IV.Закрепление материала.




Приложение 1 к уроку литературы в 10классе 27.04 и 30.04 (как подготовка к сочинению)

Проблемы «преступления» и «наказания» в романе Достоевского

Судьба семьи Мармеладовых. Страх за судьбу матери и сестры. Одиночество Теория «сильной личности» «Вошь ли я, как все, или человек?» Крайняя степень нищеты
  ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ  
Убийство- разрушение нравственных принципов. «я не человека убил, я принцип убил». «О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины его в происшедшем…» «В чем я виноват перед ними? Они сами миллионы людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они, Соня». «-Ты ведь кровь пролил!- вскричала Дуня. -Которую все проливают…которая льется и всегда лилась на свете». «Он стал на колени посреди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием…»
МУКИ СОВЕСТИ

«София, Софья, Соня — это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает «мудрость», «Разумность». И, действительно, в душе Сони Мармеладовой - это образ всех женщин, матерей, сестер. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви. »

- Какие черты подчеркивает в ней Достоевский?

(Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)

- Расскажите о жизни Сони.

(Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским).

Перед Раскольниковым – пример величайшего самопожертвования. Соня – самый серьезный его идеологический оппонент.

Соня и Раскольников

- Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?

(Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)

Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.

- Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него?

(Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)

- Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть?

(Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.

Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)

- Каким представляет себе Раскольников будущее девушки?

(Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.)

- Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина?

(Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне мы видим силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)

Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.

- Какую книгу Раскольников заметил в комнате Сони?

(Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете.)

Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Посмотрите отрывок из фильма «Преступление и наказание»

Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря.

- Почему выбран этот эпизод из Евангелия?

(Раскольников неслучайно заставляет Соню читать "Евангелие", каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене "Воскресение Лазаря" – два основных героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей)

(Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробу. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскрешение.)

Работа с текстом.

- Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони.

(У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась. Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания).

Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.

- Почему Евангелие читают убийца и блудница? (Евангелие показывает путь к возрождению, позволяет почувствовать соединение душ.)

- Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему?

(Пробуждается душа.)

- Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз?

(Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит).

- Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова?

(Раскольников начинает с проверки своей теории, пытаясь опять спровоцировать Соню на бунт. Но она понимает всё с позиций народной нравственности. На Руси преступников считали несчастными, так как они нарушили божьи заповеди).

В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит.

Соня снимает «комнату от жильцов» у портного Копернаумова. «Комната от жильцов» – знак крайней бедности.

Не случайна и фамилия. Копернаум – селение в Палестине, недалеко от которого расположено село Магдала. Мария из Магдалы, Мария Магдалина, пойдет за Христом, Соня последует за Раскольниковым на каторгу.

- Как называет себя Соня? (Я бесчестная, я великая грешница). (IV ч. гл. 4)

- Так является ли Сонечка Мармеладова грешницей?

(Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)

(Ради других она убила собственную жизнь, но терзается муками совести от того, что не отдала все. Отдать, значит отдать все до нитки, не оставив даже мысли об отданном. Речь идет о воротничке, который попросила Катерина Ивановна).

(А Раскольников согласился с обыденной моралью, назвав ее грешницей. Пусть и жертвует собой, чтобы спасти родных, но, торгуя собственным телом, совершает невольный грех.)

(У нее есть выход - уйти из жизни, но в ее положении это было бы слишком эгоистическим выходом: оно избавило бы ее от позора, от мучений, но лишало бы ее подзащитных последней соломинки, без которой человек не может продолжать жить).

− Когда Соня говорит о Лизавете, какую нравственную черту в ней подчеркивает? (Справедливость)

Идее бога в народной христианской нравственности присущи понятия справедливости, добра, милосердия. Нужно служить добру, быть милосердным, справедливым не за что-то, а потому, что это близко человеческой сущности).

− После этого Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему?

Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление)

Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения плоти, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция)

Грех – нарушение религиозных предписаний, правил.

− Какое понятие юродства связывает Раскольников с Соней?

− На ваш взгляд, народная нравственность могла бы допустить нарушение церковных канонов во имя спасения ребенка? (Да)

Итак, является ли Соня грешницей?

(Нет. По мысли Достоевского, Соня воплощает народное начало, народную стихию: терпение, смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Соня - воплощенное чистое добро!)


Коллективная работа. Есть две правды: правда, Раскольникова и, правда, Сони. Но истинна одна, правда, другая - ложна. Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего, но различаются они в главном.

Давайте заполним с вами таблицу.

Соня Раскольников
Кроткая, добрая Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие
Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане – преступник.
Живет, исходя из требований жизни, вне теорий Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни
Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа В нем правда ложная. В рай ценой чужой крови попасть нельзя
У нее есть смысл жизни: любовь, вера У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт

 

Итак, мы с вами сравнили Соню и Раскольникова. Какой вы можете сделать вывод?

(Правда Сони истинная. Необразованная, она духовно гораздо выше образованного Раскольникова. Она живет не разумом, а душой, в качестве опоры у нее вера в Бога.

Достоевский не описывает в романе с такой же подробностью, как нравственные мытарства, процесс духовного возрождения Раскольникова. Но контуры такого возрождения очерчены ясно и отчетливо. Осознав скрытый смысл, реальную сущность и неотвратимую гибельность своей идеи, главный герой испытывает спасительные мучения совести и готовность к покаянию. В этом ему помогает Соня, последовавшая за ним на каторгу.

- Почему каторжане любят Соню?

(По убеждению Ф. М. Достоевского, Соня выражает народные идеалы добра и справедливости. Каторжники видели, что Соня пожертвовала собой и продолжает делать это ради Раскольникова, это достойно уважения. Также она им всячески помогала, писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по их указанию, в руках Сони вещи для них и даже деньги. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись).

- Стали ли убеждения Сони убеждениями Раскольникова?

(В эпилоге романа писатель говорит, что страдания, перенесённые героями, открыли им дорогу к счастью, что «их воскресила любовь».

«Сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого». Глубокое и искреннее сопереживание «вечной Сонечки» растопило твердую «наполеоновскую» душу Раскольникова).

IV.Закрепление материала.

 

- Так в чем же сила Сонечки?

(Нравственным образом и идеалом для Достоевского была личность Христа. Достоевский был убежден в целительности веры как огромной энергии, заключенной в любом человеке.

И главная сила Сони заключается в вере, в умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)

Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.

Рефлексия

- Что вы извлечете для себя из образа Сони?

Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.

V. Домашнее задание. Перечитать сны героя. Подготовиться к сочинению.

Приложение

Евангелие От Иоанна

Глава 11

  1. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
  2. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
  3. Сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен.
  4. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославиться чрез нее Сын Божий.
  5. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
  6. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
  7. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
  8. Ученики сказали Ему: Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
  9. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
  10. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
  11. Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его.
  12. Ученики Его сказали: Господи! Если уснул, то выздоровеет.
  13. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
  14. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
  15. И радуюсь за Вас, что Меня не было там, дабы Вы уверовали; но пойдем к нему.
  16. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним.
  17. Иисус, пришед, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
  18. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати,
  19. И многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии – утешать их в печали о брате их.
  20. Марфа, услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
  21. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой;
  22. Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
  23. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
  24. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
  25. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет;
  26. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
  27. Она говорила Ему: так, Господи! Я верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир.
  28. Сказавши это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
  29. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
  30. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
  31. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там.
  32. Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
  33. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился,
  34. И сказал: где Вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри.
  35. Иисус прослезился.
  36. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его!
  37. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
  38. Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
  39. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
  40. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
  41. Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
  42. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
  43. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.
  44. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
  45. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него…

 

Приложение 2 к уроку литературы в 10классе 29.04

Является средством психологического анализа

 

 


Сны Родиона Раскольникова

                 
   
     
 
   
 
     
Сон показывает герою плоды его теории и производит решающий перелом в его душе, герой осознаёт страшную сущность своей теории и отказывается от неё
 
 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: