Владимир Дягилев
ХИРУРГ
Куприянов
ОЧЕРК
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
П |
етр Андреевич Куприянов заведует клиникой хирургии в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Клиника — старинное двухэтажное здание со сводчатыми потолками, с широкими извилистыми коридорами. В тихом отсеке скромный уголок — несколько небольших комнат. Одна из них — кабинет Петра Андреевича.
А вот и профессор — высокий, всё еще стройный и прямой, в халате, в белой шапочке. У него приятное, чисто выбритое лицо, голубые глаза и глубокие морщины у рта.
— Сейчас занят, простите, — извиняется
он.
— Но мне сказали в горздраве... Разве Вам
не звонили?
— В чем дело, рассказывайте.
Петр Андреевич подает мне руку. Рука сухая, мягкая, приветливая,
— Посидите, пожалуйста, в кабинете. Я скоро вернусь.
Разглядываю кабинет. Уютно, скромно. Стол, стулья, кресло, диван, шкаф, очевидно, с книгами. И на столе книги, какие-то рукописи, бумаги. И еще трубка — обыкновенная врачебная трубка для выслушивания, уже потертая, пожелтевшая. Вероятно, ею нередко пользуется хозяин. Трубка для хирурга — принадлежность не обязательная, его оружие — скальпель. Но старые и опытные хирурги всегда считали себя и терапевтами, всегда могли выслушать, поставить диагноз. Здесь трубка очень характерная деталь: ведь клиника занимается хирургией сердца, а сердце сперва надо выслушать, поставить точный диагноз, а уж потом оперировать.
Появляется ассистент и приглашает в лабораторию.
Среди группы врачей узнаю профессора.
— Извините, — предупредительно говорит он. — Наверное, вам будет интересно. Аппарат проверяем... так называемое «искусственное сердце».
Петр Андреевич подробно объясняет назначение аппарата, подводит к операционному столу, на котором лежит подопытная собака.
— Покажите, как подключена аппаратура. Дайте подставку.
Он отдает распоряжение негромко, собственно, это не распоряжение, скорее, просьба.
Но просьба эта мгновенно выполняется. В движениях подчиненных нет торопливости, услужливости. Всё делается безоговорочно быстро, потому что так надо.
Порядок и слаженность в хирургической клинике — одно из важнейших качеств, главный показатель ее четкой работы. Хирургическая операция в современных условиях, да еще такая, как операция на сердце, — труд большого коллектива, и от того, как работает этот ансамбль врачей и сестер, зависит успех дела — жизнь человека...
Через несколько минут мы уходим из лаборатории. На лестнице Петр Андреевич обгоняет меня, шаг у него легкий, пружинистый, как у юноши.
Он чем-то расстроен, глаза стали колючими, складки у губ прорезались еще глубже, а лохматые брови с легкой проседью сходятся на переносье.
— Знаете, в чем дело, — объясняет он, ко-гда мы входим в кабинет. — Конфликтный
случай. В нашей и в другой клинике приду-ман хороший аппарат, так нет, не дают ему
ходу. Это ли не безобразие!
Он становится резок, говорит отрывисто.
В кабинет входит молодой сотрудник, докладывает, что нет какого-то лекарства, а завтра операция... Петр Андреевич звонит в другую клинику, профессору, просит выручить.
— Ценное, знаете, лекарство, — говорит
он, обращаясь ко мне. — Без него невозмож-ны наши операции, а оно всё кончилось. Кто-то из наших снабженцев подсчитал неправильно...
Выбираю минуту и говорю о цели своего прихода.
— Нет, нет, — категорически возражает
Петр Андреевич. — Я не Лев Толстой, чтобы
обо мне книги писать.
— Нужно, Петр Андреевич, особенно для
молодежи...
Я настаиваю, доказываю.
— А-а… у меня есть горький опыт! — восклицает Петр Андреевич. — Написали как-то обо мне. Сам себя не узнал. Так уж пригладили, так прилизали — стыдно читать.
Обещаю дать ему прочитать всё, что будет о нем написано.
— Ладно уж. Что с вами делать, — согла-шается он. — Только зря, честное слово, зря.
ОПЕРАЦИЯ НА СЕРДЦЕ
С |
ледующий день был операционный. Мне захотелось увидеть Петра Андреевича в деле.
Утро морозное и солнечное. Город кажется умытым и свежим. Всё блестит, сверкает, лучится — и дорога, неожиданно заледеневшая, и сосульки на карнизах домов, и заиндевевшие деревца на проспекте.
Иду парком. Снег поскрипывает под ногами. На застывших прудах, на аллейках, несмотря на ранний час, много детворы. Их звонкие голоса далеко разносятся вокруг.
Ощущением снега, белизны, чистоты встречает меня клиника. Только здесь теплее и тише.
Идет подготовка к операции. У столиков копошится операционная сестра, проверяет инструментарий. Ножницы, скальпели, пинцеты, зажимы поблескивают на белых простынях.
Врачи привозят какие-то аппараты, уста-
навливают их, опробуют: пощелкивают выключатели, загораются синие и красные лампочки, доносится легкое гудение, точно под потолком кружится большой жук.
Петра Андреевича встречаю в коридоре и в первый момент не узнаю. В белых брюках, белой рубашке, белом халате и шапочке он моложе, легче, кажется, и на нем отблеск снега.
— Доноры задерживают — объясняет он.—
Нужна свежая кровь, литра три на всякий
случай.
Мы садимся за столик возле предоперационной. Замечаю, что Петр Андреевич хорошо выспался, свеж и бодр, — значит, готовился к операции. Он оживлен, весел. Рассказывает смешные истории из жизни, из практики.
— Письмо на днях получил. Это вам ин-
тересно будет. Несколько лет назад опериро-
вали мы одного товарища, легкое удалили,
как сейчас помню, правое. А совсем недавно
его переосвидетельствовали в районе, посмот-
рели под рентгеном и изъяна не нашли... Ну
и признали годным к военной службе. Обма-
нули, говорят, тебя, легкое при тебе. — Он
смеется, и лицо его светлеет, голубые глаза
как-то сразу меняются, загораются ярко, по-
молодому.
— Пришлось, знаете, объяснить... Что с
легким? Конечно, удалили, а левое смести
лось, расширилось... Так бывает. Еще и не то
бывает...
Со смехом рассказывает о том, как в первые дни врачевания, работая врачом страхования жизни, признал зрение нормальным у человека, который одним глазом совершенно не видел...
Мимо нас проходят врачи, еще провозят какие-то аппараты, и они тихонько тарахтят на резиновых колесиках.
— Что это?
— Это аппарат для экстракорпорального
кровообращения, «искусственное сердце»...
Теперь без техники невозможно, — говорит
Петр Андреевич. — И знать всё невозможно.
Это они, — он кивает на помощников, — зна-
ют, а я — нет. Ей-богу, не рисуюсь. Немыс-
лимо всё знать: химию, физику, оптику, ме-
ханику, биохимию, биофизику и еще, и еще.
Вы представляете, каким должен быть совре-
менный врач?! Нельзя в современных усло-
виях старыми методами обследования огра-
ничиться — ухом, глазом, руками. Надо уси-
лить наши ощущения. А это значит — приме
нить новейшую технику, электронику, а это
в свою очередь требует изменения образова-
ния, системы обучения врачей. Она сейчас
явно устарела. Да и штаты «времен Очакова
и покоренья Крыма».
— Кого вы будете оперировать, Петр Ан-
дреевич?
— Мальчонку одного, Вовку пяти лет.
Милейший парнишка. У него врожденный
порок...
Он долго и старательно объясняет мне суть порока, план операции, свои опасения.
Не вдаваясь в медицинские тонкости, следует сказать, что с этим пороком, если его не исправить, человек может прожить максимум 20—25 лет. А потом — неизбежная смерть.
Операции в раннем возрасте хотя и опасны и сложны, но дают немалые шансы на спасение человека, на продление его жизни.
— Пожалуй, покурю, — говорит Петр Ан-
дреевич и обращается к выглянувшему из
предоперационной врачу: — Как там?
— Больной на столе. Начали подготовку.
Петр Андреевич кланяется мне, что означает «извините», и исчезает в предоперационной.
Операционная удивляет. Давненько уже я не был в операционных. Столько новых аппаратов! Столько техники! Бывало все просто: стол для больного, стол для инструментов. Бывало просторно: хирург, его ассистент, операционная сестра — вот и вся бригада. А сейчас насчитываю в операционной одиннадцать человек. Забегая вперед, скажу, что к концу операции количество врачей и сестер в операционной увеличилось до двадцати. И никто не болтался без дела, все были заняты напряженной работой. Кто-то стоял у аппаратов, кто-то регулировал наркоз, кто-то готовил нужные жидкости или необходимые всё новые и новые аппараты.
От хирургического стола во все стороны к аппаратам шли резиновые шланги, пластмассовые трубки, шнуры, провода. На аппаратах зажигались лампочки. Что-то потрескивало, что-то жужжало. На небольшом телевизионном экране, вычерчивая кривые линии, бегали светлые зайчики — то приближались друг к другу, то скакали вверх-вниз, то тянулись прямой полоской — маленькая яркая комета, а за нею длинный светлый хвост.
Теперь операционная — целый цех, сложный, трудный, необыкновенный цех по ремонту и исправлению человеческих сердец.
Прав Петр Андреевич: чтобы работать в таком цехе, нужно быть всесторонне образованным человеком и многое, очень многое знать.
В операционную входит профессор. Это выглядит торжественно и величаво. Нет, разумеется, никто не сказал Петру Андреевичу особенных приветственных слов, все как работали, так и продолжали работать. Но сам он, его походка, посадка головы, вытянутые вперед, оголенные до локтей руки — весь облик его был торжественным.
Человек пришел свершить святое дело.
Петр Андреевич уже не в пенсне — в круглых роговых очках, лицо строгое, сосредоточенное. Первый взгляд на стол: что там творится? Второй — на сестру. Она знает, в
чем дело: подает салфетку. Петр Андреевич тщательно вытирает руки, затем надевает халат. Всё это делает старательно, не спеша, но в то же время привычно и легко.
Помощники продолжают свое дело. Слышатся редкие вопросы:
— Пульс?
— Восемьдесят четыре.
— Давление?
— Восемьдесят на сорок.
И опять тихо.
Сестра набрасывает на руки Петра Андреевича марлевую салфетку. Он садится в сторонку, держа перед собой руки, ждет, когда настанет его черед. Проходит пять, десять, пятнадцать минут — он всё сидит неподвижно и сосредоточенно, будто внутренне готовит себя к священнодействию. Пусть никого не смутит это сравнение. То, что происходит в этом цехе здоровья, действительно, кажется мне священнодействием, но не ради каких-то туманных и неясных целей, а ради самого высокого, что есть на свете, — жизни человека.
Я вижу только глаза Петра Андреевича — они устремлены на стол, туда, где больной. Он как будто не замечает ни меня, ни товарищей, никого. Только больного. О чем он думает в эту минуту? Как знать. Быть может, еще раз мысленно проверяет план операции, а может, думает о новых, еще более сложных работах.
Я из-за спины ассистента разглядываю лицо мальчика: светлые волосы, подстриженные челочкой, черные длинные реснички. Мальчик как будто спит, глубоко и безмятежно.
Врач берет его руку, считает пульс. Я замечаю на большом пальце мальчонки чернильное пятно, вероятно, вчера писал «письмо» маме...
Наконец наступает черед Петра Андреевича. Он садится к столу, внимательно смотрит. Перед ним в раскрытой грудной клетке бьется, трепещет маленькое сердечко.
Сестра набирает в шприц какую-то зеленоватую жидкость. Врач что-то записывает на бланке, еще один стоит у пульта и проверяет широкую длинную ленту.
Петр Андреевич всё сидит и о чем-то упорно думает.
Затем произносит короткую, как команда, фразу, от которой всё приходит в движение. До меня долетают отдельные негромкие слова хирургов:
— Тампончик сухой.
— До пневмоторакса активный вдох и вы
дох...
Эти слова сейчас звучат значительно и сильно, как жизнь или смерть.
Петр Андреевич ощупывает сердце, произносит громко, для всех:
— Легочная артерия довольно большая.
Через стенку предсердия прощупывается
дефект, размером два с половиной, высокий.
Снова думает.
Вот теперь, когда он своими руками пощупал сердце, своими глазами увидел его, нужно окончательно решить, что с ним делать.
— Дайте-ка мне лопаточку Буяльского.
Я смотрю на его пальцы, держащие блестящий инструмент. Какими должны быть музыкальными эти пальцы, какими чуткими: ведь надо сквозь толстую мышечную стенку уловить маленький дефект, надо при этом не травмировать сердце, не сфальшивить, не обмануться.
Все смотрят на зеленый экран. Там прыгают, мечутся, бегут яркие «зайчики».
Хирурги еще раз, уже не рукою и глазом, а более точными и более чуткими аппаратами проверяют работу отдельных сосудов г отдельных участков сердца.
— Ладно. Будем считать, что там всё в порядке, — говорит профессор. — Катетеры
приготовить.
Пауза. Тишина. Только пощелкивают аппараты.
— Могу катетеры вводить в вены? — спра-
шивает Петр Андреевич. — У меня всё го-
тово.
Тут надо рассказать об одном секрете операции. Для того чтобы проводить работу в самом сердце, внутри него, необходимо сде-
лать полости его сухими, то есть остановить сердце хотя бы на короткое время. Но организм человека не может быть без сердца, без крови, питающей все ткани и клетки. Тогда включают «искусственное сердце» — вставляют катетеры в полые вены, и через них необходимая организму кровь поступает в искусственное сердце и искусственные легкие, где окисляется, и затем через специальные катетеры возвращается в артериальное русло и распределяется в организме.
И вот подвозят к столу агрегат — «сердце на колесиках». Я разглядываю его. Зеленый ящик, над ним прозрачный сосуд и большая прозрачная воронка. У агрегата масса кнопок, стрелок, шлангов и шнуров.
Тишина затягивается. Все глаза устремлены на руки Петра Андреевича, на сердце, что сейчас трепетно бьется, точно рвется из его рук.
— Как там? — спрашивает профессор, не
оглядываясь.
Ему докладывают:
— Стадия возбуждения.
— Давление восемьдесят на пятьдесят.
Все замерли. По этой тишине понимаю —
наступила самая ответственная минута.
— Готово? Начали.
Загудело, зажужжало, заработало «искусственное сердце». И ритм работы хирургов участился, будто и их включили вместе с сердцем, точнее, перевели на вторую ско-
рость. Пальцы Петра Андреевича и его ассистентов задвигались быстрее. Нет, это не было торопливостью, это просто был другой, более быстрый темп. Ведь в руках Петра Андреевича лежало человеческое сердце, и не билось. Каждая минута его остановки дорога. Минут мало, а сделать нужно много...
— Дайте пеан.
— Первое хирургическое.
— Давление тридцать, — только и слы-
шатся слова хирургов.
— Большой шприц с раствором готовьте
на всякий случай.
Эти слова как будто аккомпанируют работе профессора.
Напряжение достигает предела. В руках Петра Андреевича мелькают инструменты. Слышится потрескивание зажимов. Он шьет. Шьет сердце.
— Время? — спрашивает Петр Андреевич, и голос его звучит необычно, резко и требо-
вательно.
— Мало.
— Сколько?
— Семь минут.
— ^Точнее.
— Семь минут три секунды...
Ассистент делает маленькую ошибку: не
той рукой берет инструмент. Петр Андреевич смотрит на него сначала строго, затем по-доброму улыбается, ободряет.
Гудит «искусственное сердце», старается.
— Первое хирургическое.
— Давление сорок пять, — слышатся го-
лоса врачей.
Сейчас они не отходят от аппаратов.
Петр Андреевич слегка откидывается назад, смотрит на неподвижное сердце; вероятно, проверяет: всё ли он сделал, всё ли в порядке.
Вновь все замирают. В абсолютной тишине раздается команда:
— Приготовились... Внимание...
Начинает биться настоящее сердце человека. Сперва оно бьется неуверенно, робко, осторожно, будто боится, что не справится со своей работой, но с каждым ударом — всё сильнее, всё радостнее, всё энергичнее... Несколько мгновений работают «два сердца». Но вот гудение обрывается, резко, внезапно, как последний выстрел. «Искусственное сердце» прекращает работу...
Петр Андреевич улыбается: доволен, операция прошла благополучно. Он опять другой: оживленный, в глазах веселые искорки, морщинки разгладились.
Всё еще держа в руках сердце, Петр Андреевич подозвал меня, объяснил и показал, где были введены катетеры, где зашито сердце. Я видел нитки — аккуратный, плотный красивый шовчик.
На красном бьющемся сердце черные нитки.
Потом мы пили крепкий чай, и Петр Андреевич говорил, прихлебывая из чашечки:
— Радоваться еще рано. Сейчас мальчик в руках анестезиологов. Опасности две: кровотечение, так как мы разжижили ему кровь, и ателектаз, так как легкие спались, их расправлять надо. Врачи следят за ним, вводят питание — кровь, глюкозу, витамины. Посмотрим, — заключил он бодро и уверенно, как человек, только что благополучно свершивший трудное дело.
ТРЕТЬЯ ВСТРЕЧА
Н |
а этот раз нам удается поговорить подробно и долго. Войдя в кабинет, Петр Андреевич закрывает дверь изнутри на ключ и улыбается лукаво.
Он более спокойный и ровный, усталые складки у рта и у глаз как будто разгладились, лишь высокий лоб изрезала лесенка морщин. В прошлую встречу он был в шапочке, и я не заметил этой «лесенки».
Петр Андреевич сидит в своем кресле с высокой спинкой, я — напротив, так, что мне хорошо видно его лицо.
— Ну, Петр Андреевич, скажу честно, —
начинаю я разговор, — давно я не бывал в
операционных, и то, что увидел вчера, бук-
вально меня потрясло...
Он машет рукой, перебивает:
— Вы, кажется, хотели о чем-то спросить?
— Об операциях на сердце. Как вы до-
стигли этого?
— Долгий разговор. Не сразу. Всё не сра-
зу, — повторяет он. — Сначала я стал врачом,
потом специализировался по хирургии, а уже
после этого...
— Тогда расскажите, как вы стали вра-
чом.
— Хм... Как? — хмыкает Петр Андре-
евич. — Собственно, я не знаю — как. Такой
проблемы в моей жизни не было. Меня все
с самого раннего детства звали «доктором».
Родился — и мама сказала: «Доктор будет».
Потом, знаете, хорошо на меня влиял наш
домашний врач, он знал сотни поговорок и
присказок, вроде: «Человек божий — покрыт
кожей». Это мне нравилось.
Закончив гимназию с серебряной медалью, Петр Андреевич поступил в Военно-медицинскую академию.
Академия была не просто высшим военно-медицинским заведением, но одним из культурных очагов страны. В ней собрались лучшие научно-медицинские силы России, такие, как физиолог И. П. Павлов, фармаколог Кравков, терапевты Яновский, Сиротинин, Чистович, хирурги Федоров, Вельяминов, Шевкуненко, Оппель, зоолог Холодковский, кстати, поэт-переводчик, переведший на русский язык Гете.
У таких учителей были очень чуткие ученики. Студенты живо реагировали на всё, чем жила Россия, — и на события 1905 года, и на отлучение Л. Н. Толстого от церкви...
Петр Андреевич участвовал в бурной студенческой жизни: он был старостой курса.
— Просто потому, что нельзя было ина-
че, — замечает он.
Вот именно «потому, что нельзя было иначе», Петр Андреевич и принял участие в студенческих волнениях, своеобразной забастовке, закончившейся сожжением погон и шпаг перед академией у памятника Виллие.
Академию закрыли, а «бунтовщиков», в том числе Петра Андреевича, исключили без права поступления в другие учебные заведения, кроме Юрьевского университета.
Однако волнения студентов академии не прошли незамеченными. Вопрос о них разбирался в Государственной думе. Правительство вынуждено было пойти на кое-какие внешние уступки. И академия продолжала существовать «под особым его императорского величества покровительством». Студентов приравняли к пажам, ввели вензеля... Это «покровительство» означало особый досмотр за каждым студентом.
Петр Андреевич был на четвертом курсе, когда началась война 1914 года. Ему посчастливилось: начал работать на кафедре профессора Шевкуненко, а затем в Николаевском госпитале у хорошего хирурга Александра Ефимовича Кожина.
— И всё же стыдно было: все братья на
фронте, а я в тылу, — объясняет Петр Ан-
дреевич. — Вот однажды Александр Ефимо-
вич и предложил: «Хочешь на войну?» Посоветовался с отцом, согласился. Мать со слезами образок казанской божьей матери на шею надела... Попал в санитарный поезд великой княгини Марии Павловны-старшей...
Петр Андреевич умолкает, достает из портсигара папиросу, закуривает. Курит он по-своему, по-особенному: затянется, помедлит, стряхнет пепел, отложит папиросу, поговорит, и снова прикуривает.
— Не понравился мне этот поезд, — продолжает Петр Андреевич. — Все эти великие особы только мешали работе. Порядка не было.
Тут следует сказать о манере Петра Андреевича вести рассказ. Он часто отвлекается, вспомнит о ком-то и начнет изображать его. Закончит обязательно словами: «Милейший человек был». У него, как я заметил, почти все «милейшие». Увлекаясь, он вспоминает детали, какие-то мелочи, а потом, будто спохватившись, предупреждает: «Вы об этом не пишите», — и даже пригрозит: «А го рассказывать не буду». И еще он с удовольствием подтрунивает над собой, вернее, Над тем, каким был в юности.
— Кончилось мое знакомство с царственными особами тем, — продолжал он, — что меня вызвали в академию. Это уж Александр Ефимович постарался. Чему я был, конечно, рад. Через год выпустили зауряд-врачом первого разряда. Сам Иван Петрович Павлов
напутственную речь перед нами держал. Началась моя вторая фронтовая жизнь. Попал на Юго-Западный фронт, под Перемышль, в лазарет...
Предо мной встают картины того времени. Устойчивый фронт. Скука. Тоска. От скуки офицеры скачки устраивали. На этих скачках нередко Петр Андреевич отличался.
— Лошадь, знаете, у меня хорошая была. И вообще я с лихими наклонностями был, — с иронической усмешкой говорит он. — Откуда что бралось? Из-за этой лихости чуть не погиб. Угораздило меня попроситься в эскадрон разведки. Товарищ пригласил, и мне как-то неловко было отказаться. А поездка не на пикник, а в тыл к врагу была... Кончилось, однако, всё тем, что я героем возвратился, Владимира четвертой степени получил. — Он машет рукой, чтобы я не писал. — Какой я герой. Просто так вышло. Кобыла моя взбесилась и рванула в сторону, а за ней остальные кони помчались. И получилось, что мы ловко обошли противника, вернулись с малыми потерями. Нет, нет, вы, пожалуйста, не пишите этого, а то рассказывать не буду...
Беседа закончилась неожиданно. Петр Андреевич посмотрел на часы, извинился и заспешил.
ЧЕТВЕРТАЯ ВСТРЕЧА
П |
етр Андреевич читает. Он в пенсне, отчего лицо его кажется строгим и чуточку сердитым. Дверь не закрыта, и к профессору идут сотрудники. Один из разговоров мне запомнился. Врач просит Петра Андреевича поговорить с матерью больного ребенка.
— Мальчик не подлежит госпитализации, но она очень хотела бы с вами встретиться...
— Да, да, пожалуйста, — тотчас отзывает-
ся Петр Андреевич. — Только у меня эта не
деля, знаете, насыщена до предела, давайте
в понедельник. И еще просьба: придет один
товарищ, ему какой-то умник сказал, что у
него рак легкого, надо будет разубедить че-
ловека. Так вы уж, пожалуйста, направьте
его ко мне.
Я очень хочу, чтобы все поняли, что означает этот короткий разговор. Два случая — это две жизни. Мать обеспокоена состоянием
сына, она страдает, не спит ночей, ей кажется, что если мальчика оперировать, он будет спасен, а упустишь дорогие дни — ребенок погибнет. Врач, наверное, убеждал ее не волноваться. Но мамы народ несговорчивый, особенно когда речь идет о здоровье детей. Петр Андреевич понял, что с этой женщиной необходимо побеседовать самому.
Появляется еще один врач и сообщает о тяжелом состоянии ребенка, которого оперировали вчера. Петр Андреевич выслушивает внимательно, внешне спокойно, и лишь по тому, как изменился голос — стал глуше и печальнее, — понимаю: известие волнует его.
— Трудная у нас клиника, — произносит
он, когда мы снова остаемся одни. — Они (он
имеет в виду ушедшего врача) иной раз тут
по трое-четверо суток проводят... Так на чем
мы в прошлый раз остановились? — спраши-
вает он, помолчав.
— На том, как вы стали героем.
Петр Андреевич грустно улыбается.
— Н-да, героем... Кончился этот поход, и
я получил Владимира четвертой степени и
контузию впридачу. По излечении в лазарет
пошел, где мне и положено было быть со
гласно назначению. Между прочим, с лазаре-
том этим связаны у меня два знаменатель
ных воспоминания: первая печатная работа
и фронтовое знакомство с профессором Оп-
пелем. С работой так получилось... Тогда не
то что теперь — ясных взглядов и установок
на многие положения не было. Например, оперировать ли раненных в живот? Одни говорили, что нужно оперировать, другие утверждали, что смертность у оперированных выше, чем у неоперированных. Как быть? Человек я был активный, да и до сих пор остался таким... — Он закуривает, затягивается, стряхивает пепел и откладывает папиросу. — Начал оперировать. Понаблюдал, и оказалось, что после операции умирает меньше, чем без операции. Вот об этом я и написал свою первую статью в газету «Русский врач». Вернули мне статью через некоторое время, всю исчерканную, редактор все иностранные слова красными чернилами на русские переправил. А я-то старался как можно умнее, научнее сказать... Пока переписывал я эту статью, перепечатывал, время прошло. Но нет, не пропала статья. Уже в восемнадцатом году увидел ее в журнале «Научная медицина».
Затем он рассказывает о фронтовом знакомстве с Владимиром Андреевичем Оппе-лем, у которого несколько позже довелось ему начинать свою врачебную службу в академии.
Профессор Оппель, приехав на фронт, инспектировал медицинские учреждения. Заглянул он и в лазарет доктора Куприянова. А там на столе в прихожей лежала брошюра профессора — «Руководство для молодых врачей». А на брошюрке той были пометки,
Сделанные рукой Петра Андреевича: «Сам бы попробовал», «Ерунда на постном масле».
— Дело в том, как мне казалось, — замечает Петр Андреевич, — что профессор Оппель в полку не бывал и не знал сложившихся тогда очень трудных условий работы
врача в полку.
Конечно, рассвирепел профессор, отчитал молодого врача...
— Что хорошо, знаете, — говорит Петр Андреевич, — это то, что позже, сколько я с ним ни встречался, Оппель никогда не вспоминал об этом случае.
— Учителя у меня хорошие были, — задумчиво произносит он.
Под руководством Оппеля, Федорова и, главным образом, профессора Шевкуненко Петр Андреевич подготовил докторскую диссертацию «Хирургическая анатомия наружного основания черепа».
— Чтобы вас немного развлечь, — говорит он, — поведаю о таком факте. Защита прошла хорошо. Но один из оппонентов, а именно Владимир Андреевич Оппель, кстати, блестящий оратор, придрался ко мне и горячо
разносил за одно только слово. У меня было написано по-латыни «базис». Вы же, говорит, в классической гимназии учились. Как же вы пишете «базис», если надо писать „базеос"?». А я как раз хорошо знал, что надо писать именно «базис». Говорю ему: «Я прав». «Это надо доказать, молодой чело-
век». Наутро беру необходимые книги, иду к Оппелю, доказываю. «Собрать всех!» — распорядился он. Явились ассистенты и врачи. «Слышали, я вчера выступал? — спрашивает их Оппель. — Так я был не прав. Он прав. Всё. Можно разойтись!»
Еще один случай. Речь пойдет о профессоре Шевкуненко. У него, оказывается, была привычка обрывать свою лекцию буквально на полуслове и предлагать: «Доктор Куприянов, продолжайте». Такая странная манера имела одно положительное качество: заставляла ассистентов всё время быть, что называется, в состоянии мобилизационной готовности.
— И сейчас эти качества мне помогают, — замечает Петр Андреевич.
Мы идем длинными коридорами. Петр Андреевич то и дело раскланивается с больными, нянечками, сестрами, врачами.
Он очень торопится. А при выходе из клиники его встречает женщина с заплаканными глазами. С первых же слов их разговора я понимаю: это мать умирающего ребенка.
Петр Андреевич успокаивает ее. Проходит десять — пятнадцать минут. Профессора ждет машина, но он не уезжает до тех пор, пока на щеках у матери не высыхают слёзы.
ПЯТАЯ ВСТРЕЧА
В |
стретились в новом году. В клинике еще висят игрушки, бумажные цветы, разноцветные шары. В детском отделении стоит красавица елка.
Кажется, ничего необычного: все дети -в Новый год получают свою елку. Но здесь елка имеет особое значение. Она — сильно действующее, надежное лекарство. Для тех, кто уже оперирован, — это трамплинчик к жизни, к ее радостям и развлечениям, для тех, кто ожидает операции, — огромный заряд бодрости и силы. Я вижу счастливые глаза детей, отражающие яркие елочные огоньки, улыбки на бледных личиках.
Елку сделали работники клиники, на свои деньги, своими заботливыми руками.
Говорят, профессор — главный Дед Мороз новогодней елки. Петр Андреевич отрицает это. Он сегодня вообще многое отрицает. Беседовать с ним сложно.
Я поражаюсь его энергии, молодости, бод-
рости духа. Весь он какой-то новый в новом году. А вот рассказ ведет скупо, то и дело произносит: «Я тут ни при чем», «Я не считаю себя подготовленным для этого дела», «Люди молодцами были» и т. д.
А речь идет о событиях сложных, интересных и трудных — о финской и Великой Отечественной войнах, в которых полностью раскрылся организаторский, хирургический и человеческий талант Петра Андреевича.
Должен подчеркнуть, что, отрицая свою ведущую роль в каком-нибудь деле, Петр Андреевич совсем не рисуется передо мной, не кокетничает, он действительно так считает.
Во время войны с Финляндией зимой 1939/40 года П. А. Куприянова назначили главным хирургом округа и фронта.
Послушать Петра Андреевича, так всё было просто: врачи хорошо работали, раненые своевременно выносились с поля боя, жизнь их чудом спасалась. И он тут ни при чем...
На самом деле очень даже при чем был тут профессор Куприянов.
Теперь уже можно сказать, что в те годы медицинская служба была не очень хорошо подготовлена к военным действиям. Не было ни опыта войны, ни опытных кадров.
Дело осложнялось еще и тем, что войну пришлось вести в тяжелых северных зимних условиях, что означало практически для врачей — оперативность, оперативность и ещё
раз оперативность. От быстроты выноса раненых с поля боя зависела жизнь человека, малейшая задержка приводила к тяжелым последствиям, к обморожениям. Петру Андреевичу приходилось многому учить врачей.
Знания, накопленные медицинской службой в дни войны с Финляндией, были затем обобщены в специальных книгах, принесших немалую пользу в подготовке медицинских кадров.
— С этого времени, — говорит Петр Андреевич, — я вошел в военное дело прочно...
Отечественная война привела его на пост главного хирурга Северного, а позже Ленинградского фронта. Снова родной Ленинград, снова знакомые места, сделавшиеся фронтом и тылом.
Задача была ясной и в то же время невероятно сложной: возвращать людям, покалеченным войной, жизнь, поднимать раненых на ноги.
Опыта работы медицинской службы в осажденном и блокированном городе не было. Профессору Куприянову пришлось накапливать этот опыт.
Были, например, организованы специализированные госпитали для раненных в кисть, в стопу. Были найдены специалисты этого тонкого дела. В результате многие раненые избежали инвалидности, встали в строй раньше, чем бывало, когда их лечили в обычных госпиталях,
— Правда, врачи, работавшие в этих гос-
питалях, потом, после войны, наверное, ру-
гали меня, но мне даже не икалось, — шутит
Петр Андреевич. — Они, конечно, вынужде-
ны были после войны идти на усовершенст-
вование, так как слишком узка была для
мирных дней их специализация, зато тысячи
людей им благодарны...
Нужна была кровь для переливания, для спасения жизни раненых. Много крови. Где было взять ее? От кого? От голодных людей, получавших 125 граммов хлеба в сутки? И главный хирург выхлопотал для доноров огромный по тем блокадным временам паек. Граждан Ленинграда, желающих сдавать свою кровь, месяц кормили бесплатно, месяц выхаживали, фактически спасали от голодной смерти для того, чтобы их кровь спасла в свою очередь тысячи воинов.
Блокада! Она всем ленинградцам хорошо известна, — холод, голод, темень, обстрелы и бомбежки. И в это время хирурги, получавшие такой же паек, как все граждане, должны были часами, сутками не отходить от операционного стола.
В этой же обстановке блокады работал и главный хирург фронта. Профессор Куприянов не только организовывал госпитали, ездил и ходил по фронту, инструктировал врачей, помогал им, но и сам оперировал по нескольку часов в сутки.
— Уж такая наша планида, — говорит
Петр Андреевич. — Если вы не' оперируете, значит, вы не хирург. И если вы в госпитале или в медсанбате не известны как хирург, вас и уважать не станут.
Многое пришлось испытать главному хирургу: и по-пластунски ползать под пулями, и в кювете лежать, скрываясь от осколков, и в самолете летать в зоне зенитного огня.
— Самое страшное, — вспоминает Петр Андреевич, — некоторые люди духом падали, опускались. Приедешь в иной госпиталь — главный хирург небритый, немытый... Ну и, конечно, воздействуешь... Да и сам подтягиваешься.
Он говорит это спокойно, а я хорошо представляю, что означало в те блокадные страшные дни ободрять людей, показывать личный пример. Нужна была колоссальная выдержка, огромная вера в жизнь и незаурядная воля. У профессора Куприянова к этим качествам прибавлялось еще одно: любовь к людям.
Сам он жил в подвале Инженерного замка. Часто, сберегая горючее для поездки по фронту, ставил машину на прикол и в городе из госпиталя в госпиталь ходил пешком.
Ко всему сказанному следует еще добавить, что в самые трудные дни блокады Петр Андреевич не прекращал преподавательской работы, читал лекции в Первом медицинском институте. Во время лекций почти каждый раз артиллерийский обстрел начинался, но
ни профессор, ни студенты не бежали в укрытие.
— Что они усваивали в те минуты, не
знаю, — говорит Петр Андреевич о студен-
тах, — но сидели спокойно... Ах, какое это
геройство, — отмахивается он. — Вот вам по
ведение хирургов, это да! — И начинает рас-
сказывать о своих товарищах.
Удивительнее всего, что в дни блокады под руководством и при самом ближайшем участии профессора Куприянова врачи вели большую научную работу. Выпустили «Труды ФЭП-50». Да еще тринадцать томов «Атласа ранений» вышло.
— Это труды голодных людей, художни-
ков, — объясняет Петр Андреевич. — Они в
госпиталях работали санитарами, мы их под-
кармливали, а они рисовали... Всё было. Да
же диссертации защищали. Вот какие люди
были!..
Как всегда Куприянов спешит.
— На днях в «Литературной газете» чи-
тал статью о свободном времени. Для меня
это — мечта, — шутливо замечает он.
ШЕСТАЯ ВСТРЕЧА
М |
ы уже привыкли друг к другу п могли разговаривать свободно на любую тему. Поэтому я, поздоровавшись, прямо приступаю к делу:
— Теперь расскажите, Петр Андреевич, о
том, как вы стали хирургом. Именно об этом.
Как вы стали врачом, я знаю. Видел вашу
отличную работу, но как вы дошли...