Роль конвенций МОТ в регулировании трудовых отношений в РФ




 

Содержание.

 

Введение стр. 2

Глава 1. Соотношение норм международного права и трудового права Российской Федерации стр. 5

Глава 2. Конвенции МОТ как источники регулирования трудовых отношений:

§ 1. Требования, предъявляемые к конвенциям МОТ стр. 12

§ 2. Порядок применения Конвенций МОТ к трудовым правоотношениям стр. 21

Заключение стр. 31

Список использованной литературы и нормативного материала стр. 33

Приложение 1. Перечень конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерации стр. 36

 

Введение.

 

Говоря о роли Конвенций Международной организации труда в регулировании трудовых отношений в Российской Федерации, следует отметить, что нормы международного права (и не только трудового) являются частью правовой системы России. Будучи открытым демократическим государством, Российская Федерация стремится к сотрудничеству с международным сообществом во всех сферах международной жизни, что вызывает необходимость унифицированного правового регулирования общественных отношений.

Современный мир характеризуется интенсивными интеграционными процессами не только на уровне отдельных государств, но и целых регионов. Самым ярким примером здесь, безусловно, выступает Европейский Союз, объединяющий государства Европы в качественное интегративное образование. У процессов глобализации есть свои сторонники и противники, однако не замечать положительных аспектов этого процесса просто нельзя. Стремление мировых стран к сближению в самых разнообразных сферах общественной жизни объясняется невозможностью изолированного существования отдельно взятого государства в современном мире и при этом полноценно развивающегося.

Российская Федерация на протяжении последних лет последовательно позиционирует себя как часть мирового сообщества, как цивилизованное государство, открытое к мирному, продуктивному, взаимовыгодному сотрудничеству с другими государствами. В подтверждение сказанному можно привести несколько цитат из Посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ за последние несколько лет.

В Послании 2002 года Президент заявил: «В целом хотел бы отметить: Россия активно интегрируется в мировое сообщество. И, несмотря на жесткую конкуренцию … нашей стране особенно важно уметь находить союзников и самой быть надежным союзником для других».[1]

Развивается данная тема и в последующие годы: «Россия стремится и будет поддерживать дружеские, добрососедские отношения со всеми странами мира и вместе с ними решать общие проблемы, защищать общие интересы. Основной задачей российской внешней политики является реализация наших национальных интересов. При этом базовым принципом остается соблюдение норм международного права. Разумеется, модернизация и повышение эффективности работы международных организаций необходимы. И Россия открыта для обсуждения подобных вопросов. Считаю такие подходы к международным делам цивилизованными и правильными. Эти подходы не направлены против кого-то или за кого-то. Это наша позиция. Позиция принципиальная. И мы будем ее придерживаться в будущем».[2]

Тема интеграции России в мировое сообщество последовательно проводилась в Послании 2004 года,[3] а также в последнем Послании Президента РФ.

О чем это говорит? В первую очередь о том, что Российская Федерация стремится стать полноправной частью мирового сообщества и готова не только «играть по его правилам», но и совместно вырабатывать последние. Россия – полноправный партнер, стремящийся к взаимовыгодному сотрудничеству.

Все сказанное самым непосредственным образом касается участия РФ в деятельности международных организаций по выработке норм международного права, в том числе и Международной организации труда.

Известно, что Советский Союз стал одним из первых государств мира, где вопросам правового регулирования трудовых отношений уделялось особое внимание. Позже Союз ССР стал активно участвовать в выработке норм международного права в сфере регулирования трудового права. Так, например, 10.08.1956 года Советский Союз ратифицировал Конвенцию МОТ № 52 «Относительно ежегодных оплачиваемых отпусков».[4] За данным документом последовал целый ряд актов международно-правового характера, ратифицированных СССР.

 

В настоящей работе будут рассмотрены юридические аспекты применения норм Конвенций МОТ к трудовым отношениям в Российской Федерации. Как уже было сказано, СССР, а позже и России активно ратифицировали многие принимаемые Конвенции МОТ. Это порождало вопросы о правовом значении таких Конвенций для регулирования трудовых правоотношений внутри страны, о соотношении норм конвенций с нормами внутреннего законодательства и т.д.

Таким образом, в ходе работы мы остановимся на следующих вопросах:

– о соотношении норм международного права и норм трудового права российской Федерации;

– о юридическом значении Конвенций МОТ;

– о требованиях, применяемых к названным документам;

– о практике и порядке применения Конвенций МОТ к трудовым правоотношениям в Российской Федерации.

 

Нужно сказать, что данные вопросы, хотя и освещены в современной литературе довольно неплохо, все же в некоторых своих аспектах остаются неразрешенными.

Глава 1. Соотношение норм международного права и трудового права Российской Федерации.

 

Соотношение норм международного права и российского права в целом является одной из проблем, широко обсуждаемых в современной юридической науке. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 15 прямо устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».[5] Тем не менее, в доктрине возникают споры и по этому поводу.

Если речь идет о соотношении норм международного права с нормами российского трудового права, то стоит сказать, что нормы трудового права содержатся и в самой конституции РФ. Возникает (у некоторых авторов) вопрос о соотношении норм международного права и норм Основного закона Российской Федерации.

Некоторые современные авторы утверждают, что нормы международного права имеют приоритет по сравнению с нормами Конституции Российской Федерации в случае возникновения коллизии.

Данная позиция представляется необоснованной по ряду причин. Во-первых, в части 4 статьи 15 Конституции РФ речь идет о противоречии норм российского закона международным нормам, обязательным для России. Нет никаких оснований, в данном случае, трактовать слово «закон» расширительно, включая в него и саму Конституцию РФ. Закон – это акт высшей юридической силы, принимаемый высшим органом законодательной власти государства в предусмотренном порядке и призванный регулировать наиболее важные общественные отношения. Конституция же – акт совершенно иной юридической природы, было бы неправильным полагать, что на законодательном уровне допустимо подобное смешение понятий.

Кроме того, норма, аналогичная статье 15 Конституции РФ, содержится в Федеральном законе от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».[6] Так, статья 5 данного закона устанавливает: «Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Во-вторых, согласно пункту «г» части 2 статьи 105 Конституции России, Конституционный Суд РФ проверяет на соответствие Конституции РФ не вступившие в законную силу международные договоры РФ. При этом, «не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению». Эта норма напрямую указывает на приоритет норм Конституции РФ по сравнению с нормами международных договоров. Аналогичные нормы содержатся в статье 34 Федерального закона «О международных договорах РФ»

Таким образом, говоря о соотношении норм международного права и норм трудового права Российской Федерации, следует иметь в виду, что международно-правовые нормы имеют приоритет в правовом регулировании перед законами России, однако уступают по юридической силе Конституции РФ.

 

Трудовой кодекс Российской Федерации[7] в статье 10 конкретизирует нормы, содержащиеся в упомянутых выше актах применительно к трудовому праву России. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

По мнению Ю. П. Орловского, данную норму трудового кодекса не следует понимать в том плане, что приоритет – всегда за нормами международного права. Соотношение между нормами международного права, международными договорами и национальным законодательством о труде решается в пользу международного права и международных договоров, если ими устанавливаются более льготные для граждан нормы и правила по сравнению с нормативными правовыми актами Российской Федерации.[8]

С такой позицией автора можно вполне согласится, поскольку защита прав и интересов работника является приоритетной. К тому же, соответствующая норма содержится в Уставе МОТ, где сказано, что принятие государством конвенции или рекомендации МОТ не может изменять во вред работникам действовавшее в данной стране законодательство.

Международные договоры приобретают юридическую силу по их ратификации. Россия после распада Советского Союза стала его правопреемником по всем ратифицированным международным соглашениям. Конституция РФ (ст. 46) предоставляет каждому право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. С вступлением России в Совет Европы расширились возможности международно-правовой защиты нарушенных правил. Среди международно-правовых документов особое значение для трудового права имеют Конвенции МОТ, которые определяют содержание всех правовых институтов законодательства о труде и социальном обеспечении. Суды используют эти конвенции при разрешении конкретных трудовых споров.

 

Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства.

Новые законодательные акты о труде и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международных норм трудового права. Российская Федерация взять из международного права самые прогрессивные нормы, отвечающие интересам человека и позволяющие обеспечивать реализацию всех трудовых прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ.

Международные нормы, касающиеся трудовых правоотношений, направленных на то, чтобы усовершенствовать саму систему внутреннего национального трудового права. При этом обязанность государства-члена МОТ внести изменения и в свою систему права в соответствии с конвенциями МОТ возникает лишь постольку, поскольку их нормы содержат, как правило, более льготные условия труда, нежели нормы внутреннего законодательства. Поэтому трансформация международных норм о труде имеет определенную специфику.[9]

Следует подчеркнуть, что сущность международно-правового регулирования труда составляют, прежде всего, идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно – прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере труда.

 

Возвращаясь к вопросу о соотношении норм международного права и внутреннего российского трудового законодательства, следует отметить, что Конституция РФ не дает ответ на вопрос о соотношении общепризнанных принципов и норм международного права, не закрепленных в договорном порядке, и российского права, предусматривая лишь приоритет международных договоров РФ над российскими законами. Вместе с тем, общемировые тенденции развития права государств, как представляется, позволяют сделать вывод о неизбежной интеграции, на первый взгляд, полярных правовых систем.

Существует мнение, согласно которому, применение норм международного права во внутригосударственной системе не может означать, что они включаются в право того или иного государства или, тем более превращаются в его нормы.

Поэтому вряд ли правильно считать нормы международного права в качестве источников российского трудового права. Из этого следуют, по мнению сторонников названного подхода, практические выводы: нормы и источники международного права занимают свое обособленное положение в правовой системе России, функционируют наряду с нормами российского права. Они должны толковаться и применяться в соответствии с целями и принципами международного права и конкретного международного договора в контексте используемых в нем терминов, а не сточки зрения соответствующих ориентиров российского права. На это нацеливает основной документ – Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.[10]

Таким образом, правовая система РФ состоит из норм: а) российского права; б) международного и иностранного права, действующего с санкции государства.[11]

Вместе с тем, в науке трудового права существуют и иные подходы. Некоторые авторы, например, утверждают, что определенная часть международного кодекса труда, а именно та, которая воплощает общепризнанные нормы и принципы международного права, приобретает значение внутреннего российского закона. А международные трудовые нормы следует рассматривать как важнейший источник российского трудового права.[12]

 

Говоря о возможных правовых коллизиях международного права и российского трудового права, следует сказать, что Международный суд ООН в консультативном заключении от 26.04.1988 года отметил, что фундаментальный принцип международного права, заключается в том, что «международное право превалирует над внутренним правом».

Вместе с тем из анализа законодательства России, из его системного толкования следует, что Конституция РФ устанавливает приоритет международных принципов и норм над правом РФ только в том случае, когда первые выражены в договорной форме. Таким образом, по мнению некоторых авторов, неверно думать, что Конституция предусматривает приоритет международного права вообще.

Например, в статье 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. 04.07.2003) «О судебной системе РФ»[13] сказано, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу».

По мнению многих авторов, такое перечисление источников права одновременно соответствует их реальной иерархии в российской правовой системе.

Это одна из основных причин того, что даже Конституционный Суд РФ весьма осторожно относится к прямому применению норм международного права, касающихся прав человека. В своих постановлениях он в большинстве случаев ссылается на нормы Конституции РФ, а нормы международного права использует как дополнительное обоснование.[14]

По мнению Ершова В. В., существенную роль в процессе преодоления пробелов в российском праве и коллизий между международными трудовыми стандартами и нормами права российской системы может иметь теория права.

Наибольшее значение имеет изучение практических и теоретических проблем преодоления коллизий нормативно-правовых актов и пробелов в трудовом праве.[15]

Как представляется, наибольшая роль в преодолении указанных коллизий принадлежит судебной практике по применению норм международного права (и в частности конвенций МОТ) к трудовым отношениям в Российской Федерации, о чем речь пойдет в заключительной части настоящей работы.

 

 

Глава 2. Конвенции МОТ как источники регулирования трудовых отношений.

§ 1. Требования, применяемые к конвенциям МОТ.

 

Конвенции Международной организации труда (МОТ) являются одними из главных источников международно-правового регулирования трудовых правоотношений.

МОТ была образована в 1919 году. В настоящее время данная организация является специализированным учреждением ООН и объединяет 175 государств мира.

В Преамбуле к Уставу МОТ сказано, что данная организация создается Высокими Договаривающимися Сторонами исходя из понимания того, что всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости; что существуют условия труда, влекущие за собой несправедливость, нужду и лишения для большого числа людей, что порождает такое недовольство, что подвергаются опасности мир и согласие во всем мире; принимая во внимание срочную необходимость улучшения этих условий путем, например: регламентации рабочего времени, включая установление максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели; регламентации набора рабочей силы; борьбы с безработицей; гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни; защиты трудящихся от болезней, профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве; защиты детей, подростков и женщин; пенсий по старости и инвалидности; защиты интересов трудящихся, работающих за границей; признания принципа равной оплаты за равный труд; признания принципа свободы объединения; организации профессионального и технического обучения и других мероприятий; принимая также во внимание, что непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах.[16]

Высший орган МОТ – созываемая ежегодно Международная конференция труда – состоит из представителей государств-членов МОТ. Каждое государство представлено четырьмя делегатами: 2 от правительства, 1 от предпринимателей и 1 от работников.

Административный совет МОТ, избираемый на международной конференции труда, состоит из 56 человек. 28 делегатов представляют правительства, 14 – предприниматели и 14 работники. Международное бюро труда – постоянный секретариат МОТ. Его состав формируется Генеральным директором Международного бюро труда, который назначается административным советом.

Как отмечает И. Я. Киселев, характерная особенность структуры МОТ – трипатризм, т. е. Формирование почти всех главных и вспомогательных органов на основе трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников.[17]

Согласно Уставу МОТ, одно из главных направлений деятельности организации – нормотворчество, выражающееся в создании международных трудовых стандартов. Нормотворческая деятельность МОТ заключается, главным образом, в принятии конвенций и рекомендаций.

 

В рамках данного вопроса далее будут рассмотрены основы процедуры принятия конвенции МОТ, а также пересмотра принятых конвенций. Кроме того, как представляется, следует подробнее остановиться на юридических свойствах конвенций МОТ как международных договоров.

Прежде всего, необходимо уяснить отличия конвенции МОТ от рекомендации МОТ.

В отличие от конвенции, рекомендация МОТ не является международным договором и не требует ратификации. Вместе с тем недооценивать значение рекомендаций МОТ нельзя. Данные документы также имеют свою юридическую силу.

Рекомендация представляет собой обращенное к государствам пожелание, предложение (совет) ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендация содержит материал для ориентации в мировом опыте, необходимый для совершенствования национального законодательства. Иными словами, рекомендация – источник информации и модель для совершенствования национального законодательства. Рекомендация детализирует, уточняет и, порой, дополняет положения конвенций, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании международно-правовых ном.

Конвенция является юридическим документом, имеющим силу международного договора, правовой статус которого определяют порядок заключения, действия, изменения и прекращения международных обязательств, условия их действительности.[18]

Конвенции МОТ можно классифицировать определенным образом.

Применение классификации как метода исследования конвенций о труде возможно в связи с тем, что эту совокупность международно-правовых актов можно рассматривать как систему. Любой системе присуща внутренняя организация.

Данная совокупность источников международно-правового регулирования труда представляет собой систему также и потому, что не является однородно-структурным монолитом, а содержит в себе внутренние компоненты.

Основной целью классификации конвенций МОТ является поиск и раскрытие отличительных особенностей этих источников международного трудового права.

Таким образом, классификация конвенций МОТ может производится по следующим критериям (основаниям):

1) способ обращения к регулированию трудовых отношений;

2) контингент трудящихся, на которых они рассчитаны;

3) объект регулирования.

 

Говоря о первом основании классификации, следует отметить, что данный критерий позволяет ответить на вопросы: сколько и какие из общего числа конвенций МОТ посвящены регулированию общих вопросов трудовых правоотношений, сколько и какие конвенции содержат наряду с общими нормами о труде специальные, адресованные регулированию труда отдельных категорий работников или отдельным аспектам трудовых отношений.

Конвенции второго вида состоят целиком из специальных норм: норм-льгот, норм-дополнений, норм-преимуществ, норм-привелегий, норм-изъятий.

По распространению конвенций МОТ на контингент трудящихся выделяют:

– универсальные конвенции (применимые ко всем категориям): Конвенция № 122 «О политике в области занятости» 1964 г., № 127 «О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся» 1967 г. и др.

– конвенции общего действия: № 136 «О защите от опасности отравления бензолом» 1971 г., № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной сферы» 1948 г.

– конвенции узкой специфицированной сферы: № 113 «О медицинском осмотре рыбаков» 1959 г., № 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» 1921 г. и др.

На основании третьего критерия можно выделить конвенции МОТ, посвященные:

вопросам трудоустройства и реализации права на труд;

труду при отклоняющихся от нормы условиях;

вопросам занятости, профессиональной ориентации и подготовки;

вопросам рабочего времени и времени отдыха;

вопросам оплаты труда;

охране труда и повышению квалификации.

 

Рассмотрим далее кратко процедуру принятия конвенции МОТ. Как следует из Устава МОТ, конвенции принимаются Международной конференцией труда.

Прежде чем проект конвенции будет вынесен на обсуждение Международной конференции труда, он должен пройти процедуру включения в повестку дня конференции.

Если Административный совет обсуждает в первый раз предложение о включении какого-либо вопроса в повестку дня Конференции, он может принять решение об этом только на следующей сессии, за исключением случаев единодушного согласия присутствующих членов.

Если вопрос, предлагаемый для включения в повестку дня, требует знания законодательства различных стран, Бюро представляет Административному совету краткое изложение законодательства и практики, существующих в различных странах в отношении предложенного вопроса. Это изложение должно быть представлено Административному совету до принятия им решения.

Рассматривая возможность включения какого-либо вопроса в повестку дня Международной конференции труда, Административный совет может, если это оправдывается особыми обстоятельствами, решить передать вопрос на рассмотрение подготовительной технической конференции для подготовки ему доклада по этому вопросу до включения его в повестку дня. Административный совет может в аналогичных обстоятельствах принять решение о созыве подготовительной технической конференции одновременно с решением о включении какого-либо вопроса в повестку дня Конференции.

Если Административный совет решает передать какой-либо вопрос подготовительной технической конференции, он определяет дату, состав и круг ведения этой подготовительной конференции.

Если согласие в Административном совете по повестке дня Конференции не было достигнуто без проведения голосования, то он решает в первом голосовании, будут ли включены в повестку дня все предложенные вопросы. Если он принимает решение включить в повестку дня все предложенные вопросы, то повестка дня Конференции считается утвержденной. Если же он не принимает такого решения, то применяется процедура голосования.

Когда в повестку дня Конференции включаются вопросы в целях принятия конвенции или рекомендации, Международное бюро труда обращается к правительствам с просьбой представить свои комментарии по проекту конвенции или рекомендации и одновременно консультируется с Организацией Объединенных Наций и другими специализированными учреждениями относительно любых положений проекта конвенции или рекомендации, имеющих отношение к их деятельности. Замечания этих организаций представляются Конференции вместе с комментариями, полученными от правительств.

Конференция решает, желает ли она принять в качестве основы для обсуждения тексты конвенций или рекомендаций, выработанные Международным бюро труда, и будут ли эти конвенции или рекомендации рассмотрены на пленарном заседании Конференции или переданы в комитет для подготовки доклада. Этим решениям могут предшествовать на пленарном заседании Конференции прения по общим принципам, содержащимся в проектах конвенций или рекомендаций.[19]

В случае, если Конференция передает в комитет только текст рекомендации, решение комитета о внесении предложения о принятии Конференцией конвенции (вместо рекомендации или наряду с ней) требует большинства в две трети поданных голосов.

Если конвенция или рекомендация обсуждается на пленарном заседании, то каждое положение данной конвенции или данной рекомендации представляется на утверждение Конференции в отдельности. Во время обсуждения и до того, как будет принято решение по каждому положению конвенции или рекомендации, Конференция не может рассматривать никаких других предложений, кроме поправок к этим положениям или предложений по порядку ведения заседания.

Если конвенция или рекомендация передана на рассмотрение комитета, Конференция после ознакомления с докладом комитета обсуждает данную конвенцию или данную рекомендацию в соответствии с правилами предыдущего пункта. Это обсуждение проводится не ранее чем на следующий день после того, как доклад был роздан делегатам.

В ходе обсуждения статей конвенции или рекомендации Конференция может передать в комитет одну или несколько статей.

Если конвенция, содержащаяся в докладе комитета, отклонена Конференцией, любой делегат может предложить Конференции немедленно решить, следует ли отослать конвенцию в комитет с целью рассмотрения возможности переработки ее в рекомендацию. Если Конференция высказывается в пользу такой передачи в комитет, последний представляет до конца сессии новый доклад на одобрение Конференции.

Положения конвенции или рекомендации, принятые Конференцией, передаются Редакционному комитету для выработки окончательного текста конвенции или рекомендации. Этот текст распространяется среди делегатов.

Никакие поправки к этому тексту более не допускаются. Однако председатель, после консультации с тремя своими заместителями, может представить Конференции поправки, которые были переданы секретариату до проведения окончательного голосования.[20]

По получении текста, представленного Редакционным комитетом, и после обсуждения предусмотренных в предыдущем пункте возможных поправок, Конференция проводит окончательное голосование о принятии конвенции или рекомендации в соответствии с положениями статьи 19 Устава Организации.

Если конвенция при окончательном голосовании не получает большинства в две трети голосов, требуемого для ее принятия, но получает простое большинство, Конференция решает немедленно, следует ли отослать конвенцию в Редакционный комитет с целью переработки ее в рекомендацию. Если Конференция высказывается за такую передачу в Редакционный комитет, то до конца сессии содержащиеся в конвенции предложения представляются в форме рекомендации на утверждение Конференции.

 

Конвенция МОТ после ее ратификации обычно двумя государствами – членами МОТ становится многосторонним международным соглашением и налагает обязательства как на ратифицировавшие, так и на не ратифицировавшие ее государства. В случае ратификации конвенции государство обязано принять законодательные или иные акты для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в МОТ доклады относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции. Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязательство информировать по запросам Административного совета МОТ о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы.

 

В следующем параграфе будут раскрыты вопросы, относящиеся к проблемам применения конвенций МОТ к трудовым правоотношениям на территории РФ.

 

 

§ 2. Порядок применения конвенций МОТ к трудовым правоотношениям.

 

Как уже было сказано ранее, конвенции МОТ должны быть ратифицированы как минимум двумя государствами-членами МОТ для того, чтобы они приобрели обязательную юридическую силу для всех государств-членов.

В вопросе о применении конвенций МОТ к трудовым правоотношениям можно выделить несколько аспектов.

Во-первых, это механизм международного контроля за реализацией норм конвенций МОТ на территории государств-членов.

Во-вторых, это общие условия реализации норм конвенций МОТ на территории государства-члена (в данном случае этот вопрос будет рассмотрен применительно к Российской Федерации).

В-третьих, это практика применения норм конвенций к трудовым правоотношениям.

В данном порядке обозначенный вопрос будет раскрыт в настоящем параграфе.

 

Устав МОТ содержит положения о контроле за соблюдением (применением) конвенций. Механизм контроля включает деятельность Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назначаемых Международным бюро труда «в личном качестве», и Комитета Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.[21]

Комитет по применению конвенций и рекомендаций уполномочен рассматривать:

a) меры, принятые членами по проведению в жизнь положений конвенций, участниками которых они являются, а также представленные членами сведения относительно результатов инспекции;

б) сведения и доклады относительно конвенций и рекомендаций, присланные членами в соответствии со статьей 19 Устава МОТ;

в) меры, принятые членами в соответствии со статьей 35 Устава МОТ.[22]

 

В Российской Федерации действует Бюро МОТ в соответствии с «Соглашением между Правительством РФ и МОТ о Бюро МОТ в Москве» от 05.09.1997.[23] Деятельность данного Бюро распространяется на Российскую Федерацию.

Данное соглашение было подписано сторонами, принимая во внимание Соглашение, заключенное посредством обмена письмами 13 декабря 1995 года между Правительством Российской Федерации и Международной организацией труда о преобразовании Московского отделения Международного бюро труда в бюро более высокого уровня, имеющее расширенные круг полномочий и географический охват, а также решение Международной организации труда, принятое ею в рамках ее политики активных партнерских отношений, об учреждении многодисциплинарной группы, деятельность которой будет осуществляться на базе Бюро МОТ в Российской Федерации.

 

Что касается общих условий реализации конвенций МОТ в Российской Федерации, то здесь действуют нормы, во-первых, Конституции РФ, ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Трудового Кодекса РФ, Указа Президента РФ от 11.01.1993 № 11 (ред. от 01.12.1995) «О порядке опубликования международных договоров РФ».[24]

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат официальному опубликованию в ежемесячном «Бюллетене международных договоров» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях также в газете «Российские вести». Кроме того, указанные акты публикуются в «Российской газете».

Упомянутый порядок распространяется на международные договоры Российской Федерации, которые заключены или присоединение к которым осуществлено начиная с 1 января 1992 г.

Международные договоры Российской Федерации могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами.

Международные договоры Российской Федерации, заключенные от имени министерств и других центральных органов федеральной исполнительной власти (договоры межведомственного характера), публикуются в официальных изданиях этих органов.

 

Международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации.

Российская Федерация до вступления для нее международного договора в силу воздерживается с учетом соответствующих норм международного права от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.

Международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Российской Федерации, обеспечивают выполнение обязательств Российской Стороны по договорам и осуществление прав Российской Стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблюдают за выполнением другими участниками договоров их обязательств.

Органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: