1. Найдем значения параметра n, при которых уравнение 15·10 х – 20 = n – n · 10х + 1 не имеет корней?
Решение: преобразуем заданное уравнение: 15·10 х – 20 = n – n · 10х + 1; 15·10 х + n· 10х + 1 = n + 20; 10 х ·(15 + 10n) = n + 20; 10 х = .
Уравнение не будет иметь решений при ≤ 0, поскольку 10 х всегда положительно.
Решая указанное неравенство методом интервалов, имеем: ≤ 0; (n + 20)·(15 + 10n) ≤ 0; - 20 ≤ n ≤ - 1,5.
Ответ: .
2. Найдем все значения параметра а, при которых уравнение lg2 (1 + х2) + (3а – 2)· lg(1 + х2) + а2 = 0 не имеет решений.
Решение: обозначим lg(1 + х2) = z, z > 0, тогда исходное уравнение примет вид: z2 + (3а – 2) · z + а2 = 0. Это уравнение – квадратное с дискриминантом, равным (3а – 2)2 – 4а2 = 5а2 – 12а + 4. При дискриминанте меньше 0, то есть при 5а2 – 12а + 4 < 0 выполняется при 0,4 < а <2.
Ответ: (0,4; 2).
3. Найдем наибольшее целое значение параметра а, при котором уравнение cos2x + asinx = 2 a – 7 имеет решение.
Решение: преобразуем заданное уравнение:
cos2x + a sinx = 2 a – 7; 1 – 2sin2х – asinx = 2 a – 7; sin2х - a sinx + a – 4 = 0;
(sinх – 2) · = 0.
Решение уравнения (sinх – 2) · = 0 дает:
(sinх – 2) = 0; х принадлежит пустому множеству.
sinх - = 0; х = (-1)n arcsin + πn, n Z при ≤ 1. Неравенство ≤ 1 имеет решение 2 ≤ а ≤ 6, откуда следует, что наибольшее целое значение параметра а равно 6.
Ответ: 6.
4. Указать наибольшее целое значение параметра а, при котором корни уравнения 4х2 - 2х + а = 0 принадлежит интервалу (- 1; 1).
Решение: корни заданного уравнения равны: х1 = (1+ )
х2 = , при этом а ≤ .
По условию -1 < (1+ ) < 1 < < 3,
- 1 < < 1 > > - 3.
Решением, удовлетворяющим указанным двойным неравенствам, будет решение двойного неравенства: - 3 < < 3.
Неравенство - 3 < выполняется при всех а ≤ , неравенство < 3 – при - 2 < а ≤ . Таким образом, допустимые значения параметра а лежат в интервале (-2; .
|
Наибольшее целое значение параметра а из этого интервала, которое одновременно принадлежит и интервалу (-1; 1), равно 0.
Ответ: 0.
5. При каких значениях параметра а число корней уравнения
2 - х = 0 равно а?
Решение: построим эскиз графика функции, у = 2 - х при этом учтем, что функция у – четная и ее график – симметричен относительно оси ординат, в силу чего можно ограничиться построением только его правой части (х ≥ 0). Также учтем, что трехчлен х2 - 8х + 7 имеет корни х = 1 и х = 7, при х = 0 у = 7, а при х = 4 – минимум, равный – 9. На рисунке: пунктирными прямыми изображена парабола
у = х2 - 8х + 7 с минимумом умин равным - 9 при х мин = 4, и корнями х1 = 1 и х2 = 7;
сплошными линиями изображена часть параболы у = 2 – 8х + (1 < х < 7), полученная зеркальным отражением относительно оси 0х части параболы
х2 - 8х + 7 при 1 < х < 7.
(Эскиз левой части графика функции при х < 0 можно получить, отразив эскиз правой части графика симметрично относительно оси 0у).
Проводя горизонтали у = а, а N, получаем k точек ее пересечение с линиями эскиза графика. Имеем:
а | [1; 6] | |||||
к |
Таким образом, а = k при а = 7.
Ответ: 7.
6. Указать значение параметра а, при котором уравнение
х4 + (1 – 2а)х2 + а2 – 4 = 0 имеет три различных корня.
Решение: всякое биквадратное уравнение в общем случае имеет две пары корней, причем корни одной пары различаются только знаком. Три корня возможны в случае, если уравнение имеет одну пару в виде нуля.
Корни заданного уравнения равны:
|
х =
Одна из пар корней будет равна 0, если (2а-1) = . Решая это уравнение при условии 2а-1 > 0 > , имеем: (2а – 1) = (2а – 1)2 = 17 – 4а
4а2 – 4а +1 = 17 – 4а а = 2.
Ответ: 2.
7. Указать целое значение параметра p, при котором уравнение
cosx – 2sinx = + имеет решение.
Решение: р ≥ 0; 2 – р ≥ 0 р ≤ 2; объединяя допустимые значения параметра р, имеем:
0 ≤ р ≤ 2.
При р = 0 исходное уравнение принимает вид – 2sinх = 2 х принадлежит пустому множеству (в силу ограниченности синуса).
При р = 1 исходное уравнение принимает вид:
cosx-2sinx = +1.
Максимальное значение разности (cosx-2sinx) составляет
= (- sinx – 2cosx) = 0 tgx = -2, при этом sinx =
sin (arctg(-2)) = , cosx – 2sinx = , что меньше +1.
Следовательно, при р = 1 уравнение решений не имеет.
При р = 2 исходное уравнение принимает вид
.
Максимальное значение разности составляет при х = arctg(- ) (при этом sinx = , cosx = ). Поскольку > +1, то уравнение = будет иметь решение.
Ответ: 2.
8. Определить число натуральных n, при которых уравнение не имеет решения.
Решение: х ≠ 0, n ≠ 10.
Уравнение х2 – 8х – n(n – 10) = 0 не имеет решения, если его дискриминант меньше 0, т.е. 16 + n(n-10) < 0 n2 -10n +16 < 0 (n-2) (n-8) <0 2 < n < 8.
В найденном интервале 5 натуральных чисел: 3, 4, 5, 6 и 7. Учитывая условие n ≠ 10, находим, что общее число натуральных n, при которых уравнение не имеет решений, равно 6.
Ответ: 6.
9. Найти наименьшее целое значение параметра а, при котором уравнение (0 < х < ) имеет решение.
Решение: по условию 1 > sinx > 0 1 < < + ,
1 > cosx > 0 1 < < + ,
Следовательно, 2 < а < + .
Возводя обе части заданного уравнения в квадрат, имеем:
|
= а2 = а2
= а2.
Введем переменную z = . Тогда исходное уравнение примет вид:
z2 + 2z – а2 = 0. Оно имеет решение при любом а, поскольку его дискриминант
D = 1 + а2положителен при любом а.
Учитывая, что 2 < а < + , заключаем, что наименьшее целое значение параметра а, при котором заданное уравнение имеет решение равно 3.
Ответ: 3.
Заключение
Во время создания данного проекта мы усовершенствовали свои старые знания по теме «Уравнения с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями » и в какой-то мере получили новые.
По завершению работы мы пришли к выводу, что эта тема должна изучаться не только на элективных курсах и дополнительных занятиях, но и в школьной программе, так как она формирует логическое мышление и математическую культуру у школьников. Учащимся (студентам) знания по этой теме помогут сдать Единый Государственный Экзамен и вступительные экзамены в ВУЗы.
Используемая литература.
1. П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир «Задачи с параметрами», 2002г.
2. Н.Ю.Глаголева «Задачи по математике для поступающих в вузы», 1994г.
3. В.В.Локоть «Задачи с параметрами», 2003г.
4. В.В.Ткачук «Математика – абитуриенту», 1994г.
5. Г.А.Ястребинецкий «Уравнения и неравенства, содержащие параметры», 1972г.
6. А.Г.Мордкович «Алгебра и начала анализа», 1987г.
7. В.С.Крамов «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа», 1994г.
8. «Математика. Решение задач повышенной сложности», 2004г.
9. М.И. Шабунин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, Р.Г. Газарян «Алгебра и начала анализа», 2000г.
10. А.П. Карп «Даю уроки математики…», 1992 г.
11. В.В. Ткачук «Математика – абитуриенту», 1996 г.