Содержание
Введение
1. Психология конфликта. Специфика дисциплины, содержание, цели и задачи.
2. История изучения конфликта.
3. Специфика психологической традиции в изучении конфликтной проблематики.
4. Методы изучения конфликта.
Заключение.
ЛИТЕРАТУРА
а) нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4162.
2. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.
4. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
5. Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
б) основная литература
1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2013. – 503 с.
2. Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 324 с. (ЭБС «Книгафонд»).
3. Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 543 с. (ЭБС «Книгафонд»).
4. Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 183 с. (ЭБС «Книгафонд»).
5. Юренкова В.А., Душкин А.С., Кораблев С.Е. Психология конфликта: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. – 128 с.
|
в) дополнительная литература
1. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2009. – 538с.
3. Решетникова К.В. Конфликты в системе управления: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 175 с. (ЭБС «Книгафонд»).
4. Ромашов Р.А. Юридическая конфликтология: учебное пособие. – СПб.: Астерион, 2006. – 227 с.
5. Ф.И. Шаркова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 240 с. (ЭБС «Книгафонд»).
6. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. – М.: Академия, 2007. – 192 с.
7. Хеель Г. Посредничество в разрешении конфликтов. Теория и технология. – СПб.: Речь, 2004. – 144 с.
8. Шарков Ф.И. Общая конфликтология: учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский; под общ. ред. засл. деят. науки РФ
9. Юренкова В.А., Душкин А.С. Психология конфликта: практикум. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. – 86 с.
10. Юренкова В.А., Душкин А.С. Психология конфликта: учебное наглядное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. – 68 с.
г) Интернет-ресурсы
1. Официальный сайт Правительства России: https://www.government.ru
2. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: https://www.mvd.ru
3. Электронно-библиотечная система «Книгафонд»: http: // www.knigafund.ru
4. Электронно-библиотечная система book.ru: https://www.book.ru
5. Российская государственная библиотека: https://www.rsl.ru
6. Официальный сайт журнала «Конфликтология»: http: // www. conflictology.ru
Учебно-материальное обеспечение:
§ Классная доска, мел;
§ Выставка литературы по теме: «Предмет, цели и задачи дисциплины. Теоретические основы изучения и практического использования закономерностей и механизмов возникновения и развития конфликтов, принципов и технологий управления ими в правоохранительной деятельности»;
|
§ Ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
§ Мультимедиа презентация по теме № 1 «Предмет, цели и задачи дисциплины. Теоретические основы изучения и практического использования закономерностей и механизмов возникновения и развития конфликтов, принципов и технологий управления ими в правоохранительной деятельности».
Все конфликты в мире и в душе
человека проходят через его сердце и
возвращаются к нам осмысленными и
понятными. А то, что понятно,
уже не так страшно
Э. Фромм
Введение
В последнее время конфликтная проблематика стала составной частью программ гуманитарного образования, что обусловлено значимостью проблемы конфликта как важнейшей детерминанты человеческой активности. Конфликтологическая теория и практика свидетельствуют, что центральным знанием, раскрывающим сущностные характеристики конфликтов, являются знание психологическое, прежде всего об участниках конфликтов, и личностных особенностях, влияющих на конфликтную деятельность, их отношения, применяемые стратегии, тактики противоборства.
Психология конфликта.
Специфика дисциплины, содержание цели и задачи
Психология конфликта является отдельным научным направлением, в рамках которого исследуются психологические аспекты возникновения и развития конфликтов, а также закономерностей и технологий управления ими. Это одно из динамично развивающихся направлений современной психологической науки образовалось на пересечении конфликтологии, социальной психологии и психологии личности. В ходе изучения дисциплины исследуется специфика психологического понимания конфликта, особенности конфликтов на разных уровнях: личностном, межличностном, внутригрупповом и межгрупповом, а также история и подходы к психологическому изучению конфликтов.
|
При изучении дисциплины «Психология конфликта» обучающиеся знакомятся с психологическими признаками интерпретации жизненных ситуаций как конфликтных, с обстоятельствами, способствующими или снижающими вероятность конфликта, с разнообразием методов исследования конфликтов в психологии. В дисциплине также раскрывается психологические стратегии и тактики конфликтного взаимодействия, мотивы и цели участников, структурные характеристики разных видов конфликта. Изучение процедуры анализа динамики конфликтного взаимодействия способствует приобретению навыков экспертизы и построения карты конфликта. В процессе освоения данной дисциплины происходит обучение методам и тактикам посредничества в конфликтах, а также – важным приемам ведения переговоров и урегулирования разных типов конфликтов.
Это определяет высокую теоретическую и практическую значимость дисциплины «Психология конфликта», его включение в профессиональную подготовку курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
Объектом изучения дисциплины «Психология конфликта» являются конфликты в целом (социальные, межличностные, внутриличностные).
Предметом изучения являются психологические закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов.
Цель изучения данной дисциплины – добиться всестороннего и глубокого понимания природы, сущности конфликтов в различных сферах деятельности (в правоохранительной, в частности), а также сформировать у обучающихся первичную конфликтологическую компетентность, навыки психологической экспертизы и управления конфликтами на разных уровнях (личностном, межличностном, внутри- и межгрупповом).
В качестве основных задач изучения дисциплины можно выделить:
1) общетеоретическую подготовку специалиста в области психологии конфликта;
2) усвоение основных научных положений психологии конфликта;
3) формирование практических навыков работы с конфликтными ситуациями.
В результате изучения дисциплины «Психология конфликта» приобретаются знания: методологических принципов изучения проблем психологии конфликта, современного состояния и тенденций развития теорий конфликтологии, взаимосвязи конфликтологии с другими науками о поведении человека, основных понятий психологии конфликта, классификации конфликтов, особенностей возникновения, протекания и завершения конфликтов, конструктивных и деструктивных последствий конфликтов, объективных и субъективных причины возникновения конфликтов, возможностей и методов управления конфликтами, направлений профилактики конфликтов и формирования конфликтной компетентности.
В результате изучения дисциплины приобретаются умения:
- постановки проблем для прикладного исследования в области психологии конфликта;
- теоретического обоснования наблюдаемых психологических явлений и процессов и прогноз их развития;
- распознания причин и видов конфликтов;
- нахождения возможных вариантов развития конфликтов;
- оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик;
- анализа видов конфликтов и прогнозирования их протекания;
- разработки адекватных предложений по предупреждению и разрешению конфликтов;
- управления своим поведением в сложных ситуациях;
- оценки и самооценки личности;
- использования приемов конструктивного поведения в конфликте.
В программах обучения полицейских многих зарубежных государств в начале 90-х гг. ХХ века появились практикумы по более «гуманным методам» разрешения конфликтов, в том числе в таких кризисных ситуациях, как семейные неурядицы, бесчинства в состоянии опьянения, изнасилования, самоубийства или массовые беспорядки. По мнению зарубежных экспертов, в комплексе применяемых средств слово является часто более эффективным оружием, чем использование специальных средств.
Практическая значимость изучения дисциплины «Психология конфликта» состоит также и в том, что она позволяет сформировать у сотрудников полиции новую парадигму мышления, а именно: переход от односторонней парадигмы равновесия, интеграции и сплочения к конфликтной парадигме, допускающей и борьбу, и противоречия, и кризисы. Отсюда вытекает закономерный вывод о подготовке сотрудника полиции, сочетающего в себе высокий уровень стрессоустойчивости, психологической готовности к острым, конфликтным ситуациям, требующим от него бескомпромиссности, стойкости, выдержки, силы воли и характера, в то же время имеющего высокую мотивацию к труду, обладающего социально-психологической культурой саморегуляции и самоуправления.
Аргументов в пользу изучения дисциплины «Психология конфликта» можно привести множество. Однако завершить данный учебный вопрос особо хотелось бы упоминанием о необходимости соблюдения сотрудником полиции правил психологической гигиены в отношениях с окружающими людьми в целях обеспечения личной профессиональной безопасности.
История изучения конфликта
При изучении данного вопроса целесообразно понять тот факт, что теоретической базой современной конфликтологии является система философских, социологических, психологических знаний, развивавшихся на протяжении достаточно долгого времени. Данный процесс формирования конфликтологии как самостоятельного научного знания включает ряд условных периодов[1].
Что касается древнейших времен, то следует обратить внимание на творчество китайских философов. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) в своих многочисленных нравственных заповедях рассуждал на тему справедливости, пропорциональности и взаимности, как базовом критерии гармоничных отношений между людьми.
По его мнению, причины непонимания между разными людьми заключаются в нежелании одних следовать правилам, традициям. Именно эти низкие люди в силу своей невоспитанности, стремятся лишь к собственной выгоде, тогда как благородные воспитанные и образованные люди во всем стремятся к порядку. Именно в этом заключается один из источников конфликта между людьми. Конфуций сформулировал известное всему миру «золотое правило нравственности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в доме твоем будет порядок»
Немало для развития конфликтологии сделали ученые античности.
Пытаясь рационально познавать окружающий мир, ученые той эпохи пришли к идее противоположностей, единство и столкновение которых является всеобщим и универсальным способом развития. Многие философы того периода соотносят конфликты с контекстом социальных явлений.
При этом объясняют причины различных столкновений и оценивают их последствия. Гераклита произнес в свое время: «Война – отец всего и всего царь. Одним она определила быть богатыми, другим – простыми людьми, одних сделала рабами, других – свободными».
В свою очередь Платон (ок. 427-347 гг. до н. э.) осуждал войны, рассматривая их как величайшее зло.
Разделял точку зрения Платона другой великий мыслитель Древней Греции – Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Он говорил: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны...».
Другие рассуждения о конфликте связаны с государственным устройством. Их можно найти у Аристотеля (384-322 гг. д. н. э.), который утверждал, что государство является инструментом установления согласия между людьми. Человек без государства становится агрессивным и опасным. Проблема предупреждения социального конфликта звучит в идеях Демокрита о ценности закона: «законы не запрещали бы каждому жить по своему вкусу, если бы каждый не вредил один другому, ибо зависть способствует началу вражды».
В Средние века особенностью конфликтологических идей был их религиозный характер. Так в теософии Августина Аврелия (354-430 гг. н. э.) центральной является мысль о единстве человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Эта противоположная и неразделенная история представляет собой вечную битву двух царств (градов) – Божьего и земного. Фома Аквинский (1225-1274)развил эти взгляды в рассуждениях о царстве философского познания и богословия, о светской и духовной власти, о человеческом бытии и Боге и многих других.
Учение эпохи Возрождения, по новому, взглянули на проблему конфликта. Освобождая восприятие человеческих проблем от власти религиозного сознания, философы этой эпохи (Николай Кузанский (1401-1464), Николай Коперник (1473-1574), Джордано Бруно (1548-1600), Николо Макиавелли (1469-1527)) придавали подобным проблемам земной смысл. Величие человеческого разума, его роль в познании окружающего мира воздвигались на пьедестал исторического развития в качестве ведущей движущей силы.
Изучая конфликтологические взгляды мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения важно уяснить социально-культурные условия и общественный уклад того периода. Эта эпоха характеризовалась экономическим, культурным подъемом европейских стран. Все это создавало условие системного подхода в познании явлений окружающего мира и в том числе в изучении конфликтов. Наиболее характерные для рассматриваемого периода взгляды на конфликт содержались в работах Френсиса Бэкона (1561 – 1626), Томаса Гоббса (1588-1679), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Адама Смита (1723-1790) и др. Так, Ф. Бэкон применил системный подход к анализу причин конфликтов внутри страны. В этом контексте интересна концепция Т. Гоббса о естественном состоянии общества как «войне всех против всех».
В первую половину XIX века особую ценность для конфликтологии представляют взгляды представителей классической немецкой философии – Иммануила Канта (1724-1804), Георга Гегеля (1770-1831), Людвига Фейербаха (1804-1872) и др. Важно подчеркнуть их внимание к самым острым социальным проблемам того времени. Например, проблема войны и мира. Интересными в этом плане представляются идеи И. Канта («О вечном мире»), Г. Гегеля («О войне как средстве нравственного очищения народов») и др.
Ко второй половине XIX- начало XX века был накоплен достаточно большой объем информации по проблеме конфликта. Этот период характеризовался сильнейшими социальными катаклизмами – войнами, экономическими кризисами, социальными революциями и т.п. Все это требовало глубокого научного анализа, новых теоретических подходов к исследованию социальных проблем. В это время возникает целый ряд новых наук и концепций, коренным образом изменивших человеческие возможности социального познания. Среди этих наук – марксистская философия, основы которой заложили Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895); социология, ведущая свое начало с работ Огюста Конта (1798-1857); психология, у истоков которой стоял Вильгельм Вундт (1832-1920).
Особо следует выделить работы немецкого теоретика Карла Клаузевица (1780-1831) «О войне», Георга Зиммеля (1858-1918), Питирима Сорокина (1889-1968) в области социологии, Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его учеников в области психологии.