Условия проведения игр | Характеристики деловых игр |
Наличие неопределенности в рассматриваемой ситуации | наличие проблемного управления социально-экономической или социально-психологической системой невозможность полной формализации системы из-за неопределенности многих факторов присутствие общих целей всего игрового комплекса наличие различных ролей и в соответствии с ними различие интересов игроков взаимодействие участников, выполняющих различные роли |
Невозможность пол- ной формализации ситуации | противоборство и состязательность, осуществляемые в культуре делового конфликта, порождаемые кризисом средств и стимулирующие их развитие наличие правил, оформляющих нормативную и ритуальную культуру игры, систему внутригрупповых и межгрупповых противоборств участие ведущего деловой игры (игротехника), дающего объяснения, методические рекомендации, ориентацию в направлении поиска решения |
Наличие стимулов к проведению исследования | мультилогавая форма коммуникации, позволяющая соединять знания и интуицию подключение эмоциональных компонентов и подсознательных мыслительных операций динамичность обстановки и наличие обратной связи, зависящей от решений участников игры в предыдущие моменты времени и влияющей на изменение условий в будущем повторяемость шагов при различных, как и в реальной действительности, вариантах решений системы стимулирования, реализующие такие функции, как побуждение каждого игрока действовать как в жизни, подчинение интересов того или иного участника игры общей цели коллектива (что должно быть выгодно лично для каждого игрока), объективная оценка личного вклада каждого игрока в достижение общей цели объективность оценки результатов игровой деятельности, обеспечиваемая реализацией функций системы стимулирования, коллегиальностью оценивания и другими средствами поддержание эмоционального настроя в течение всей игры |
|
На сегодняшний день, чтобы компания добивалась успехов необходимо не только сформировать команду профессионалов, но и, чтобы коллектив работал четко, слаженно и дружно, не тратя свои драгоценные ресурсы на конфликты и борьбу внутри команды. Этому способствуют корпоративные мероприятия командообразования - тимбилдинг (aнгл. tеаm spirit, tеаm building) и тренинг кoмaндooбрaзoвaния, адаптированные под стратегические цели компании. Примеры программ тимбилдинга: «Подарок компании», «Олимпийские игры компании», «Веревочный командный тренинг», «Киносъемки», «День сервиса», «Отдых на Байкале» и др., в том числе корпоративные тренинги без отрыва от производства.
Для развития и укрепления внутренних взаимоотношений в коллективе тимбилдинг-программы очень важны. На тренингах по командообразованию создаются условия, помогающие сотрудникам лучше понимать друг друга, научиться более эффективному командному взаимодействию, выявляющие неформальных лидеров коллектива (и демотиваторов), а также условия для активного отдыха сотрудников и праздничного настроения. Во время прохождения тренинга участники понимают, что ни одно задание невозможно выполнить в одиночку. Достигнуть результата возможно, действуя только слаженно, как единая система.
|
Примеры деловых игр (Тимбилдингов)
Кладоискатели
Тимбилдинг «Кладоискатели» — увлекательнейшее приключение, лучший способ совместить активный отдых с отработкой навыков работы в команде! Вам и вашим коллегам предстоит преодолеть препятствия, разгадать хитроумные загадки и в конце концов достигнуть своей цели — найти клад!
В ваши руки попал обрывок старинной карты, на которой указано место, где легендарный пират зарыл свои сокровища. Но карта зашифрована и прежде, чем пуститься в путь, вам предстоит разгадать её загадку!
Успешно справившись с этой задачей, вы прибываете к началу маршрута, в центре которого находится таинственный остров. Вы начинаете долгое путешествие к месту, указанному на карте.
Дорога к кладу проходит через овраги и буреломы, её охраняют дикие жители острова; но слаженная работа всей группы и полная самоотдача каждого её участника, гарантирует успех поискам клада!
Поиски сокровища в африканских прериях создадут фантастическую атмосферу настоящего приключения.
(Лубенец Марина) 15) Метод эвристических вопросов
Этот метод известен также как метод "ключевых вопросов". Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идею решения, правильного ответа. Эвристическим вопросам уделял много внимания американский математик и педагог Д. Пойя.
|
Следует заметить, что эвристические вопросы широко использовал в своей научной и практической деятельности еще древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал всем крупным политическим деятелям для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой следующие семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?
Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:
Проблемности и оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня.
Дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи).
Целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию - цель деятельности).
Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, такую логическую схему решения творческих задач. Недостатки и ограничения этого метода заключаются в том, что он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.
Использование эвристических методов позволяет реализовать задачи анализа с незначительными затратами, вырабатывая представительное число вариантов решений с последующим получением вероятных сценариев развития систем управления организациями.
Особо следует подчеркнуть роль экономического эксперимента. Традиционно эксперимент связан с научно-исследовательскими техническими исследованиями. Однако в 70—80-х гг. XX в. в СССР были сделаны попытки проведения экономических экспериментов. Начало этому направлению положила первая масштабная экономическая реформа 1965 г. под руководством А.Н. Косыгина, в то время возглавлявшего Правительство СССР.
Идеи новых методов управления в 1965 г. были проверены сначала на 20, а затем на 60 предприятиях разных отраслей промышленности. Только после этого они были распространены на всю промышленность и народное хозяйство.
В последующем отдельные экономические эксперименты проводились в отраслях и регионах. Так, многие экономические методы внедрялись на предприятиях электротехнической промышленности и приборостроения; эксперименты проводились в республиках Прибалтики, в частности по программно-целевому управлению, управлению сферой обслуживания и др.
В 80-е гг. XX в. в СССР было проведено три международных эксперимента, были разработаны принципиальные подходы и условия, обеспечивающие чистоту эксперимента; методы анализа и оценки результатов эксперимента, условий его распространения.
Эксперимент может осуществляться путем моделирования с использованием имитационных моделей. В этом случае, определив цели, выделив релевантные, зависимые от данного уровня управления, и нерелевантные, которые меняются независимо от анализируемого объекта, и условия функционирования анализируемого объекта, используя имитационную модель и меняя отдельные факторы, аналитик может просмотреть различные варианты решений по принципу «если — то» и оценить их эффективность и «цену». Такой подход к анализу имеет особое значение для укрепления позиций предшествующего анализа, позволяющего превентивно предупредить потери.
В редких случаях, когда принимается особо ответственное решение, может быть проведен натурный эксперимент, т.е. проверена эффективность предлагаемого варианта решения на практике. Это чаще всего касается опытного производства, когда запускается пробная (как правило) небольшая партия новых изделий, когда опробуется на каком-либо одном участке новая технология или новый метод организации производства и т.п. Определенный эффект эксперимент может дать при проверке новых методов организации производства, стимулирования и организации труда, применения новых видов документов, методов контроля и т. д.
Следует отметить особую роль эксперимента в период проведения экономических реформ. Так, в период реформ 1965 г., когда был существенно изменен механизм управления предприятием, сначала на новую систему планирования и управления были переведены только несколько десятков предприятий разных отраслей производства, затем отдельные отрасли и только через несколько лет — все народное хозяйство. В период с 1965 по 1985 г. все изменения в системе управления производились экспериментами, и многие из намечаемых мер после проведения экспериментов существенно корректировались.
В настоящее время возможность проведения эксперимента значительно расширяется, что связано как с быстрым изменением и трансформациями в субъектах хозяйствования и во внешней среде, так и с широкими правами, которые в условиях рыночной экономики имеют руководители коммерческих организаций.