Диагностическая работа по русскому языку по итогам
I полугодия (5 класс)
Предметные задания репродуктивного характера (задания на знание и понимание)
Задание 1.
Цель: определить сформированность умения находить в слове определённую орфограмму.
Вставить пропущенные буквы. Определите, в каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная в корне:
А) п..лено, к..рова, к..пает
Б) б..лет, лед..ход, цв..тной
В) х..дить, л..теть, приб..жать
Г) в..допровод, в..сеть, к..лесо
Ответ: В.
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 12.
За каждый ряд с правильно вставленными буквами – 2 балла; за правильный ответ на вопрос – 4 балла.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения находить в слове корень, умения определять вид орфограммы
Задание 2.
Цель: определить сформированность умения ориентироваться в разнообразии звуков языка, умения осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений.
Назовите в слове печёшь все мягкие звуки.
Ответ: 2 звука - [п`], [ч`]
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 10.
Каждый верно определённый мягкий звук – 5 баллов. Если как мягкий определён [ш], то вычитается 5 баллов.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения отличать понятия «звук» и «буква», определять вид звука, его характеризовать
Задание 3.
Цель: определить сформированность умения понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль.
Выберите из списка обязательные признаки для определения склонения существительного:
А) число,
|
Б) падеж,
В) род,
Г) одушевлённое или неодушевлённое,
Д) окончание,
Е) собственное или нарицательное.
Ответ: В), Д), А), Б).
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 8.
Каждый верно названный признак оценивается в 2 балла.
Интерпретация: невыполнение задания говорит о непонимании текста задания, о невнимательном чтении текста задания, об отсутствии знаний о склонениях существительного.
Предметные или метапредметные умения продуктивного характера (познавательные УУД).
Задание 4.
Цель: выявить сформированность умения обобщать и перерабатывать полученную информацию, умения использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, умения владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание.
Выберите правильное написание слова: а) вьётся, б) веется, в) въётся. Объясните свой выбор (дайте развёрнутый ответ).
Ответ: вьётся, так как Ь стоит в корне слова после согласной В и перед
гласной Ё.
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 10.
Правильный выбор написания – 4 балла; последовательность, аргументированность, логичность развёрнутого ответа – 6 баллов.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения выстраивать развёрнутый ответ, основываясь на понятия, знания теории в решении конкретной орфографической задачи, использовать аргументы в монологическом высказывании, возможно, об отсутствии знания правила.
Задание 5.
Цель: выявить сформированность умения анализировать объект с выделением существенных признаков, умения разбить материал на составляющие.
|
Из предложений выпишите слова в 2 столбика: 1. Самостоятельные части речи;
2. Служебные части речи.
Скоро взойдёт над рекой тёплое солнышко. Ещё громче запоют птицы и закукует кукушка.
Ответ:
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
Скоро | Над |
Взойдёт | И |
Рекой | |
Тёплое | |
Солнышко | |
Ещё | |
Громче | |
Запоют | |
Птицы | |
Закукует | |
кукушка |
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 13.
За каждый верный ответ – 1 балл.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения определять части речи, отличать самостоятельные и служебные части речи; выделять у слов их грамматические признаки, сопоставлять их.
Метапредметные умения (регулятивные, часть коммуникативных и личностные УДД).
Задание 6 – 9.
Цель: выявить сформированность умения определять тему текста и его основную мысль, умения понимать и обобщать полученную информацию, умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, умения строить монологическое высказывание.
Прочитайте текст.
Приставки и суффиксы жили в общем-то дружно, делая своё дело. А дело было в том, чтобы образовывать в языке новые слова. Они трудились не покладая рук, каждая морфема по-своему. Приставке было, пожалуй, полегче. Была она действительно приставучая: облюбует слово, приставит себя к нему – готово: ехать – поехать, приехать, заехать… Пошло-поехало!
Суффикс – мужик серьёзный. Он просто так за дело не берётся. Прикинет, подумает, окончание от слова отбросит, а потом соображает, как к слову пристроится и снова окончание к нему подобрать. Да, разница между ними была, но именно благодаря им, приставке и суффиксу, разрасталась страна слов!
|
6. Определите тему текста.
Ответ: текст о приставках и суффиксах.
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 5.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения различать понятия «тема текста» и «идея (основная мысль) текста».
7. Какова основная мысль текста?
Ответ: основная мысль в тексте выражена в предложении: «Да, разница между ними была, но именно благодаря им, приставке и суффиксу, разрасталась страна слов!» (благодаря приставкам и суффиксам в языке образуются новые слова)
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 10.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения различать понятия «тема текста» и «идея (основная мысль) текста»; обобщать полученную информацию и на основе этого создавать собственное высказывание.
8. Выпишите из первого абзаца три ряда однокоренных слов.
Ответ: 1) делая – дело; 2) приставка – приставит – приставучая; 3) ехать – поехать – приехать – заехать.
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 15.
Каждый правильно выписанный ряд оценивается в 5 баллов.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии знаний об однокоренных словах; умения находить однокоренные слова, отличать их от форм одного и того же слова.
9. Докажите, что этот текст – грамматическая сказка.
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 15.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения строить своё собственное высказывание, опираясь на прочитанный текст, находить аргументы в тексте в пользу своего высказывания, возможно, из-за непонимания текста задания, невнимательного чтения текста.