ОХРАНА ТРУДА
Группа 78 (автомеханик)
Марта 2020 г.
Тема: Общие требования безопасности к территориям, зданиям и помещениям предприятий автомобильного транспорта.
Цель занятия: познакомиться с общими требованиями безопасности к территориям, зданиям и помещениям предприятий автомобильного транспорта.
Продолжительность: 1 час
Краткие теоретические сведения:
Территория
Территория АТП должна примыкать к дороге общего пользования или к проезду или сообщаться с ними автомобильными дорогами. Она должна быть ограждена забором высотой не менее 1,6 м и освещаться в ночное время источниками искусственного света.
Для въезда (выезда) автомобилей должны быть устроены ворота. Если АТП имеет более 10 постов техобслуживания автомобилей или на предприятии предусмотрено хранение более 50 автомобилей, то в этом случае должно быть не менее двух ворот. У ворот должны быть установлены предупредительная надпись «Берегись автомобиля» и схема движения автомобилей по территории, освещаемые в ночное время. Ворота должны снабжаться фиксаторами открытого положения и запорами. Для прохода людей на территорию в непосредственной близости от ворот необходимо устраивать калитку (дверь).
Территория АТП должна содержаться в чистоте и порядке. Мусор, производственные отходы, негодные запасные части должны регулярно убираться. Для хранения различных материалов (утильных автомобильных шин, металлолома) должны быть отведены специальные площадки.
Территорию оборудуют водоотводами и водостоками. Люки водостоков и прочих подземных сооружений должны быть закрытыми. В целях уменьшения запыленности и снижения уровня шума свободные участки территории озеленяют. В летнее время озелененные участки могут служить местом отдыха.
Подъездные пути, проезды для транспортных средств, проходы для людей должны иметь твердое покрытие (асфальт, клинкер, булыжник и т. д.). Места пересечения их с канавами, траншеями и железнодорожными путями должны перекрываться настилами и переходными мостиками шириной не менее 1 м и быть оборудованы перилами высотой не менее 0,9 м. При земляных работах на территории АТП в целях безопасности траншеи и ямы необходимо ограждать. Проезды и проходы, примыкающие к производственным, административным и санитарно-бытовым помещениям, летом следует поливать, а зимой очищать от снега и в случае обледенения посыпать песком. Минимальная ширина проездов при двустороннем движении транспортных средств должна быть 6 м, при одностороннем 3,0 м. Пешеходные дорожки на АТП должны устраиваться с учетом наименьшего числа пересечений их с подъездными путями. Покрытие должно быть твердое, а ширина не менее 1 м.
Места для зимнего подогрева автомобилей должны иметь твердое покрытие и обеспечивать расстановку транспортных средств на подогрев с сохранением необходимого расстояния между ними и свободный их въезд. Открытые площадки для хранения автомобилей должны иметь ровное твердое покрытие с уклоном для стока воды. На площадках должна быть разметка, выполненная несмываемой краской или другим способом, определяющая места стоянок автомобилей и проезды. В зоне высоковольтных линий устраивать стоянки автомобилей и складировать материалы запрещается. В местах хранения автомобилей не допускается заправлять их топливом, сливать топливо из баков и масла из картера. В районах с температурой воздуха в зимний период ниже — 15 °С открытые площадки для хранения автомобилей должны оборудоваться средствами, облегчающими пуск двигателя в холодный период года.
Производственные помещения
Производственные помещения АТП должны содержаться в чистоте. В них должны регулярно проводить влажную уборку, очистку пола от следов масел, грязи и воды.
Полы должны быть ровными и прочными, иметь покрытие с гладкой, но не скользкой поверхностью, удобной для очистки. В местах использования кислот, щелочей, нефтепродуктов полы должны изготовляться из материалов, устойчивых к воздействию этих веществ и не поглощать их. На постах мойки полы должны быть водонепроницаемыми, а в помещениях для хранения автомобилей — твердыми, ровными и иметь уклон в сторону трапов и лотков не менее 1%.
Участки работ, на которых в соответствии с технологией происходит выделение вредных веществ, избытка тепла, появляется шум, должны располагаться в отдельных помещениях, изолированных от других помещений стенами.
Для аккумуляторных работ необходимо предусматривать два помещения: одно для ремонта, другое для зарядки аккумуляторов. От других производств эти помещения должны быть изолированы. Вход в аккумуляторные помещения должен быть оборудован тамбуром. Двери должны открываться наружу.
Посты мойки автомобилей отделяют от других постов стенами или перегородками с пароизоляцией и водоустойчивым покрытием. Площадки для мойки автомобилей должны иметь уклон не менее 2% в сторону приемных колодцев и лотков, расположение которых должно исключать попадание сточных вод на территорию АТП.
Осмотровые канавы и эстакады (за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами) должны иметь направляющие предохранительные реборды. Размеры канав определяют в зависимости от конструкции обслуживаемых автомобилей и применяемого технологического оборудования.
В целях обеспечения пожарной безопасности, электробезопасности и соблюдения чистоты канавы, соединяющие их траншеи и тоннели, ведущие в них лестницы должны быть несгораемыми и защищенными от сырости и грунтовых вод. Стены их должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов, а пол при наличии трапов — иметь уклон 2% в сторону трапа. На полу должны устанавливаться прочные деревянные решетки.
Параллельно расположенные тупиковые осмотровые канавы соединяют тоннелями или траншеями. Входить в канаву прямоточного типа и выходить из нее следует через тоннель. Разрешается также пользоваться для этих целей передвижными лестницами с площадками, которые служат одновременно и переходными мостиками.
Ширина траншей и тоннелей для прохода должна быть не менее I м, а высота тоннеля от пола до низа выступающих частей перекрытия 1,8 м. Траншеи и выходы из них должны быть ограждены металлическими перилами высотой не менее 0,9 м.
Выход в помещение из траншей и тоннелей должен быть оборудован ступенчатой лестницей шириной не менее 0,7 м. При числе машино-мест 5 и менее устраивают один выход, более 5 — дополнительно по одному выходу на каждые 10 автомобилей. Лестницы из рабочих канав, траншей и тоннелей необходимо устраивать вне путей движения автомобилей.
Выход в помещение из одиночной тупиковой канавы со ступенчатой лестницей шириной 0,7 м должен быть со стороны, противоположной заезду автомобилей. Если канава имеет один выход, то в ее стенах закрепляют скобы, что обеспечивает дополнительный запасный выход.
В местах перехода осмотровые канавы и траншеи должны быть оборудованы съемными переходными мостиками шириной не менее 0,8 м. При этом число мостиков должно соответствовать числу машино-мест минус единица.
При наличии рабочих мест и площадок на высоте 1 м и более над уровнем пола их следует ограждать перилами высотой не менее 0,9 м с одним промежуточным горизонтальным элементом и сплошной боковой обшивкой от пола на высоту не менее 0,1 м.
Помещения для хранения автомобилей должны быть изолированы от помещений, где выполняются работы, связанные с загрязнением воздушной среды взрывоопасными, горючими и опасными в пожарном отношении веществами (аккумуляторных, ацетилено-генераторных, вулканизационных, кузнечно-рессорных, сварочных, термических, медницко-радиаторных, деревообрабатывающих, обойных, окрасочных, регенерационных, помещений для хранения масла, обтирочных и легковоспламеняющихся материалов, котельной, технического обслуживания и ремонта автомобилей).
Вдоль стен, у которых устанавливают автомобили, должны быть колесоотбойные тротуары или барьеры. При расстановке автомобилей расстояния между ними и конструкциями здания должны соответствовать нормам (табл. 7).
Ширина проезда между автомобилями в помещениях для их хранения должна быть достаточной для свободного въезда автомобиля на свое место задним ходом за один маневр, а расстояние от границы проезда до автомобиля — не менее 0,5 м.
Для обеспечения быстрой и безопасной эвакуации автомобилей помещения для их хранения должны иметь непосредственные выезды наружу. Помещения, где хранятся автомобили, готовые к оперативному выезду (пожарные, аварийных служб, медицинской помощи), должны отапливаться.
Ворота из рабочих помещений должны открываться наружу