Урок русского языка во 2 классе
«Орфография. Безударная гласная в корне слова»
(УМК «Начальная школа XXI век»)
Цели занятия по орфографии:
· создать условия для отработки умения правильно обозначать безударные гласные в корне слова;
· организовать деятельность учащихся по закреплению алгоритма работы с данной орфограммой;
· содействовать исследовательской деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс». Иванов С.В., Евдокимова
А.О., Кузнецова М.И. и др.;
рабочая тетрадь «Пишем грамотно»;
памятка-алгоритм для работы с безударными гласными;
карточки по дифференциации;
толковый словарь;
«линейка» для самооценки.
I. Организационный момент.
- Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно,
Ведь урок начать нам нужно!
Подравнялись. Улыбнулись.
И ко мне все повернулись!
II. Чистописание.
- Посмотрите на доску и скажите: что вы видите?
- Запишите в тетрадь.
- Оцените себя сами по линейке.
III. Актуализация знаний.
- Что общего у этих букв? А кто может сформулировать тему нашего урока? А кто помнит, как нужно работать с такими словами?
- А достаточно ли знать только правило? Что нужно развивать? А как вы понимаете значение слова «зоркий»? (Работа сословарём). А что же тогда «орфографическая зоркость»?
- Наш знакомый мальчик Серёжа утверждает, что гласные «а, о, я, е, и» всегда безударные и никогда не бывают под ударением. Прав ли он? Докажите.
- А ещё он говорит, что чтобы правильно и грамотно писать, нужно пользоваться вот этими приборами: (Учитель показывает очки, бинокль, лупу, подзорную трубу). Верно? Кому нужны эти вещи и зачем? А ученику они помогут в учёбе? А нужно ли быть ученику зорким? Докажите свою точку зрения.
|
Вывод: Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.
IV. Словарная работа.
- А теперь давайте проверим вашу зоркость. В течение небольшого промежутка времени прочитайте слова с доски, постарайтесь запомнить их как можно больше и записать орфографически правильно по памяти.
Пальто
Заяц
Дорога
Тетрадь
Июнь
- Проверьте. Что это за слова? Какая здесь орфограмма? Поставьте ударение, выделите безударную гласную. Как мы работаем с такими словами? Запишите своё слово. Составьте и запишите предложение с одним из них. (Несколько человек зачитывают свои предложения).
Вывод: Если безударную гласную в корне слова нельзя проверить ударением, то смотрю в словарь и запоминаю, как пишется слово.
V. Физкультминутка.
- Встали, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали
Опустили, поморгали,
Руку левую подняли,
Ею дружно помахали.
Опустили и подняли.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
На меня все посмотрели.
VI. Словарная работа.
- Послушайте и скажите: чем похожи эти слова?
Ковёр
Зима
Снегов
Страна
Рядком
- Как называется орфограмма? Как мы работаем с такими словами?
|
I. Определяю:
гласный под 2) гласный без
Ударением. ударения.
Вывод: 1. Изменяю слово так, 2. Смотрю в
Пишу, как слышу. чтобы падало ударение. словарь.
Вывод: Вывод:
Пишу, как слышу. Пишу, как
В словаре.
- Запишите слова в столбик, поставьте ударение, выделите орфограмму, перед данными словами запишите проверочные слова. (Проверяем вместе: 1 ученик читает, остальные проверяют у себя в тетрадях).
- Придумайте и запишите 2-3 своих слов на данную орфограмму. Обменяйтесь тетрадями и проверьте.
Вывод: Если безударная гласная в корне слова проверяется ударением, то пишем так, как слышится в проверочном слове.