Шахматы – инструмент развития интеллекта у детей




 

«Действие в уме – рождается в игре»Юрий Разуваев, гроссмейстер, заслуженный тренер России

Интеллект — способность мозга так мобилизовать на эвристическом уровне свою работу, чтобы использовать собственный массив информации с максимальной эффективностью. Процесс поиска решений происходит на подсознательном (интуитивном) уровне и волевому управлению практически не поддается. То- есть, при достаточно высоком уровне интеллекта человек способен принимать на интуитивном уровне оптимальные решения и находить ответы на "трудные" вопросы даже при весьма ограниченном объеме знаний. Иными словами, интеллект — это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве. А по - простому интеллект - это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям радость творчества, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Игра в шахматы это идеальная модель для развития умственных способностей у детей, таких как:

Ø ориентироваться на плоскости;

Ø умение анализировать;

Ø делать заключения (выводы);

Ø логически мыслить;

Ø пространственное воображение;

Ø эвристические способности (способности действовать в уме);

Ø умение планировать;

Ø решать проблемы;

Ø абстрактно мыслить;

Ø понимать сложные идеи и т.д.

Ориентирование на плоскости: Игра происходит на шахматной доске (рис.1), состоящей из 64 клеток, 32-темного цвета, 32 – светлого цвета, а также на доске есть линии: горизонтали, вертикали, диагонали. Клетки называются полями, у каждого поля есть свое название – используются буквы латинского алфавита и цифры. В начальной позиции у каждой фигуры свое поле, ходы фигур подчинены линиям.

Рис. 1. Шахматная доска

Ребенок, получив эту информацию, запоминает и начинает правильно расставлять фигуры, учится делать ходы фигурами на доске, используя полученные знания и таким образом, получает понятия горизонтали, вертикали, диагонали, центра. Дети, ориентирующиеся на шахматной доске, лучше ориентируются на улицах большого города.

Умение анализировать и делать выводы: В процессе игры возникают позиции, где прежде, чем сделать ход, ребенок должен позицию проанализировать: есть ли угрозы его фигурам, особенно королю, увидеть недостатки в своей позиции и в позиции противника. Ходов много, нужно научиться выбрать лучший.

Умению планировать: чтобы поставить мат двумя ладьями одинокому королю нужно владеть техникой «линейного мата», где заложен план действий, владея техникой ставить мат в любой позиции, ребенок интуитивно составляет план действий для своей позиции и таким образом достигает конечный результат.

Решать проблемы: отразить атаку неприятеля это проблема и ее надо решать и здесь ребенок начинает искать выход из ситуации, используя знания, полученные во время занятий

В каждой позиции нужно правильно ответить (рис.2): Как лучше избавиться от шаха? В голове у ребенка начинается работа: Шах это нападение на короля неприятельской фигуры и он глазами ищет этот шах, зная как избавиться от шаха: уйти, срубить, закрыться, ребенок глазами ищет, что можно сделать на шахматной доске, сравнивает и если это несколько вариантов, выбирает лучший ход. В голове у него происходит мыслительная деятельность, которая в результате превращается в сделанный ход.

Рис. 2. Варианты позиций

Логически мыслить и уметь доказывать свои действия: мат или не мат (т.е. просто шах) (рис.3).

Ребенок внутри начинает прокручивать информацию полученную на занятии: «мат это шах от которого нельзя избавиться: нельзя уйти королем, нельзя закрыться, нельзя срубить фигуру, которая дала шах». Ход его мысли следующий: первое - найти шах, второе - в позиции рассмотреть все формы защиты, и если никакая форма защиты не избавляет от мата, то ребенок делает вывод для себя, что это мат. Вначале, ребенок отвечает спонтанно, неправильно, не включая логику, но постепенно эта работа в голове начинает происходить и он начинает понимать то, что он делает. Таким образом, развивается логика, и имея базу знаний, с помощью которых можно аргументировать, ребенок учится доказывать.

Пространственное воображение: в шахматах правило «тронул – ходи», поэтому, прежде чем сделать ход его нужно мысленно в голове «прокрутить», используя пространственное воображение представить получившуюся позицию и оценить ее. В начале это очень тяжело, но начав играть, дети постепенно, делая простые упражнения, переходят к более сложным, не трогая фигур, ставят мат в один ход, в два хода, в три хода и т.д., прокручивают в голове несколько вариантов ответа и уже без этого не могут. В результате они развивают пространственное воображение.

Вывод: На простейших примерах мы убедились, что «прокручивать» в голове за несколько ходов вперед с учетом ответов противника, делать выводы, анализировать, уметь доказывать, искать выход из сложной ситуации вначале очень сложно, мозг ребенка не привык это делать, но дети в процессе игры постепенно начинают это делать. В результате, играя в шахматы, дети развивают логическое мышление, пространственное воображение, способности самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы и т.д.Чем больше дети изучают и играют в шахматы, тем лучше начинают понимать их, открывают все новые грани этой древней игры. Во время игры развивается их мыслительная деятельность т.к. она постоянно присутствует. Интеллект - это способность человека к поиску, восприятию, анализу, систематизации и эффективному использованию информации для достижения поставленной цели. Все эти способности эффективно развиваются во время игры в шахматы. Еще вначале XX века Чарльз Спирман, психолог, профессор лондонского университета, сказал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, т.е. что, все интеллектуальные способности статистически связаны. Таким образом, шахматы являются инструментом для интеллектуального развития подрастающего поколения, способного решать сложнейшие задачи в век информационных технологий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: