Особенности подросткового возраста.





Как общаться с подростком

Слайд

Заголовок

Слайд

Подростковый возраст называют по-разному: переходный, критический, трудный. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»).Какие затруднения и у кого он вызывает? один из самых сложных психологических периодов в жизни человека, оказывающий существенное влияние на его развитие. Это сложный критический момент, переходный мостик между детской и взрослой жизнью. Кризис переходного возраста часто проходит болезненно, тяжело как для подроста, так и для его родителей. Как и любой другой, подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития.

Главной причиной возникновения кризиса переходного возраста является половое созревание, оказывающее влияние на психику человека, на его эмоциональное и физическое состояние. Половое созревание формирует в подростке новые для него потребности и интересы — половое влечение, которое вызывает тревогу и переживания, связанные с физическим «Я» человека, и определяет соответствующие кризису симптомы. Подросток начинает противопоставлять себя взрослым, пытается завоевать новую жизненную позицию. Результатом кризиса переходного возраста является формирование личности человека.

Конечно, это нелегкий период в жизни подростка, но пройти через него необходимо для дальнейшего развития и становления личности. Еслипереходный период проходит гладко, без симптомов кризиса, то в дальнейшем события могут развиваться по двум сценариям. Кризис все равно случится, но несколько позже, в 17-18 лет, и будет протекать болезненно и бурно. Другой вариант: человек так и остается в инфантильной позиции ребенка даже в зрелом возрасте, т.е. процесса взросления как такового не происходит. Родителям не стоит бояться кризиса переходного возраста, так как он представляет собой естественный процесс развития личности. Гораздо хуже, если он не наступит. Так же как и при других возрастных кризисах, в нем присутствуют пиковые моменты, которые нужно пережить. Безусловно, переходный период — это тяжелое время и для подростка, и для его родителей, но это период личного обособления, завоевания собственной позиции и взросления. Кризис подросткового возраста протекает в три фазы. Первая фаза негативная, или предкритическая. В это время происходит разрушение старых привычек и стереотипов, ломаются многие сформированные ранее структуры. Вторая фаза представляет собой кульминационную точку кризиса. В возрастном измерении — это 13-14 лет, хотя возраст, конечно, условный, так как все зависит от индивидуального развития подростка. Третья фаза — посткритическая. В этот период происходит формирование новых структур, новых отношений, новых взглядов.

Главная черта переходного возраста — это отстаивание подростком своей самостоятельности и независимости от взрослых. Очень часто это проявляется в сложностях поведения, ярко выраженном упрямстве, негативизме, повышенной конфликтности, открытом непослушании, отстаивании собственной точки зрения по любым вопросам. Подросток проявляет повышенную конформность по отношению к сверстникам и демонстративно противопоставляет себя взрослым. Он пытается создать антипод послушного ребенка. Такое поведение может продолжаться довольно длительное время и носить ярко выраженный характер, в некоторых случаях кульминационная фаза кризиса может пройти довольно гладко и спокойно.

 

Слайд

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений.

Все то, к чему подросток привык с детства — семья, школа, сверстники, — подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

«Вызов взрослым — не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению» (Ч. Шелтон).

Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент — отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при «врастании» в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.

Слайд

Кризис переходного возраста может протекать по двум противоположным сценариям.

Первый вариант — классический. Психологи его называют «кризисом независимости». Он сопровождается традиционными симптомами любого возрастного кризиса, такими как строптивость, упрямство, своеволие, негативизм, непослушание и критическое отношение к требованиям родителей и педагогов, бунтарство.

В этот период особенно остро может проявляться чувство собственности. Подростки начинают очень ревностно относиться к своим вещам, к своему личному пространству. Они строго-настрого запрещают кому-либо заходить в свою комнату, трогать личные вещи, становятся скрытными и закрытыми для общения с родителями.

Подросток остро переживает изменения своего внутреннего мира, переоценку ценностей и свято защищает свою формирующуюся, пока еще очень уязвимую личность от других.

Результатом такого варианта раз переходного возраста становится большой рывок в развитии человека, выход за пределы прежних норм жизни. Но, если взрослые не смогут справиться с трудностями этого периода, то у подростка может сформироваться нарушенное, асоциальное поведение.

Слайд

Второй вариант, абсолютно противоположный первому – кризис зависимости, отличающийся чрезмерным послушанием, зависимостью от родителей, взрослых и более сильных. Возможна приостановка развития на устоявшихся, детских стилях и формах поведения. В самых крайних случаях может произойти задержка формирования и развития инфантильно-зависимой личности или «вечного ребенка». Он, напротив, возвращает подростка назад, в детство, к старой системе отношений со взрослыми, дающей чувство защищенности, поддержки и сравнительной беззаботности.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое – варианты самоопределения (хотя, конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

Слайд

Наличиевнутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.

Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе — мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе — костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8—11 раз

 

Слайд

1. Изменение характера учебной деятельности:

а) многопредметность,

б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук,

в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.

2. Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения-ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.

3. Введение общественно-полезного труда в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживаниясебя как участника общественно-трудовой деятельности.

4. Появление новых требований в семье — реальной помощи по хозяйству, ответственности.

5. Изменение положения ребенка в семье — с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка — предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.

 

 

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Это дает основание считать, что именно путь «кризиса независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса с точки зрения заложенных в нем возможностей для формирования личности. Вместе с тем наиболее экстремальные проявления «кризиса независимости» чаще всего непродуктивны.

«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития. Важно учесть, что подростки, так переживающие кризис, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства, напротив, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, т.е. отношения по типу «взрослый – ребенок».

Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью и характеризуется многочисленными резкими, бурными изменениями в организме ребенка. Изменения эти носят преимущественно качественный характер и затрагивают все аспекты развития. Сдвиги в физиологической системе и психике подростка связаны в первую очередь с кардинальной перестройкой в эндокринной и нервной системах. Трудности, возникающие при взаимодействии с ребенком, неадекватность его поступков, импульсивность его поведения, резкие изменения сферы интересов и т.п. являются внешним проявлением тех процессов, которые происходят во внутреннем мире подростка.

Задача взрослых на данном этапе заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать нормальность происходящих с ним метаморфоз.

Особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью.

Психологические особенности подросткового возраста:

-перепады настроения;
-категоричность высказываний и суждений;
-желание быть признанным и оцененным другими сочетающееся с показной независимостью и бравадой;
-борьба с авторитетами и обожествление кумиров;
-эгоистичность проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием;
-грубость и бесцеремонность сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий – от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму;
-обостряется чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений и все это сочетается с излишней самоуверенностью.





Читайте также:
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.022 с.