В практике педагогического управления коллективом обучающихся выработаны следующие важные правила, которые необходимо соблюдать:




Г

Доклад на тему: «Условия повышения эффективности управления ученического коллектива»

 

Важнейшее условие оптимизации управления ученическим коллективом – интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов.

Такая интеграция достигается путем:

- использования комплекса педагогических воздействий на коллектив;

- постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;

- создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов;

- расширения функций ученического самоуправления;

- объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом обучающихся выработаны следующие важные правила, которые необходимо соблюдать:

1. Разумное сочетание педагогического руководства с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность.

2. Не подавлять, а умело направлять активность ребят. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути.

3. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Нужно выбирать посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива. Важно, чтобы взаимоотношения педагога и детей строились на основе сотрудничества, взаимоуважения и понимания.

4. Главными помощниками педагога в становлении и формировании классного коллектива являются родители учащихся. Именно опираясь на их поддержку и помощь жизнедеятельность коллектива детей становиться более интересной и насыщенной, позволяет выработать необходимую линию общественного поведения.

Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. К такой организации коллективного взаимодействия, при котором персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения, сотрудничества. Добиться этого очень непросто: избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый учитель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды. Поэтому в разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников. Тогда положение каждого ученика в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.

В ходе исследования работы классных руководителей в своей школе мы проанализировали деятельность классных руководитель 3-го, 5-го, 8-го и 11-го классов.

Классные руководители этих классов главными задачами в своей работе как классного руководителя считают: формирование дружного классного коллектива и нравственно - ценностных взаимоотношений учащихся.

На этапе создания коллектива классные руководители проводит часы общения «Расскажи о себе», «Что в имени моем…». Это помогает не только получить педагогу представление об учениках, но и самим детям раскрыться, узнать новое о себе и своих товарищах. В течение всего школьного года учителя активно вовлекают детей в школьную жизнь. Они совместно и дружно придумывают сценарии, изготавливают костюмы и реквизит. Совместное время провождение и забавные теплые воспоминания о праздниках, как нельзя лучше отражаются на сплочении коллектива.

Кроме того, дети участвуют в коллективных школьных конкурсах, это развивает у детей чувство ответственности не только за свою деятельность, но и коллективную.

В детском коллективе невозможно без конфликтов. Когда случается конфликт классные руководители детально разбираются в нем, и каждый раз знают, когда лучше решить проблему коллективно, путем собрания, групповой беседы, а когда лучше провести беседу индивидуально.

Таким образом, ученический коллектив не может быть стихийным образованием, и грамотное управление его развитием – одна из важнейших задач классного руководителя.

Хотелось бы остановить на одном из важных условий для эффективного управления ученическим коллективом - это расширения функций ученического самоуправления.

Создание самоуправления в ученическом коллективе – процесс, требующий глубокого анализа педагогической ситуации, психологической готовности педагога к тому, что - детское самоуправление отнюдь не освобождает педагога от ответственности, он в любом случае будет отвечать за всё происходящее в ученическом коллективе;

- самоуправление не освобождает педагога от работы; при участии воспитанников в управлении коллективом наиболее значительно меняется характер работы (вместо «сделаю» приходит «научу, как сделать»), а не её объём;

- целью самоуправления не должно служить манипулирование детьми; цели самоуправления настолько значительней, а возможности – богаче, что непрофессионально было бы использовать его только для решения прикладных задач педагогического руководства;

- ученическое самоуправление – это фактически соуправление, в котором «на равных» участвуют педагог и воспитанники (участие «на равных» в числе прочего даёт детям право критики в адрес педагога).

- самоуправление необязательно должно сразу охватывать всех обучающихся; далеко не все школьники бывают, готовы к немедленному активному участию в самоуправлении.

На самом первом этапе, принимая решение создать ученическое самоуправление, педагог должен чётко представить, чего именно он хочет:

- включения детей в управление жизнью коллектива;

- собственной творческой реализации, повышения своего интереса к работе;

- формирования у обучающихся навыков целеполагание, планирования, анализа деятельности;

- установления более доверительных, дружеских отношений с детьми;

- развития ученического коллектива, создания в нём положительного эмоционального климата;

- снижения своей рабочей нагрузки («дети смогут взять на себя выполнение некоторых моих обязанностей»);

- повышения эффективности своей педагогической деятельности («самоуправление поможет мне лучше учить, воспитывать»);

- своего профессионального роста («я хочу освоить процесс создания и развития ученического самоуправления, потому что владение этими технологиями – важный элемент педагогического мастерства»);

- хороших отношений с коллегами и (или) начальством («мне велели – я выполняю; если выполню хорошо, меня похвалит завуч, будут больше уважать коллеги» и т.п.).

Даже одно из перечисленных побуждений при определённых обстоятельствах может стать достаточным для мотивации педагога на создание детского самоуправления, однако чаще всего мотивов бывает несколько. Человек, осознающий мотивы деятельности, усиливает свою мотивацию, он способен ставить перед собой ясно различимые цели.

Таким образом, самомотивация педагога, его «настрой» на предстоящую работу является началом цепи педагогических действий, отражающей общие черты технологий создания и развития ученического самоуправления.

Следующий этап – изучение ученического коллектива – направлен на изучение общественного мнения и выявление в коллективе социально активных обучающихся.

На этом этапе педагог должен получить достаточно ясные ответы на следующие вопросы:

- есть ли у обучающихся желание разделить ответственность за свою жизнь с взрослыми?

- кто из обучающихся наиболее активен в общественной жизни?

- кто пользуется явным авторитетом в классе, является фактическим лидером (в коллективе или микрогруппы)?

- каковы интересы и предпочтения социально активных детей (на что направлена их активность)?

- каковы интересы в коллективе (общие для или почти всех членов коллектива всех; интересы, объединяющие микрогруппы; индивидуальные интересы отдельных обучающихся)?

- какие полезные для детей виды деятельности, отвечающие выявленным - какие стороны своей жизни обучающиеся хотят и могут организовать сами?

- как можно педагогу установить более доверительные отношения с социально активными детьми?

На этапе изучения коллектива необходимо использовать разные методы:

наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (например, ученических сочинений типа «Если бы я…»).

Однако бывает, что коллектив не имеет опыта (или имеет негативный опыт) самоуправления. В этом случае велик риск, что обучающиеся изберут в актив тех, кто не пользуется в классе сколько-нибудь заметным авторитетом (т.е. выбирая формальных «лидеров», обучающиеся на самом деле не собираются им подчиняться). Пока педагог поймёт, что «попался на удочку», пока изменит состав актива – пройдёт немало времени, педагогу придётся выразить недоверие «законно избранным» активистам, а это непросто сделать, не дискредитируя саму идею самоуправления в ученическом коллективе. Для такого коллектива лучше подойдёт вариант, когда педагог, выявив социально активных детей ещё до формальных выборов актива, проводит с ними учёбу актива, даёт им разовые поручения, совместно проводит изучение коллектива, поддерживает в коллективе их разумные инициативы. Когда пройдут официальные выборы, коллектив, скорее всего, подтвердит полномочия уже действующих активистов, а педагог получит проверенных и подготовленных помощников в создании самоуправления. Недостаток этого варианта: при постоянном его использовании содержание самоуправления значительно обедняется, потому что активистами становятся всегда только «ставленники» педагога; когда обучающиеся это осознают, процесс выборов теряет для них элемент неожиданности, деятельность коллектива, связанная с выбором формальных лидеров, замирает.

Для эффективности ученического самоуправления педагогу, особенно в начале работы с коллективом, необходимо проводить учёбу актива:

- воспитывать, обучать, сплачивать демократически избранных активистов, для того чтобы они имели опыт планирования и осуществления деятельности, владели организаторскими знаниями и умениями, были едины с педагогом и друг другом в своих требованиях к коллективу и отдельным его членам;

- разделять активистов по интересам и готовить их к управлению отдельными видами коллективной деятельности: познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной и т. д.

- регулировать отношения в группе активистов, между активом и коллективом, между отдельными членами актива и коллектива (члены актива могут затеять между собой долгий и обидный спор о том, кто из них «главней», они могут предъявить коллективу чересчур жёсткие требования (заставлять, угрожать), вызвав у товарищей негодование, наконец, активисты могут не вовлекать в деятельность рядовых членов коллектива, сами выполняя ту работу, которой должны управлять.

Перечисленные ситуации требуют тактичного вмешательства педагога;

- доверять активистам только посильную для них работу (от простых управленческих действий – к более сложным; от разового дела – к системе работы). В качестве необходимых условий развития ученического самоуправления выступают вариативность и свобода выбора деятельности учащихся (т.е. разнообразие форм и видов деятельности, возможность самим школьникам выбирать себе дело по душе из множества нужных, полезных, интересных), творческое сотрудничество педагогов и учащихся.

Для большего повышения эффективности формирования ученического коллектива классному руководителю необходимо постоянное общение с учащимися, которое требует от него большого такта, чуткости и справедливости в сочетании с высокой требовательностью, оптимизмом, самообладанием и твердостью в реализации решений. Учителю следует постоянно совершенствовать свои профессиональные качества. В решении каких-либо вопросов он должен опираться на ученический коллектив. Но самым главным является атмосфера доброжелательности, которая способствует раскрытию личности учащихся и формированию индивидуальности.

Все это дает возможность создать прочный и устойчивый коллектив. В результате классный руководитель чувствует себя в коллективе нужным и необходимым человеком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: