Основные понятия маркетинга
Маркетинг – вид чел.деят-ти,направленный на получение прибыли за счёт удовл-ия нужд,потребностейпокупателей по средствам или при помоши обмена.
Цели:
-формирование и стимулирование спроса;
-обеспечение обоснованности принимаемых управл.решений по увеличению объёма продаж;
-решение по увеличению объёма продаж.
Цена = С/с +прибыль+маркетинговый расход
Нужда -чувство, ощущаемое чел-ком нехватки чего-либо.
Потребность –нужда,принявшая спецефич.форму в соотв-ии с культ.уровнем и личностью человека.
Потр-ти выраж-ся в объектах,способных удовл-ть нужду тем способом,кот.присущ культ-му укладу данного общ-ва.
Запрос - потребность,подкреплённая покупательной способностью.
Товар - всё,что м/удовл-ть нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания,приобретения,исп-ния или потребления.
Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо в замен.
Сделка - обмен ценностями между двумя сторонами.(денежная или бартерская)
Рынок - сов-ть сущ-ших и потенц-льных покупателей товара
Рынок покупателя -рынок,на кот.больше власти имеет покупатель(предложение больше спроса);такое положение заставляет продавца тратить доп.усилия на реализацию своего товара.
Концепции управления маркетингом
1.Конц-ция сов-ния пр-ва. Предприниматель исп-щий эту концепцию считает,что его товар вполне соотв-ет закону покупателей,имеет приемлиемую цену и след-но необходимо нарасчивать изготовление прод-ции,обемпечивая сов-ние пр-ва и повышая эф-ть системы распределения.
2.Конц-ция сов-ния товара. Гл.явл.кач-во товара и производители убеждены,что покупатели будут приобретать товары,высшего кач-ва и поэтому всё внимание производителя д/б нацелено на повышение кач-ва товара.
3.Конц-ция интенсификации комерч.усилий(сбытовая). Она широко исп-ся частными предпр-ми.(гл.сбыть товар).В данной конц-ции большую роль играет реклама.
4.Коц-ция марк-га. Современный подход в деят-ти предприятия.Она утверждает,что достижение предпр-ем своих целейзависит от определения нужд и запросов целевых рынков, а также от более эф-го по сравнению с конкурентами удовл-ния потребностей покупателей.Исп-зуя данную концепцию пред-ль производит и продаёт то,что нужно людям,а не навязывает им то,что уже произведено,при этом достигается сбалансированность 2-х факторов:прибыли и потребности покупутелей.
5.Конц-ция соц.этичного марк-га. Утверждант,что задачей предприятия явл.установление нужд потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовл-ти более эф-ми и продуктивными чем у конкурентов способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общ-ва в целом.
Достигается 3 фактора:прибыль,удовл-ние потр-тей,улучшение общего благосостояния людей.
Функции и задачи маркетинга
Функции:
1. Аналитическая(ф-ция анализа и синтеза):
Анализ рынка,изучение его состояния и динамики; исслед-ние поведения потребителей и поставщиков продукции; анализ деят-ти конкурентов и посредников; прогнозирование конъюктуры рынка и т.д.
2.Продуктово– произв-ная(созидательная):
Разработка предложений по выпуску новых т-в и проектированию их комерч.характеристик; управление ассортиментом выпускаеиой продукции; формирование марочной политики; повышение конкурентоспособности товара.
3.Сбытовая.(Ф-ция реал-ции):
Формирование стратегии и тактики изменения цен; расчёт скидок и надбавок к ценам; калькуляция затрат на маркетинг.
4.Формирующая.(Ф-ция убеждения и стимулирования):
Построение каналов распределения продукции и организация товародвижения; управление опотовыми и розничными продажами; прланирование товарооборота.
5.Ф-ция планирования,управления и контроля:
Реклама; персональные продажи; краткосрочное стимулирование продаж; связи с общественностью.
Задачи:
-При произв-ве т-ра: требование кач-ва, анализ затрат, согласование требований рынка и производственных возможностей.
-При сбыте произведенного т-ра: изучение рынка(спрос и предложение),меры воздействия на рынок(орг-ция эф-го сбыта,торговля,реклама).
Принципы маркетинга
Принцип - основное, исходное положение теории, правило деят-ти орг0ции в какой-либо сфере или поведения личности.
1. ориентация на потребителя;
2. комплексность;
3. гибкость и адаптивность;
4. концентрация усилий;
5. нацеленность на перспективу;
6. сочетание адаптивности с воздействием на потребителя;
7. программно-целевой подход.
Принципы м0га обусловливают общую направленность целей орг-ции как в области самого м-га,так и её рыночных стратегий. Ясная и логичная система целей, не противоречащая своим принципам, во многом предопределяет успех и эф-ть функционирования всей организации.
Факторы, учитываемые при реализации маркетинга.
1.Контролируемые опр-ся деят-тью управленческого персонала фирмы и его высшего руководства и службы управления маркетингом.
2.Неконтрол-мые обусловлены деят-тью поставщиков,конкурентов,посредников;опр-ся состоянием экономики,политики,права,науки и окр.среды.