По объекту инвестирования выделяют:
* Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):
1. в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции.
2. Капитальный ремонт основных фондов.
3. Вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау, человеческий капитал (воспитание, образование, наука) и т. д.
* Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):
1. ценные бумаги, в том числе через ПИФы
2. предоставленные кредиты
3. лизинг (для лизингодателя)
* Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены):
1. валюты
2. драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов)
3. ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т.п.)
По основным целям инвестирования:
* Прямые инвестиции
* Портфельные инвестиции
* Реальные инвестиции
* Нефинансовые инвестиции
* Интеллектуальные инвестиции (связаны c обучением специалистов, проведением курсов и многим другим.)
По срокам вложения:
* краткосрочные (до одного года)
* среднесрочные (1-3 года)
* долгосрочные (свыше 3-5 лет)
По форме собственности на инвестиционные ресурсы:
* частные
* государственные
* иностранные
* смешанные
Основные параметры инвестиций:
1.). Доходность.: «Сколько на этом можно заработать
2). Ликвидность. «как быстро в случае необходимости я смогу перевести свои активы (акции, облигации, ценные металлы и т.д.) в денежную форму?» и «сколько я потеряю, если срочно продам свои активы
3). Риски. чем выше риск, тем выше должна быть инвестиционная доходность.
|
4). Конфиденциальность. Информация о владельце актива не должна быть доступна третьим лицам. Хороший инвестор всегда старается скрыть свои активы.
5). Прозрачность.: «смогу ли я оперативно получать информацию о делах в компании и о стоимости своих активов?». Во многих случаях, получить информацию о деятельности компании почти невозможно, от такого объекта инвестирования лучше отказаться.
6). Трудоемкость какие трудозатраты понесет инвестор, чтобы продать свои активы или получить доходы
23. Безработица: понятие, типы и социально-экономические последствия.
Безработица — социальное явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Выделяют следующие виды безработицы:
1. Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы
2. Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Разновидности вынужденной безработицы:
- циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе.
- сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.
- технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства
3. Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.
4. Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
|
5. Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).
6. Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд,
7. Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.
8. Фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.
9. Скрытая формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется
Последствия:
· Снижение доходов
· Проблемы с психическим здоровьем
· Потеря квалификации
· Экономические последствия (потеря ВВП)
· Ухудшение криминогенной ситуации
24. Методология исследования макроэкономических процессов.
Под методом понимают совокупность приемов, способов, форм изучения предмета данной науки; конкретный инструментарий научного исследования.
Макроэкономика использует как общенаучные, так и специфические методы исследования.
К общенаучным методам относятся:
1. метод научной абстракции;
2. метод анализа и синтеза;
3. метод единства исторического и логического;
4. системно-функциональный анализ;
5. экономико-математическое моделирование;
6. сочетание нормативного и позитивного подходов.
Основным специфическим методом, используемым в макроэкономике, является макроэкономическое агрегирование, под которым понимается объединение явлений и процессов в единое целое. Агрегирование величины характеризует рыночную конъюнктуру и ее изменение (рыночную процентную ставку, ВВП/ВНП, общий уровень цен, уровень инфляции, уровень безработицы и др.).
|
Макроэкономическое агрегирование распространяется на экономические субъекты (домашние хозяйства; фирмы (предпринимательский сектор); государство; иностранный сектор (заграница) и рынки (товаров и услуг, ценных бумаг, денег, труда, реального капитала, международный валютный)).
Важное значение в экономике имеет понятие «ожидание». Ожидание есть оценка экономических субъектов. Экономические ожидания подразделяются на две группы: ожидания ex post, ожидания ex ante.
Ожидания ex post — оценка экономическими субъектами полученного опыта, фактические оценки.
Ожидания ex ante — прогнозные оценки экономических субъектов.
Существуют три основные концепции формирования ожиданий
Концепция статических ожиданий, согласно которой экономические субъекты в будущем ожидают то, с чем столкнулись в прошлом.
Концепция адаптивных ожиданий, согласно которой экономические субъекты корректируют свои ожидания с учетом допущенных в прошлом ошибок.
Концепция рациональных ожиданий, согласно которой экономические субъекты не только учитывают ошибки, допущенные в прошлом, но и пытаются моделировать функционирование экономики, чтобы оценить будущее. На основе этих оценок формируется рациональное поведение участников экономической деятельности.
25. Инфляция: понятие, причины и измерения.
Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.
В экономической науке различают следующие причины инфляции:
1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
2. Сверхплановое расширение денежной массы за счёт массового кредитования (см. Банковский мультипликатор);
3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;
4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;
5. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.
Методы измерения:
* Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.
* Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.
* Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.
* Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.
* Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.
* Индекс Пааше — показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.
Виды инфляции:
* Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Дефицит товара)
* Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
* Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.
* Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
* Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
* Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
* Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологи