Для оценки работы грузового автотранспорта применяется система частных и обобщающих показателей. Частные технико-эксплуатационные показатели позволяют оценить отдельные стороны работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности и т.д., что является частью таких обобщающих показателей, как производительность работы машин и себестоимость перевозок, с помощью которых оцениваются окончательные результаты работ автотранспорта.
Для оценки степени использования машин на протяжении года рассчитывается коэффициент использования машин в работе (Км):
Км = количество отработанных дней автомобилями / количество машино-дней нахождения в хозяйстве
Исходя из данных табл. 5 коэффициент использования машин в работе каждый год увеличивается, что вызвано увеличением количества дней отработанных автомобилями. В свою очередь рост количества отработанных дней вызван увеличением объемов перевозимых товаров.
Табл. 5
Показатели использования грузового автотранспорта
Показатель | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Среднегодовое количество машин, шт. | 5,00 | 6,00 | 6,00 |
Общий тоннаж, т. | 20,00 | 24,00 | 24,00 |
Средняя грузоподъемность машин, т. | 4,00 | 4,00 | 4,00 |
Автомобиле-дни нахождения машин в хозяйстве, в том числе: | 1 825,00 | 2 196,00 | 2 190,00 |
в ремонте | 145,00 | 186,00 | 198,00 |
в работе | 1 500,00 | 1 818,00 | 1 884,00 |
Отработано одной машиной за год, дн. | 300,00 | 303,00 | 314,00 |
Коэффициент технической готовности машин, К т.г | 0,92 | 0,92 | 0,91 |
Коэффициент использования машин в работе, К м | 0,82 | 0,83 | 0,86 |
Время нахождения машин, ч. | |||
в наряде | 12 000,00 | 14 544,00 | 15 072,00 |
в пробеге | 7 030,00 | 8 320,00 | 9 030,00 |
Коэффициент использования рабочего времени, К р | 0,59 | 0,57 | 0,60 |
Общий пробег машин, тыс.км. | 263,50 | 307,20 | 334,20 |
в том числе с грузом, тыс.км. | 216,00 | 252,00 | 276,00 |
Коэффициент использования пробега, К п | 0,82 | 0,82 | 0,83 |
Объем грузооборота, т/км. | 756 000,00 | 932 400,00 | 993 600,00 |
Средняя загруженность машины, т. | 3,50 | 3,70 | 3,60 |
Коэффициент использования грузоподъемности машин, К гр | 0,88 | 0,93 | 0,90 |
Средняя техническая скорость движения, км/ч. | 37,48 | 36,92 | 37,01 |
Объем перевезенных грузов, т. | 4 919,42 | 5 785,71 | 6 707,86 |
Среднее расстояние перевозки грузов, км. | 153,68 | 161,16 | 148,12 |
Выработка на один автомобиле-тонно-день нахождения в хозяйстве, т/км. | 103,56 | 106,15 | 113,42 |
|
Для характеристики нахождения машин в ремонте определяется коэффициент технической готовности машин (Кт.г):
Кт.г= (автомобиле-дни нахождения машин в хозяйстве – автомобиле-дни нахождения машин в ремонте)/автомобиле-дни нахождения машин в хозяйстве
В течение всего анализируемого периода коэффициент технической готовности машин практически не изменялся. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. данный коэффициент уменьшился на 0,01 в связи с увеличением дней нахождения машин в ремонте, что, в свою очередь, связано с более интенсивным их использованием.
Однако рассмотренные показатели не раскрывают результатов использования машин в процессе рабочего дня. Не весь рабочий день они находятся в пробеге: часть дня простаивают под погрузкой, разгрузкой и другим причинам. Сокращение простоев является важным средством повышения уровня использования автотранспорта. Поэтому для характеристики степени использования автомашин на протяжении рабочего дня рассчитывается коэффициент использования рабочего времени (Кр):
|
Кр = время нахождения машин в пробеге/время нахождения машин в наряде
Коэффициент использования пробега (Кп) рассчитывается следующим образом:
Кп = пробег с грузом/общий пробег
Его увеличение свидетельствует об уменьшении доли порожних рейсов, более рациональном составлении маршрутов, а следовательно, об улучшении работы автопарка.
Немаловажное значение для повышения эффективности работы грузовых машин имеет полнота их загруженности. Для этого рассчитывается коэффициент использования грузоподъемности машин (Кгр):
Кгр = средняя загруженность одной машины/средняя техническая грузоподъемность одной машины
По данным табл. 5 видно, что загруженность машин автопарка вполне приемлема.
Для обобщающей характеристики уровня производительности работы машин используется выработка на один автомобиле-тонно-день нахождения в хозяйстве. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. выработка увеличилась на 2,6 т/км, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась на 7,3 т/км, что свидетельствует о росте количества перевозимых грузов и более высокой загрузке автопарка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе всего проведенного выше анализа, можно предложить следующие предложения по совершенствованию формирования и регулирования грузовых потоков:
- сократить целодневные и внутрисменные простои машин, холостые пробеги, повысить коэффициент использования грузоподъемности;
- увеличить среднюю техническую скорость движения;
- увеличить коэффициент использования рабочего времени за счет механизации погрузочно-разгрузочных работ
|
- при планируемом увеличении объемов реализованных товаров, рассмотреть целесообразность ввода дополнительной единицы автотранспортного средства или замены старых автомобилей на более мощные.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис. Управленческая структура
ЛИТЕРАТУРА
1. Отчет о прибылях и убытках ИП «Белвиллесден» 2005,2006,2007гг.
2. Ахрямов А.П. Экономика предприятия, Мн: СБС, 2007г., 560с.