Развитие потребностей как средство реализации смысла жизни




 

Понимание смысла человеческой жизни как процесса выявления, развития и реализации индивидуальности высвечивает проблему человеческих потребностей в новом ракурсе. Он показывает важность и необходимость совершенствования потребностей для обретения и реализации смысла жизни индивида. Более того, иного пути постижения смысла жизни и его освоения на практике как через развитие и все более полное удовлетворение потребностей нет.

Действительно, ведь индивидуальность человека проявляется в задатках, способностях, талантах, которые находят свое внешнее выражение в потребностях и разнообразных формах их осмысления - в интересах, желаниях, капризах, причудах и т.п. Именно природные задатки и способности лежат в основе всех побудителей человеческой деятельности.

У человека возникает потребность в чем-то или желание что-то делать только тогда, когда он к этому предрасположен. Предрасположенность эта и есть форма первичного проявления, выражения задатков, способностей, талантов. Первоначально предрасположенность не осознается, она действует как побудитель индивидуальной деятельности на неосознаваемом уровне. И когда она находит какое-то первичное внешнее выражение (например, в удачном рисунке или спортивном прыжке, в отлично и быстро сделанной работе и т.д.), то происходит осознание подобно вспышке молнии. Ранее никто, в том числе и сам индивид не подозревал в себе такой способности. А тут вдруг она и проявилась.

Проявленная предрасположенность выступает поначалу в качестве чего-то случайного, неглубокого (например, каприза, прихоти, интуитивного действия, деятельности из-за стечения обстоятельств и т.п.). Затем она укореняется и, приобретая необходимый характер, превращается в потребность как объективный побудитель человеческой деятельности. Далее потребность осознается и, сохраняя свое самостоятельное существование, приобретает субъективные формы выражения - интересы и всевозможные мотивы.

Предрасположенность индивида к различным видам деятельности связана непосредственно со способностями, задатками, талантами А они, в свою очередь, являются показателями индивидуальности Поэтому внешнее выражение предрасположенностей есть не только образование и реализация потребностей, но и в то же время формирование и проявление индивидуальности. Таким образом, динамика возникновения, проявления индивидуальности и потребностей оказывается единой. Один и тот же процесс имеет две стороны: складывание, проявление, развитие потребностей и реализацию индивидуальности и нельзя сказать, что одна из этих сторон первична, а другая вторична. Они выступают равноправными, равнозначными для развития индивида сторонами.

Вместе с тем, они являются и равно необходимыми друг для друга. В самом деле, невозможна динамика человеческих потребностей (их возникновение, проявление, развитие) без проявления и реализации индивидуальности. Но в то же время и осуществление индивидуальности человеком не может происходить иначе, как посредством проявления, удовлетворения и развития потребностей. Потребности, их динамика выступают единственным способом реализации индивидуальности человека, а следовательно, и способом реализации смысла жизни.

По закону возвышения потребности не остаются неизменными - как правило, они постоянно развиваются, совершенствуются. Это является основой, механизмом развития индивида. Между тем, как и всякое развитие, развитие человека происходит в соответствии с законом взаимной связи количественных и качественных изменений. Иначе говоря, постепенные количественные изменения при определенных условиях (при переходе за границу меры данного явления, а в нашем случае - состояния человека) приводят к скачку - качественному изменению явления, состояния человека и т.д.

Всякое качественное изменение в развитии индивида означает не просто смену состояния (например, был школьником, стал студентом; был студентом, стал специалистом; был холост, стал женат; был глупым, стал умным в решении житейских вопросов и т.п.). Это означает, вместе с тем, существенное изменение взглядов на жизнь, ее ценности, перспективы и смысл. То есть поиск смысла жизни - это, с одной стороны, не вечные искания, в которых индивид никогда не находит опоры в жизни, а, с другой стороны, и не нечто устойчивое, что находит индивид в молодости и живет с этим всю жизнь. Смысл жизни, к которому стремится каждый индивид - это процесс не только постоянных изменений, но и устойчивых находок, которые сменяются новыми поисками индивида и новыми находками.

В жизни каждого индивида наступают периоды переосмысления сути жизни человеческой вообще и своей собственной в частности. Конечной причиной, порождающей и сам процесс поиска смысла жизни, и переосмысления смысла жизни, является, таким образом, развитие потребностей.

Выход индивида на всякий новый, более высокий уровень развития потребностей расширяет его кругозор, меняет его мировоззрение и вместе с ним понимание смысла как человеческой жизни вообще, так и своей собственной в частности

В свою очередь всякое новое понимание смысла человеческого существования оказывает воздействие на всю систему потребностей и интересов индивида. Переоценка ценностей в связи с изменением взглядов на смысл жизни ведет к тому, что у индивида одни потребности и интересы возникают, другие пропадают, а третьи отходят на задний план.

Такое динамическое взаимодействие развивающихся потребностей и понимания смысла жизни образует одну из важных, стержневых линий жизнедеятельности индивида.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: