Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста




 

В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Кроме того, принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения. Ребенок должен быть нежным и заботливым в роли родителя: папы или мамы, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца и т.п.

Но игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. В самом деле, все мы знаем, как ребенку трудно управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут просидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу. Оказалось, что в игре, выполняя роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу до 9–10 минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не желающему легко двигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышала лиса, как все его движения становятся легкими, мягкими, тихими.

Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные, и т.д.

В игре бурно развивается воображение ребенка: он должен уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков – стенку дома. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.

Игра необходима ребенку, и если он по каким-либо причинам лишен возможности достаточно часто играть со сверстниками, не бойтесь стать его партнером по игре. Превратитесь на 10–15 минут в требовательного пассажира, придирчивого покупателя, капризничающего пациента-и этим вы не просто доставите радость ребенку, но и поможете ему не отстать в развитии.

Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редко задаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она развивается? Конечно, во все времена и у всех народов дети, наблюдая за взрослыми, стремятся как можно скорее делать то же, что и они, поступать так, как поступают окружающие их люди. У всех детей существует потребность жить жизнью взрослых, чувствовать себя все время взрослее. У народов, стоящих на довольно низкой ступени развития производства, где жизнь взрослых достаточно проста, дети очень рано начинают активно и всерьез включаться в эту жизнь. Этим детям не нужны игрушки: они сразу получают маленькие «орудия производства». Так, чукчи уже в колыбель 6-месячному ребенку давали нож, а в год – маленький арканчик. Занимаясь с такими «игрушками», дети, по сути, учились взрослой деятельности, и в 5–6 лет они не играли в охотника, а сами участвовали в настоящей охоте.

В дальнейшем, с развитием общества, с развитием производства, произошел разрыв между деятельностью детей и деятельностью взрослых. Из невозможности включиться в жизнь взрослых и из потребности жить этой жизнью рождается игра.

Мы видим, что игра не является изначально присущей ребенку. Она сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. (1; 87)

 

2.1 В мире предметов

 

В процессе общения ребенка со взрослым начинает складываться новая ведущая деятельность–предметная, которая займет свое место на следующем этапе развития, в период от 1 года до 3 лет. В первом полугодии жизни предмет является для ребенка прежде всего поводом для общения со взрослым. Ребенок может неоднократно выбрасывать игрушку из кроватки, чтобы взрослый подошел к нему (особенно часто это происходит в тех ситуациях, когда ребенку не хватает общения, когда взрослые не уделяют ему достаточного внимания). К концу 1-го года ребенка начинает интересовать результат действий с предметом и взрослый все чаще нужен ребенку для того, чтобы раскрыть новый способ действия с предметом: завести волчок или машинку, собрать разобранную пирамидку, вложить одну коробочку в другую. Эмоциональное общение сменяется общением по поводу предметов, и ведущей деятельностью становится предметная деятельность. (3; 45)

Казалось бы, что и до года ребенка занимают окружающие предметы и он старается действовать со всем, что ему доступно. После года просто расширяются его возможности: ребенок уже ходит и начинает действовать все с большим количеством предметов. Однако сущность перехода к предметной деятельности состоит не в том, что ребенок взаимодействует все с более широким кругом вещей. Малыш начинает действовать с ними качественно по-новому.

Если вы дадите ложку ребенку 7–8 месяцев, то он охотно возьмет ее и начнет стучать ею по столу, по кроватке, размахивать ею, вертеть ее в разные стороны, может даже попробовать дотянуться с ее помощью до удаленной игрушки. Но вот ложка попадает к ребенку полутора лет, и мы видим совершенно иную картину. Взяв ложку, малыш пробует есть ею, изображать действия еды или кормить своих кукол и зверей.

Именно после года ребенок начинает открывать для себя новую сторону всех предметов: их функцию. Ведь маленького человека с самого начала окружают вещи, сделанные людьми, и каждая такая вещь имеет свое особое предназначение, свою функцию. И как раз функция является наиболее существенной характеристикой предмета. Ложка сделана для того, чтобы ею есть, нож – чтобы им резать, чашка – чтобы из нее пить, утюг – чтобы им гладить. Не случайно в любом словаре при определении предмета прежде всего указывается его функция.

Но функция – это скрытая характеристика предмета. Если еще до года ребенок вычленяет в предмете его цвет, величину, форму, то только после 1 –1,5 года он начинает познавать функции предметов. Функция хранит в себе определенный опыт человечества, который фиксирован в каждом предмете. И познавая предмет, ребенок познает и этот опыт. Поэтому период от 1 года до 3 лет–это период очень интенсивного очеловечивания, в значительной степени очеловечивания через предметную деятельность.

Ребенок начинает совершенно по-иному действовать с предметами: он использует предметы по их назначению. Если раньше он мог в любом направлении вертеть попавшей в его руки чашкой, как бы продолжая движения своей руки, то теперь ребенок, постигая функцию нового предмета, начинает приспосабливать свои движения к предмету так, чтобы его можно было использовать по назначению. Чашка уже не просто прыгает из стороны в сторону и переворачивается в руках у малыша, а медленно и осторожно подносится ко рту, даже если она пустая. Психолог П.Я. Гальперин удачно сказал, что логика руки начинает подчиняться логике орудия. (4; 88)

Но какую же роль в этом сложном и достаточно длительном процессе играет взрослый? Многие зарубежные психологи, наблюдая активность ребенка по овладению различными свойствами действительности, представляли ребенка как некоего исследователя – одиночку, который делает все новые и новые открытия. Однако более пристальный анализ деятельности ребенка, и, прежде всего предметной деятельности, направленной на овладение функциями предметов, показывает, что взрослый опять-таки играет в этом процессе определяющую роль. Если многие внешние свойства предмета ребенок действительно может выявить самостоятельно (форма, цвет, звук, вкус и т.п.), то назначение предмета он может обнаружить только с помощью взрослого.

Опыт взрослого–это тот волшебный ключик, который открывает ребенку «душу» вещей. Оказывается вдруг, что по кастрюле можно не только стучать, но и варить в ней кашу, что в чашку можно не только складывать шарики, но и пить из нее, что карандашом можно не только постукивать по столу, но и рисовать, и т.д. И чем больше круг предметов, которыми ребенок овладевает с помощью взрослого, овладевает именно их человеческим значением, тем интенсивнее идет его развитие.

Предметная деятельность является ведущей, основной для ребенка от года; до 3 лет, на ее основе развиваются у малыша восприятие, мышление, внимание и т.д. (3; 85)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: