Внутриполитическое развитие.




С момента приобретения независимости Индия утвердилась в качестве демократического государства. Индийская демократия имела свои особенности.

Долгое время ИНК являлся единственной политической партией общегосударственного масштаба и главной политической силой, проводившей общенациональные преобразования в стране.

Лидеры ИНК, занимавшие ключевые посты в государстве, неоднократно вводили прямое президентское правление в отдельных штатах, когда президенту передается исполнительная власть в штате. Эти особенности обеспечили высокий уровень централизации власти. Однако Индии удалось избежать установления авторитарных и тоталитарных режимов. В ИНК существовали группировки, отражавшие интересы различных социальных слоев, — от крупной буржуазии и помещиков до широких трудящихся масс. Сохранять единство в партии помогали традиции общей борьбы за независимость, понимание общих интересов, личность лидера партии Дж. Неру. Его смерть в 1964 г. привела к активизации различных группировок в ИНК, что способствовало ослаблению позиций партии в целом по стране. Стремясь упрочить положение ИНК, дочь Дж. Неру Индира Ганди, возглавившая в 1966 г. правительство, и ее сторонники приступили к проведению реформ в экономике, что способствовало росту популярности ИНК и обеспечило ему победу на досрочных выборах в 1971г.

Потребовалось почти три десятилетия, чтобы в стране сложились политические силы, способные конкурировать с ИНК.

Постепенно структурно оформились и вышли на общеиндийский уровень другие политические партии. К середине 70-х годов политическая борьба обострилась. Оппозиционные силы спровоцировали беспорядки, заставившие правительство ввести чрезвычайное положение в стране. В этих условиях ряд политических партий, преимущественно консервативного толка, а также левые группировки создали оппозиционный блок “Джаната фронт”, который победил на выборах 1977 г. ИНК впервые за годы независимости потерпел поражение. В 1978 г. произошел раскол ИНК.

Часть конгрессистов во главе с И. Ганди образовала партию, получившую по начальной букве имени своего руководителя наименование ИНК(И).

Однако новая власть не выполнила предвыборных обещаний, социально-экономическая ситуация в стране ухудшилась, чем воспользовались конгрессисты, и в 1980 г. ИНК(И) одержал победу на выборах в парламент. До 1984 г. ИНК(И) возглавлялся Индирой Ганди, в 1984—1991 гг. ее сыном Радживом Ганди. Сейчас лидером ИНК(И) является Соня Ганди — вдова Р. Ганди.

Победа оппозиционного блока на выборах 1977 г. означала конец монополии ИНК на власть. В стране стала утверждаться многопартийная политическая система. Подтверждением этому стали победы на выборах в парламент и приход к власти коалиций оппозиционных ИНК(И) политических партий в конце 80-х — 90-х годах.

Коалиционность стала основной чертой современной политической жизни Индии, в которой существует противоборство трех основных политических объединений — ИНК, Бхаратия джаната парти и Объединенный фронт.

В последнее время в Индии происходит эволюция в сторону более гибкой, менее централизованной системы управления федерацией на основе коалиционного правления и взаимных компромиссов в результате межпартийных соглашений национальных и региональных политических сил.

Проблема сепаратизма.

Серьезной проблемой для Индии является сепаратизм — движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.

По характеру сепаратизм в Индии можно разделить на этнический и религиозный, а по методам достижения цели — на мирный (невооруженный) и вооруженный.

Наибольшее развитие сепаратизм получил в штатах Джамму и Кашмир (где сепаратисты требовали создания независимого Кашмирского государства), в Западной Бенгалии (движение бенгальцев за объединение с Бангладешем), на юге Индии (вооруженная борьба тамилов за создание независимого государства Дравидистан), в Пенджабе (вооруженная борьба сикхских сепаратистов за создание независимого государства Халистан). Методами борьбы, используемыми сепаратистами, стали этнические чистки, захват заложников, террористические акты. В 1984 г. сикхскими сепаратистами была убита премьер-министр Индии И. Ганди. В 1991 г. тамильскими сепаратистами во время избирательной кампании был убит премьер-министр Индии Р. Ганди.

Противодействуя сепаратизму, центральное правительство Индии использует как вооруженные, так и мирные методы. Причем предпочтение отдается мирным средствам, таким как введение в штатах прямого президентского правления, переговоры с умеренными лидерами сепаратистских движений, административно-территориальная реорганизация штатов путем создания новых штатов или автономных районов внутри штата. Все эти действия властей ведут к ослаблению сепаратистских движений.

За время своего независимого развития Индия сумела выработать демократические механизмы, позволившие ей сохранить целостность страны и успешно противостоять угрозе сепаратизма, гармонично сочетая единство и региональное многообразие.

Внешняя политика.

Индия была первой и крупнейшей из освободившихся стран, отказавшейся подчинять свою внешнюю политику логике противостояния сверхдержав. Она открыто заявила о намерении исходить только из своих национальных интересов и создала собственные силы сдерживания. Индия стала одним из основателей и лидеров движения неприсоединения и членом Содружества наций, возглавляемого Великобританией. Ей принадлежит ряд крупных инициатив, направленных на стабилизацию обстановки в мире, решение проблем разоружения.

Непросто складывались отношения Индии с Пакистаном. Сразу после образования двух государств между ними возник конфликт из-за княжества Кашмир, которое они хотели присоединить к своим территориям. Борьба за Кашмир привела к трем индийско-пакистанским войнам в 1948—1949 гг., 1965—1966 гг. и 1971 г., в которых погибло около 60 тыс. человек. На протяжении многих лет, несмотря на все усилия, стороны не могли найти взаимоприемлемого решения кашмирской проблемы. В условиях, когда Индия и Пакистан в 1998 г. успешно провели испытания ядерного оружия, силовой путь решения кашмирской проблемы стал крайне опасен и вряд ли возможен. В 2004 г. начались индийско-пакистанские переговоры по проблеме Кашмира, который в настоящее время разделен между Индией, Пакистаном и Китаем. В декабре 2006 г. президент Пакистана П. Мушарраф предложил Индии план решения кашмирской проблемы. Он сводится к следующему: вывод войск из спорного региона и превращение его в самоуправляемую территорию с широкими полномочиями, при этом Индия и Пакистан формально должны сохранить свой суверенитет над контролируемыми ныне районами Кашмира, но граница между ними будет прозрачной. Воплощение в жизнь плана Мушаррафа потребует уступок с обеих сторон. И тем не менее Индия выразила готовность обсудить пакистанские предложения. Последние действия индийского и пакистанского руководства свидетельствуют о том, что оба государства, обладающие ядерным оружием, не хотят больше оставаться заложниками кашмирской проблемы.

Индия последовательно отстаивает концепцию демократичного многополярного мира, основанного на принципах верховенства закона, суверенного равенства, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государства. Она выступает за сохранение центральной роли ООН при выработке решений мирового сообщества по кризисным ситуациям.

5. Пакистан. Политическое развитие.

Важной особенностью политического развития Пакистана был значительный удельный вес в общественной жизни религиозно-общинных партий и группировок, выдвигавших лозунги исламизации государства.

Принятая в 1956 г. Конституция объявила Пакистан федеративной парламентской республикой, состоящей из двух провинций — Западный и Восточный Пакистан. Главой государства являлся президент, избиравшийся на 5 лет. Исполнительная власть принадлежала кабинету министров.

Нестабильность и слабость гражданских правительств привели к военному перевороту 1958 г., в результате которого к власти пришли военные во главе с генералом Айюб-ханом. Военный режим поначалу носил репрессивный характер: был введен запрет на митинги, демонстрации, забастовки, свободную прессу, произведены массовые аресты, за нарушение распоряжений военной администрации предусматривалась смертная казнь. Однако с начала 60-х годов власти стали проводить более гибкую политику, частично легализовав партийно-политическую жизнь в стране.

В 1962 г. была принята вторая Конституция, согласно которой Пакистан стал президентской республикой. Президент наделялся исключительными законодательными и исполнительными полномочиями по сравнению с парламентом.

В 1965 г. президентом Пакистана стал бывший глава военного правления Айюб-хан. Правящая партия — Мусульманская лига — получила большинство мест в парламенте и сформировала правительство. Мусульманской лиге противостояли оппозиционные партии, крупнейшими из которых были Народная лига во главе с Муджибуром Рахманом, боровшаяся за отделение от Пакистана восточной части - Восточной Бенгалии, и Партия пакистанского народа (ППН)во главе с Зульфикар Али-ханом Бхутто.

Деятельность оппозиции и рост массового движения за отделение Восточной Бенгалии стали причинами политического кризиса в Пакистане в 1969 г. и прихода к власти генерала Яхья-хана, который ввел в стране военное положение.

В ночь с 25 на 26 марта 1971 г. Восточная Бенгалия была занята правительственными войсками. 26 марта восточнобенгальцы провозгласили создание нового суверенного государства — Народной Республики Бангладеш. Началась вооруженная борьба Бангладеша за независимость, которая завершилась капитуляцией Пакистана

1 декабря 1988 г. Б. Бхутто была назначена премьер-министром Пакистана, став первой женщиной главой правительства в исламском мире, самым молодым премьер-министром в истории Пакистана. В 1990 г. президент Пакистана обвинил кабинет Бхутто в коррупции и сместил ее с должности. Б. Бхутто была приговорена к тюремному заключению. В 1993—1997 гг. она вновь занимала пост премьер-министра Пакистана. На парламентских выборах 1997 г. ППН потерпела поражение. В 1999 г. Б. Бхутто покинула Пакистан в связи с предъявленными ей обвинениями в коррупции. Большую часть своей вынужденной эмиграции она провела в Великобритании и ОАЭ. 18 октября 2007 г. вернулась на родину и активно включилась в политическую борьбу в стране. 27 декабря 2007 г. погибла в результате террористического акта.

16 декабря 1971 г. Независимость Бангладеша стала свершившимся фактом. Пакистан лишился значительной части своей территории. 20 декабря 1971 г. Яхья-хан ушел в отставку, передав власть лидеру ППН З. А. Бхутто.

Начался новый период в жизни Пакистана. На смену военным режимам пришла гражданская администрация, которая начала социально-экономические и политические преобразования.

В 1973 г. была принята новая Конституция, согласно которой Пакистан вновь объявлялся парламентской республикой. Ислам был провозглашен государственной религией, что нашло отражение в новом названии страны — Исламская Республика Пакистан. Главой государства объявлялся президент, избираемый парламентом. В отличие от периода президентской республики он не обладал полнотой власти. Президент должен был действовать по совету премьер-министра, который подписывал и его указы. Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту. Исполнительную власть осуществляло правительство во главе с премьер-министром, который избирался большинством голосов депутатов нижней палаты парламента.

Во второй половине 70-х годов в Пакистане вновь усилилась внутриполитическая борьба, результатом которой стал военный переворот 5 июля 1977 г. В стране был установлен военный режим во главе с Зия уль-Хаком. ППН подверглась репрессиям, З. А. Бхутто был казнен по обвинению в антигосударственной деятельности. В 1978 г. Зия уль-Хак стал президентом страны.

В 1985 г. он изменил Конституцию, наделив себя как президента исключительными правами: назначать и смещать премьер-министра, командующих войсками и членов Верховного суда.

Таким образом, вновь произошел переход от парламентской республики к президентской.

После гибели Зия уль-Хака в авиационной катастрофе в 1988 г. страна вернулась к гражданскому демократическому правлению. К власти пришло правительство ППН во главе с дочерью 3. А. Бхутто Беназир Бхутто. Однако военные сохранили сильные позиции в административном аппарате, парламенте и других органах власти. Их ставленником стал президент Гулам Исхак-хан. Используя напряженную внутреннюю обстановку и обострение отношений с Индией из-за кашмирского вопроса, президент в 1990 г. распустил парламент и отстранил от власти правительство Б. Бхутто. В президентском перевороте участвовала армия. В 1993 г. Гулам Исхак-хан сместил нового премьер-министра Наваза Шарифа — лидера партии Мусульманская лига. Как и в 1990 г., причиной смещения премьер-министра стали стремление правительства внести поправку в Конституцию, лишающую президента права смещать премьер-министра, и попытки конституционно ограничить роль армии в политической жизни страны. На смену чисто военным режимам пришло жесткое президентское правление, гражданское по форме, но обеспеченное прочной поддержкой армии.

В 1999 г. в Пакистане вновь произошел военный переворот. Власть перешла к армейскому командованию во главе с генералом Первезом Мушаррафом, который выступил за превращение Пакистана в “умеренное, просвещенное, демократическое и динамично развивающееся мусульманское государство”. После переворота в стране было объявлено чрезвычайное положение, распущен парламент, приостановлено действие Конституции. В июне 2001 г. Мушарраф стал президентом Пакистана. Проведенный в 2002 г. референдум продлил срок его пребывания у власти еще на 5 лет. Будучи президентом, он одновременно являлся главой правительства.

Осенью 2007 г. накануне парламентских и президентских выборов в Пакистане в страну вернулись и включились в политическую борьбу бывшие премьер-министры Б. Бхутто и Н. Шариф. В декабре 2007г. Б. Бхутто погибла в результате террористического акта. Выборы были перенесены на 2008 г. В августе 2008 г. под угрозой импичмента президент П. Мушарраф ушел в отставку, а на пост главы государства в сентябре 2008 г. был избран муж Б. Бхутто Асиф Али Зардари.

Неспособность сменявшихся правительств разрешить кризисные ситуации, слабость политических партий, не имеющих развитой структуры и влияния на общество, и отсюда значительная роль армии в политической жизни страты — характерные черты политического развития Пакистана.

Д/З

Вопросы для самоконтроля (устно):

1. Охарактеризуйте государственный строй Индии.

2. Раскройте содержание трех этапов экономической модернизации Индии.

3. Назовите причины возникновения сепаратизма в Индии.

4. Расскажите об особенностях политического развития Пакистана.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: