Фиксация количества ошибок ребенка в ходе диагностики и коррекции




КОРРЕКЦИЯ ВНИМАНИЯ

В учебнике «Педагогическая психология» внимание раскрыто как самоконтроль, который осуществляется «про себя», сокращенно и автоматизированно. Внимание — это заключительный этап усво­ения действия контроля. Начинать же его формирование надо с внешних, осознанных и развернутых действий контроля.

В исследовании П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой внима­ние сформировано на действии контроля, используемого при ра­боте с текстом. А. Г. Лидере продолжил эту работу и опубликовал методику, которую назвал «Формирование "внимательного пись­ма" у учащихся 3—4 классов». Ниже полностью приведена эта ме­тодика.

Она состоит из трех частей: диагностико-мотивирующей, фор­мирующей и поддерживающей.

Задачи первой части методики: определить исходный уровень «невнимательности» школьника; уточнить на основе этого необ­ходимый операционный состав подлежащего формированию дей­ствия контроля; сформировать исходный уровень мотивации у школьника.

Исходный уровень невнимательности школьника можно опреде­лить на основе анализа его классных и домашних работ по русскому языку. Но желательно дать ему возможность проявить свои возможно­сти (т. е. невнимательность) непосредственно в ситуации консульти­рования. Психолог предъявляет ребенку текст № 1 из данных в образ­цах.

(Внимание! Все тексты из образцов, а также тексты, составлен­ные по их подобию, должны быть предварительно переписаны пси­хологом от руки, желательно с имитацией детского почерка.)

 

 

Инструкция

Прочитай этот текст 1. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки, исправь их карандашом или ручкой.

Психолог фиксирует время работы с текстом, особенности по­ведения ученика (уверенно ли он работает, сколько раз проверяет текст, читает «про себя» или вслух и пр.). Фиксируется количество пропущенных ошибок. Для этого используется таблица 1

После выполнения этого задания ребенку предлагается второе задание (текст № 2 из данных в образцах).

Инструкция

Перепиши данный текст. Если увидишь в тексте ошибки, то при переписывании исправь их.

Количество неисправленных ошибок вместе с количеством ошибок, сделанных ребенком при переписывании, вновь заносит­ся в таблицу.

После этого ребенку предлагается выполнить третье задание (см. данный в образцах текст № 3).

Инструкция

Я даю тебе текст, который надо проверить, и образец, по кото­рому ты будешь проверять. В образце нет ни одной ошибки. Сравни текст с образцом и исправь все ошибки в тексте.

При работе с этими текстами также фиксируются время работы, количество незамеченных ошибок и особенности поведения ребенка в таблице 1.

 

Таблица 1

Фиксация количества ошибок ребенка в ходе диагностики и коррекции

 

Типы ошибок Текст 1 Текст 2 Текст3
  1. Подмена слов в предложении      
2. Пропуск слов в предложении      
  3. Пропуск букв в слове      
4. Подмена букв а) обозначающих похожие звуки; б) близкие по написанию      
5. Слитное написание слова с предлогом      
6. Друге типы ошибок      
Общее количество ошибок      

 

Диагностико-мотивирующая часть методики плавно переходит в формирующую, коррекционную. Она построена на общих прин­ципах теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я.Гальпериным и его учениками.

В качестве мотивационной основы формируемого действия ис­пользуется, во-первых, естественное желание ребенка научиться писать без ошибок, во-вторых, желание научиться под руковод­ством взрослого выполнять новое дело — проверять контрольные работы учащихся других классов по русскому языку, т.е. проверять чужие ошибки.

Ниже приведена типовая схема формирования мотивационной основы формирующего действия, а затем и уяснения схемы пол­ной ориентировочной основы формирующего действия. Необходимо помнить, что возможны дополнения и изменения этой схе­мы формирования.

 

Инструкция

Я хочу научить тебя новому для тебя делу — проверять конт­рольные работы по русскому языку учеников другой школы. Ты будешь читать их работы, исправлять ошибки, а потом, если хо­чешь, даже выставлять им оценки.

Мне кажется, что ты сможешь справиться с этим делом. Я знаю, у тебя тоже бывают ошибки, но в тех заданиях, которые давали тебе ранее, ты сделал совсем немного ошибок. Вот только здесь (указываются ошибки в текстах 1, 2, 3) и здесь...

Если ты научишься исправлять ошибки в контрольных работах других учеников, то ты и сам будешь делать меньше ошибок. Для того чтобы исправить все ошибки, надо научиться специальному правилу. Вот это правило, оно записано на карточке (показывается схема полной ориентировочной основы действия — приложение 4). Здесь написано, как и в какой последовательности идет проверка ошибок в написанном тексте. Мы будем проверять ошибки по это­му правилу.

(Далее приводятся только высказывания и вопросы экспери­ментатора-психолога; реплики и ответы ребенка, которые могут быть разными, опускаются.) Прочитай, пожалуйста, правило, записанное на карточке. Давай сначала выясним, что такое пред­ложение?.. Чем предложение отличается от набора слов?.. Правиль­но, предложение выражает законченную мысль, в которой всегда есть смысл. Приведи пример предложения. (Ребенок должен произ­нести предложение.) А если в этом предложении пропустить сло­во (...)? А если в нем заменить слово (...) на слово (...)? Тогда смысл предложения останется? (Психолог предъявляет одно из предложений текстов 1, 2, 3 с пропуском слова или заменой сло­ва.) А в этих предложениях есть смысл?.. Почему?.. Что в них тако­го, что в них нет смысла?.. А как сделать, чтобы предложения име­ли смысл?..

Теперь мы знаем, что самые главные ошибки, которые надо исправлять, — это ошибки смысловые. Есть или нет в предложе­нии смысл, надо проверять обязательно, так как без смысла не существует предложений, а есть лишь набор слов...

Чтобы проверить, есть в предложении смысловые ошибки или нет, надо (показывает на карточке, где это записано):

1. Прочитать предложение вслух.

2. Проверить, подходят ли слова друг к другу.

3.Проверить, нет ли пропусков слов в предложении.

Проверять предложения по смыслу мы будем в первую очередь.

Затем будем проверять предложения и слова в них по написанию.

Посмотри на это предложение, прочитай его, затем по слогам прочитай каждое слово. Проверь предложение и слова в нем по на­писанию: надо проверить, все ли буквы подходят к слову и нет ли пропуска букв. Здесь есть пропуски букв?.. А неподходящие буквы?.. А здесь?.. Теперь тебе ясно, как проверить по написанию?.. (Если работа с карточкой, т. е. уяснение содержания схемы полной ориен­тировочной основы действия идет туго, то необходимо дополнить разъяснения, подробно объяснить то, что не понимает ребенок, но переходить собственно к проверке предложений и текстов без пол­ного понимания содержания ориентировочной карточки нельзя

Далее переходят к работе с текстами. Примеры текстов даны в приложениях 1, 2, 3. Необходимо иметь достаточное число пере­писанных от руки текстов. Допускается, чтобы каждый текст был в нескольких экземплярах — ведь проверяется контрольная работа школьников. Это можно оформить соответствующим образом, под­писав тексты или как-то иначе.

Форма работы: ребенок читает текст вслух, слово за словом, отделяя голосом слог от слога. Одновременно он читает и выпол­няет требования ориентировочной карточки. Некоторое время (в момент чтения первых двух-трех текстов) экспериментатор может вместе с ним читать требования ориентировочной карточки. Да и ребенок первое время выполняет действие проверки ошибок как бы вместе со взрослым (или для взрослого, информируя его о вы­полнении каждого пункта карточки). У самых слабых учеников может не хватить навыков выделения слогов в слове голосом, и тогда необходимо будет научить совершать это действие в матери­альной форме: каждый слог в слове надо отчеркивать карандашом вертикальной чертой. Затем, при достижении известных умений в этом, можно будет снова перейти к выделению слогов голосом, а затем и к слитному произнесению слова, т. е. выделению слога как бы «про себя».

Запоминание содержания ориентировочной карточки можно ускорить двумя приемами. Можно заменить карточку уменьшен­ным ее вариантом, где будет труднее читать текст и содержание будет больше восприниматься, чем читаться. Второй вариант — накладывать на карточку полупрозрачную бумагу, например па­пиросную. В любом случае ребенок должен иметь возможность «под­смотреть» в основную карточку, если он что-то забыл.

Наступит момент, когда ребенок сможет работать без карточки: все ее содержание будет усвоено. Тогда карточка перевертывается «ли­цом» вниз, и ребенку лишь предлагается вспомнить ее содержание.

Теперь вся работа ребенка идет уже без опоры на карточку и выглядит так: ученик называет операцию, выполняет ее; затем кратко называет операцию (например, «по смыслу») и выполняет ее; наконец, работает молча, а психолог только иногда спрашива­ет, какую операцию он выполняет.

Занятия заканчиваются, когда школьник начинает проверять тексты с ошибками безошибочно, быстро и молча.

Конечно, формирование внимательности у младших школьни­ков не исчерпывается формированием действия проверки текстов. Это умение еще должно быть перенесено на внимательное напи­сание текстов, ответственное отношение к другим видам деятель­ности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: