Тема: Стандартизация и экология
План
Введение
1. Система стандартов качества природной среды
2. Экологический менеджмент и стандарты
3. Стандартизация и сертификация охраны окружающей среды
Заключение
Литература
Введение
Нынешнюю экологическую ситуацию в Украине можно охарактеризовать как кризисную, которая формировалась в течение длительного периода из-за того, что пренебрегались объективные законы развития и воссоздания природно-ресурсного комплекса Украины. Происходили структурные деформации народного хозяйства, в ходе которых преимущество предоставлялось развитию в Украине сырьево-добывающих, наиболее экологически опасных отраслей промышленности.
Экономике Украины присущ высокий удельный вес ресурсоемких и энергоемких технологий, внедрение и наращивание которых осуществлялось наиболее «дешевым способом» - без строительства соответствующих очистительных сооружений. Это было возможно при отсутствии эффективно действующих правовых, административных и экономических механизмов природопользования и без учета требований охраны окружающей среды.
Эти и другие факторы, в частности низкий уровень экологического сознания общества, привели к значительной деградации окружающей среды.
Развитие рыночных отношений в Украине ставит перед производством ряд новых проблем в сфере природопользования. Их решение должно базироваться, прежде всего, на положительной связи между эффективностью, прибылями и защитой окружающей среды. В настоящее время все большее значение в законодательной базе приобретает система стандартизации в сфере экологии, экологическая сертификация для многих видов продукции.
|
Система стандартов качества природной среды
Стандарты качества природной среды - единые, соответствующие достигнутому уровню научно-технического прогресса нормативы, правила или другие документы, доступные широкой общественности и разработанные с учетом требований или с одобрения всех заинтересованных сторон на основании достижений науки, техники и практики, которые способствуют повышению общественного благосостояния.
Стандарты утверждаются на национальном, региональном или международном уровнях. Они представляют собой предельно допустимые уровни содержания основных загрязнителей среды воздушной, среды водной и среды почвенной и подразделяются на первичные и вторичные стандарты. Первые — это предельные уровни, обеспечивающие с определенным запасом надежности сохранение здоровья населения; они должны соблюдаться в течение оговоренного времени. Вторые — необходимые для предупреждения других известных или предполагаемых эффектов помимо воздействия их на здоровье человека. Стандарты качества природной среды используются для оценки состояния природной среды и ее компонентов, регламентируют деятельность производственно-хозяйственных объектов в целях охраны природы, рационального использования природных ресурсов, обеспечения оптимального качества окружающей природной среды на основе правильного сочетания экологических и экономических интересов общества в условиях хозяйственной или рекреационной деятельности. [1, с.475]
Государственные стандарты относятся к подзаконным правовым актам, конкретизирующим общие положения экологического законодательства Украины.
|
Государственный стандарт (ГОСТ) — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.
Для природоохранной деятельности генеральным стандартом является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».
Согласно ГОСТу 17.0.0.01-76, система стандартов в области охраны природы (ССОП) состоит из комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природные ресурсов. Основной задачей ССОП является введение в стандарты правил и норм, направленных на: обеспечение сохранности природных комплексов; содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов; содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды; совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.
ССОП разрабатывается с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.
Обозначение стандартов ССОП состоит из индекса (ГОСТ), номера системы по классификатору стандартов и технических условий, точки, номера (табл. 1), точки, номера вида (табл. 2), точки, порядкового номера стандарта и отделенных последних цифр года утверждения или пересмотра стандарта.
Например, ГОСТ 17.1.3.05—82. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. В данном примере ГОСТ — категория стандарта (государственный стандарт), 1.7 — номер системы (ССОП — система стандартов в области охраны природы), 1 — номер группы (гидросфера), 3 — номер вида (правила охраны и рационального использования природного объекта), 05 — порядковый номер стандарта (стандарт номер 5) и 82 — год регистрации стандарта (1982 год).
|
Таблица 1. Классификация групп стандартов
Номер группы | Наименование | Кодовое наименование |
Организационно-методические стандарты ССОП | Основные положения | |
Стандарты в области охраны и рационального использования вод | Гидросфера | |
2 | Стандарты в области защиты атмосферы | Атмосфера |
Стандарты в области охраны и рационального использования почв | Почвы | |
Стандарты в области улучшения использования земель | Земли | |
Стандарты в области охраны флоры | Флора | |
Стандарты в области охраны фауны | Фауна | |
Стандарты в области охраны и рационального использования недр | Недра |
Номер вида | Наименование вида |
Основные положения | |
Термины, определения, классификации | |
Нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивности использования природных ресурсов | |
Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов | |
Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий | |
Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды | |
Требования к устройствам, аппаратам, и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений | |
Прочие стандарты |
Таблица 2. Классификация видов стандартов
В настоящее время система управления окружающей средой регламентирована стандартами ДСТУ ISO серии 14000. В этих стандартах регламентировано: состав, описание элементов системы и установки относительно применения; принципы управления, системы и средства обеспечения; общие принципы и процедуру аудита, аудит систем управления окружающей средой и классификационные требования к аудиторам из экологии.
Значительное влияние на чистоту окружающей среды и охрану природы имеют мероприятия по обращению с разными выбросами промышленного производства, обработки и возделывания сельхозугодий, обеспечения чистоты питьевой и технической воды, регламентированные многими государственными стандартами Украины.
Постановлением Кабинета Министров от 26 октября 2001 г. за № 1430 «Об утверждении платных услуг экологического характера, которые могут предоставляться территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины» установлен перечень работ и консультаций, к которым отнесены:
—разработка природоохранных программ предприятий;
—организация и осуществление определения показателей состава и свойств проб объектов;
—подготовка документации относительно аккредитации измерительных лабораторий;
—соблюдение экологических требований объектами, получение разрешений на производство и сохранение ядовитых веществ; вывоз и ввоз продукции, которая может содержать озоноразрушающие вещества;
—осуществление количественной и качественной оценки выбросов и сбросов;
—определение радиационного состояния территорий и объектов;
—измерение содержания загрязнений;
—составление паспортов для очистительных сооружений и тому подобное. [3, с.310]
Система экологических стандартов — самая важная составная часть природоохранного законодательства. Несоблюдение стандартов карается законом.
Экологические стандарты — едины и обязательны для всех объектов данного вида и уровня системы норм и требований относительно отношения к окружающей природной среде.
Существуют стандарты международные, государственные, отраслевые и стандарты предприятий.
К самым важным нормативам качества окружающей среды принадлежат предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах. На основании ПДК разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) вредных веществ в воздух и воду. Через изменения общего экологического состояния окружающей среды ПДК, ПДВ и ПДС наиболее опасных и распространенных загрязнителей уточняются каждые 3—5 лет с учетом усиления негативного эффекта от их общего действия.
На государственных и межгосударственных уровнях созданы организации, обязанные следить за выполнением законов об охране природы и осуществлять мониторинг природной среды и отдельных его компонентов.
В Украине контроль по состоянию природной среды и выполнением природоохранных актов осуществляют Министерство экологии и природных ресурсов, Министерство здравоохранения, Государственный комитет по гидрометеорологии, Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы, система государственных санитарно-эпидемиологических станций и др.
В 1989 г. опубликован международный документ «Правовые принципы охраны окружающей среды и устойчивого развития», подготовленный по заданию ООН специальной Комиссией международной группы экспертов-юристов. Он представляет собой свод правовых принципов охраны окружающей среды и устойчивого развития человечества. [4, с.270]
Таким образом, в нашей стране экологическое законодательство опирается на систему стандартов, содержащих ряд нормативов и требований к качеству окружающей среды.