Литература:
Морозова О.Е. - "Мир человека и его речь";
Гойхман О.Я. и Надеина Т.М. - "Основы речевой коммуникации" (Москва 2008);
"Основы теории коммуникации" (Москва 2003г.);
Введенска Л.А., Павлова Г.Г., Кашаева Е.Ю. - "Русский язык. Культура речи. Деловое общение" (Москва 2012г.);
Введенская и Павлова - "Практическая риторика" (Москва 2012г.);
Голуб И.Б. - "Риторика: учитесь говорить правильно и красиво" (Москва 2012г.);
Зверева - "Я говою - меня слушают. Уроки практической риторики.";
Введенска и Черкасова - "Русский язык и культура речи" (Ростов на Дону 2004г.);
Ипполитова М.А. - "Русский язык и культура речи в вопросах и ответах" (Москва 2016г.);
Розенталь - "Справочник по русскому языку. Практическая стилистика";
Формановска и Акишина - "Русский речевой этикет";
Пивоварова - "Культура речи в таблицах и схемах";
Галь - "Слово живое и мертвое" (любое издание кроме 75 года);
Аннушкин В.И. - "История русской риторики"
Непряхин Н.Ю. - "Убеждай и побеждай. Секреты эффективной аргументации".
Речевая ситуация (контекст общения) - конкретные обстоятельства в которых происходит речевое взаимодействие. РС это исходный момент любого речевого действия.
Компоненты речевой ситуации:
- Участники общения (адресат и адресант, также могут участвовать 3 лица)
- Место и время общения: пространственно - временной контекст; местом определяется жанр общения; в зависимости от времени различаются канонические (время говорящего совпадает со врменем слушателя(общее поле зрения; адресат - конкретное лицо)) и неканонические (время говорящего может не совпадать со временем слущащих)
|
- Предмет общения - фрагмент реальности (подленный или вымышленный) о котором мы говорим.
- Цель(и) общения: целью общения называется результат, который хотят получить участники общения. Цели бывают двух видов: прямые и косвенные. Прямые - ближайшие цели. Косвенные - долговременные (скрыты в подтексте).
Разновидности прямых целей: передача или получение информации, выяснение позиций, поддержка мнения, обсуждение вопроса, развитие темы, разъяснение, критика (интеллектуальные); отношенчиские - поддержка, отталкивание, развитие или прекращение общения, просьба, побуждение к действию, воздействие на эмоциональное состояние.
- Обратная связь - реакция слушающего на то что мы говорим; реакция со стороны слушателя вызывает положительный фон общения.
Речевая ситуация помогает понять высказывание.
Речевое событие - условия общения + устная речь и её сопровождение. Речевое событие это речевое взаимодействие + речевая ситуация. Устная речь и её сопровждение это речевое дискурс и мимика.
Эффективность речевого взаимодействия - достижение адекватное восприятие сказанного и написанного.
5 факторов успешного речевого взаимдействия:
- Культура речи
- Цель - заинтересованность в обшении.
- Отношение - мотивирует выбор формы и стиля общения в зависимости от различий между участниками общения.
- Роль - говорящие выбирают определенную манеру поведения.
- Ситуация.
Для того чтобы общение было положительным необходим позитивный коммуникативный климат. Принципы организации речевого взаимодействия:
- Принцип последовательности (мы ожидаем реплику соответсвующего типа).
|
- Кооперации
- Вежливости Линч, в него входит ряд максимов: границ личной сферы, великодушия (нельзя доминировать в беседе, давить, создавать дискомфорт), одобрения (позитивности в оценке), скромности (в основе успешного общения лежит объективная самооценка), неопозиционности (нельзя уходить в конфронтацию и оппозицию), симпатии (благожелательности; неблагожелательность делает речевой акт невозможным).
- Предпочтительной структуры (характеризует согласие и несогласие форм выражения)
- Принцип кооперации (готовность к сотрудничеству; принцип кооперации выделил Грейс. Кооперации делятся на 4 категории: количество, качество, отношение, способ. Пастулаты категории количества: высказывание должно содержать не меньше информации чем нужно; не должно содержать информации больше чем нужно. Категория качества: старайся чтобы высказывание было истинным; не говори того что ты считаешь ложным; не говори того для чего у тебя нет достаточных оснований. Категория отношения: не отклоняйся от темы. Категория способа: выражайся ясно; избейгай непонятных выражений; избегай неоднозначности; будь краток; будь организован.
Перечисленные принципы, постулаты и максимы создают коммуникативный кодекс. Он регулирует поведение сторон в ходе речевого взаимодействия. Коммуникативная цель и речевое намерение формируют коммуникативный кодекс. Критерии: истинности (верность действительности) и ценности (верность себе).
Психологические принципы общения:
- Равной безопасности (предполагает не причинение вреда партнеру).
|
- Децентрической направленности (не причинение ущерба делу).
- Адекватности сказанного и воспринятого (не причинение ущерба сказанному, путем намеренного искажения смысла).
При любом общении следует искать точки соприкосновения.
Нельзя:
- Нетерпимость к чужому мнению
- Личные особенности: эгоизм, амбициозность
- Категоричность суждений
- Неспособность идти на компромисс
- Неспособность поступиться с собственными интересами
- Отсутствие здравого смысла
- Непонимание реальных процессов, происходщих в обществе
Законы коммуникации:
1. Суть не в том что сообщает отправитель, а в том что понимает получатель.
2. Если получатель неправильно толкует сообщение, то вина за это лежит на отправителе. Ответственность за точную коммуникацию лежит на отправителе.
Языковая личность.
Говорящий - языковая личность в процессе порождения речи.
Слушающий - языковая личность в процессе восприятия речи.
Аспекты языковой личности:
- Социо - лингвистический: пол, возраст, территориальный фактор, образование, собственносоциальный фактор
- Психо - лингвсистический (стратегия речевого поведения)
- Лингво - риторический (степень владения языком и отношение к нему): чистый пользователь, пользователь - эстет, профессионал аналитик.
- Психо - физиологический.
Культура речи.
Произвести впечатление на собеседника помогает знание культуры речи:
- знание норм языка
- исполнение, ориентированное на собеседника и демонстрирующее положительные качества говорящего
Критерии правильной речи. Коммуикативные качества речи.
- Правильность (нормативность) - следование нормам языка, а нормы языка это единые правила употребления языковых единиц. Свойственны литературному языку. Литературный язык - часть национального языка. Возникноение национального языка - середина 17 века.
- Коммуникативная целесообразнсоть
- Точность высказывания
- Логичность изложения (последовательность и связность)
- Ясность -
- Доступность
- Чистота
- Выразительность
- Богатство и разнообразие -
- Уместность
- Эстетичность
- Информативность -
- Краткость
- Полнота
Языковые нормы: жесткие, объективнные и обязательные. У нормы бывают варианты. Нормы обеспечивают целостность языковой системы. Они узаконены обычаем или традицией. Языковая номера двуаспектна, она стабильна и устойчива (этим обеспечивается понимание и приемственость), одновременно она изменчива. В языке могут действовать двойные нормы. В диахронии формируются варианты норм.
Структурные разновидности нормы:
Обязательные нормы:
- Акцентологические (нормы ударения)
- Орфоэрические (выбор звука)
- Словообразовательные (регулируют выбор частей слова)
- Грамматические:
- морфологического характера (выбор нормы слова)
- синтаксического характера (расположение слов в предложении)
Речевые нормы:
- логические
- лексические
- стилистические