Коммуникации в современном политкультурном пространстве.




Литература:

Морозова О.Е. - "Мир человека и его речь";

Гойхман О.Я. и Надеина Т.М. - "Основы речевой коммуникации" (Москва 2008);

"Основы теории коммуникации" (Москва 2003г.);

Введенска Л.А., Павлова Г.Г., Кашаева Е.Ю. - "Русский язык. Культура речи. Деловое общение" (Москва 2012г.);

Введенская и Павлова - "Практическая риторика" (Москва 2012г.);

Голуб И.Б. - "Риторика: учитесь говорить правильно и красиво" (Москва 2012г.);

Зверева - "Я говою - меня слушают. Уроки практической риторики.";

Введенска и Черкасова - "Русский язык и культура речи" (Ростов на Дону 2004г.);

Ипполитова М.А. - "Русский язык и культура речи в вопросах и ответах" (Москва 2016г.);

Розенталь - "Справочник по русскому языку. Практическая стилистика";

Формановска и Акишина - "Русский речевой этикет";

Пивоварова - "Культура речи в таблицах и схемах";

Галь - "Слово живое и мертвое" (любое издание кроме 75 года);

Аннушкин В.И. - "История русской риторики"

Непряхин Н.Ю. - "Убеждай и побеждай. Секреты эффективной аргументации".

 

 

Речевая ситуация (контекст общения) - конкретные обстоятельства в которых происходит речевое взаимодействие. РС это исходный момент любого речевого действия.

 

Компоненты речевой ситуации:

- Участники общения (адресат и адресант, также могут участвовать 3 лица)

- Место и время общения: пространственно - временной контекст; местом определяется жанр общения; в зависимости от времени различаются канонические (время говорящего совпадает со врменем слушателя(общее поле зрения; адресат - конкретное лицо)) и неканонические (время говорящего может не совпадать со временем слущащих)

- Предмет общения - фрагмент реальности (подленный или вымышленный) о котором мы говорим.

- Цель(и) общения: целью общения называется результат, который хотят получить участники общения. Цели бывают двух видов: прямые и косвенные. Прямые - ближайшие цели. Косвенные - долговременные (скрыты в подтексте).

Разновидности прямых целей: передача или получение информации, выяснение позиций, поддержка мнения, обсуждение вопроса, развитие темы, разъяснение, критика (интеллектуальные); отношенчиские - поддержка, отталкивание, развитие или прекращение общения, просьба, побуждение к действию, воздействие на эмоциональное состояние.

- Обратная связь - реакция слушающего на то что мы говорим; реакция со стороны слушателя вызывает положительный фон общения.

 

Речевая ситуация помогает понять высказывание.

 

Речевое событие - условия общения + устная речь и её сопровождение. Речевое событие это речевое взаимодействие + речевая ситуация. Устная речь и её сопровждение это речевое дискурс и мимика.

 

Эффективность речевого взаимодействия - достижение адекватное восприятие сказанного и написанного.

 

5 факторов успешного речевого взаимдействия:

- Культура речи

- Цель - заинтересованность в обшении.

- Отношение - мотивирует выбор формы и стиля общения в зависимости от различий между участниками общения.

- Роль - говорящие выбирают определенную манеру поведения.

- Ситуация.

 

Для того чтобы общение было положительным необходим позитивный коммуникативный климат. Принципы организации речевого взаимодействия:

- Принцип последовательности (мы ожидаем реплику соответсвующего типа).

- Кооперации

- Вежливости Линч, в него входит ряд максимов: границ личной сферы, великодушия (нельзя доминировать в беседе, давить, создавать дискомфорт), одобрения (позитивности в оценке), скромности (в основе успешного общения лежит объективная самооценка), неопозиционности (нельзя уходить в конфронтацию и оппозицию), симпатии (благожелательности; неблагожелательность делает речевой акт невозможным).

- Предпочтительной структуры (характеризует согласие и несогласие форм выражения)

- Принцип кооперации (готовность к сотрудничеству; принцип кооперации выделил Грейс. Кооперации делятся на 4 категории: количество, качество, отношение, способ. Пастулаты категории количества: высказывание должно содержать не меньше информации чем нужно; не должно содержать информации больше чем нужно. Категория качества: старайся чтобы высказывание было истинным; не говори того что ты считаешь ложным; не говори того для чего у тебя нет достаточных оснований. Категория отношения: не отклоняйся от темы. Категория способа: выражайся ясно; избейгай непонятных выражений; избегай неоднозначности; будь краток; будь организован.

 

Перечисленные принципы, постулаты и максимы создают коммуникативный кодекс. Он регулирует поведение сторон в ходе речевого взаимодействия. Коммуникативная цель и речевое намерение формируют коммуникативный кодекс. Критерии: истинности (верность действительности) и ценности (верность себе).

 

Психологические принципы общения:

- Равной безопасности (предполагает не причинение вреда партнеру).

- Децентрической направленности (не причинение ущерба делу).

- Адекватности сказанного и воспринятого (не причинение ущерба сказанному, путем намеренного искажения смысла).

 

При любом общении следует искать точки соприкосновения.

Нельзя:

- Нетерпимость к чужому мнению

- Личные особенности: эгоизм, амбициозность

- Категоричность суждений

- Неспособность идти на компромисс

- Неспособность поступиться с собственными интересами

- Отсутствие здравого смысла

- Непонимание реальных процессов, происходщих в обществе

 

Законы коммуникации:

1. Суть не в том что сообщает отправитель, а в том что понимает получатель.

2. Если получатель неправильно толкует сообщение, то вина за это лежит на отправителе. Ответственность за точную коммуникацию лежит на отправителе.

 

Языковая личность.

Говорящий - языковая личность в процессе порождения речи.

Слушающий - языковая личность в процессе восприятия речи.

 

Аспекты языковой личности:

- Социо - лингвистический: пол, возраст, территориальный фактор, образование, собственносоциальный фактор

- Психо - лингвсистический (стратегия речевого поведения)

- Лингво - риторический (степень владения языком и отношение к нему): чистый пользователь, пользователь - эстет, профессионал аналитик.

- Психо - физиологический.

 

Культура речи.

Произвести впечатление на собеседника помогает знание культуры речи:

- знание норм языка

- исполнение, ориентированное на собеседника и демонстрирующее положительные качества говорящего

 

Критерии правильной речи. Коммуикативные качества речи.

- Правильность (нормативность) - следование нормам языка, а нормы языка это единые правила употребления языковых единиц. Свойственны литературному языку. Литературный язык - часть национального языка. Возникноение национального языка - середина 17 века.

- Коммуникативная целесообразнсоть

- Точность высказывания

- Логичность изложения (последовательность и связность)

- Ясность -

- Доступность

- Чистота

- Выразительность

- Богатство и разнообразие -

- Уместность

- Эстетичность

- Информативность -

- Краткость

- Полнота

 

Языковые нормы: жесткие, объективнные и обязательные. У нормы бывают варианты. Нормы обеспечивают целостность языковой системы. Они узаконены обычаем или традицией. Языковая номера двуаспектна, она стабильна и устойчива (этим обеспечивается понимание и приемственость), одновременно она изменчива. В языке могут действовать двойные нормы. В диахронии формируются варианты норм.

 

Структурные разновидности нормы:

Обязательные нормы:

- Акцентологические (нормы ударения)

- Орфоэрические (выбор звука)

- Словообразовательные (регулируют выбор частей слова)

- Грамматические:

- морфологического характера (выбор нормы слова)

- синтаксического характера (расположение слов в предложении)

 

Речевые нормы:

- логические

- лексические

- стилистические

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: