Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система.




План изучения темы

1. Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система.

2. Философия и педагогика каникул.

3. Воспитывающий и развивающий потенциал летних каникул.

 

Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система.

 

Детский оздоровительный лагерь — это внешкольное воспитательное учреждение, создаваемое с целью оздоровления детей, организации их активного отдыха, удовлетворения интересов и духовных потребностей.

Оздоровительный лагерь – воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении, и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха.

Воспитательная система детского оздоровительного лагеря – это,прежде всего, педагогическая система, включающая основные элементыцеленаправленного воспитания, развития и саморазвития ребенка; особаясоциально-природная, культурно-историческая среда жизнедеятельностивременного коллектива детей и взрослых; механизм организациипространства здорового образа жизни; физического, психического, духовно-нравственного, естественного оздоровления ребенка через активный отдых;открытая система, позволяющая целенаправленно с пользой для каждогочлена лагеря включать его в реальный окружающий мир; живое общение сприродой, приобретать новый жизненный опыт. Воспитательная система вцентр внимания ставит ребенка и сообщество сверстников и взрослых. Создание воспитательной системы– это результат и показатель педагогического мастерства коллективавзрослых, его способности прогнозирования, научного осмыслениярезультатов педагогической деятельности, определения оптимальных,рациональных путей, методов организации воспитательного процесса.

Воспитательная деятельность в ДОЛ имеет свои особенности:

Во-первых, она представляет собой не пря­мое воздействие на ребёнка, а прояв­ляется в ходе социального взаимодей­ствия различных субъектов: отдельных детей, групп, микрогрупп и микрокол­лективов.

Во-вторых, содержание воспитательной деятельности и характер взаи­модействия групп и личности обусловлены социальными ценностями, представ­лениями о нормах совместной жизни и деятельности. Идеи, заложенные в со­держание воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере, определяют отношение детей и взрослых к окружающему миру, к коллективу, к самим себе.

В-третьих, воспитательная дея­тельность в лагере проходит в условиях временного детского объединения, раз­нородности его состава, относительной автономности существования, коллек­тивного характера жизни и многих видов деятельности, завершённого цикла раз­вития. У многих педагогов всё это вызы­вает серьёзные затруднения.

Временное детское объединение в лагере существует не более 21 дня. За это время в ребёнке возрастных изменений не происходит. Однако ребята привносят в коллектив детского оздоровительного лагеря свой опыт деятельности и отношений. Вре­менное объединение способствует ин­тенсивности новых связей, контактов. За 18-20 дней временное объединение проходит полный цикл развития: уже на 3-4-й день оно обладает основными признаками коллектива, а к завершаю­щей стадии может стать формированием сплочённым, ценностно значимым для его участников.

Интенсивная воспитательная дея­тельность в лагере иногда создаёт у де­тей психологическое напряжение. По­этому так необходимы смена деятельно­сти, индивидуальный подход со стороны вожатых, воспитателей. При этом сво­бодное общение, творческая деятель­ность по выбору и желанию детей, об­щая заинтересованность в её ближай­ших, достигаемых совместно результатах позволяют организовать воспитательную работу наиболее опти­мально. Временное объединение даёт возможность проверить на практике творческие замыслы взрослых, возмож­ности детей, экспериментальные формы и методы воспитательной работы.

Отношения между детьми и взрослыми во временном объедине­нии строятся на принципах сотрудни­чества, взаимопонимания, опоры на интересы детей, гармонизации моти­вов совместной деятельности. Гумани­стическая позиция взрослого опреде­ляется тем, что педагог стремится реа­лизовать цели каждого ребёнка, а собственно педагогические цели ста­вит и достигает их на основании про­блем, наиболее ярко проявившихся в индивидуальных и коллективных формах деятельности.У детей в резуль­тате формируются мотивация, навыки управления своей деятельностью, они проявляют инициативу.

Цели детского оздоровительного лагеря: оздоровление детей; создание у них хорошего эмоционального настроя; внесение игры-романтики в их повседневную жизнь;выявление интересов, увлечений детей; развитие желания приобрести новые знания, умения, навыки; обучение детей действиям в коллективе; приобщение к трудовым делам.

Воспитательные задачи:
1. Создать коллектив отряда, уделяя особое внимание развитию детского самоуправления и формированию организационных умений (выполнение трудовых, творческих заданий, поручений, умения отчитываться об их исполнении перед коллективом, умения быть руководителем несложных общих дел и т. д.)
2. Привлечь каждого ребёнка к деятельности через систему поручений, содержание которых существенно отличается от школьных.
3. Научить работать вместе всем отрядом, доводить начатое дело до конца, приобрести навыки самообслуживания.
4. Привить детям санитарно-гигиенические навыки.
5. Развивать волю, воспитывать дисциплинированность при выполнении режимных моментов.
6. Воспитывать у детей доброжелательность, уважение к окружающим людям, поощрять их любознательность, развивать эстетические чувства и творческие способности.

Деятельность детских оздоровительных лагерей базируется на следующих принципах:

o безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;

o приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;

o гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;

o конфиденциальность в решении личных проблем и конфликтов детей;

o единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;

o вариативность программ и методов их реализации.


2. Философия и педагогика каникул.

Две ценности саморазвития индивидуальности лежат в основе философии каникулсвобода и интерес. Они тесно связаны: свобода (состояние, когда индивид видит реальные возможности осуществления им личностно значимых действий и реализации индивидуальных способностей) является условием самореализации ребенка, а ситуации свободной самореализации стимулирует интерес (готовность выбрать и осуществить личностно значимую деятельность и тем самым испытать свои способности в избранной сфере). Именно интересы, познавательные и, особенно, практические, стимулируют творческий поиск и достижение ребенком определенной степени свободы поведения и действия.

Две ценности лежат в основе педагогики каникултворчество и совместность. «Творчески» и «вместе» - становятся главными принципами обеспечения и реализации свободы и интереса.

Специфические особенности именно загородного временного формирования детей и подростков выражаются в следующих основных характеристиках:

Автономность.

Дети, находясь в ДОЛ, оказываются вне влияния семьи, школы, дворового сообщества или какого-либо другого постоянного социального окружения, определяющего набор основных ролей, отыгрываемых растущим человеком и во многом определяющих стратегию его жизни.

Оторванность от постоянного социального окружения, пусть и временная, дает ребенку уникальную возможность смены ролей, возможность быть другим, быть разным, возможность экспериментировать со своим поведением, что, безусловно, является одним из важных условий осуществления полноценного психического и социального развития человека.

Именно автономность, именно независимость и оторванность от привычных связей, отношений, ожиданий и зависимостей позволяют создать оптимальные социальные, педагогические и психологические условия для развития такого качества, как самостоятельность.

Сборность.

Как правило, в одной группе, в одном временном коллективе оказываются ребята с различным (и, в каждом случае, неповторимым и оригинальным) жизненным опытом, мировоззрением, комплексом умений и навыков, ценностными ориентациями, представлениями о нормах поведения, отношений. Кроме того, зачастую это бывают группы, членами которых становятся дети из разных местностей, районов и даже регионов. Все это в условиях практически постоянно осуществляющегося общения приводит к тому, что за достаточно короткий промежуток времени (если, например, сравнивать его с учебным годом) осуществления жизнедеятельности в условиях загородного лагеря ребята получают довольно значительный объем жизненного опыта.

Именно сборность, именно сочетание (всегда уникальное) во многом различных людей является одним из важнейших факторов того высокого образовательного эффекта, который изначально, потенциально возможен при объединении детей, подростков и молодых людей в различные временные группы, существующие в условиях загородных досугово-оздоровительных учреждений и прочих формирований.

Необходимая согласованность.

Попадая в новые, непривычные условия – условия временного коллектива – ребенок оказывается в такой социальной ситуации, в которой постоянно возникает необходимость подчиняться новым требованиям и правилам, которые нередко вступают в противоречие с его внутренними правилами, установками и ожиданиями. Педагогически правильно организуемый процесс коллективного принятия ряда правил и периодически осуществляемой их коррекции потенциально может привести к достижению довольно высокого уровня развития взаимодействия, согласованности совместной деятельности. Конструктивное взаимодействие в данном случае невозможно без принятия участниками деятельности какой-либо компромиссной позиции, что, в свою очередь, невозможно без принятия (частичного или полного) точек зрения и позиций других людей. Такая необходимость в согласованности (при, разумеется, грамотном педагогическом сопровождении) положительным образом влияет на формирование и развитие толерантности, что, в свою очередь, позитивно отражается на профилактике агрессивного поведения и экстремизма в подростково-молодежной среде, а, значит, и в целом в обществе.

Высокая интенсивность взаимодействия.

Условия жизнедеятельности временного формирования способствует высокой интенсивности общения детей, поскольку оно становится необходимым в различных сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Объективная необходимость устанавливать коммуникативные связи ведет к высокому моральному напряжению, что, становится положительным фактором развития личности и коллектива. Достаточно быстро возникают и получают дальнейшее развитие контакты, завязываются довольно тесные отношения. Постоянно осуществляемая совместная деятельность также требует особого и очень высокого темпа в поиске общих решений и их дальнейшей реализации. Ребята очень скоро, практически сразу могут увидеть результаты коллективных усилий, проанализировать и оценить их эффективность, сделать выводы, совместно принять очередное решение и т.д. Все это приводит к высокому динамизму внутриколлективных процессов: стремительное развитие отношений, постоянно осуществляемое деление на микрогруппы (в творчестве, труде, спорте, быту, общении и пр.), частая смена позиций, функций и ролей. При правильной педагогической позиции, например, отряд за смену в лагере вполне может достичь высокого уровня развития коллектива.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: