Сознание - это высший уровень развития психики, который присущ только человеку.




 

Структура психики

1. Познавательные психические процессы

2. Психические состояния

3. Психические свойства: направленность, темперамент, характер, способности

 

Сознание и бессознательное

З. Фрейд выделял в психике три области: Сознательное (то, что в данный момент осознается и контролируется человеком), Предсознательное (это информация, которой человек располагает, но которая в данный момент в сознании отсутствует), Бессознательное (то, что не осознается человеком, но оказывает влияние на его поведение и деятельность). В Бессознательном (Неосознаваемом) можно выделить отдельные явления.

К неосознаваемым процессам относят:

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий

1. Неосознаваемый автоматизм

2. Неосознаваемые установки

3. Неосознаваемое сопровождение сознательных действий

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий

1. Сновидения

2. Ошибочные действия

3. Невротические симптомы

3. Надсознательные процессы

1. Инсайт (озарение, внезапное решение)

 

 

Два основных метода психологии - это наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие объектов действительности, результаты которого фиксируются. Любое научное наблюдение имеет цель, план, средства фиксации, необходимые для анализа наблюдения.

Виды наблюдения:

1. По степени включенности наблюдателя:

1. Включенное

2. Невключенное

2. По цели

1. Сплошное

2. Выборочное

3. По объекту

1. Наблюдение

2. Самонаблюдение

Достоинство наблюдения - минимум искажений реальности по сравнению с экспериментом. Наблюдение помогает собрать богатый фактический материал - больше, чем при эксперименте или тестировании.

Проблема наблюдения - это большие трудоемкость и временные затраты. Особенность наблюдения - это высокое влияние субъективизма исследователя. Также недостаток наблюдения - это невозможность повторения.

Эксперимент - это метод исследования, при котором исследователь сам вызывает интересующие его явления.

Виды эксперимента:

1. По условиям проведения

1. Естественный

2. Лабораторный

2. По цели

1. Констатирующий

2. Формирующий

Достоинство эксперимента - возможность собрать большое кол-во материала за незначительное время. В лабораторном эксперименте - строго контролируемое условие проведения эксперимента. Для всех экспериментов - это возможность повторения.

К минусам отнесем субъективизм, а также отсутствие естественных условий.

 

 

Психические процессы: ощущение

Лурия. Ощущения и восприятие

Шиффман. Ощущение и восприятие

 

1. Виды ощущений

2. Свойства ощущений

3. Закономерности ощущений

 

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов или явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Для возникновения ощущения необходима деятельность анализатора. Анализатор должен иметь следующие работающие части:

1. Рецептор, или орган чувствительности - это воспринимающая часть анализатора. Он преобразует внешнее воздействие в нервные сигналы

2. Проводящие нервные пути, по которым сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам

3. Корковые отделы головного мозга (центральные отделы анализатора)

 

Первая классификация ощущений - по органам чувств:

1. Зрительные

2. Слуховые

3. Осязательные

4. Обонятельные

5. Вкусовые

 

Вторая классификация - это классификация Шеррингтона:

1. Интроцептивные (органические) ощущения - сигнализируют о состоянии внутренней среды организма, возникая с помощью внутренних рецепторов.

2. Проприоцептивные ощущения, которые передают сигналы о положении тела в пространстве.

3. Экстероцептивные ощущения дают информацию об окружающем мире

1. Контактные

2. Дистантные

 

Свойства ощущения

1. Качество - общие свойства, характерные для вида ощущения

2. Интенсивность - определяется силой воздействующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора

3. Длительность - временная характеристика возникшего периода, определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью

1. Латентный период - время от начала воздействия до появления ощущения

2. Инерция - время исчезновения ощущения после окончания воздействия раздражителя

4. Пространственная локализация

 

Пороги чувствительности

Абсолютный порог дает информацию о силе раздражителя

· Нижний абсолютный порог - минимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение

· Верхний абсолютный порог - максимальная величина раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида

Дифференциальный порог характеризует чувствительность к различению.

Это минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений. Для тактильного анализатора она составляет 1/30, для слухового - 1/10

 

Закономерности ощущений

Адаптация - изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к раздражителю.

Взаимодействие ощущений

1. Взаимодействие между ощущениями одного вида

2. Взаимодействие между ощущениями разных видов. Слабые раздражители одного анализатора повышают чувствительность другого, сильные - понижают.

Стабилизация - это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения

Синестезия - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов.

Сенсорная депривация - это продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. Проявляется в условиях как одиночной, так и групповой изоляции.

 

Восприятие

 

Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений при непосредственном их воздействии на органы чувств.

 

Свойства восприятия:

1. Целостность - это объединение частей или свойств объекта в единый целостный образ

2. Константность - это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия

3. Предметность - восприятие объектов как обособленных в пространстве и времени отдельных физических тел

4. Структурность восприятия - узнавание различных объектов благодаря устойчивой структуре их признаков

5. Осмысленность восприятия - означает участие мышления в процессе восприятия

6. Апперцепция - это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.

7. Избирательность - преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия

 

Виды восприятия

1. По ведущему анализатору

1. Зрительные

2. Слуховые

3. Осязательные и т.д.

2. Цель

1. Преднамеренное восприятие

2. Непреднамеренное восприятие

3. По степени организации

1. Организованное

2. Неорганизованное

4. По направленности восприятия

1. Внешненаправленное

2. Внутринаправленное

5. По форме отражения

1. Восприятие пространства, предметов и явлений окружающего мира

2. Восприятие человека человеком

3. Восприятие времени

4. Восприятие движений

 

Социальная перцепция

СП характеризует особенности восприятия и понимания человека человеком

Она имеет ряд своих эффектов:

1. Эффект проекции - когда человек, воспринимая другого, приписывает тому по аналогии с собой собственные качества и эмоциональные состояния

2. Эффект первичности - формирование образа другого человека на основании первого впечатления (устойчиво и во многом определяет последующую избирательность в восприятии и анализе свойств личности). Отмечается при восприятии незнакомого человека

3. Эффект новизны - формирование образа другого человека на основании последней, т.е. более новой, информации, которая оказывается наиболее значимой. Отмечается при восприятии знакомого человека

4. Эффект "ореола" ("гало-эффект") - распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. Воспринимаемые в дальнейшем особенности личности "накладываются" на тот образ, который был первоначально. Этот образ и выполняет роль ореола, мешающего адекватному восприятию другого человека. Эффект "ореола" ведет к стереотипности восприятия.

 

Стереотип - это устойчивый и упрощенный образ социального объекта. Есть разные виды: эмоционально-эстетические; социально-статусные; этнические.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям:

· К упрощению процесса познания другого человека

· Как только констататация заменяется оценкой, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения

 

Механизмы межличностного восприятия:

1. Идентификация - отождествление себя сдругим с целью познания партнера по общению

2. Рефлексия - это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению

3. Каузальная атрибуция означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует (Ф. Хайдер)

 

Знаковые системы коммуникации

1. Вербальная коммуникация

2. Невербальная коммуникация

1. Оптико-кинетическая знаковая система (жесты, мимика, пантомима)

2. Пара- и экстра-лингвистические знаковые системы (система вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность) и включение в речь пауз, других вкраплений (покашливание, плач, смех))

3. Проксемическая знаковая система (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

 

Конгруэнтность коммуникации - соответствие невербального поведения содержанию сообщения

· При совпадении доверительное отношение к содержанию сообщения

· При несовпадении доверие невербальным сигналам

 

Факторы межличностной аттракции

Межличностная аттракция - это формирование привлекательности одного человека для другого

 

Внешние факторы:

1. Физическая привлекательность партнера по общению

2. Социально-демографические данные (образование, социальный статус)

3. Пространственная близость партнеров по общению

4. Стиль общения, коммуникативная компетентность человека

 

Внутренние факторы:

1. Выражение личного отношения к партнеру по общению в процессе общения

2. Личностные и интеллектуальные особенности партнера по общению

3. Фактор сходства между партнерами по общению

 

Усиливают воздействие на межличностную аттракцию сходства:

· Число вопросов, по которым люди достигают согласия

· Важность, значимость тех или иных взглядов

· Взаимность

 

Представление

Представление - это воссоздание на основе прошлого опыта образов предметов и явлений, которые ранее воздействовали на наши образы чувств

 

Виды представлений

1. По видам анализаторов

2. По степени обобщенности

1. Единичные представления - основаны на восприятии одного, конкретного предмета (ель, береза)

2. Общие - это представление, обобщенно отражающее множества сходных предметов (дерево, березовая роща)

3. По степени проявления волевых усилий

1. Непроизвольные представления

2. Произвольные представления

 

 

Внимание и память

1. Свойства внимания

2. Виды внимания

3. Виды и процессы памяти

4. Мнемические циклы

 

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах

 

Свойства внимания

Устойчивость внимания - это длительность сосредоточение на объекте или явлении. Зависит от:

· Свойств нервной системы

· Общего состояния организма

· Психического состояния человека

· Мотивации человека

· Внешних обстоятельств деятельности

 

Концентрация внимания - это степень сосредоточения на объекте

 

Распределение внимания - способность одновременного выполнения индивидом двух или более видов деятельности.

 

Объем внимания - это количество объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты. В среднем - от 3 до 7 объектов. Слабо тренируется

 

Переключаемость внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Хорошо тренируется. Бывает произвольной и непроизвольной.

 

Виды внимания

В зависимости от активности личности выделяют:

1. Непроизвольное внимание, которое возникает без заранее поставленной цели, без усилия воли. Зависит от:

1. Интенсивности раздражителя

2. Новизны, необычности объектов

3. Связи с чувствами человека

4. Динамичность объектов

2. Произвольное внимание, которое предполагает наличие волевых усилий. Его отличительные особенности:

1. Целенаправленность

2. Организованность

3. Повышенная устойчивость

3. Послепроизвольное внимание, которое возникает на основе произвольного, носит целенаправленный характер, но не требует волевых усилий

По характеру направленности:

1. Внешненаправленное внимание направлено на окружающие объекты и явления

2. Внутринаправленное внимание направлено на собственные мысли и переживания

 

 

Память - это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

 

Виды памяти

По характеру психической активности:

1. Двигательная память

2. Эмоциональная (аффективная) память

3. Образная память (зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная, эйдетическая)

4. Логическая память - на мысли и слова

По характеру участия воли

1. Непроизвольная память

2. Произвольная память

Про продолжительности сохранения информации

1. Сенсорная память (0,1-0,5 секунды)

2. Кратковременная память (около 20 секунд)

3. Оперативная память

4. Долговременная память

 

Процессы памяти

Запоминание - это процесс запечатления в памяти воспринятой информации

Эффективность запоминания зависит от:

1. Мотивации человека

2. Количества повторений материала

3. Наличие собственной активной деятельности

 

Сохранение - это длительность удерживания информации в памяти.

Эффективность зависит от:

1. Способа запоминания материала

2. От использования материала в деятельности

3. Эмоционального отношения к материалу

 

Воспроизведение - это процесс извлечения информации из памяти

Виды воспроизведения

1. Узнавание - это воспроизведение информации в условиях ее повторного восприятия

2. Собственно воспроизведение - это воспроизведение информации без ее повторного восприятия

3. Припоминание - это воспроизведение информации при помощи мнемической деятельности и волевых усилий

 

Забывание - это невозможность вспомнить, или неправильное воспроизведение какого-либо материала, информации

Факторы, влияющие на скорость забывания

1. Осмысленность материала

2. Связь с интересами человека, его деятельность

3. Объем материала, степень его трудности

4. Эмоциональное отношение к материалу

5. Возраст человека

6. Физическое и психическое состояние человека

7. Влияние интерференции, когда сохранению в памяти информации мешают предшествующие или последующие события

 

Мнемонические приемы

1. Метод группировки. Лучше запомнить информацию, которая определенным образом сгруппирована

2. Метод пиктограмм. Хорошо подходит для зрительного типа восприятия. Его суть в том, что к каждому из ключевых слов или идей рисуется пиктограмма

3. Метод ОЧОГ

1. О - ориентировка в тексте для выделения основных мыслей

2. Ч - внимательное чтение

3. О - обзор текста

4. Г - мысленный пересказ с выделением главной мысли

4. Метод "мест". Использовали ораторы Древней Греции. Они вспоминали все объекты, расположенные по дороге, по которой они ежедневно ходили в городе. Затем к каждому из этих мест они "привязывали" тезис или аргумент. Когда они произносили речь, то мысленно проходили по этой дороге и "забирали в каждом месте соответствующие тезисы или аргументы".

 

Мышление и интеллект

· Виды мышления

· Формы мышления

· Мыслительные операции

· Индивидуальные особенности мышления

· Творческое мышление

 

Мышление - это отражение связей и отношений между предметами и явлениями, ведущее к получению новых знаний.

 

Особенности мышления

Мышление - обобщенное отражение действительности, т.е. это отражение общего в предметах и явлениях.

Мышление характеризуется опосредованным отражением действительности. Человек выносит суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, на основе анализа косвенной информации.

Мышление имеет проблемный характер, т.е. оно начинается в проблемной ситуации (теоретической или практической)

Этапы решения мыслительной задачи:

а) формулировка проблемы

б) выдвижение и анализ гипотез

в) решение задачи (методом проб и ошибок или алгоритмом)

г) проверка правильности решения (логически или практически)

Мышление тесно связано с речью.

 

Виды (уровни) мышления

(по форме)

· Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется в процессе деятельности

· Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что решение задачи предполагает оперирование в уме образами предметов и явлений

· Словесно-логическое мышление предполагает осуществление логических операций с понятиями

(по степени новизны)

· Репродуктивное мышление связано с решением задач на усвоение готовых знаний и их применение в относительно неизменных условиях (тех же, в которых происходило усвоение)

· Творческое мышление характеризуется высокой новизной продукта, самостоятельным открытием новых связей и отношений

(по типу решаемых задач)

· Практическое мышление направлено на достижение определенной практической цели

· Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач

 

Основные формы мышления

Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений, выраженное словом.

Пути усвоения понятий:

1. Обучение, в ходе которого формируется понятие

2. Самостоятельное формирования понятия в процессе деятельности (с опорой на свой опыт)

Овладеть понятием - значит уметь выделять его признаки, уметь применять понятие на практике, т.е. оперировать им

 

Суждение - отрицание или утверждение чего-либо о чем-либо

 

Умозаключение - это серия логически связанных суждений, из которых выводятся новые знания; это формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся.

Виды умозаключений:

· Индуктивное (предполагают вывод от частного суждения к общему)

· Дедуктивное (вывод от общего суждения к частному)

 

Мыслительные операции:

1. Анализ

2. Синтез

3. Сравнение

4. Абстрагирование

5. Обобщение

6. Конкретизация

 

Индивидуальные особенности мышления

Связанные с качествами ума: самостоятельность, гибкость, глубина ума

1. Самостоятельность ума характеризуется умением ставить новые задачи, находить новые пути и способы их решения.

2. Гибкость ума предполагает целесообразную изменчивость мыслительной деятельности.

3. Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопросов, видеть проблему там, где другие ее не видят.

 

Определяемые типом мышления

· Классификация Юнга

o Интуитивный тип характеризуется преобладанием эмоций над логикой. Человек фокусирует внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта, судит о ценности вещей в категориях "Хороший или плохой", "приятный или неприятный". Критерий правильности - ощущение правильности, практика. Ориентация на практически полезное использование знания.

o Мыслительный тип отличают рациональность и логичность. Он судит о ценности вещей, используя логику и аргументы. Жизненный опыт оценивается на основе рациональных суждений, которые определяют его как истинный или ложный. Критерий истинности - логическая верность вывода, эксперимент.

· Классификация Павлова

o Художественный тип. Доминирует 1 сигнальная система, правое полушарие. Преобладает образное мышление, целостное восприятие действительности, синтез. Отмечается яркость образов, эмоциональность. Склонность к профессиям, требующим впечатлительности, образности, живости воображения. (Л.Н. Толстой, И.Е. Репин)

o Мыслительный тип. Доминирует 2СС, левое полушарие. Отмечается преобладание абстрактного мышления, анализа. Характерны рассудочные, интеллектуальные реакции на события. Склонны к занятиям теоретическими науками, связанными с оперированием абстрактным материалом (Дарвин, Гегель)

o Средний тип. Развиты обе СС и оба полушария.

 

Творческое мышление

Концепция Дж. Гилфорда. Уровень развития творческого мышления определяется доминированием в мышлении 4 особенностей

· Оригинальность идей, стремление к интеллектуальной новизне

· Семантическая гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить возможность нового использования данного объекта

· Образная адаптивная гибкость - способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны

· Семантически спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей

 

Особенности личности, препятствующие творческому мышлению:

· Склонность к конформизму

· Боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях

· Завышенная оценка значимости своих собственных идей

· Ригидность (жесткость, стереотипность, шаблонность) мышления

· Критичность мышления

 

Интеллект

Интеллект - это общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях

 

Соотношение интеллекта и творческого потенциала:

· Высокоинтеллектуальный и высокотворческий

· Высокоинтеллектуальный и малотворческий

· Малоинтеллектуальные и высокотворческие

· Малоинтеллектуальные и малотворческие

 

 

Речь. Воображение

· Функции и виды речи

· Свойства речи

· Виды воображения

· Способы создания образов воображения

 

Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова - М., 2002

 

Речь - это процесс общения человека с другим человеком или самим собой с использованием языка.

 

Функции речи

Функция выражения: с помощью речи человек высказывает свое отношение к предмету, явлению и к самому себе.

Функция воздействия: с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения.

Функция сообщения: обмен мыслями и информацией между людьми с помощью слов.

Функция обозначения: заключается в способности давать названия предметам или явлениям.

 

Виды речи

Внутренняя речь - это использование языка вне процесса реальной коммуникации.

Основные хар-ки:

1. Ситуативность

2. Беззвучность

3. Предназначенность для себя

4. Свернутость

5. Внутренняя речь существует как кинестетический, слуховой или зрительный образ слова

Типы:

1. Внутреннее проговаривание

2. Внутреннее моделирование внешнего речевого высказывания - построение замысла высказывания

3. Внутренняя речь как средство мышления (по гипотезе Н.И. Жинкина несловесная)

 

Внешняя речь - это использование языка в процессе общения или обмена информацией

Она обращена к другому человеку или самому себе (эгоцентрическая речь)

Делится на:

· Письменную - передача информации посредством графических знаков
Более развернутая и точная, нежели устная
Вторична по отношению к устной
Включает в свой состав письмо и чтение

· Жестовую - способ общения людей при помощи системы жестов

· Устную - вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух

o Монолог - это развернутая речь человека, обращенная к другим людям

o Диалог - обмен репликами двух и более людей

§ Ситуативная (связана с ситуацией общения, может быть непонятна тем, кто не включен в контекст)

§ Контекстная (понятна на основе текста высказывания независимо от ситуации)

 

Свойства речи

Содержательность - определяется объемом выраженных в речи мыслей, чувств, их значимостью и соответствием действительности

Понятность - характеризует соответствие речи говорящего уровню знаний и развитию слушателей

Выразительность - эмоциональная насыщенность речи

Воздейственность - влияние речи на поведение, мысли, чувства слушателей.

 

 

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых

 

Виды воображения

1. Активное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы

1. Воссоздающее - проявляется, когда человеку необходимо воссоздать образ объекта по его описанию

2. Творческое - характеризуется тем, что человек создает новые образы самостоятельно

3. Мечты - это образы привлекательного для человека будущего. В отличие от грез - связаны с реальностью и осуществимы

2. Пассивное воображение характеризуется отсутствием волевых усилий при создании образов

1. Преднамеренное (грезы)

1. Грезы - это образы, которые вызваны преднамеренно, но не связаны с волей, которая способствовала бы их осуществлению

2. Непреднамеренное (галлюцинации, сновидения)

1. Галлюцинации - фантастические видения, которые практически не связаны с реальностью. Являются результатом нарушения психики или работы воображения

2. Сновидения - характеризуются непроизвольным созданием образов в неожиданных и причудливых комбинациях

 

Способы создания новых образов

· Агглютинация - "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ

· Акцентирование - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе

· Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение

· Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе

 

 

Личность

Аронсон Э. Общественное животное

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия

Зимбардо Ф. Социальное влияние

Чалдини Р. Психология влияния

 

Индивид - человек как единичное природное существо

 

Личность - это системное социальное качество, которое формируется благодаря жизни человека в обществе

А.Н. Леонтьев говорил о том, что личность рождается дважды:

· Около 5 лет, когда появляется соподчинение мотивов

· В подростковом возрасте, когда появляется сознательная регуляция собственного поведения, иерархия мотивов.

 

Индивидуальность - своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого

 

Структура личности

1. Биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные свойства). Почти нет социального

2. Индивидуальные особенности психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля, чувства, эмоции) - социального больше, чем на предыдущем уровне

3. Личный опыт, знания, навыки, умения и привычки. Социальное значительно преобладает над биологическим. Развивается благодаря обучению

4. Направленность личности (в ее различных формах - мировоззрение, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, склонности, интересы, желания, установки). Биологического здесь почти нет, направленность формируется путем воспитания.

 

Теории личности

1. Биологизаторские теории (теория А.Гезелла, психоанализ З. Фрейда)

2. Социологизаторские теории (бихевриоризм) - восходят к идеям Дж. Локка

В отечественной психологии биологические факторы рассматриваются как предпосылки развития. Основными факторами развития считаются социальные.

На уровне индивида велико влияние биологических факторов. На уровне личности - влияние социальных факторов.

 

Социализация

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта

Бихевиоризм: источником развития личности является среда (Уотсон, Скинер, Павлов). Поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами: стимул -> реакция

Основной фактор социализации - подкрепление

 

Подкрепление - это любое действие или внешнее воздействие (стимул), призванное усилить определенную реакцию

Формы:

· Положительное - любой стимул, который, следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне

· Отрицательное - это стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию

 

Необихевиоризм (А. Бандура, Дж. Роттер): поведение человека регулируется не только внешними, но и внутренними факторами (цели, ожидания, самовосприятие человека)

Основной фактор социализации - наблюдение соответствующего способа действий

Для научения через наблюдение за моделью необходимо задействовать внимание (ребенок должен обратить внимание на образец), память (сохранение информации о действиях образца), моторное обеспечение поведения (двигательные и когнитивные способности к воспроизведению, повторений действий образца), мотивацию (собственные или подкрепленные побуждения к действию).

 

Механизмы социализации - это способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта

· Имитация - отражение мимических и пантономических движений, воспроизведение речевых вокализаций

· Подражание - активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения (отношения, оценки, эмоциональные состояния и пр.)

· Идентификация - уподобление, отождествление с кем-либо

· Социальное оценивание - реагирование окружающих людей на поведение личности, которое может быть рассмотрено как поощрение или осуждение этого поведения

· Социальный контроль - система способов воздействия общества и социальных групп на личность в целях регуляции ее поведения и приведения его в соответствие общепринятыми в той или иной общности нормами

 

Стадии социализации личности

1. По А.В. Петровскому

1. Стадия адаптации

2. Стадия индивидуализации

3. Стадия интеграции

2. По Г.М. Андреевой

1. Дотрудовая стадия

2. Трудовая стадия

3. Послетрудовая стадия

 

Альтруизм

Просоциальное (альтруистическое) поведение определяют как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение

Теории альтруизма:

1. Теория социального обмена (Дж. Хоманс)

2. Теория социальных норм

3. Эволюционная психология

 

Факторы, влияющие на альтруизм:

1. Увеличение числа очевидцев в критической ситуации уменьшает вероятность альтруистического поведения каждого отдельного человека

2. Люди более склонны к помощи после того, как увидят, что кто-то другой уже помогает, или же если они располагают свободным временем

3. Влияние настроения человека
(правило "хорошее настроение - добрые дела"; правило "плохое настроение - добрые дела" - не распространяется на маленьких детей)

4. Влияние гендера или личностных качеств

5. Религиозность человека

 

Способы усиления альтруизма:

1. Устранение факторов, которые препятствуют оказанию помощи

2. Научение альтруизму

3. Отсутствие принуждения к альтруистическому поведению (с помощью угроз или избыточного вознаграждения), так как это ослабляет внутреннюю мотивацию поведения

 

Агрессия

Агрессивное поведение понимается как внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдание людям

· Теория инстинктивной агрессии

· Теория фрустрации: фрустрация является следствием разрыва между ожиданиями и реальными достижениями. Фрустрация может спровоцировать агрессивные действия

· Теория социального научения: агрессивное поведение является результатом научения

 

Факторы, провоцирующие агрессию:

1. Боль

2. Жара

3. Теснота

4. Атакующее поведение

5. Возбуждение

6. Влияние СМИ

7. Влияние группы в силу размывания ответственности и социального заражения

 

 

Свойства личности

· Физиологические основы темперамента

· Психологическая характеристика типов темперамента

· Структура характера

· Виды и уровни развития способностей

 

Граневская. Элементы практической психологии

Дружинин. Психология общих способностей

Ильин. Психология воли

Личко. Психопатия и акцентуация характера у подростков

Одаренные дети / под ред. Бурменской, Слуцкого

Юркевич. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность

 

Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей, которые характеризуют динамическую и эмоциональную стороны деятельности и поведения

Темперамент влияет и на деятельность, и на поведение

Теории темперамента:

Гуморальная теория. Ее основоположниками были Гален и Гиппократ, которые считали, что тип темперамента зависит от преобладающей жидкости (сока) в организме - крови, желчи, лимфы (слизи), черной желчи. У сангвиника преобладает кровь, флегматика - лимфа, холерика - желчь, меланхолика - черная желчь.

Конституционная теория. Эту теорию разработали Кречмер и Шелдон. Они строили типологию личности, исходя из различий в строении организма, соотношении разных частей тела, т.е. конституции (строения) человека. Эта теория была популярна в XIX в.

Теория высшей нервной деятельности И.П. Павлова. Темперамент здесь связан со свойствами нервной системы:

1. Силой - способность нервной системы выдерживать сильные раздражители, выносливость и работоспособность нервных клеток

2. Подвижностью - быстрота смены процессов возбуждения и торможения

3. Уравновешенностью - соотношение процессов возбуждения и торможения

Сочетание этих свойств определяет тип ВНД. На его основе формируется темперамент. Исходя из этой теории темперамент наследуем и неизменяем. Павлов призывал отказаться от оценочного подхода к темпераменту, не выделять среди них лучшие и худшие.

 

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которая проявляется в типичных для человека способах деятельности и формах поведения.

Структура характера (по Б.Г. Ананьеву)

· Черты характера, выражающие отношение человека к делу - добросовестность, исполнительность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, ответственность

· Черты характера, выражающие отношение человека к другим - чуткость, честность, высокомерие, снисходительность, вежливость

· Черты характера, выражающие отношение человека к самому себе - уверенность в себе, самоуважение, самокритичность, скромность

· Черты характера, выражающие отношение человека к вещам - а



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: