Роман-эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова




Человек на войне

Роман-эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого

Роман-эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова

Сопоставление произведений:

В чем можно сравнить:
Изображение войны без прикрас, создание картины суровых военных будней, несущих людям кровь, смерть, страдания; глубокое осмысление писателями войны как народной трагедии.

· Сцены пожара и сдачи Смоленска. Картина похода перед Шенграбенским сражением: «По краям дороги видны были беспрестанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то сломанные повозки… Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры, бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались криками груди». Сцены отступления русских войск в романе.

· Эпизод с казаком Крюковым, спасающим Иванкова. Картины взаимного убийства на фронтах Первой мировой войны: «Озверев от страха, казаки и немцы кололи и рубили по чем попало: по спинам, по рукам, по лошадям и оружию». Сцена казни Подтёлкова и его отряда. Картина истязания коммунистов Сердобского полка. Сцена сжигания Мишкой Кошевым купеческих и поповских домов и убийство им деда Гришаки.

В чем можно сравнить:
Влияние войны на человеческую душу, психологизм писателей.

· Духовный кризис князя Андрея (честолюбивые мечты о «своем Тулоне», внезапное прозрение под небом Аустерлица). Осознание своего единства с солдатами своего полка во время Бородинской битвы. Смертельное ранение Болконского и восприятие им идеи всепрощения. Использование автором внутренних монологов, пейзажей для передачи душевного состояния героев.

· Преодоление наивных представлений о войне Николаем Ростовым (от праздника – к безжалостной кровавой бойне, нравственное возмужание героя, обретение им жизненного опыта).

· Чувства Пети Ростова, тягостное переживание им первого совершенного убийства, смерть героя.

· Душевный надлом Григория Мелехова (сцена убийства героем австрийца), от трагедийного переживания первого совершенного убийства – к душевной усталости, огрубению сердца, жесткости («ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны»). Использование Шолоховым портретных деталей, диалогов, авторских комментариев для передачи внутреннего состояния героя.

В чем можно сравнить:
Война как проверка человечности героев.

· В минуты смертельной опасности проявляется подлинная сущность характеров. Так, Пьер Безухов спасает маленькую девочку во время пожара, защищает красавицу армянку от нападения мародеров. Андрей Болконский защищает незнакомую ему женщину, лекарскую жену, от грубости обозного офицера, требует пропустить ее повозку.

· Григорий Мелехов, спасая от казаков польку Франю, вступает в бой с целым взводом. Контуженный, герой выносит с поля боя раненого офицера. В Восточной Пруссии, под городом Столыпиным, Мелехов спасает от гибели Степана Астахова, своего заклятого врага.

В чем можно сравнить:
Гуманизм писателей, осуждение, неприятие войны, использование приема антитезы в изображении войны и ценностей мирной жизни (труда, семейных радостей и красоты природы).

· Мысль Толстого о великом противостоянии войны и мира. «В этот двадцатилетний период времени огромное количество полей не паханы; дома сожжены; торговля переменяет направление, миллионы людей беднеют, богатеют, переселяются, и миллионы людей-христиан, исповедующих законы любви ближнего, убивают друг друга». Сцена Бородинского сражения противопоставлена картине природы.

· Военным эпизодам Толстой противопоставляет картины мирной семейной жизни своих любимых героев. Таковы сцена охоты, сцены пляски Наташи, приезд домой в отпуск Николая Ростова и Денисова, их жизнь семье Ростовых.

· Горестны раздумья Шолохова о влиянии войны на ход мирной жизни, на природу и матушку Землю: «По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали местечки, деревни, городки… В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья — в рваных ранах и кровоточат худой древесной кровью», «вызревшие хлеба топтала конница», «хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды».

· Создание писателем образов и картин природы, противопоставленных бессмысленной и кровавой людской бойне. Изображение степи, над которой «высоко, под кучевым гребнем, плыл орел». Картина природы, которая предстает перед глазами Ивана Алексеевича Котлярова в его смертный час: «вставшие вдали отроги меловых гор, а над ними, над текучим стременем гребнистого Дона, в неохватной величавой синеве небес, в недоступнейшей вышине — облачко». Деревянная часовенка, установленная на могиле красноармейцы Валета и будящая в людях «невнятную тоску», привлекает стрепетов, которые бились возле нее, бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение». И тут же, возле этой часовни, положила самка стрепетов девять дымчато-синих яиц. Так противопоставляет писатель жизнь и любовь войне и смерти.

 

Роман-эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого

Роман-эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова

Сопоставление произведений:

В чем можно сравнить:
Испытание героя войной. Война как экзамен на нравственную прочность.

· Война готовит героям испытание на нравственную прочность и душевную стойкость. Таким экзаменам для Пьера Безухова становится французский плен, когда он терпит насмешки окружающих, допросы французов, участвует в военном суде. Ситуация становится для героя невыносимой. В душе его как будто выдернули «пружину, на которой все держалось». «В нем уничтожилась … вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога… Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, — сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах… Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти». И тогда Пьер обращается к философии Платона Каратаева, обретая возможность духовного самосохранения. А вскоре он спасается из плена. Все эти сны раскрывают душевную стойкость героя, вынесшего все испытания, но не сломавшегося, сохранившего в своей душе веру в добро, возможность обретения счастья, способность к любви. Таким образом, великая эпоха у Толстого пробуждает к жизни богатый внутренний потенциал героя.

· Через труднейшие испытания проводит своего героя Шолохов в рассказе «Судьба человека». Андрей Соколов во время войны теряет всю свою семью — любимую жену, детей. Так же, как и Пьер Безухов, проходит он через вражеский плен, дважды убегает из него. Шолохов раскрывает всю силу духа этого героя, его смелость, отвагу во время встречи с комендантом Мюллером. Однако все испытания не сломали этого человека. В душе его нет места злобе, ненависти и разочарованию. Великая душевная сила помогает герою Шолохова выстоять в немыслимых испытаниях, обрести радости в жизни — любовь маленького Ванюшки, которого он усыновляет.

В чем можно сравнить:
Подлинный герой войны — простой русский солдат.

· Толстой в своем романе противопоставляет патриотизм истинный и ложный. Карьеризму штабных офицеров, их мыслям о наградах писатель противопоставляет поведение простых русских людей. Таковы в романе Капитан тушин и капитан Тимохин, ротмистр Василий Денисов, крестьянин Тихон Щербатый, старостиха Василиса. Подлинный герой войны у Толстого — простой русский солдат. В грандиозной эпопее писатель обозначает национальные черты русского народа: смелость, находчивость, отвагу, душевную стойкость, отзывчивость.

· Простой русский солдат в центре сюжета в рассказе Шолохова. И на войне, и в мирной жизни Андрей Соколов следует единому принципу: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Любовь к Родине, душевная стойкость и терпение, смекалка и находчивость, смелость и отвага, великодушие и благородство — все эти черты свойственны герою Шолохова. В этом образе писатель воплотил русский национальный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: