Перечень простых практических контрольных заданий к дифференцированному зачету




Задание 1. Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.

1. Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

2. Психология – отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.

3. Психология – наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

Задание 2. Прокомментируйте следующие суждения. С какими из них можно согласиться, а с которыми нельзя и почему?

1. Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.

2. О сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что и как он делает.

3. Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, движениях, речевых реакциях, в изменениях работы внутренних органов и т.д.

Задание 3. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.

1. Образец: мозг: психика

Материя: … (природа, вещество, отражение, действие)

2. Образец: сознание: субъективное

Нервный процесс: … (рефлекс, отражение, объективное, материальное, психическое)

3. Образец: мозг: материальное

Сознание:…(физиологическое, реальное, идеальное, активное)

4. Образец: физическое: первичное

Психическое: … (объективное, активное, вторичное)

5. Образец: образ: отражаемое

Копия: … (психическое, действительность, активность, вторичность)

Задание 4. Вставьте пропущенные слова или закончите предло­жения.

1.... – это состояние возникает в экстремальной ситу­ации, требует от человека мобилизации сил и энер­гии.

2.... – это психическая особенность человека, прояв­ляющаяся в преодолении препятствий на пути к по­ставленной цели.

3. Эмоциональная сфера человека характеризуется сле­дующими индивидуальными особенностями: интен­сивностью, осознанностью, …

4. Мобилизационная функция эмоций заключается в следующем: …

Задание 5. Определите, какие эмоциональные состояния пережи­вают герои.

1. Страх и волнение не оставляют парашютистов и тог­да, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними. Они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разум­ного движения. Иногда такое состояние не преодо­левается и приходится расставаться с парашютным спортом.

2. Графиня Ростова после получения известия о гибе­ли сына Пети «лежала на кресле, странно-неловко вытягиваясь, и билась головой об стену...

– Наташу! – кричала она, отталкивая от себя ок­ружающих. – Подите прочь все, неправда!» (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Задание 6. Прокомментируйте следующие положения. С какими из них можно (нельзя) согласиться и почему?

1. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность.

2. Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, но только переживать их.

3. Эмоции обладают свойством изменять восприятие человеком причинных связей, что обычно называют «логикой чувств».

4. Структура эмоциональных процессов аналогична структуре познавательных процессов.

5. Чувства как эмоциональные отношения человека к окружающему миру в конечном итоге детерминируются этим миром.

Задание 7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с…. а) положительным исходом деятельности; б) удовлетворением физиологической потребности; в) процессом совершения действия; г) отношениями других к результату деятельности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Чувства человека – это… а) эмоциональный фон ощущений; б) органическое самочувствие индивида; в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Высшие чувства включают в себя… а) интеллектуальный компонент; б) рефлексию; в) любовь; г) эстетическое отношение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание 8. Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной активности человека. Приведите примеры.

Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.

Задание 9. Проанализируйте приведенные высказывания. Какие из них, на ваш взгляд, верны, а какие – нет?

1. Единственный критерий проявления воли в поведении – волевые качества личности.

2. Главным признаком волевого поведения является недостаток побуждения и восполнение его.

3. Волевым называют действие, принятое на основе внушающего воздействия.

4. Аристотель впервые рассмотрел действия человека, принимаемые к исполнению как обязательные.

5. Волевое действие предполагает переход от самостимуляции к принятию решения и его осуществлению.

Задание 10. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Критерием проявления воли является… а) волевое действие; б) выбор мотивов и целей; в) волевые качества личности; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. Волевое поведение выполняет функцию… а) преодоления препятствий на пути к цели; б) гармонизации мотивов; в) устранения внутренних конфликтов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

3. Структурный элемент самоконтроля – это… а) цель; б) операционный состав деятельности; в) способы достижения цели; г) самооценка; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Эмоционально-волевая регуляция – это… а) саморегуляция состояний и реакций; б) регуляция действий; в) регуляция отношений к действию; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

5. Воля – это… а) желание; б) аффект; в) мотивация; г) рефлексия; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание 11. Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где – с тормозной функцией воли.

1. Официант ресторана «Модерн-на-Упе» Жорж Березкин был оскорблен словесно подвыпившим Пьером Афонькиным, облит им водкой «Жириновский», получил в лицо порцию салата, а о его смокинг Пьер вытер руки. Тем не менее официант Березкин стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые.

2. Женщина бальзаковского возраста Фаина Констан-тиновна, вес которой составляет 150 кг, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на свидание с Иннокентием Аркадьевичем.

3. Тринадцатилетний Боб у светофора на Варшавке моет стекла в проезжающих иномарках. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную «косуху», как у его кумира Вилли.

Задание 12. Вставьте пропущенные слова в следующих суждениях.

1. Деятельность человека не только …, но и мотивирована.

2. Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в ….

3. Потребности являются источником … личности.

4. Цель является предпосылкой ….

5. Потребности обнаруживаются в …, побуждающих к деятельности.

6. Осознанная … становится мотивом поведения.

Задание 13. Мотивы человека образуют иерархическую систему, которой определяется масштаб и характер личности человека. Попробуйте описать мотивационную сферу и ведущий мотив перечисленных исторических и литературных персонажей.

Акакий Акакиевич (Н.В. Гоголь), Павка Корчагин (Н.А. Островский), Плюшкин (Н.В. Гоголь), Сомс Форсайт (Дж. Голсуорси), доктор Альберт Швейцер, мать Тереза, Галилео Галилей, Петр I, рыцари Круглого Стола.

Задание 14. Охарактеризуйте изменение мотивационной структуры девушки по приведенному отрывку. Объясните смысл и значение такой перестройки.

«Все существенно лишь постольку, поскольку имело отношение к тебе, все в моей жизни лишь в том случае приобретало смысл, если было связано с тобой. Ты изменил всю мою жизнь. До тех пор равнодушная и посредственная ученица, я неожиданно стала первой в классе; я читала сотни книг, читала до глубокой ночи, потому что знала, что ты любишь книги; к удивлению матери, я вдруг начала с неистовым усердием упражняться в игре на рояле, так как предполагала, что ты любишь музыку. Я чистила и чинила свои платья, чтобы не попасться тебе на глаза неряшливо одетой… А во время твоих отлучек… моя жизнь на долгие недели замирала и теряла всякий смысл». (С. Цвейг).

Задание 15. Определите, о каком психическом феномене идет речь в данных примерах. Какой уровень развития самосознания они отражают?

1. Ребенок звонит по телефону бабушке и говорит ей: «Бабушка, посмотри, какая у меня красивая кукла!»

2. Ребенок убежден, что бакалейщик продает конфеты, чтобы сделать приятное детям.

3. Взрослый человек, входя в комнату, восклицает: «Бррр…Закройте окна, тут так холодно!»

4. Ученый убежден, что его проблема самая важная, в то время как другие занимаются неизвестно чем. (По О.В. Турусовой)

Задание 16. Проанализируйте по приведенному тексту природу межполовых различий. Как вы считаете, различаются ли и в чем «мужская» и «женская» личности?

1. Все виды новых профессий, новые виды игр, спорта, хобби и т.д. вначале осваиваются мужчинами, а только потом женщинами. Известно, что среди композиторов и исполнителей, режиссеров и актеров, даже среди вязальщиков в прошлые века и сейчас наблюдается разное соотношение полов.

2. Особенно яркие отличия проявляются в психомоторике, что находит свое выражение в почерке. Так, у женщин почерк правильный, единообразный, точный, красивый, стандартный, симметричный, в то время как у мужчин неправильный, неравномерный, размашистый, некрасивый, ошибочный, индивидуально оригинальный и т.д. (К. Диукс и др.)

3. В исследовании В.М. Русалова изучались половые различия в структуре темперамента. Оказалось, что по шкалам энергичности, пластичности, темпа средние показатели существенно выше у мужчин, по шкалам социальной пластичности, эмоциональности и социальной эмоциональности – у женщин. По шкалам социальной энергичности и социальному темпу существенных различий между мужчинами и женщинами не обнаружено.

4. В. А. Геодакян предположил, что процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность – консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную «память», а самцы – оперативную, временную «память» вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь затем, после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками. Поскольку самцы филогенетически воплощают в себе принцип изменчивости, все новые признаки в развитии вида возникают сначала у самцов и лишь затем передаются самкам, у которых, напротив, сильнее представлены всякого рода рудименты. В онтогенезе, наоборот, самцы более ригидны и независимы от среды, тогда как самки более изменчивы, пластичны и лучше поддаются обучению. (По И.С. Кону)

Задание 17. Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие – как к индивиду?

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность, подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, меланхолия, авторитет, речь, темперамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, механическая память, мышление, язык, музыкальный слух, гуманность.

Задание 18. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Личность – это… а) совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других; б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению; в) рефлексивный образ «Я»; г) индивидуально выраженное всеобщее; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Человека можно считать сложившейся личностью, если… а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки; г) он является творческим субъектом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Процесс социализации состоит … а) в привитии ребенку нравственных норм; б) в усвоении ребенком общекультурного опыта; в) в воспроизводстве ребенком социальных норм и правил; г) в познании действительности (особенно социальной); д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Источниками социализации выступают… а) передача культуры через семейный или другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания; б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. В становлении личности участвуют механизмы… а) сдвига мотива на цель; б) идентификации; в) освоения социальных ролей; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

Задание 19. Определите, какие из перечисленных характеристик относятся к личности, а какие – не относятся.

Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.

 

Задание 20. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Человека как индивида характеризуют… а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, – это… а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Личностные свойства, обусловленные социально, – это… а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

4. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются… а) способности; б) направленность; в) темперамент; г) характер; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Подструктуры психологической структуры личности образуют … а) мировоззрение; б) социальные установки; в) эмоции; г) воля; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание 21. Проанализируйте по приведенному тексту природу межполовых различий. Как вы считаете, различаются ли и в чем «мужская» и «женская» личности?

1. К. Макнемар установил, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как мальчики обладают лучшими механическими и математическими способностями.

2. Д. Р. Хобсон, Р.Д. Хавигхурст и Ф.Н. Бриз показали, что у девочек по сравнению с мальчиками более выражена беглость речи.

3. Н. Марш, Дж. Антилл, Дж. Куннингам показали, что женщины более воспитуемы, адаптивны, обучаемы, у них выше уровень социальной желательности, в то время как мужчины чаще более находчивы, сообразительны, изобретательны. Показано, что мужчины предпочитают и решают лучше новые задачи, которые предъявляют максимальные требования к новаторству и минимальные – к совершенству решения.

4. Женщины предпочитают и успешнее решают задачи стереотипные, требующие минимума новаторства, но максимально долго высокого ритма; они чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах работы, которые требуют стереотипных, однотипных форм поведения. (С. Бенбоу, Р. Бартон, С. Жиклин и др.)

Задание 22. Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где – с тормозной функцией воли.

1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра.

2. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз.

3. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию.

Задание 23. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. По К. Изарду, фундаментальные эмоции… а) образуют основную мотивационную систему; б) обеспечивают аффективно-когнитивное взаимодействие; в) регулируют работу гомеостатической системы; г) регулируются интеллектом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Тревожность – это комплекс эмоций… а) горя; б) отвращения; в) презрения; г) робости; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Любовь – комплексное чувство, включающее… а) романтическое отношение; б) интерес; в) радость; г) сексуальное влечение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как… а) неудовлетворенность; б) грусть; в) печаль; г) тоска; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. В теории деятельности эмоции отражают отношения… а) между мотивами и отвечающей им деятельностью; б) между целью и результатом действия; в) между смыслом и значением; г) между операцией и условиями ее осуществления; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание 24. Прокомментируйте следующие положения. С какими из них можно (нельзя) согласиться и почему?

1. Переживание – непосредственное отражение человеком своих собственных состояний.

2. Эмоция отражает отношение человека к объекту, поэтому несет только субъективную информацию о состоянии самого организма.

3. Процесс отражения объекта есть познавательный компонент эмоции, а отражение состояния человека в данный момент – ее субъективный компонент.

4. Субъективный компонент эмоций позволяет реализовать вероятностно-прогностические функции регуляции поведения.

5. Эмоции – двухуровневый процесс, включающий субъективное переживание (чувственный тон образов восприятия) и внешнее выражение.

Задание 25. Прокомментируйте следующие положения. С какими из них можно (нельзя) согласиться и почему?

1. Переживание – непосредственное отражение человеком своих собственных состояний.

2. Эмоция отражает отношение человека к объекту, поэтому несет только субъективную информацию о состоянии самого организма.

3. Процесс отражения объекта есть познавательный компонент эмоции, а отражение состояния человека в данный момент – ее субъективный компонент.

4. Субъективный компонент эмоций позволяет реализовать вероятностно-прогностические функции регуляции поведения.

5. Эмоции – двухуровневый процесс, включающий субъективное переживание (чувственный тон образов восприятия) и внешнее выражение.

Задание 26. Вставьте пропущенные слова или закончите предло­жения.

1. Способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям называется....

2.... – это переживания, которые повышают актив­ность человека, побуждают к поступкам.

3.... – это кратковременная, бурно протекающая эмо­циональная реакция, эмоциональный взрыв, нару­шающий волевой контроль.

4.... – это эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием бе­зысходности, крушением надежд.

5.... – относительно слабо выраженное и устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на дея­тельности и поведении.

6. Зависимость между успехом деятельности и силой эмоциональных переживаний по закону Хебба сле­дующая:...

7. Коммуникативно-экспрессивная функция эмоций заключается в следующем...

Задание 27. Прокомментируйте следующие суждения. С какими из них можно согласиться, а с которыми нельзя и почему?

1. При изучении психических явлений всегда следует устанавливать материальные причины их возникновения.

2. Чужая душа – потемки.

3. У души нет тайн, которых не выдавало бы поведение.

Задание 28. Прокомментируйте следующие суждения. С какими из них можно согласиться, а с которыми нельзя и почему?

1. При изучении психических явлений всегда следует устанавливать материальные причины их возникновения.

2. Чужая душа – потемки.

3. У души нет тайн, которых не выдавало бы поведение.

Задание 29. Вставьте пропущенные слова или закончите предло­жения.

1. Действия, совершающиеся непроизвольно, под вли­янием сильных эмоций, называются...

2..... – это переживания, которые расслабляют чело­века, снижают его активность.

3. Состояние душевного расстройства, подавленнос­ти, характеризуемое упадком сил и снижением ак­тивности, называется...

Задание 30. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Отличительной чертой аффекта является… а) его предметный характер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация соматических показателей; г) большая интенсивность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов – это… а) длительные состояния; б) реакция на свершившиеся события; в) реакция на вероятностные события; г) реакция на текущее событие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: