Ход урока
Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
II. Мотивация и целеполагание
– Какие разделы науки о языке изучают слово? (Лексикология, морфемика, словообразование, морфология, орфография.)
– Что изучает «Морфология»? (Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)
– На какие группы делятся все части речи? (Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.)
– Какие части речи относятся к самостоятельным? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие, деепричастие, наречие, местоимение, категория состояния.)
– Какие части речи относятся к служебным? (Предлог, союз, частица.)
III. Основная часть
Орфоэпическая разминка
Учитель: Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов и ответьте на вопросы:
· Какой раздел науки о языке изучает правильное произношение слов? (Орфоэпия)
· Что необходимо делать для того, чтобы усвоить акцентологические нормы?
· (1) Израиль подтвердил намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке.
· (2) В результате сложных маневров самолеты наемников
· смогли бомбардировать объект противника. Правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнования семьям погибших
· (3) Ожидается созыв очередного съезда. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные перемены в политической жизни страны.
· (4) В Москву из США прибыли эксперты ФБР.
· (5) Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя.
· (6) Выборы явились тестом на политическую зрелость.
· (7) После всестороннего анализа экспертной комиссии и выработки взаимоприемлемой позиции по обсуждавшимся вопросам состоялось подписание договора.
· (8) Прибывшие на саммит лидеры европейских стран обсудили актуальные политические проблемы
· (9) На фестивале вы увидите шедевры мирового кино, узнаете о перспективах обмена кинопродукций между нашими странами. Чрезвычайно интересные фильмы японских режиссеров непременно привлекут внимание зрителей и членов жюри...
· (10) Проведен сеанс одновременной шахматной игры.
· К сожалению, приходится констатировать, что спортсмен скомпрометировал себя употреблением допинга. Так или иначе, он отстранен от дальнейшего участия в соревнованиях.
· (11) Погода в государствах Закавказья испытывает влияние областей низкого давления. Там пройдут проливные дожди.
Актуализация знаний морфологических признаков частей речи
Найдите переходный(ые) глаголы – 1 часть
– подтверди
Найдите качественное(ые) прилагательное(ые) – 2 часть
– сложных
Найдите сложносокращённые слова, определите их род – 4 часть
– США (мн.ч.), ФБР (ср.р.)
Найдите причастие, укажите его грамматические признаки и способ образования – 7 часть
– (по) обсуждавшимся (действит. прич., пр.вр.)
Найдите относительное(ые) прилагательное(ые) – 6 часть
– (на) политическую (зрелость)
Определите часть речи слова чрезвычайно – 9 часть
– наречие
Определите часть речи слова между – 9 часть
– производный предлог
Найдите краткое причастие – 10 часть
– отстранён
Определите часть речи слова что – 10 часть
– подчинительный союз
Найдите указательное наречие – 11 часть
– там
Актуализация знаний по лексике и синтаксису
Учитель: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова тепло. Определите синтаксическую роль слова тепло в предложениях. Чем оно выражено? Что обозначают слова категории состояния?
Актуализация знаний по синтаксису и пунктуации
Учитель: – Выполните полный синтаксический разбор. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Учитель: Какую проблему можно выделить, опираясь на это предложение?
(Необходимо ли каждому из нас воспитывать в себе «дружелюбное чувство ко всему живому?)