https://ddtsr-orel.ru/data/documents/TEKST-PREZENTACII.pdf
Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы).
Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.
При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант - если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. Однако поскольку портфолио - это новая форма прохождения аттестационного испытания, маловероятно, чтобы материалы для него готовились заранее. На наш взгляд, в портфолио должны войти материалы, отражающие работу учителя как минимум на протяжении одного учебного года.
Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (пояснительной записке). Во введении (пояснительной записке) необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого. При этом важно, чтобы обоснование выстраивалось относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессионализма аттестуемого.
Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Портфолио вариант 1
Раздел I. «Общие сведения о педагоге дополнительного образования». Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога:
фамилия, имя, отчество, год рождения;
копии документов об образовании (что и когда окончил, полученная специальность, квалификация по диплому);
трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
копии документов, подтверждающих повышение квалификации, наличие ученых и почетных званий и степеней;
копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма;
копии дипломов различных конкурсов;
другие документы по усмотрению аттестуемого.
Раздел II. «Научно-методическая деятельность». В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога дополнительного образования:
материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
материалы, в которых обосновывается выбор используемых образовательных технологий;
материалы, содержащие обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки результатов деятельности;
использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.;
работа в методическом объединении, сотрудничество с методическим центром и другими учреждениями;
участие в профессиональных и творческих конкурсах;
организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
проведение научных исследований; разработка авторских программ;
написание рукописи кандидатской или докторской диссертации; подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
сценарии, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
программы кружков;
список творческих работ, проектов, выполненных учащимися;
другие документы.
Раздел III. «Результаты педагогической деятельности». В раздел помещаются:
материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ;
сравнительный анализ деятельности педагога дополнительного образования за 3 года на основании участия воспитанников в конкурсах и олимпиадах;
поступление на обучение по профильным специальностям;
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
Раздел IV. «Учебно-материальная база». В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии). Раздел содержит документы:
список литературы;
список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программывиртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
аудио и видеопособия;
наличие дидактического материала;
другие документы.
Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (пояснительной записке). В ней необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого.
Портфолио вариант 2
РАЗДЕЛ 1. «Общие сведения о педагоге дополнительного образования»
Личные данные
Копия диплома об образовании
Копия удостоверения о повышении квалификации
Копии удостоверений к наградам (медали, ордена)
Копии грамот
РАЗДЕЛ 2. «Результаты педагогической деятельности».
Самоанализ педагогической деятельности
Результаты деятельности за 3 года
Списки участников и победителей конкурсов за 3 года
Списки победителей окружных и городских олимпиад за 3 года
Список учащихся, продолживших обучение по профилю.
РАЗДЕЛ 3. «Научно-методическая деятельность».
Программы кружков
Перечень творческих работ учащихся.
Список проведенных мероприятий с фотографиями.
Сценарии вечеров, КВН, конкурсов.
Проведение олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов (за три года).
Список учебно-методического обеспечения.
Перечень проведенных семинаров, «круглых столов», «мастер - классов».
Доклады на конференциях, педагогических советах, семинарах.
Результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
Тема самообразования, список литературы, изученной по данной теме, отчет по теме самообразования.
Перечень публикаций с их приложением.
Проведение научных исследований и развернутый план исследования в рамках творческой группы.
Разработка авторских программ (участие, программа)
РАЗДЕЛ 4. «Учебно-материальная база»
Перечень оборудования учебного кабинета
Перечень нового оборудования.
Список учебных фильмов.
Перечень наглядных пособий
Список аудиозаписей.
Перечень справочной литературы и дидактических материалов.
Портфолио вариант 3
В портфолио целесообразно выделить несколько разделов.
Первый раздел «Общие сведения о педагоге дополнительного образования»
- - Ф.И.О., год рождения педагога дополнительного образования.
- - Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
- - Общий трудовой и педагогический стаж. Педагогический стаж работы в данном образовательном учреждении.
- - Повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы; год, месяц, проблематика курсов).
- - Копии документов, подтверждающих прохождение курсов; копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
- - Информация о государственных и муниципальных наградах, грамотах, благодарственных письмах.
- - Информация о наиболее значимых поощрениях.
- - Копии дипломов различных конкурсов.
- - Другие документы.
Второй раздел «Результаты педагогической деятельности»
- - Материалы, характеризующие сформированность у обучающихся ключевых компетенций.
- - Анализ деятельности педагога на основании участия обучающихся в районных, городских олимпиадах, конкурсах.
- - Данные о поступлении обучающихся в образовательные учреждения по предметной направленности.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности педагога за определенный период.
Третий раздел «Научно-методическая деятельность» (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе, участие в конференциях, семинарах, конкурсах и т.д. различного уровня)
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, в частности:
- - образовательные программы и описания комплектов учебно-методической литературы с обоснованием их выбора;
- - описания используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора;
- - средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- - описания способов использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития;
- - отчет о работе в методическом объединении;
- - информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
Четвертый раздел «Обобщение опыта»
- - Участие в методических и предметных неделях.
- - Организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.п.
- - Проведение научно-исследовательских работ.
- - Разработка авторских программ, научно-методических материалов.
- - Публикации учителя.
- - Творческие отчеты, рефераты, статьи, доклады.
- - Материалы диссертации (при наличии).
Пятый раздел «Внеурочная деятельность по предмету»
Раздел должен содержать следующие документы:
- - список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных обучающимися;
- - данные о победителях олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
- - сценарии внеклассных мероприятий, фото- и видеоматериалы по проведенным мероприятиям;
- - другие документы.
Шестой раздел «Учебно-материальная база»
- - Список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты, карты и т.д.).
- - Информация о регулярно используемых технических средствах обучения.
- - Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств обучения.
- - Использование дидактических материалов.
- - Другие документы.
Портфолио вариант 4
Раздел 1. Общие сведения о педагоге дополнительного образования
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения педагога в различных областях:
- * фамилия, имя, отчество, год рождения;
- * образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
- * трудовой и педагогический стаж работы в данном образовательном учреждении;
- * повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
- * копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- * наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
- * дипломы различных конкурсов;
- * другие документы по усмотрению аттестуемого.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
В этот раздел помещаются:
- * материалы о результатах сформированности у обучающихся ключевых компетентностей;
- * Анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании участия воспитанников в конкурсах и олимпиадах;
- * сведения о поступлении в образовательные учреждения по профилю.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
Раздел 3. Научно-методическая деятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
- * программы кружков;
- * обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
- * обоснование выбора используемых образовательных технологий;
- * обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- * использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
- * работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, вузами и другими учреждениями;
- * участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
- * организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.;
- * проведение научных исследований;
- * разработка авторских программ;
- * написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
- * подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
- * список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных обучающимися;
- * список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
- * сценарии, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);
- * другие документы.
Раздел 5. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
- * список справочной литературы по предмету;
- * список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
- * наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
- * наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);
- * аудио- и видеопособия;
- * наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
- * другие документы.
Основная цель портфолио - оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).