КОРРЕКЦИЯ ВНИМАНИЯ
В учебнике «Педагогическая психология» внимание раскрыто как самоконтроль, который осуществляется «про себя», сокращенно и автоматизированно. Внимание — это заключительный этап усвоения действия контроля. Начинать же его формирование надо с внешних, осознанных и развернутых действий контроля.
В исследовании П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой внимание сформировано на действии контроля, используемого при работе с текстом. А. Г. Лидере продолжил эту работу и опубликовал методику, которую назвал «Формирование "внимательного письма" у учащихся 3—4 классов». Ниже полностью приведена эта методика.
Она состоит из трех частей: диагностико-мотивирующей, формирующей и поддерживающей.
Задачи первой части методики: определить исходный уровень «невнимательности» школьника; уточнить на основе этого необходимый операционный состав подлежащего формированию действия контроля; сформировать исходный уровень мотивации у школьника.
Исходный уровень невнимательности школьника можно определить на основе анализа его классных и домашних работ по русскому языку. Но желательно дать ему возможность проявить свои возможности (т. е. невнимательность) непосредственно в ситуации консультирования. Психолог предъявляет ребенку текст № 1 из данных в образцах.
(Внимание! Все тексты из образцов, а также тексты, составленные по их подобию, должны быть предварительно переписаны психологом от руки, желательно с имитацией детского почерка.)
Инструкция
Прочитай этот текст 1. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки, исправь их карандашом или ручкой.
Психолог фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ученика (уверенно ли он работает, сколько раз проверяет текст, читает «про себя» или вслух и пр.). Фиксируется количество пропущенных ошибок. Для этого используется таблица 1
|
После выполнения этого задания ребенку предлагается второе задание (текст № 2 из данных в образцах).
Инструкция
Перепиши данный текст. Если увидишь в тексте ошибки, то при переписывании исправь их.
Количество неисправленных ошибок вместе с количеством ошибок, сделанных ребенком при переписывании, вновь заносится в таблицу.
После этого ребенку предлагается выполнить третье задание (см. данный в образцах текст № 3).
Инструкция
Я даю тебе текст, который надо проверить, и образец, по которому ты будешь проверять. В образце нет ни одной ошибки. Сравни текст с образцом и исправь все ошибки в тексте.
При работе с этими текстами также фиксируются время работы, количество незамеченных ошибок и особенности поведения ребенка в таблице 1.
Таблица 1
Фиксация количества ошибок ребенка в ходе диагностики и коррекции
Типы ошибок | Текст 1 | Текст 2 | Текст3 |
1. Подмена слов в предложении | |||
2. Пропуск слов в предложении | |||
3. Пропуск букв в слове | |||
4. Подмена букв а) обозначающих похожие звуки; б) близкие по написанию | |||
5. Слитное написание слова с предлогом | |||
6. Друге типы ошибок | |||
Общее количество ошибок |
Диагностико-мотивирующая часть методики плавно переходит в формирующую, коррекционную. Она построена на общих принципах теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я.Гальпериным и его учениками.
|
В качестве мотивационной основы формируемого действия используется, во-первых, естественное желание ребенка научиться писать без ошибок, во-вторых, желание научиться под руководством взрослого выполнять новое дело — проверять контрольные работы учащихся других классов по русскому языку, т.е. проверять чужие ошибки.
Ниже приведена типовая схема формирования мотивационной основы формирующего действия, а затем и уяснения схемы полной ориентировочной основы формирующего действия. Необходимо помнить, что возможны дополнения и изменения этой схемы формирования.
Инструкция
Я хочу научить тебя новому для тебя делу — проверять контрольные работы по русскому языку учеников другой школы. Ты будешь читать их работы, исправлять ошибки, а потом, если хочешь, даже выставлять им оценки.
Мне кажется, что ты сможешь справиться с этим делом. Я знаю, у тебя тоже бывают ошибки, но в тех заданиях, которые давали тебе ранее, ты сделал совсем немного ошибок. Вот только здесь (указываются ошибки в текстах 1, 2, 3) и здесь...
Если ты научишься исправлять ошибки в контрольных работах других учеников, то ты и сам будешь делать меньше ошибок. Для того чтобы исправить все ошибки, надо научиться специальному правилу. Вот это правило, оно записано на карточке (показывается схема полной ориентировочной основы действия — приложение 4). Здесь написано, как и в какой последовательности идет проверка ошибок в написанном тексте. Мы будем проверять ошибки по этому правилу.
|
(Далее приводятся только высказывания и вопросы экспериментатора-психолога; реплики и ответы ребенка, которые могут быть разными, опускаются.) Прочитай, пожалуйста, правило, записанное на карточке. Давай сначала выясним, что такое предложение?.. Чем предложение отличается от набора слов?.. Правильно, предложение выражает законченную мысль, в которой всегда есть смысл. Приведи пример предложения. (Ребенок должен произнести предложение.) А если в этом предложении пропустить слово (...)? А если в нем заменить слово (...) на слово (...)? Тогда смысл предложения останется? (Психолог предъявляет одно из предложений текстов 1, 2, 3 с пропуском слова или заменой слова.) А в этих предложениях есть смысл?.. Почему?.. Что в них такого, что в них нет смысла?.. А как сделать, чтобы предложения имели смысл?..
Теперь мы знаем, что самые главные ошибки, которые надо исправлять, — это ошибки смысловые. Есть или нет в предложении смысл, надо проверять обязательно, так как без смысла не существует предложений, а есть лишь набор слов...
Чтобы проверить, есть в предложении смысловые ошибки или нет, надо (показывает на карточке, где это записано):
1. Прочитать предложение вслух.
2. Проверить, подходят ли слова друг к другу.
3.Проверить, нет ли пропусков слов в предложении.
Проверять предложения по смыслу мы будем в первую очередь.
Затем будем проверять предложения и слова в них по написанию.
Посмотри на это предложение, прочитай его, затем по слогам прочитай каждое слово. Проверь предложение и слова в нем по написанию: надо проверить, все ли буквы подходят к слову и нет ли пропуска букв. Здесь есть пропуски букв?.. А неподходящие буквы?.. А здесь?.. Теперь тебе ясно, как проверить по написанию?.. (Если работа с карточкой, т. е. уяснение содержания схемы полной ориентировочной основы действия идет туго, то необходимо дополнить разъяснения, подробно объяснить то, что не понимает ребенок, но переходить собственно к проверке предложений и текстов без полного понимания содержания ориентировочной карточки нельзя
Далее переходят к работе с текстами. Примеры текстов даны в приложениях 1, 2, 3. Необходимо иметь достаточное число переписанных от руки текстов. Допускается, чтобы каждый текст был в нескольких экземплярах — ведь проверяется контрольная работа школьников. Это можно оформить соответствующим образом, подписав тексты или как-то иначе.
Форма работы: ребенок читает текст вслух, слово за словом, отделяя голосом слог от слога. Одновременно он читает и выполняет требования ориентировочной карточки. Некоторое время (в момент чтения первых двух-трех текстов) экспериментатор может вместе с ним читать требования ориентировочной карточки. Да и ребенок первое время выполняет действие проверки ошибок как бы вместе со взрослым (или для взрослого, информируя его о выполнении каждого пункта карточки). У самых слабых учеников может не хватить навыков выделения слогов в слове голосом, и тогда необходимо будет научить совершать это действие в материальной форме: каждый слог в слове надо отчеркивать карандашом вертикальной чертой. Затем, при достижении известных умений в этом, можно будет снова перейти к выделению слогов голосом, а затем и к слитному произнесению слова, т. е. выделению слога как бы «про себя».
Запоминание содержания ориентировочной карточки можно ускорить двумя приемами. Можно заменить карточку уменьшенным ее вариантом, где будет труднее читать текст и содержание будет больше восприниматься, чем читаться. Второй вариант — накладывать на карточку полупрозрачную бумагу, например папиросную. В любом случае ребенок должен иметь возможность «подсмотреть» в основную карточку, если он что-то забыл.
Наступит момент, когда ребенок сможет работать без карточки: все ее содержание будет усвоено. Тогда карточка перевертывается «лицом» вниз, и ребенку лишь предлагается вспомнить ее содержание.
Теперь вся работа ребенка идет уже без опоры на карточку и выглядит так: ученик называет операцию, выполняет ее; затем кратко называет операцию (например, «по смыслу») и выполняет ее; наконец, работает молча, а психолог только иногда спрашивает, какую операцию он выполняет.
Занятия заканчиваются, когда школьник начинает проверять тексты с ошибками безошибочно, быстро и молча.
Конечно, формирование внимательности у младших школьников не исчерпывается формированием действия проверки текстов. Это умение еще должно быть перенесено на внимательное написание текстов, ответственное отношение к другим видам деятельности