Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте




В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фан­тазии, появляются стихийные деловые и групповые игры.

Особенности игры в старшем школьном возрасте — нацеленность на самоут­верждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористичес­кая окраска, стремление к розыгрышу.

Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярны учебные дело­вые игры.

Деловые игры

Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) - это:

- педагогический метод моделирования различных управленческих и произ­водственных ситуаций, цель которых — обучение отдельных личностей и их групп принятию решения;

- особое отношение к окружающему миру;

- субъективная деятельность участников;

- социально заданный вид деятельности;

- особое содержание усвоения;

- социально-педагогическая «форма организации жизни».

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный матери­ал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: ими­тационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо ор­ганизации, предприятия или его подразделения, например профсоюзного комите­та, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведе­ние беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осу­ществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сцена­рии имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например методики написания сочинения, решения за­дач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соот­ветствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитиру­ющих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, дейст­вий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для игр с исполне­нием роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распреде­ляются роли с «обязательным содержанием».

 

«Деловой театр ». В нём разыгрывается какая-либо ситуация, поведение че­ловека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его дейст­вия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная зада­ча метода инсценировки — научить подростка ориентироваться в различных об­стоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать воз­можности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, при­казу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются кон­кретная ситуация, обозначаются функции и обязанности действующих лиц, их задачи

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «де­ловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

Этапы Деятельность участников
Этап подготовки Разработка сценария (ав­торы-разработчики) разработка сценария (проспекта) план деловой игры общее описание игры содержание инструктажа подготовка материального обеспечения
    Ввод в игру (руководи­тель) «разогревающие» игровые эпизоды постановка проблемы, целей условия, инструктаж регламент, правила планируемый результат распределение ролей формирование групп консультации
   
Этап проведения Групповая работа над заданием (тренеры, ко­ординаторы) Виды работы: работа с источниками тренинг мозговой штурм работа с игротехником активизация групповых ролей
    Межгрупповая дискус­сия (координаторы, ана­литики)   выступления групп защита результатов правила дискуссии
Этап анализа и обобщения Работа экспертов вывод из игры анализ, рефлексия оценка и самооценка работы выводы и обобщения, итоги игры рекомендации

Технологическая схема деловой игры.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сцена­рия — условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят

— учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование постав­ленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп).

Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется ре­жим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости учени­ки обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предвари­тельные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отка­зываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения — процесс игры. С началом игры никто не имеет права вме­шиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия уча­стников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа и обобщения, обсуждения и оценки результатов игры. Выступ­ления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставле­ние использованной имитации с соответствующей областью реального мира, уста­новление связи игры с содержанием учебного предмета.

Организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий). Применя­ются для решения реальных вопросов текущей деятельности или для развития конкретного учреждения, а также для повышения квалификации работников непосредственно в учреждении с использованием реального информационного мате­риала. Одна из основных характеристик ОДИ — активная, деятельностная вклю­чённость в работу всех участников (коллективная мыследеятельностъ).

Основной акцент в ней делается на рефлексии. Причём ученик делает собст­венную деятельность объектом своего активного воздействия: он изменяет, совер­шенствует или заново выстраивает её. Акцент на рефлексии к ОДИ определяет со­ответствующий эффект такой формы игры, который, как правило, рассматривает­ся в трёх аспектах: 1) познавательном; 2) развития мыслительных способностей и 3) аспекте общепсихологического развития учащихся.

ОДИ отличается тем. что основной акцент в ней делается на рефлексии уча­стниками собственной деятельности и той ситуации, в которой эта деятельность осуществляется. Причём ученик делает собственную деятельность объектом свое­го активного воздействия: в ходе игры он изменяет, совершенствует или заново её выстраивает.

Игротехник должен представить членам группы проблемное задание, т.е. пе­ред участниками игры ставится задача на поиск, а точнее, на изобретение но­вого способа решения обсуждаемой проблемы.

В ОДИ приобретается способность к объективированию (или отстранению) собственной деятельности в ходе её рефлексивного анализа. Объективация пред­полагает выход субъекта в особую рефлексивную позицию, внешнюю по отноше­нию к нему самому, что расширяет его возможности адекватной оценки собствен­ной деятельности и ситуации.

Развитие учащихся проявляется прежде всего в изменении уровня притяза­ний, самооценки и мотивации в учебной деятельности, которые становятся более адекватными. Благодаря рефлексии ученик начинает более беспристрастно анали­зировать собственную деятельность, объективно смотреть на себя со стороны.

Работа с группой ведётся по следующей схеме: проигрывание игрового эпи­зода, обеспечивающего включённость участников в игру на эмоциональном и по­веденческом уровнях. После проигрывания игротехник задаёт членам группы во­просы, выводя их в область причинно-следственных связей, заставляя анализиро­вать своё и чужое поведение в только что разыгранной сценке, инициируя, таким образом, их рефлексию. Каждая группа в результате должна выйти на фиксирован­ные заранее точки обсуждения. При этом игротехнику надо содействовать прояв­лению анализирующей активности членов группы, помогать делать выводы, нахо­дить причинно-следственные связи, видеть новые проблемы. Игротехник должен играть роль «пытливого исследователя», пытающегося понять вместе с другими членами его группы суть только что проигранной ситуации.

Ассистенты игротехников: фиксируют проявления рефлексии у членов групп в ходе анализа проигранных ситуаций; а также отслеживают активизацию проявлений рефлексии у участников с позиции «критика», «наблюдателя», «экс­перта».

Работа разбивается на три части: подготовительную, игровое исполнение, ана­литическую разборку.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, кото­рые при всем своём разнообразии имеют общую идею и обладают характерными особенностями.

Каждая игра — это набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механи­ка и т.д.

В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узора­ми, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадрата­ми, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термомет­ром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, верёвками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п.

Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка геометрии, чертеже, письменной пли устной инструкции и т.п., и таким образом лакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трёхлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются в основном только исполни­тельские черты в ребёнке.

Школа-театр. Ни один праздник, ни одно традиционное мероприятие не об­ходятся без театрализации. Театр — это устойчивая и социально принятая форма игры.

Театральные формы обучения проникают на уроки, причём не только на уро­ки литературы и истории, но и на такие, казалось бы, строгие дисциплины, как математика, физика или химия.

Драматизация (все виды воспроизведения в лицах) становится лучшей школой эстетического воспитания. Она даёт ребёнку огромное количество разнообразных практических навыков и умений, знакомит его со свойствами и употреблением предметов окружающего мира.

Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные спо­собности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творческую личность ребёнка.

Драматизация развивает эмоциональную сферу, тем самым обогащая лич­ность; развивает симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывая спо­собность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Драматизация как метод преподавания даёт ребёнку активное, действенное природосообразное восприятие знаний, вместо сухого усвоения яркий образ, глу­бокое и живое переживание, она привлекает к работе всю личность ребёнка: ум, чувства, воображение, волю.

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7лет -«Сказочные лабиринты игры» (В.В. Воскобович).

Технология «Сказочные лабиринты игры» представляет собой систему по­этапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребёнка и посте­пенного усложнения образовательного материала. Её принципиальными особен­ностями являются:

Эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, вообра­жения, мышления, речи.

Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой мо­
гут заниматься дети и трёх, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это воз­можно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется
система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных за­даний.

Многофункциональность развивающих игр. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.

Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры В. Воскобовича да­ют возможность проявлять творчество и детям, и взрослым.

Игровое обучение. Незаметно для себя малыш осваивает цифры пли буквы;
узнаёт и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенству­ет речь, мышление, внимание, память, воображение.

Технология «Сказочные лабиринты игры» включает различные формы орга­низации детского коллектива — занятия, совместную игровую деятельность малы­шей и взрослых, самостоятельную игру детей.

Внеклассные ролевые игры. Игра для детей — это способ познания мира и своего места в нём, и потому она необходима для развития их личности. Игра — это деятельность, цель которой — сама эта деятельность. При таком подходе к иг­рам, в которые играет большинство взрослых, можно отнести и театр, и кино, и по­литику, и многое другое. Особое место занимают здесь театральные ролевые игры. В настоящее время ролевые игры приобрели характер молодёжного общественно­го движения.

История ролевого движения начинается с того момента, когда около 20 чело­век собрались под Казанью, чтобы прожить несколько дней в мире, именуемом Средиземье (J.R.R Tolkien “The Lord of the Rings”). Так состоялись первые «Хоббитские игры».

Современное движение ролевых игр нельзя назвать толкиенистским, так как его участники играют буквально во всё: от «Курочки Рябы» до «Перекрёстка» (иг­ра, в которой в идеале участвуют литературные персонажи всех времён и народов) и от «Вавилона-5» (известный футуристический сериал) до «Валинорки» («Со­творение мира»).

Ролевая игра это процесс создания игрового мира с погружением в него иг­рока как самостоятельной личности.

Роль может стать мощным стимулом к самовоспитанию. Многие игроки, ко­торым их роли нравятся, продолжают придерживаться их и в повседневной жизни (например, эльфы очищают от мусора ближайшие леса и парки).

Глобальная цель ролевой игры заключается в том, чтобы устранить несоот­ветствие между отдельно взятой личностью и окружающим её миром.

Возможны два варианта снятия этого противоречия: надо изменить личность, чтобы она стала соответствовать миру, либо преобразовать мир, чтобы в нём ста­ло хорошо данной личности.

Организаторы игры и игроки могут ставить перед собой и конкретные задачи:

- познавательные («как это было?»);

- эстетические («мир прекрасен»);

- обучающие («как это делать?» — в игре можно быть следопытом, корабе­лом, воином, монахом буддийского монастыря и т.п.);

- этические («это наш мир» — проведение в жизнь некоторой системы мо­ральных ценностей);

- компенсаторные («всё было не так» — игры такого плана предполагают
обязательный литературный или, реже, кинематографический источник);

- структурирование времени («как здорово, что все мы здесь сегодня собра­лись» — это задача начинающих игроков).

Организация игры начинается с её замысла. Основное внимание при этом должно быть уделено следующим моментам. Во-первых, задуманный мир должен быть целостным, но допускать множество различных ситуаций. Во-вторых, уточняется продолжительность игры.

Определяется форма проведения игры: полигонная или кабинетная. Если иг­ра полигонная, то определяются основные характеристики места игры.

Обычно реальное количество участников бывает в 1,5-3 раза меньше заявленного.

Следующий важный момент — подбор организаторов игры и создание коман­ды мастеров. Её задача — разработка замысла игрового мира, подготовка к игре, контроль за её ходом и (в случае необходимости) защита игрового мира от неадек­ватных ему действий игроков.

Команда на небольшую игру состоит обычно из 5-7 человек, но не больше 10.

Команда должна создать командную легенду — историю изображаемого наро­да, города и т.п., описание современного состояния (кому, сколько лет, кто что де­лает, в каких родственных или иных отношениях состоит) — и материализовать за­думанный имидж команды.

Начало игры должно быть по возможности красивым и эффектным. Часто для этого проводят парад участников игры или устраивают вводное театральное действо.

Финансово-экономические деловые игры. Цель таких игр — подготовка учащихся к рыночной экономике. Для этого моделируются определённые управ­ленческие, экономические, финансовые, бизнес-ситуации, в которых формируют­ся умения анализировать их и принимать оптимальные решения.

В школах деловые игры могут проводиться как на уроках, так и во время вне­классных мероприятий.

Финансовая сторона игры может предусматривать введение собственной школьной валюты и активную деятельность банка, проводящего такие операции, как кредитование коммерческой деятельности фирм, проведение займов, введение личных лицевых счетов клиентов, а экономическая — моделировать организацию производительной деятельности в значительном объёме и разнообразных формах. Это частный бизнес, малые предприятия, кооперация, большой объём коммерчес­ких услуг, торговля.

 

Рекомендуемая литература

 

  1. Азаров Ю.П. Игра и труд. М., 1973.
  2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1979.
  3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1994.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 1988.
  5. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. М., 1991.
  6. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. Л., 1983.
  7. Журавлёв АЛ. Языковые игры на компьютере. М., 1988.
  8. Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. М., 1992.
  9. Капитонов А.Н. Организационно-деятельностная игра в школе // Школьные техноло­гии. 2000. № 2.
  10. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990.
  11. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками. М.: ВЛАДОС, 2001.
  12. Кэрролл Л. Логическая игра. М., 1991.
  13. Литова З.А. Деловые игры в школе // Школьные технологии. 2000. № 2.
  14. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Сочинения. Т. V. М., 1958.
  15. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., 1990.
  16. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии. 2000..№2.
  17. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: РПА, 1996.
  18. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: Профиздат, 1991.

19. Прутченков А.С. Школа деловой игры // Школьные технологии. 1991.№ 1,2; 1998. №4.

  1. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М.: Народное образование, 1996.
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2005
  3. Спиваковский Л. С. Игра — это серьёзно. М., 1981.
  4. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
  5. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.
  6. Шмаков С.А. Культура — досуг — ребёнок. М., 1994.
  7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М, 1979.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: