руб. | 9920,32 | 11252,12 | 13714,21 | 2462,09 |
Выручка Компании выросла на 11,8% с 192477 тыс. руб. в 2013 году до 215147 тыс. руб. в 2014 году.
Количество магазинов Компании увеличилось с 2568 «магазинов у дома» и 14 гипермаркетов в 2013 году до 3204 и 24 соответственно в 2014 году, совокупная торговая площадь магазинов увеличилась с 823.51 тыс. кв.м. до 1 059,87 тыс. кв.м.
Количество покупателей увеличилось на 17,80% с 860,34 млн. в 2013 году до 1 013,44 млн. в 2014 году.
Доля продаж товаров под собственной торговой маркой в 2014 году незначительно выросла и составила 12,28%, в то время как количество наименований товаров под собственной торговой маркой сократилось с 700 в 2013 году до 530 в 2014 году.
Компания планирует в дальнейшем наращивать долю продаж товаров под собственной торговой маркой в первую очередь за счет расширения предложения этих товаров в гипермаркетах «Магнит», прежде всего в непродовольственном сегменте.
В 2009 году Компания открыла распределительный центр в Тольятти. Открытие логистического комплекса повысил качество сервиса в Приволжском регионе. Общая площадь 9 распределительных центров на 31 декабря 2014 года составила 185 537 кв.м.
В отчетном году автопарк Компании увеличился на 288 грузовых автомобилей, общее количество единиц составило 1 453, что позволило значительно сократить транспортные издержки.
В 2014 году Компания увеличила объем товаров, доставляемых через распределительные центры, до 78% с 72% в 2013 году, что также является драйвером роста валовой маржи.
Компания активно работала с персоналом, повышая лояльность своих сотрудников и развивая корпоративную культуру. В 2014 году среднесписочное количество сотрудников Компании составило 75 745, из которых 58 606 – это персонал магазинов, 10 638 заняты в логистической составляющей Компании, 4 419 работают в филиалах, 2 082 – сотрудники Головной Компании. Средняя заработная плата по Компании в 2014 году составила 13 714 руб.
Утвержденное 23 декабря 2014 года Советом Директоров ОАО «Магнит» Положение о Программе по премированию и Комитете при Генеральном директоре по кадрам и вознаграждениям ЗАО «Тандер» направлено на дополнительную мотивацию ключевого персонала, обеспечивающего высокие темпы развития Компании. Максимальный объем программы за 2014 год составила 147 357 акций Компании (количество бумаг, общая стоимость которых на дату принятия решения не превышает 7% от чистой прибыли Компании по МСФО за 2013 год). Реализация текущего этапа программы будет завершена в 2015 году. Участниками данной программы могут стать сотрудники, проработавшие в Компании не менее 8 лет, в том числе не менее 2 лет на должности не ниже начальника отдела, а также ключевые сотрудники, деятельность которых обеспечивает высокие темпы роста Компании.
В 2014 Компания продолжила активно работать с покупателями и развивать маркетинговую программу. Тем не менее, сокращение доходов населения отразилось на показателях сопоставимой выручки, среднего чека и трафика. Рост сопоставимых продаж 2014 года к 2013 году в рублевом выражении составил 4,1% и был обусловлен ростом сопоставимого среднего чека на 5,8%, в то время как трафик имел отрицательное значение в -1,5%.
Валовая маржа Компании увеличилась с 21,7% в 2013 г. до 23,5% в 2014 г. Валовая прибыль в рублях выросла на 13,5% с 160433 тыс. руб. до 182171 тыс. руб.
По состоянию на 31 декабря 2014 года уставный капитал открытого акционерного общества «Магнит» составляет 889 750, 73 рублей. Он состоит из 88975073 штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 0,01 рубля.
Общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям обыкновенные именные акции в количестве 111 874 927 штук номинальной стоимостью 0,01 рубля (объявленные акции). 2014 году на основании решения Совета директоров от 02.09.2014 г. (Протокол б/н от 02.09.2014 г.) размер уставного капитала ОАО «Магнит» был увеличен.
02.10.2014 г. ФСФР России был зарегистрирован дополнительный выпуск обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 0,01 рубля каждая в количестве 11 154 918 штук.
2.2 Оценка эффективности работы предприятия ОАО «Магнит»
Предварительный анализ структуры активов проводится на основе данных таблицы 2. Данные взяты из приложения 1. В таблице представлены абсолютные величины по видам активов, их удельные веса в общей величине активов, изменения абсолютных величин и удельных весов, значения и изменения коэффициента соотношения оборотных и внеоборотных активов за отчетный период.
Таблица 2 - Анализ структуры активов
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменения в 2014 году по сравнению с 2013 годом | ||||
абсолют-ные величины, тысяч рублей | уд. вес, процен тов | абсолют ные величины, тысяч рублей | уд. вес, процентов | абсолют-ные величины тысяч рублей | уд. вес, процентов | абсолют-ные величины, тысяч рублей | уд. веса, процентов | |
Внеоборотные активы | 9,7 | 85,3 | 90,5 | 172,3 | ||||
Оборотные активы | 90,3 | 14,8 | 9,5 | 103,3 | ||||
Итого активов | 162,0 | |||||||
Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов | 9,3 | 0,2 | 0,1 |
На основании проведённых расчётов можно сделать вывод о том, что стоимость имущества предприятия на начало 2014 года выросла на 10808040 тысяч рублей и составила 28231347 тысяч рублей.
Наибольшую долю в активах до 2013 года составляли оборотные активы: 63 процента, в 2011 году – 90,3 процентов, а в 2013 году их доля снизилась до 14,8 процентов. Соответственно коэффициента соотношения оборотных и внеоборотных активов уменьшился с 9,3 в 2012 году до 0,1 в 2014 году. Стоимость оборотных активов выросла на 84667 тыс. руб. по сравнению с 2013 г. или на 3,3%. В то же время внеоборотные активы выросли на 73,3%.
Более наглядно структуру активов на конец 2014 года предприятия можно изобразить с помощью рисунка 2.
Ситуация, когда наибольшая часть внеоборотных активов представлена производственными основными средствами и незавершенным строительством, характеризует ориентацию на создание материальных условий расширения основной деятельности предприятия.
Рисунок 2 – Структура активов ОАО «Магнит» за 2014 год
Предварительный анализ структуры пассивов проводится на основе данных таблицы 3.
Таблица 3 - Анализ структуры пассивов
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменения в 2014 году по сравнению с 2013 годом | ||||
абсолют-ные величины, тысяч рублей | уд. вес, % | абсолют-ные величины, тысяч рублей | уд. вес, % | абсолют-ные величины, тысяч рублей | уд. вес, % | абсолют-ные величины, тысяч рублей | Уд. вес, % | |
Собствен ный капитал | 82,9 | 94,0 | 99,5 | 171,5 | ||||
Долгосрочные заёмные средства | ||||||||
Краткосрочные заемные средства | 17,1 | 6,0 | 0,5 | -1022386 | 2,1 | |||
Итого источников средств | 162,0 | |||||||
Коэффициент автономии | 0,83 | 0,94 | 0,99 | 0,05 | 105,8 | |||
К- нт соотноше ния заемных и собствен ных средств | 0,21 | 0,06 | 0,001 | -0,06 | 1,2 |