Парадоксы экономического роста развивающихся стран




Тема: «Особенности современных социально-экономических процессов

В странах Запада и Востока»

Задание: самостоятельно изучите тему, составьте конспект лекции.

1. Развитые страны на путях формирования постиндустриальной, инновационной модели развития.

В XX в., несмотря на многие тяжелые испытания, капитализм, как саморазвивающаяся, самокорректирующаяся система, в целом не только выстоял и расширил свои позиции, но и повысил жизнеспособность, обретя ряд новых черт и адаптационных свойств.

В послевоенный период в результате реформ и преобразований важнейших социально-политических институтов в развитых странах, совершенствования государственного и межгосударственного регулирования экономики и усиления конкурентного механизма, углубления процессов интеграции и интернационализации, возникновения феноменов информационной революции (ИР) и глобализации:

1) значительно возросла мобильность товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, технологий и информации;

2) важнейшим направлением рационализации хозяйственных систем развитых стран стала особая форма интенсификации труда, основывающаяся на росте качества труда, усилении его мотивации, увеличении гибкости и мобильности рабочей силы, значительном росте ответственности, дисциплинированности и профессионализме работников;

3) общие (учтенные) расходы на образование, здравоохранение и науку в среднем по ведущим странам Запада и Японии возросли с 2.4-2.8% их ВВП в 1910-1913 гг. до 7.5-8.0% в 1950 г. и 17-18% в 2001-2003 гг.

4) Средняя продолжительность жизни увеличилась с 50 лет в 1913 г. до 66 лет в 1950 г. и 78 лет в 2003 г.,

5) существенный прогресс передовых стран в развитии интеллектуальных производительных сил и быстро растущей инновационно-информационной сферы (особенно здесь прочны позиции США).

 

 

В результате развертывания информационной революции цены на компьютеры в среднем ежегодно падали в последние четыре десятилетия на 10-20%. Во всех развитых странах значительно увеличилась доля расходов на информационые технологии в ВВП.

Отмеченные сдвиги должны были привести и привели в целом к существенному ускорению темпов экономического роста в послевоенный период. Однако парадокс состоит в том, что среднегодовые темпы прироста ВВП в развитых странах достигли максимума в 5.4% в 1951-1973 гг., а затем резко снизились примерно до 2.4-2.6% в 1974-2003 гг.

Вместе с тем, доля «новой экономики» в ВВП и в остаточной стоимости основного капитала (не более 2-4% в США) еще не столь велика для значительного и устойчивого ускорения экономического роста (хотя это не исключено в ближайшие 5-10 лет).

Говоря о проблемах и сложностях нынешнего переходного периода развитых стран к постиндустриальной экономике, нельзя, однако, исключать, что именно на стыке двух столетий-тысячелетий в США (а несколько позже и в других развитых странах) формируется критическая масса «цифровых» технологий (все же уже более половины населения/семей использует компьютеры и Интернет), которая позволит, при прочих равных условиях, значительно повысить темпы и качество их экономического роста.

Однако глобализация и интернетизация мировой экономики и финансовых рынков активизировали и формирование огромных масс спекулятивных капиталов, трансграничные перетоки которых, при отсутствии сколько-нибудь четкого регулирования их движения на глобальном уровне, резко повысили неустойчивость воспроизводственного процесса в мире. Длительная стагнация в Японии, медленные темпы технологического обновления в ЕС, спекулятивный ажиотаж (резкие влеты и падения) на фондовых рынках и последовавший кризис в США и во всем мире – важнейшие проявления и составляющие крайне противоречивого процесса роста в условиях перехода от индустриальной к постиндустриальной, глобализированной экономике.

Парадоксы экономического роста развивающихся стран

Несмотря на немалые сложности и трудности, развивающиеся страны достигли в целом существенного, хотя не вполне устойчивого и весьма неравномерного (по группам стран) прогресса, как в экономической, так и социальной сферах.

Деколонизация, аграрные реформы, индустриализация, создание экономической и социальной инфраструктуры и формирование механизмов макроэкономического регулирования, мобилизация собственных ресурсов, а также широкое использование капитала, опыта и технологий развитых государств способствовали ускорению социально-экономической модернизации развивающихся стран.

В результате в 1950-2003 гг. в сравнении с 1900-1938 гг. темпы прироста подушевого ВВП всей совокупности развивающихся стран повысились с 0.4-0.6% до 2.6-2.8%, в два раза превзойдя аналогичные показатели стран Запада с конца XVIII до начала XX в. Выход развивающихся стран на орбиту современного экономического роста сопровождался углублением их дифференциации.

Судя по данным, рассчитанным по паритетам покупательной способности валют, в развитых странах отмечалась тенденция к сокращению темпов прироста подушевого ВВП. В то же время в развивающихся государствах, несмотря на кризисные явления во многих странах Юга, темпы прироста ВВП в расчете на душу населения в целом повышались.

Отмеченный феномен связан не только с успехами восточноазиатских «тигров», но и со стремительным наращиванием в последние два десятилетия экономического потенциала супергигантов развивающегося мира – Китая и Индии. Сочетание двух факторов – значительных абсолютных размеров ВВП, а также относительно высоких темпов его роста - позволило КНР и Индии занять в 1990х – начале 2000-х гг. соответственно первое и третье место по показателю абсолютного прироста ВВП среди пятерки крупнейших стран мира (США, КНР, Япония, Индия, Германия).

В результате доля развивающихся стран в мировом совокупном продукте возросла примерно с 27-29 % в 1950 г. до 34-35 % в 1990 г. и 40-42% в 2001-2003 гг.

Как ни парадоксально на первый взгляд, ускорение темпов экономического роста развивающихся стран (примерно с 1.5-1.7 % в год в 1900-1950 гг. до 5.3-5.4 % а 1950-2001 гг.) было связано не только с индустриализацией как таковой, сколько с «сервисизацией» их экономики («вклады» сельского хозяйства, промышленности (включая строительство) и сферы услуг в повышение экономической динамики составили соответственно 5-7 %, 37-39 и 55-57 %).

Во многих развивающихся странах отсталые, традиционные структуры производства и занятости в целом преобразуются значительно быстрее, чем в государствах Запада и Японии в XIX – начале XX в.

Следует особо подчеркнуть возросшую, во многом катализирующую роль внешне ориентированного развития и собственно экспорта в хозяйственном подъеме отсталых стран, а также ТНК, через филиалы которых обеспечивается приток новых (пусть не всегда новейших) технологий и передового опыта.

В целом важнее оказалось расширение внутреннего спроса, особенно в крупных и средних странах. За счет этого фактора в 1960-2003 гг. было обеспечено 84-86 % прироста ВВП в Таиланде, 90-91% - в Индонезии и 94-96% - в Индии и КНР. Развитие внутреннего рынка во многом определялось созданием благоприятных условий для функционирования множества мелких и средних предприятий на конкурентной основе, что предполагало огромные усилия государства и общества по формированию надежных правовых и экономических институтов.

Одновременно со значительным увеличением инвестиций в основной капитал для многих развивающихся стран был характерен существенный рост затрат на формирование «человеческого капитала». Но в ряде стран имел тенденцию к снижению, государственная поддержка сфере образования и здравоохранения была достаточно весома и в целом эффективна, так как способствовала привлечению частных инвестиций в отмеченную сферу.

В целом по афро-азиатским и латиноамериканским государствам доля инвестиций в совокупный фонд развития, заметно выросла - с 7-10 % в 1920-1930-е гг. до 19-20 % в начале 1960-х гг. и примерно 35-37 % в середине 1990-х гг. Однако этот показатель все еще существенно меньше, чем в среднем по развитым странам.

Многие периферийные страны достигли в целом существенного прогресса в социально-культурной сфере, в развитии человеческого фактора. Доля населения, живущего за чертой бедности, сократилась в 1960-1999 гг. в целом по афро-азиатскому и латиноамериканскому миру с 45-50% до 23-27%, в том числе в Индии с 55-56 до 35-40%, и в других странах. Вместе с тем доля населения, живущего в нищете, во многих странах Тропической Африки все еще составляет 35-65%.

Возросшие инвестиции в «человеческий фактор» способствовали существенному, но далеко не одинаковому прогрессу периферийных обществ в сфере образования, просвещения и профессиональной подготовки населения. В целом по развивающемуся миру в 1950-1980-2000 гг. показатель охвата обучением в средней школе повысился с 7% до 31 и 56%, а в высшей школе - с 1% до 8 и 13%.

Вопреки распространенным суждениям, современный развивающийся мир, при всех имеющихся перекосах (в том числе гендерных, город/село и др.), - это сообщество, сравнительно быстро утрачивающее признаки неграмотной периферии. Доля элементарно грамотных среди взрослого населения, составлявшая в среднем по развивающимся странам в 1900 г. 13-15% и в 1950 гг. 27-29%, увеличилась с 37-39% в 1960 г. до 47-49% в 1970 г. и 55-57% в 1980 г., достигнув к 2001 г. 72-74%.

В целом можно констатировать, что по ряду важнейших показателей, отражающих развитие собственно человеческого фактора, периферийные страны подтянулись к стандартам передовых государств больше, чем по индикатору подушевого дохода. В результате по индексу “человеческого развития”, включающего помимо подушевого ВВП, продолжительность предстоящей жизни и среднее число лет обучения, разрыв между развитыми и развивающимися странами сократился в среднем в 1950-2003 гг. в полтора раза и стал примерно трехкратным.

Вместе с тем, во-первых, важно учитывать не только количественные, но и глубокие качественные различия, сохраняющиеся (и даже возрастающие) в уровнях социально-экономического и информационно-инновационного развития стран Запада и Японии, с одной стороны, и большинства полу/периферийных стран – с другой.

Во-вторых, в 80-90-е годы число быстрорастущих развивающихся стран резко сократилось. Кроме стран Тропической Африки, в целом замедлили темпы хозяйственного роста страны Северной Африки и Ближнего Востока, а также латиноамериканские государства. В результате финансово-экономического кризиса 1997-1998 гг. оказались отброшены назад ряд азиатских НИС, несколько снизились темпы роста ВВП в КНР, на Тайване и Индии.

В-третьих, остались нерешенными острые экономические и социальные проблемы. Многие из развивающихся стран испытывают значительные экономические трудности, связанные с внушительными размерами внешней задолженности (общий размер которой превышает 2,2 трлн.долл.), оттоком (нестабильностью движения) иностранного капитала, неустойчивостью экспортных цен и валютных курсов, ухудшением экологической ситуации. Кроме того, если обратиться к абсолютным показателям, то следует заметить, что в странах развивающегося мира в 1997-1999 гг. насчитывалось по меньшей мере (национальные, а не международные критерии) 1.3 млрд. человек, живущих ниже порога бедности, около 900 млн. неграмотных; 1.5 млрд. человек лишены элементарной медицинской помощи, каждый третий ребенок до 5 лет голодает. Сохраняются значительные социальные контрасты.

Таким образом, в 1950-х –начале 2000-х гг. несколько десятков развивающихся стран (около 3 млрд. человек) сумели в целом встать на рельсы современного, самоподдерживающегося, но, подчеркнем, преимущественно индустриального, экономического роста, хотя увеличение доли человеческого капитала в совокупном капитале развивающихся стран – с 15% в 1950 г. до 24% в 2003 г. – говорит о том, что ряд быстро модернизирующихся государств уже включается в русло постиндустриального развития.

Вместе с тем по этому структурному показателю они далеки от развитых стран (их разделяет 50, а то и сто лет).

 

Тема: «Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв.»

 

На рубеже XX и XXI вв. понятие о глобализации стало поистине ключевым, или, как часто говорят, знаковым. Изучение феномена глобализации привлекает ученых, общественных и политических деятелей, представителей делового мира.

На Саммите тысячелетия в ООН, проходившем в сентябре 2000 г., глобализация была обязательной темой, которую затронули в своих выступлениях абсолютное большинство лидеров 189 государств, съехавшихся в Нью-Йорк. Ее уже не раз обсуждали также на встречах «большой восьмерки» стран мира.

Несмотря на такой интерес к глобализации (от англ. global – мировой, всемирный), сама сущность этого понятия трактуется не всегда одинаково, вызывая дискуссии в среде специалистов – экономистов, политологов, социологов, географов. Тем не менее все сходятся на том, что в самой общей форме суть глобализации заключается в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей как между государствами, так и между отдельными людьми. С позиций политической географии это означает определенное изменение роли государственных границ, барьерная функция которых по мере глобализации уменьшается.

Глобализация представляет собой исторический процесс. Некоторые ученые отмечают, что эта идея – древняя, как сам мир, а ее зачатки прослеживаются еще в античной философии. Другие начальной вехой глобализации считают Великие географические открытия, которые привели к возникновению мирового рынка. Третьи особо подчеркивают жизнеутверждающий взгляд на мировое развитие, отчетливо прослеживающийся в трудах французских просветителей XVIII в. Четвертые полагают, что в первой половине XX в., отмеченной двумя мировыми войнами, лейтмотивом глобализации стала, увы, не идея мирового прогресса, а идея мирового кризиса.

Однако совершенно ясно одно: откуда бы ни выводить родословную глобализации, современный ее всеобъемлющий характер означает наступление принципиально нового этапа в развитии этого процесса.

Одновременно происходит усложнение его внутренней структуры. Нередко под глобализацией понимают только экономическую глобализацию, но это не совсем верно. В наши дни правильнее говорить по крайней мере о трех формах глобализации:

1) экономической,

2) политической и

3) культурной.

При этом экономическая глобализация действительно была и остается ее главной формой.

До недавнего времени экономисты пользовались преимущественно термином интернационализация. Если иметь в виду историческую последовательность, то, видимо, правильнее всего говорить о возникновении сначала интернационализации обмена, затем – об интернационализации производства и, наконец, об интернационализации хозяйственной Последний из этих терминов означает такое сближение национальных экономик, которое проявляется в быстром росте хозяйственных взаимосвязей между ними. Подобная взаимосвязь может проявляться в промышленном производстве, в транспортно-коммуникационной сфере, в международном товарообороте, в передвижении капитала, рабочей силы и т. п. В основе интернационализации хозяйственной жизни лежит углубление международного географического разделения труда, транснационализация производства и капитала.

В этом свете экономическую глобализацию можно рассматривать как новую, высшую стадию интернационализации хозяйственной жизни. Она означает не просто сближение или даже интеграцию экономик отдельных стран. Изменяются качественные характеристики самих этих экономик – из более или менее замкнутых систем они превращаются в звенья единого мирового хозяйства. А главной движущей силой экономической глобализации (как и транснационализации) становятся транснациональные корпорации, размещающие свои производства и сбывающие свои товары там, где им выгоднее, не считаясь с границами государств. Естественно, что глобализация приводит к еще большей открытости национальных экономик.

Несмотря на особую роль экономической глобализации, политическую глобализацию также не следует недооценивать. В самом общем смысле она представляет собой более тесное и широкое взаимодействие государств и международных организаций во главе с ООН в оценке состояния и поисках решений обостряющихся время от времени политических проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных государств, но и всего человечества и обеспечивают его всеобъемлющую безопасность.

Большинство политических деятелей, ученых и экспертов в разных странах мира считают, что мировое сообщество на основе критического анализа прошлых конфронтаций, военного и идеологического соперничества периода «холодной войны» ныне просто обязано избрать для себя более рациональную модель международных отношений. Такая модель должна отдавать предпочтение более конструктивным и менее насильственным формам взаимодействия на международной арене, предусматривать отказ от внешнеполитических акций, выгодных лишь небольшому числу государств и ущемляющих права человека в других странах.

Несколько меньшее развитие пока получила глобализация культуры. По этим проблемам споров, пожалуй, особенно много. Обсуждают вопросы о влиянии глобализации на современного человека, на его экономический, социальный и морально-психологический статус, на его самочувствие, личностное развитие, на его ценности и устремления. Существуют разные взгляды по поводу роли средств массовой информации в процессе сближения народов и континентов, путей сближения культур и цивилизаций, использования таких терминов, как «мировая интеллигенция» или «гражданин мира».

Можно добавить, что еще в 1994 г. сначала ЮНЕСКО, а потом и ООН в целом была принята специальная программа под названием «Культура мира». Суть ее заключается в выработке новой глобальной системы ценностных ориентаций. В последнее время стали появляться работы, посвященные глобализации в сфере науки.

Это относится и к социально-экономической географии. В качестве примера можно привести концепцию мировых глобальных городов, которая возникла на Западе еще в 60—70-е гг. XX в., но сформировалась уже в 90-е гг. Сначала понятие «мировой город» относили к городам-столицам особенно большого историко-культурного значения. Однако по мере глобализации мировой экономики, политики и культуры в него стали вкладывать несколько иной смысл. В современной трактовке мировой город – это прежде всего город, занимающий командные позиции в управленческо-информационной и финансовой сферах мирового хозяйства. Специалисты считают, что всего таких городов насчитывается более трех десятков. Самые крупные из них – Нью-Йорк, Токио, Лондон, Париж. За ними идут Лос-Анджелес, Чикаго, Брюссель, Франкфурт-на-Майне, Милан, Сингапур, Сянган.

Еще больше исследований затрагивает вопросы глобального образования, которое знаменует качественно новый этап сотрудничества в этой сфере, начало формирования единого мирового образовательного пространства.

Несмотря на то что при оценке роли и значения глобализации главное внимание обычно обращают на ее положительные стороны (иногда достигая состояния эйфории), анализу подвергают и некоторые ее негативные последствия. В самом деле, по мере развития глобализации вширь уже не региональный, а планетарный характер стали приобретать и многие отрицательные явления экономической жизни. Например, образование мирового финансового рынка явно способствовало более широкому распространению по планете уже упоминавшегося финансового кризиса 1997–1998 гг. В еще большей мере вызовы глобализации испытывает на себе социальная сфера: здесь и распространение преступности и наркомании, и международный терроризм, и бесконтрольная экспансия низкопробных образцов массовой культуры, которая наносит большой ущерб национальным и культурным традициям стран и народов. К этому перечню можно добавить поистине глобальное распространение разного рода техногенных катастроф, ухудшающих и без того непростую экологическую обстановку. Вот почему в последнее время участились, особенно в Западной Европе и в Азии, массовые выступления так называемых антиглобалистов против дальнейшего развития процессов глобализации. А знаменитый американский экономист Джон Гэлбрейт уже написал о кризисе глобализации.

В уточнении нуждается и положение о том, что на рубеже XX и XXI вв. глобализация охватила весь мир. В действительности ее плодами в полной мере может воспользоваться только «золотой миллиард» – так принято называть жителей экономически развитых стран Запада, численность населения которых суммарно приближается к 1 млрд. Что же касается большинства развивающихся стран, то они пока оказываются экономически, политически и психологически не подготовленными к включению в процессы глобализации. Не случайно Африку, особенно Тропическую, иногда называют падчерицей глобализации. Странам с переходной экономикой также предстоит еще многое сделать, чтобы по-настоящему воспользоваться ее выгодами. Отсюда следует один важный вывод – ныне мир переживает лишь начальную стадию глобализации, которая будет продолжаться еще длительное время. При этом очень важно не допустить, чтобы в условиях существования одной сверхдержавы глобализация могла привести к еще большему экономическому и политическому господству США.

Россия довольно активно участвует в процессах экономической, политической и культурной глобализации. Об этом свидетельствуют и увеличение открытости ее экономики, и многие ее важные политические соглашения, и ее деятельность в области культуры, образования и науки. Тем не менее глобализация создает для страны и сложные проблемы, особенно в экономике и социальной сфере. Это связано, например, с тем, что по таким важным показателям, как технический уровень и структура промышленности, конкурентоспособность продукции и некоторым другим, Россия пока не очень готова к эффективному функционированию в глобальной экономике. Отрицательно сказывается также отставание ее от развитых стран Запада, да и от некоторых развивающихся стран по уровню жизни населения. Все это, по-видимому, означает, что врастание России в процессы глобализации потребует известной осторожности и более длительных сроков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: