1. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная природа человека».
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Организм как природная основа человека:
а) функционирование внутренних органов и систем (морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие процессы организма человека);
б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе, определенном температурном режиме и др.);
в) генотип человека и механизмы наследственности.
3. Социальное в человеке:
а) социальные потребности;
б) интересы;
в) волевые качества;
г) самосознание;
д) мировоззрение и др.
4. Единство биологического и социального в человеке:
а) влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека;
б) осуществление и удовлетворение биологического в социальных формах.
5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).
2. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы».
1. Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
2. Исторические виды мировоззрения:
а) мифологическое;
б) теологическое (религиозное);
в) философское.
3. Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности:
а) преобладание произвольных связей;
б) фрагментарность взглядов на мир;
в) отсутствие целостности.
4. Основные черты научного мировоззрения:
а) логическая стройность;
б) систематичность;
в) универсальность;
г) критичность;
д) обоснованность.
3. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социально-демографические проблемы современности».
1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.
2) Сущность «демографического взрыва» и его связь с другими глобальными проблемами.
3) Чем вызван демографический кризис в экономически развитых странах?
4) Проявления и последствия «демографического взрыва»:
а) массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;
б) безработица;
в) массовые миграции;
г) проблемы ассимиляции приезжих.
5) Пути преодоления социально-демографических проблем:
а) решение проблемы регулирования численности народонаселения;
б) осуществление продуманной демографической политики;
в) международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем.
4. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Современные угрозы культуре, духовному развитию человека».
1) Современные угрозы культуре, духовному развитию человека — одна из глобальных проблем человечества:
а) угрожающие масштабы невежества, преступности, наркомании, отчуждения от культуры;
б) материальное потребительство;
в) массовая культура и антикультура;
г) проявления дискомфорта в повседневной жизни человека;
д) информация и человек.
2) Пути преодоления проблемы:
а) свободный доступ человека к культурным ценностям;
б) возможность получения образования и его совершенствования;
в) гуманизация общества, всестороннее развитие личности.
3) Постиндустриальное общество и духовное
развитие человека.
5. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Целостность и противоречивость современного мира».
1) Многообразие мира и единство человечества: а) современный мир и интеграция;
б) глобализация экономики и развитие мировой торговли;
в) современные коммуникации (Интернет и др.).
2) Противоречивые последствия глобализации:
а) стандарты глобализации в экономике, культуре;
б) экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный терроризм, проблемы экономически отсталых стран и мн. др.
3) Преодолеет ли человечество проблемы своего развития?
6. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида».
1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
2. Этапы социализации по Д. Смелзеру:
а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
в) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
3. Этапы социализации по теории ролей (Дж. Г. Мид):
а) имитация (дети копируют поведение взрослых);
б) игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);
в) коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).
4. Агенты (институты) социализации:
а) агенты первичной социализации — это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);
б) агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.
5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.
7. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль и «золотое правило» нравственности».
1) Мораль и ее роль в жизни человека и общества: исторический аспект.
2) Основа морали — общечеловеческие нравственные нормы и ценности:
а) «золотое правило» нравственности;
б) нравственные категории;
в) принципы и нормы морали.
3) Существует ли прогресс морали?
а) нравственный долг и проблема выбора;
б) современные реалии (Интернет и т. п.) и нравственные нормы.
8. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система».
1.Система как совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом.
2.Общество как совокупность людей, связанных совместной деятельностью по достижению общих для них целей.
3.Элементы общества как системы:
а) сферы жизни общества;
б) социальные институты общества.
4.Характеристики общества как системы:
а) многообразные иерархически выстроенные отношения, составляющие структуру общества;
б) целостность общества как системы (ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов);
в) открытость общества как системы (состояние непрерывного обмена с окружающей его природной средой);
г) динамичность общества (изменения в различных сферах жизни, их противоречивый характер).
5.Степень удовлетворения потребностей людей — доказательство эффективности функционирования общества как системы.
9. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема Севера и Юга и пути её решения».
1) Проблема Севера и Юга — одна из глобальных проблем современности.
2) Сущность проблемы Севера и Юга и ее связь с другими глобальными проблемами.
3) Проявления и последствия названной проблемы:
а) «демографический взрыв»;
б) голод, нищета, неграмотность, болезни;
в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.
4) Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:
а) осуществление продуманной демографической политики;
б) установление нового мирового экономического порядка;
в) международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга.
10. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобальные проблемы современности».
1) Какие проблемы стали глобальными для человечества?
2) Сущность некоторых глобальных проблем (экологический кризис, «демографический взрыв», экономическая отсталось стран «третьего мира») и их взаимосвязь.
3) Проявления и последствия глобальных проблем современности:
а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) рост народонаселения мира за счет развивающихся стран;
в) потребительское отношение к природе.
4) Пути решения глобальных проблем:
а) развитие научных исследований по природоохранной и природовосстановительной деятельности человека;
б) установление нового мирового экономического порядка;
в) регулирование рождаемости в экономически отсталых странах;
г) международное сотрудничество в решении глобальных пробем современности.
11. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Свобода и ответственность».
1) Свобода в деятельности человека:
а) свобода личности — важнейшая ценность цивилизации;
б) «свобода есть осознанная необходимость»;
в) категория свободы в философских исканиях человечества.
2) Ответственность — важнейший регулятор деятельности человека:
а) сознательное следование установленным нормам;
б) оценивание своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих;
в) принципы и убеждения.
3) Свобода и ответственность в свободном обществе.
12. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Цель и смысл жизни человека».
1) Поиск смысла жизни — отличительное свойство человека.
2) Подходы к проблеме смысла человеческой жизни в мировой философии:
а) античная философия;
б) философия Возрождения;
в) классическая немецкая философия;
г) русская философия (С. Франк, Н. Трубецкой и др.).
3) Роль мировоззрения в деятельности человека, в поиске им целей и смысла жизни:
а) житейское (обыденное) мировоззрение: опора на свой жизненный опыт;
б) религиозное мировоззрение и предназначение человека;
в) научное мировоззрение: понимание человеком мира и тенденций его развития, а также своего места в этом мире.
13. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Человек как духовное существо».
1) Духовный мир человека: знания, вера, чувства, стремления.
2) Мораль, ценности, идеалы человека:
а) «золотое правило» нравственности;
б) категорический императив И. Канта;
в) совесть, патриотизм, гражданственность.
3) Мировоззрение и его роль в жизни человека:
а) типы мировоззрения;
б) мировоззрение как ориентир и цели деятельности человека.
14. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Современная наука и ответственность ученых».
1)Современная наука – непосредственная производительная сила общества.
2)Специфика современной науки:
а) возросшие возможности воздействия на природу и общества;
б) сложный технический и технологический потенциал;
в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда
людей;
г) возможность изучения микро- и макромиров.
3)Основные направления научно-технического прогресса:
а) исследование космического пространства;
б) генная инженерия и биотехнологии (создание органических веществ с заранее заданными свойствами);
в) исследования в области создания новых видов топлива и энергии;
г) изучение возможностей и перспектив искусственного интеллекта.
4) Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования:
а) двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения);
б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);
в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу;
5) Необходимость сохранения гуманистической сущности науки.
15. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание — процесс духовного освоения человеком материального мира».
1) Понятие о познании. Познание – процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.
2) Цели познания:
а) постижение истины;
б) практическая польза.
3) Структура процесса познания:
а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);
б) логическое познание (понятие, суждение, умозаключение).
4) Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.
5) Знание как результат познания.
16. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как открытая система».
1.Понятие открытой системы как системы, которая связана с внешним миром («обменивается с ним веществом и энергией»).
2.Общество как открытая система в контексте социологических исследований характеризуется:
а)динамичной социальной структурой;
б)высокой мобильностью (члены общества могут менять свой статус относительно легко);
в)способностью к инновациям;
г)демократической плюралистической идеологией.
3.Открытость общества: влияние природы на общество:
а)природные условия оказывают значительное воздействие на общественное разделение труда;
б)природные факторы играют важную роль в жизни людей (географический детерминизм);
в)природа образует естественную среду обитания человека.
4.Состояние непрерывного обмена с окружающей природной средой и экологические проблемы современности:
а)парниковый эффект;
б)кислотные дожди;
в)загрязнение морей и океанов;
г)загрязнение атмосферы;
д)загрязнения почвы;
е)сокращение количества воды, пригодной для питья.
17. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние природы на человека и общество».
1. Общество и природа – органические части материального мира.
2. Человек - элемент биосферы.
3.1. Влияние природных факторов на процесс антропогенеза:
а) выделение человека из мира животных;
б) формирование рас;
в) формирование языков;
г) особенности ментальности и характера;
3.2 Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) природные катаклизмы и их социальные последствия.
4. Этапы взаимодействия природы и общества:
а) присвоение готовых продуктов;
б) рост производодительных сил;
в) переход от стихийного потребления природных ресурсов к организации целенаправленного хода природных процессов;
5. Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты.
18. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность человека».
1. Деятельность как способ существования людей.
2. Структура деятельности.
а) субъект деятельности
б) объект деятельности
в) цель
г) методы и средства
д) процесс
е) результат
3. Потребности деятельности:
а) биологические
б) социальные
в) идеальные
4. Виды деятельности
а) игра
б) общение
в) учение
г) труд
5. Классификация деятельности:
а) по объектам и результатам (материальная и духовная);
б) по субъекту деятельности (индивидуальная и коллективная)
в) по характеру деятельности (репродуктивная и творческая)
г) в зависимости от сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная);
е) в соответствии с моральными нормами (моральная и аморальная);
6. Характерные черты деятельности:
а) сознательный характер;
б) преобразующий характер;
в) продуктивный характер;
г) общественный характер;
19. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Культура, ее формы».
1. Понятие культуры.
2. Материальная и духовная культура.
3. Функции культуры:
а)адаптивная
б) нормативная
в) социализации
г) информационная
д) творческая
е) коммуникативная
ж) релаксационная и др.
4. Основания для классификации культуры:
а) связь с религией
б) территориальная принадлежность
в) этнические особенности
г) хозяйственный уклад
д) принадлежность к историческому типу общества
5. Основные формы культуры:
а) элитарная
б) народная
в) массовая
6. Разновидности культуры:
а) субкультура
б) контркультура
20. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание».
1. Научное познание — один из видов познания объективного мира.
2. Особенности научного познания:
а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;
в) особые процедуры проверки результатов.
3. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание.
4. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) мысленный эксперимент;
е) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование.
21. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологический кризис как глобальная проблема современности».
1.Какие проблемы стали глобальными для человечества?
2.Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами
3. Чем вызван экологический кризис?
а) Рост масштабов хозяйственной деятельности людей.
б) Потребительское отношение к природе.
4. Проявления и последствия экологического кризиса.
5. Пути преодоления экологического кризиса:
а) изменение отношения людей к природе;
б) наука на службе экологии;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.
22. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание — процесс духовного освоения человеком материального мира».
1. Понятие о познании. Познание - процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.
2. Цели познания:
а) постижение истины
б) практическая польза
3. Структура процесса познания:
а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);
б) рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение);
4. Виды знаний:
а) научные
б) житейские (обыденные);
в) мифологическое;
г) эстетическое и т.д.
5 Знание как результат познания.
23. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество и природа».
1. Общество и природа - органические части материального мира.
2. Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия.
3. Воздействие общества на природную среду:
а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды.
4. Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты.
5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.
24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности».
1. Угрозы и вызовы современного человечества.
2. Международный терроризм как угроза мировому сообществу.
3. Причины возникновения международного терроризма:
а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;
в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.
4. Особенности терроризма на современном этапе:
а) наднациональный характер;
б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;
в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;
г) использование религиозных и социокультурных программных установок.
5. Основные направления деятельности международных террористов:
а) организация психологических атак с использованием медиа-технологий;
б) подготовка и проведение террористических актов;
в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.
6. Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.
7. Роль РФ в противодействии террористической угрозе. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
25. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Содержание и формы (виды) духовной деятельности».
1.Понятие
2. Специфика объектов и субъектов духовной ддеятельности
3. Основные цели:
а) формирование общественного сознания,
б) формирование ценностей,
в) удовлетворение идеальных потребностей общества,
г) производство духовных благ.
4. Формы духовной деятельности:
а) прогностическая,
б) познавательная,
в) ценностно-ориентировочная
5. Роль в современном мире
26. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема познаваемости мира».
1. Проблема познаваемости мира
а) Что такое агностицизм
б) Теории Юма и Канта
в) Разновидности агностицизма
2. Субъект и объект познания
3. Чувственное и рациональное познание
4. Сенсуализм и рационализм.
5. три основные тенденции:
а) гносеологический оптимизм,
б) скептицизм
в) агностицизм.
6. Относительная и абсолютная истина.
27. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система».
1.Понятие общества как системы, которая связана с внешним миром («обменивается с ним веществом и энергией»).
2.Общество как открытая система в контексте социологических исследований характеризуется:
а)динамичной социальной структурой;
б)высокой мобильностью (члены общества могут менять свой статус относительно легко);
в)способностью к инновациям;
г)демократической плюралистической идеологией.
3.Открытость общества: влияние природы на общество:
а)природные условия оказывают значительное воздействие на общественное разделение труда;
б)природные факторы играют важную роль в жизни людей (географический детерминизм);
в)природа образует естественную среду обитания человека.
4.Состояние непрерывного обмена с окружающей природной средой и экологические проблемы современности:
а)парниковый эффект;
б)кислотные дожди;
в)загрязнение морей и океанов;
г)загрязнение атмосферы;
д)загрязнения почвы;
е)сокращение количества воды, пригодной для питья.
28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Формы и разновидности культуры».
1.Понятие культура
2. Формы культуры:
а) элитарная
б)народная
в) массовая
г) экранная
3.Многообразие культур:
а)субкультуры
б)контркультуры
4. Роль культуры в развитии современного общества.
29. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема общественного прогресса».
1. Направления общественного развития:
а) прогресс;
б) регресс.
2. Теории общественного развития:
а) теории прогрессивного развития;
б) теории циклического развития;
в) идеи конца истории.
3. Противоречивость прогресса:
а) неодинаковость прогресса в различных сферах;
б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других.
4. Критерии общественного прогресса:
а) развитие науки и техники;
б) рост личностной свободы человека;
в) развитие человеческого разума.
5. Цена прогресса.
30. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества».
1. Понятия «культура» и «духовная жизнь».
2. Формы культуры:
а) элитарная;
б) народная;
в) массовая.
3. Причины возникновения массовой культуры.
4. Отличительные черты массовой культуры:
а) ориентированность на массовую продажу и получение прибыли;
б) тиражируемость;
в) занимательная форма;
г) предназначена для широкого зрителя.
5. Позитивное влияние на духовную жизнь общества:
а) утверждает простые и понятные представления об окружающем мире;
б) непосредственно ориентирована на интересы общества;
в) отличается демократичностью;
г) отвечает запросам в отдыхе, психологической разрядке и др.
6. Негативное влияние на жизнь общества:
а) ориентирована на массовые вкусы;
б) ведёт к стандартизации и унификации культуры;
в) рассчитана на пассивное потребление;
г) насаждает мифы в сознании людей;
д) формирует искусственные потребности и др.
31. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль».
1. Социальный контроль. Определение.
2. Элементы социального контроля:
Социальные нормы.
Социальные санкции.
3. Виды социальных норм:
Моральные.
Правовые.
Корпоративные.
Религиозные и др.
4. Виды социальных санкций:
Формальные.
Неформальные.
5. Формальные социальные санкции:
Позитивные.
Негативные.
6. Неформальные социальные санкции:
Позитивные.
Негативные.
7. Формы социального контроля:
Внутренний (совесть).
Внешний (формальный и неформальный).
32. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Малые группы и их роль в обществе».
1. Понятие «малой группы».
2. Особенности малых групп:
а) поведенческая и психологическая общность членов группы;
б) наличие общих интересов и ценностей;
в) общие групповые нормы.
3. Виды малых групп:
а) формальные;
б) неформальные.
4. Примеры малых групп:
а) семья;
б) компания друзей;
в) трудовой коллектив.
5. Функции малых групп:
а) социализирующая;
б) поддерживающая;
в) психологическая;
г) деятельностная.
6. Межличностные отношения в малой группе.
33. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль потребностей в деятельности человека».
1. Понятие деятельности.
2. Мотивы деятельности
а. потребности
б. интересы
в. влечения
3. Классификация потребностей.
а. биологические
б. социальные
в. идеальные
4. Классификация потребностей А. Маслоу
а. физиологичекие
б. экзистенциальные
в. социальные
г. престижные
д. духовные
5. Связь потребностей с видами деятельности
а. творческая
б. трудовая
в. игровая (досуговая)
г. образовательная
6. Потребность как основной мотив деятельности человека.
34. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение и его роль в жизни человека».
1. Понятие «мировоззрения».
2. Структура:
а) знания;
б) принципы;
в) убеждения;
г) духовные ценности.
3. Пути формирования мировоззрения:
а) стихийное
б) осознанное
4. Основные виды мировоззрения:
а) мифологическое;
б) религиозное;
в) философское;
г) научное.
5. Роль мировоззрения в жизни человека.
35. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность и мышление».
1. Деятельность как способ жизни человека и общества.
2. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект;
в) цель;
г) мотивы;
д) действия;
е) результат.
3. Виды деятельности:
а) трудовая;
б) познавательная;
в) эстетическая и др.
4. Мышление как процесс познавательной деятельности.
5. Мышление – основа рационального познания.
6. Виды мышления:
а) словесно-логическое;
б) наглядно-образное;
в) наглядно-действенное.
36. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные конфликты и пути их разрешения».
1. Социальный конфликт – столкновение интересов личностей и групп.
2. Основные причины возникновения конфликтов:
а) неблагоприятные условия работы;
б) неудовлетворённость оплатой труда;
в) психологическая несовместимость людей;
г) различие существенных интересов и принципов;
д) перераспределение влияния в группе или между группами;
е) идеологические разногласия (политические и религиозные);
ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний,
информации, благ).
3. Виды социальных конфликтов:
а) внутриличностный;
б) межличностный;
в) межгрупповой;
г) конфликт принадлежности;
д) конфликт с внешней средой.
4. Стадии развития межгруппового конфликта.
5. Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.
6. Повышение социальной культуры, готовность к переговорному
процессу и компромиссу – ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире.
37. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Социализация — процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий.
2. Функции социализации:
а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;
б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;
в) усвоение моральных ценностей и идеалов;
г) освоение практических умений и навыков.
3. Этапы социализации:
а) первичная социализация;
б) вторичная социализация
4. Агенты социализации:
а) семья;
б) ближайшее окружение;
в) система образования;
д) профессиональная деятельность.
5. Специфика процесса социализации в современном обществе.
38. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Многообразие форм политического участия граждан в условиях демократического общества».
1. Политическое участие — влияние граждан на принятие, реализацию государственных решений и выбор представителей в институты власти.
2. Виды политического участия:
а) опосредованное (представительное);
б) непосредственное (прямое).
3. Формы прямого политического участия:
а) участие в деятельности политических партий, организаций, движений;
б) участие в собраниях, митингах, демонстрациях, пикетах;
в) обращение в органы государственной власти;
г) участие в выборах и референдумах;
д) деятельность политических лидеров.
4. Классификации политического участия:
а) по количеству участников (индивидуальное, групповое, массовое);
б) по объёму участия (случайное, профессиональное, «по совместительству»);
в) по свободе участия (автономное, мобилизованное).
5. Абсентеизм и его причины.
6. Повышение политической культуры и активности граждан — одно из важнейших условий развития современной демократии.
39. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Ценообразование в условиях рынка».
1. Ценообразование- формирование цен на товары и услуги. Рынок — механизм, который связывает покупателя и продавца.
2. Ценообразование в зависимости от типа экономической системы:
а) командно — административная экономическая система: директивное ценообразование.
б) рыночная — ценообразование зависит от спроса и предложения. (от продавца и потребителя)
в) традиционная — отсутствие товарно-денежных отношений
г) смешанная — частичный контроля за ценообразованием со стороны государства.
3. Ценообразование в зависимости от спроса и предложения:
а) закон спроса: Чем ниже цена, тем выше спрос.
б) закон предложения: Чем выше цена, тем выше предложение.
4. Особенности регулирования ценообразования в условиях современного рынка в РФ.
а) ограничение цен на услуги естественных монополий.
б) установление цен на товары и услуги госкорпораций.
5. Ценообразование в различных типах рынка:
а) цена на рынке «чистой конкуренции».
б) цена на рынке монополистической конкуренции.
в) цена на монополистическом рынке.
40. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое лидерство как политический институт».
1. Концепции лидерства:
а) выдающиеся качест<