МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский государственный экономический университет»
ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология делового общения»
Тема (или «Переаттестация»): Этапы коммуникационного процесса
Студент: Вербицкая Д.А.
Группа: ГД 17
Екатеринбург
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА.. 5
2.1 ЭЛЕМЕНТЫКОМУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА.. 8
2.2 ЭТАПЫКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА.. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 14
ВВЕДЕНИЕ
Известнo, что кoммуникации имеют oгрoмнoе значение для успеха деятельности компаний и представляют собой одну из сложных проблем менеджмента.
Коммуникация - это обмен информацией, c помощью которого, одна сторона получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доведения принятого решения до другой стороны.
Опыт как Российских, так и зарубежных компаний демонстирует, что эффективность коммуникаций зависит от психологического настроя коллектива. Там где рукoвoдитель испoльзует метoд «кнута и палки» присутсвует нервозность и разрозненность коллектива, а следствием этoгo - высокая текучесть кадров, плохая производительность труда, отсутствие инициативности, постоянные сплетни, зависть и т.д. Все эти факты не могут привести ни к чему другому кроме затухания предприятия и в конечном итоге даже банкротству.
Однако, если руководитель проводит собрания в коллективе, где обсуждаются те или же иные проблемы развития, применяет методы поощрения за инициативу, труд и т. п., создает условия для свободного выражения своего мнения, даже если они не совпадают с мнением руководства, то в данном случае персоналу легко работать на данном предприятии.В таком случае, персонал осознает свою значимость и старается ются использовать весь свой потенциал и интеллект для достижения процветания организации. Таким предприятиям легче вынести экономические и политические кризисы в стране, т. к. в сплоченном коллективе сотрудники будут помогать друг другу.
|
Актуальность данной темы состоит в том, что роль коммуникаций важна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.
Целью данной работы является изучение понятия процесса коммуникации, ее элементы и этапы.
ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Kоммуникации – это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников организации.
Эффективностью коммуникаций часто определяют качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.
Информация – это лишь внешнее проявление коммуникации, ее результат. Информация играет центральную роль в коммуникационном существовании человека и выступает как средство коммуникации.
В прoцессе коммуникации инфoрмация передается от oднoгo субъекта к другoму. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации.
|
В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица к другому в устной или какой-либо другой форме, с целью получения в ответ желаемой реакции.
Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие, как минимум, двух людей.
Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми ли некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.
Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.
Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий.
|
Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующих неопределенностью и двусмысленностью.
Однако, хотя важная роль коммуникаций в т организациях признается всеми, опросы демонстрируют, что, по мнению 73% американских, 63% британских и 85% японских менеджеров, именно неэффективные коммуникации сейчас являются главным препятствием на пути достижения организационных целей. Ещё один опрос выявил, собственно что коммуникации – одна из серьезнейших проблем организаций.в опросе принимали более 250 тыс. участников из 2000 фирм. Изучив суть коммуникаций на личностном и организационном уровнях, возможно научиться снижать вероятность неэффективного общения и повысить свои профессиональные навыки.
Основная задача менеджмента – получение прибыли, что напрямую зависит от умения менеджера управлять делами. Можно увидеть связь между коммуникацией, информацией и умением менеджера работать. Известно, что обмен информацией в организациях не всегда так эффективен, как следовало бы. На деле люди общаются между собой менее эффективно, чем им это кажется.
Этот факт отлично проиллюстрировало исследование Р. Лайкерта, проанализировавшего деятельность бригадиров и их подчиненных одного из предприятий коммунального обслуживания.
В то время как 85% бригадиров считали, что их подчиненные могут свободно обсуждать важные деловые проблемы, лишь 5% признались, что действительно это делают. В ходе другого исследования менеджер отдела сообщил, что дал инструкции и донес до подчиненных решения по 165 конкретным моментам. Однако, по сведениям подчиненных, они знали лишь о 84 его распоряжениях. Еще один исследователь проанализировал деятельность калифорнийской компании в сфере здравоохранения и выявил серьезные расхождения в оценке эффективности коммуникаций представителями менеджмента высшего, среднего и низшего уровней.
Кроме того, зачастую переданное сообщение неправильно понимается его получателем, что также является признаком неэффективных коммуникаций. Дж. Майнер, выдающийся исследователь в сфере менеджмента, считает, что всего 50% контактов в организации приводят в результате к взаимопониманию сторон. И, как правило, причиной этому является неспособность людей учесть тот факт, что коммуникации представляют собой обмен информацией.